Расширенное календарно-тематическое планирование уроков химии 10 класс (УМК О.С. Габриелян)

Поурочное планирование по химии, 10 класс, базовый уровень
(2 ч. в неделю, всего 68 ч.), УМК О.С. Габриеляна

№№
п/п
Тема урока
Тип урока
Изучаемые вопросы
Эксперимент
Д.- демонстрац.
Л.- лабораторный
Требования к уровню подготовки выпускников
Дом. задание
Дата план/
факт

Тема 1. Введение. Теория строения органических соединений (12 ч)

1 (1)
Предмет органической химии. Общие сведения об органических веществах.
Объяснение нового материала
Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения
Д. Коллекция органических веществ и изделий из них

Знать/понимать
-химические понятия: вещества молекулярного и немолекулярного строения
П.1


2
(2)
Теория строения органических соединений

Комбинированный

Валентность. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Причины многообразия органических веществ (гомология, изомерия)
Д. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений
Знать/понимать
-химические понятия: валентность, изомерия, изомеры, гомология, гомологи;
-теорию строения органических соединений А.М. Бутлерова
П.2, записи


3(3)
Электронное строение атома углерода. Ковалентная химическая связь
Комбинированный
Валентность. Общая электронная пара.

Знать/понимать
-химические понятия: валентность,
Уметь
-определять
виды хим. связи
П.3,
упр 1-3


4(4)
Валентные состояния атома углерода. Вид и гибридизации и форма молекул
Комбинированный
Понятие гибридизации
Д. Модели молекул органических соединений
Знать/понимать
-химические понятия: гибридизация
Уметь
-определять
тип гибридизации
П.4 упр.2-4


5 (5)
Классификация органических веществ
Комбинированный
Функциональные группы органических веществ. Признаки классификации органических веществ (наличие кратных связей и функциональных групп)

Знать/понимать
-химические понятия: функциональная группа;
Уметь
-определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений
П.5
Упр1-5


6(6)
Номенклатура органических веществ
Комбинированный
Основы номенклатуры органических соединений. Типы номенклатур. Правила называния органических веществ

Знать/понимать
-химические понятия: типы номенклатур;
Уметь
-называть органические вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре
П.6,
упр. 1-2


7 (7)
Понятие о изомерии и изомерах
Комбинированный
Химические формулы и модели молекул в органической химии. Изомерия и ее виды
Л. Изготовление моделей молекул углеводородов
Знать/понимать
Гомология и изомерия
Уметь
-составлять формулы изомеров и гомологов
П.7 упр. 3,6-9


8(8)
Решение задач на вывод формул органических соединений по массовым долям ХЭ
Комбинированный
Массовые доли ХЭ. Молекулярная формула. Расчёт по формуле.

Знать/понимать
Массовые доли ХЭ. Уметь
-рассчитывать состав молекулы органического вещества
Стр.82,упр.8


9(9)
Типы химических реакций в органической химии.

Признаки классификации химических реакций

Знать/понимать
-химические понятия: типы реакций;
Уметь
-определять принадлежность реакций к различным типам
П.8 упр. 1-4


10-11(10-11)
Систематизация и обобщение знаний по теме № 1
Обобщающе-повторяющий






12(12)
Контрольная работа №1









Тема 2. Углеводороды и их природные источники (20 часов)



13-14 (1-2)
Природные источники углеводородов

Самостоятельная работа по плану
Природный газ как топливо. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин: понятие об октановом числе Уголь. Коксохимическое производство и его продукция. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа
Д. (Л.) Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»

Л. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах Д. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки»

Знать/понимать
способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами
Уметь
-объяснять явления, происходящие при переработке нефти;
оценивать влияние химического загрязнения нефтью и нефтепродуктами на состояние окружающей среды
-использовать приобретенные знания для безопасного обращения с природным газом
П.10


15-16 (3-4)
Алканы
Комбинированный
Алканы: общая формула, гомологический ряд, гомологическая разность, изомерия, номенклатура. Химические свойства: горение, разложение, замещение, дегидрирование (на примере метана и этана). Применение алканов на основе их свойств
Д. Горение метана и отношение его к раствору перманганата калия и бромной воде
Л. Изготовление моделей молекул алканов
Знать/понимать
-химические понятия: углеродный скелет;
-важнейшие вещества: метан, его применение;
Уметь
-называть: алканы по международной номенклатуре
-определять: принадлежность органических веществ к классу алканов
-характеризовать: строение и химические свойства метана и этана
-объяснять: зависимость свойств метана и этана от их состава и строения
П.11 упр. 2, 4-5


17(5)
Решение задач и упражнений по теме «Алканы»
Комбинированный



Подг. к пр/р 1


18(6)
Практическая работа №1 «Обнаружение углерода, водорода и хлора в органических соединениях»
Практическая работа
Идентификация углерода, водорода и хлора

Уметь обнаруживать углерод, водород и хлор в органических соединениях
Оформление


19-20
(7-8)
Алкены
Комбинированный
Общая формула алкенов, гомологический ряд, структурная изомерия, номенклатура. Этилен: его получение дегидрированием этана и дегидратацией этилена, физические свойства. Химические свойства: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация. Применение этилена на основе его свойств
Д. Получение этилена, горение, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия

Л. Изготовление моделей молекул алкенов
Знать/понимать
-химические понятия: строение алкенов (наличие двойной связи);
-важнейшие вещества:
этилен, его применение;
Уметь
-называть: алкены по «тривиальной» или международной номенклатуре;
-определять: принадлежность веществ к классу алкенов
-характеризовать: строение и химические свойства этилена;
-объяснять: зависимость свойств этилена от его состава и строения
П.12 упр.1,3,5-6


21(9)
Решение задач и упражнений по теме «Алкены»
Комбинированный



Подг. к пр/р 2


22(10)
Практическая работа №2 «Получение этилена и опыты с ним»
Практическая работа
Способы лабораторного получения этилена. Свойства его

Знать/понимать
Его свойства
Уметь
Получать этилен в лабораторных условиях
Оформление


23 (11)
Алкадиены. Каучуки
Комбинированный
Понятие об алкадиенах как об углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки.
Д. Разложение каучука при нагревании, испытание продукта разложения на наличие двойных связей.

Знать/понимать
-важнейшие вещества и материалы: каучуки, их применение
П.14


24-25
(12-13)
Алкины. Ацетилен
Комбинированный
Общая формула алкинов. Ацетилен: строение молекулы, получение пиролизом метана и карбидным способом, физические свойства. Химические свойства: горение, взаимодействие с бромной водой, хлороводородом, гидратация. Применение ацетилена




Д. Получение и свойства ацетилена

Л. Изготовление модели молекулы ацетилена
Знать/понимать
строение молекулы ацетилена (наличие тройной связи);
-важнейшие вещества: ацетилен, его применение;
Уметь
-называть: ацетилен по международной номенклатуре;
-характеризовать: строение и химические свойства ацетилена;
-объяснять: зависимость свойств этина от строения
П.13. упр. 2,3-5


26(14)
Решение задач на вывод формул органических веществ по продуктам сгорания
Комбинированный
Продукты сгорания. Расчёт количества углерода, водорода и других ХЭ

Знать/понимать
Продукты сгорания Уметь
-рассчитывать состав молекулы органического вещества
Стр.116 упр. 6


27(15)
Циклоалканы
Комбинированный
Общее представление о циклоалканах, их строении и свойствах

Знать/понимать
строение молекулы циклоалканов (наличие цикла);
Уметь
-называть: Циклоалканы по международной номенклатуре;
-характеризовать: их строение и химические свойства;
-объяснять: зависимость свойств от строения
П.15 упр. 1-2


28-29 (16-17)
Арены. Бензол. Гомологи бензола
Комбинированный
Общее представление об аренах. Строение молекулы бензола. Получение бензола из гексана и ацетилена Химические свойства: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе его свойств
Д. Отношение бензола к раствору перманганата калия и бромной воде
Знать/понимать
строение молекулы бензола;
Уметь
-характеризовать: химические свойства бензола
-объяснять зависимость свойств бензола и его гомологов от его состава и строения
П.16 упр. 3,5,7


30(18)
Решение задач
Решение задач
Вычисления по химической формуле и химическому уравнению

Уметь
-вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции



31(19)
Систематизация и обобщение знаний по теме № 2.
Обобщающе-повторяющий






32(20)
Контрольная работа № 2
Контрольная работа






Тема № 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (19 часов)

33(1)
Спирты
Комбинированный
Предельные одноатомные спирты: состав, строение, номенклатура, изомерия. Представление о водородной связи. Физические свойства метанола и этанола, их физиологическое действие на организм. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена

Знать/понимать
-химические понятия: функциональная группа спиртов;
-вещества: этанол, физиологическое действие на организм метанола и этанола;
Уметь
-называть спирты по «тривиальной» или международной номенклатуре;
-определять принадлежность веществ к классу спиртов
П.17 стр.138-141 упр. 1-2


34 (2)
Химические свойства спиртов
Комбинированный
Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид, внутримолекулярная дегидратация. Применение этанола на основе его свойств.
Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Л. Свойства этилового спирта

Уметь
-характеризовать строение и химические свойства спиртов;
-объяснять зависимость свойств спиртов от их состава и строения

П.17 стр.142-153 упр. 9-10


35 (3)
Многоатомные спирты
Комбинированный
Глицерин как представитель предельных многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина на основе его свойств
Л. Свойства глицерина
Знать/понимать
-вещества: глицерин;
Уметь
-выполнять химический эксперимент по распознаванию многотомных спиртов
П.18 упр. 1-3


36 (4)
Фенол
Комбинированный
Получение фенола коксованием каменного угля. Состав и строение молекулы фенола.
Физические и химические свойства: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой, поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолформальдегидную смолу. Применение фенола на основе его свойств
Д. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании
Д. Качественные реакции на фенол
Использовать приобретенные знания и умения для
-безопасного обращения с фенолом;
-для оценки влияния фенола н