Выступление на районном методическом объединении педагогов, работающих с детьми с ОВЗ по теме: Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья


РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЫМИ ЗДОРОВЬЯ
В рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (с инвалидностью и без инвалидности) в рамках деятельности школьного психолого-педагогического консилиума разрабатывается индивидуальная образовательная программа (ИОП).
В качестве нормативно-правовых оснований проектирования индивидуальных образовательных программ для воспитанников и обучающихся вступает закон РФ № 273 – ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», в котором отмечается, что разработка и утверждение образовательных программ относятся к компетенции образовательного учреждения (статья 12). При этом законодательно установлен минимум содержания образовательной программы, определяемый федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с сохранным интеллектуальным развитием. По отношению к детям с нарушением интеллекта следует ориентироваться на требования программ для С(К)ОУ VIII вида. Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать и реализовывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся, в том числе и индивидуальные образовательные программы. ИОП, как и любая другая программа, разрабатываемая педагогами образовательных учреждений, должна быть утверждена на педагогическом совете образовательного учреждения, если составлена на основе базовой программы. В других случаях (когда программа составляется на основе авторских материалов или программ, не рекомендованных для данной категории детей) материалы должны пройти процедуру рецензирования во внешней организации. При необходимости для ребенка составляется индивидуальный образовательный маршрут, который включает в себя несколько программ по разным направлениям.
ИОП является результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ в рамках образовательного учреждения и продуктом деятельности школьного психолого-педагогического консилиума.
Основная цель ИОП – построение образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.
Индивидуальная образовательная программа – документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенном уровне образования.
Индивидуальная образовательная программа должна обладать следующими характеристиками:
наличие «индивидуальной составляющей» целевого, содержательного и технологического компонентов, предусматривающей успешность в образовательном процессе и отражающей интересы, возможности и потребности ученика;
обеспечение реализации права учащегося и его законных представителей на выбор темпа достижения личностно-значимого результата;
возможность адаптации программы к меняющимся запросам;
ориентация учебно-воспитательного процесса на продуктивность, развитие индивидуальных особенностей учащихся.
Индивидуальная образовательная программа разрабатывается для следующих категорий обучающихся с особыми образовательными потребностями:
1) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому, в том числе дети-инвалиды;
2) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме дистанционного обучения, в том числе дети-инвалиды;
3) Дети с ОВЗ, выбравшие профессиональный профиль обучения;
4) Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения во фронтальном режиме в рамках реализации инклюзивной практики.
Пример: В прошлом году мой ученик обучался в общем классе по адаптированной программе VIII вида. С программой он не справлялся, явно наблюдались поведенческие отклонения. Я вышла на школьном психолого-педагогическом консилиуме с предложением перевести его на обучение по индивидуальной образовательной программе.
Индивидуальная образовательная программа реализуется через индивидуальный образовательный план – корректируемая часть индивидуальной образовательной программы, структурированная программа действий администрации, учителей, специалистов психолого-педагогического сопровождения, родителей обучающегося/ воспитанника с ограниченными возможностями здоровья на некотором фиксированном этапе обучения.
Организационно-педагогические условия проектирования и реализации ИОП:
1) Наличие в образовательном учреждении службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с ОВЗ ИОП. В качестве оптимальной структуры сопровождения обучающихся в образовательном учреждении выступает школьный ПМПК (психолого-медико-педагогический или психолого-педагогический консилиум). В нашей школе такой консилиум создан. На нем было сделано заключение.
2) Согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по индивидуальной образовательной программе. Нами была проведена большая работа с матерью, которая изначально была против обучения ее ребенка на дому, но после большой совместной работы учителя, администрации школы и Комитета по образованию, она дала согласие.
3) Наличие подготовленный педагогических кадров. Я имею высшее образование по специальности «Специальная психология с дополнительной специальностью «Олигофренопедагогика».
В нашей школе обеспечивают разработку и реализацию индивидуальных образовательных программ для детей с ОВЗ в том числе для детей инвалидов, следующие специалисты: администрация школы, педагог-психолог, социальный педагог, учитель. Со следующего года будет актуальна работа воспитателей группы продленного дня и педагогов дополнительного образования, т.к. мы переходим на ФГОС, где будет предусмотрена внеурочная деятельность.
Группа Функционал
Администрация Проектирование образовательного процесса с учетом разработки и реализации ИОП для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе – детей с ОВЗ (детей-инвалидов):
финансовое обеспечение реализации ИОП;
внесение изменений в существующие и разработка новых локальных нормативно-правовых и регламентирующих документов (Устав школы, ООП НОО, приказы, положения и т.д.);
кадровое обеспечение реализации ИОП (наличие кадров, повышение квалификации, стимулирование);
обеспечение материально-технических условий (безбарьерной предметной образовательной среды, специального учебного оборудования, оборудования ля использования тех или иных методов, приемов, технологий, информационно-коммуникативной среды);
поиск необходимых ресурсов, социальное партнерство (организация сотрудничества с ППМС-центрами, общественными организациями, учреждениями здравоохранения, социального обеспечения и др.);
организация мониторинга образовательной среды школы, анализ и оценка эффективности деятельности специалистов школы в направлении обучения и сопровождения детей с ОВЗ
Специалисты психолого-педагогического сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог) – члены ПМПкразработка индивидуальных программ;
отслеживание динамики развития обучающегося;
оценивание успешности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в освоении программ и в случае необходимости внесение коррективов;
помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения;
проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий;
консультирование родителей
Учитель (основной) Проектирование образовательного процесса в инклюзивном классе с учетом реализации ИОП, создание условий для развития позитивных тенденций каждого ребенка:
участие в разработке индивидуальных образовательных программ;
разработка рабочих программ по предметным областям с учетом образовательных потребностей и возможностей обучающихся;
организация развивающей среды в классе;
создание поддержка эмоционально-комфортной атмосферы в классном коллективе, формирование у детей отношений сотрудничества, принятия;
формирование у всех обучающихся положительной учебной мотивации;
выстраивание содержания обучения в соответствии с образовательными потребностями и возможностями каждого обучающегося;
применения технологий обучения и воспитания, отвечающих задачам развития всех детей и индивидуальных образовательных программ;
при необходимости – адаптация содержания основных и дополнительных учебных материалов (учебников, рабочих тетрадей и т.д.);
выстраивание взаимоотношений сотрудничества с родителями обучающихся, в том числе – детей с ОВЗ
Воспитатели группы продленного дня, педагоги дополнительного образования участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных программ;
помощь учителю в решении задач социальной адаптации и формирования социальной компетенции детей, в том числе – детей с ОВЗ;
применение технологий обучения и воспитания, способствующих раскрытию творческого потенциала и самореализации детей, в том числе – с ОВЗ
Особенности работы над индивидуальной образовательной программой:
1) Разрабатывается в рамках деятельности ПМПк коллегиально.
Учебный план моего ученика составляет 9 часов. Так как у него слаба развита речь и имеются значительные нарушения речи, индивидуальная составляющая ориентирована на развитие речи (Чтение и развитие речи – 2ч., письмо и развитие речи – 2ч., развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности – 0,25ч. По просьбе матери в учебный план включен 1ч. логопедических занятий).
2) Разрабатывается на определенный ограниченный во времени период (учебный год).
3) По окончании периода производится оценка достижений ребенка – динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Так же предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения. По результатам происходит корректировка программы (плана).
По истечении полугода можно сделать вывод, что ребенок справляется не со всеми дисциплинами. Поэтому к концу учебного года будет проводиться диагностика его развития и на следующий учебный год в индивидуальную образовательную программу будут введены коррективы.
4) Формулировки цели и задач, критериев достижений ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида) носят максимально конкретный характер.
5) Закреплены ответственность и регламент деятельности всех участников совместной работы.
Индивидуальная образовательная программа (план) в рамках образовательного учреждения для ребенка с ОВЗ разрабатывается в несколько этапов.
Этап «Шаги проектирования ИОП» Содержание деятельности
Предвари-тельныйПредварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей
Администрация школы вместе с координатором по инклюзии
– определяет, к какому учителю и в какой класс поступает ребенок. Так же определяется, какие специалисты психолого-педагогического сопровождения могут войти в междисциплинарную команду;
– если в школе нет какого-либо специалиста, административная группа ищет возможные варианты привлечения дополнительных ресурсов (сотрудничество с ППМС-центром, привлечение волонтеров и т.д.);
– заключается договор с родителями;
– проводится сбор и анализ предварительной (первоначальной) информации о ребенке и его семье.
Изучение документации;
Разработка локальных регламентирующих документов: приказа о деятельности ПМПк (ППК), Службы психолого-педагогического сопровождения и т.д.
Оценка требований ФГОС и ОП 10960093720465Диагностика Изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования
Описание необходимых ребенку с ОВЗ специальных образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов – организация диагностической работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия (по возможности – комплексно);
– подготовка заключений о психологических особенностях ребенка, сформированности у него учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Основная задача комплексной диагностики в данном случае – определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие направления деятельности учителя и специалистов являются самыми актуальными.
Организация деятельности ПМПк: обсуждение заключений специалистов;
принятие решений о необходимости разработки ИОП
Разработка Проектирование необходимых структурных составляющих ИОП Деятельность учителя и специалистов сопровождения в рамках работы ПМПк.
При необходимости – привлечение специалистов ППМС-центра, с которым заключено соглашение о сотрудничестве.
Определение временных границ реализации ИОП Четкое формулирование цели ИОП (Совместно с родителями!) Определение круга задач в рамках реализации ИОП Определение содержания ИП (коррекцион-ный, содержа-тельный компоненты) Планирование форм реализации разделов ИОП Определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности Определение форм и критериев мониторинга эффективности коррекционной работы Реализация Организация деятельности учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с программой и планом;
– организация мониторинга ученых достижений и социальной компетентности ребенка;
– организация мониторинга эффективности коррекционной работы
Анализ и коррекция Организация деятельности ПМПк по анализу эффективности работы, динамики развития и учебных достижений ребенка;
– введение корректив в ИОП (ИОп)
К сожалению, в настоящий момент запрос семьи на обучение их сына или дочери именно по ИОП имеет под собой самые различные мотивы – от желания дать ребенку шанс развиваться и социализироваться в среде обычных сверстников до удовлетворения собственных пожеланий, не учитывающих состояние и возможности ребенка и необходимые для его обучения в общеобразовательной школе условия. Общее у всех семей одно – на начальном этапе многие родители могут декларировать полную готовность сотрудничать со специалистами школы, помогать создавать условия для успешной адаптации ребенка, а в реальности через некоторое время (по различным причина «внутреннего» и «внешнего» характера) начинают демонстрировать неготовность к сотрудничеству, нежелание менять привычный уклад жизни даже в интересах собственного сына или дочери. И тогда школа становится заложником ситуации недоверия и непонимания со стороны родителей, и – как следствие – невозможности помочь ребенку без их поддержки. Поэтому, основная задача администрации и сотрудников школы на этапе целеполагания – договориться с родителями об одной общей цели на определенный, «понятный» период времени – например, на один год, как в моем случае. В беседе с родителями необходимо расставить приоритеты в развитии ребенка исходя из его возможностей – в соответствии с ними учитель и вся междисциплинарная команда будут решать практические задачи в области обучения и социальной адаптации ребенка. При этом, подписывая договор о сотрудничестве, в затем принимая участие в разработке индивидуальной образовательной программы для своего ребенка, родитель должен осознавать меру своей ответственности за качество жизни ребенка не только в кругу семьи, но и в школе.
Обязательным компонентом индивидуальной образовательной программы являются психолого-педагогическая характеристика ребенка, цель и задача коррекционно-развивающей работы, содержание программы, а также требования к уровню подготовленности ребенка, которые позволяют оценить полноту реализации содержания ИОП на уровне динамики тех или иных составляющих его психофизического развития.
Оформление индивидуальной образовательной программы представляет собой:
титульный лист программы с указанием наименования учреждения, назначения программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, соглование с родителями и председателем ПМПк школы, указанием специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной образовательной программы);
пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени, структура индивидуальной образовательной программы, ее цели и задачи;
индивидуальный учебный план;
содержание программы;
мониторинг достижений обучающегося, в котором конкретно сформулированы результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций;
заключение и рекомендации, в котором формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года.
Структура ИОП для ребенка с ОВЗ максимально соответствует тем направлениям работы педагогического коллектива (или группы учителей и специалистов, реализующих инклюзивную практику в школе), которые неизбежно возникают при разработке и сопровождении индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках одного образовательного учреждения.