Рабочая программа по Технологии 5 класс ФГОС.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Багаевская средняя общеобразовательная школа №1
Утверждаю:
Директор МБОУ БСОШ №1
__________ О.А. Калинина
Приказ №_____ от ________ 2016 года
Рабочая программа по технологии
основного общего образования 5 класса
Количество часов-70
Программа разработана на основе УМК: Технология: программа. 5–8 классы авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. — М.: Вентана-Граф, 2012.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Технология. Индустриальные технологии. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./ А.Т. Тищенко. В.Д.Симоненко.- М.: Вентана - Граф. 2014.-189с. : ил.
Учитель технологии
Донев А. А.
Планируемые результаты изучения технологии.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Обучающийся научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от обучающегося. Эти результаты потенциально достигаемы большинством обучающихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными обучающимися; они не отрабатываются со всеми группами обучающихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.
Следующие виды деятельности обучающихся направленны на достижение планируемых результатов такие как: работа в паре, групповая, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, включающая выполнение домашней работы, творческих проектов и др.
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»
Обучающийся научится:
• находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;
• читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;
• выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;
• осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов. Обучающийся получит возможность научиться:
• грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;
• осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы.
Раздел «Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности»
Обучающийся научится:
• планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
• представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
Обучающийся получит возможность научиться:
• организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
И осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
проявление технико-технологического и экономического мышления пои организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций обучающихся.
Метапредметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи па основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
в познавательной сфере:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирования целостного представления техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ; выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
практическое освоение умений составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Критерии оценки качества знаний обучающихся по технологии
При устной проверке.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
полностью усвоил учебный материал; умеет изложить учебный материал своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
в основном усвоил учебный материал; допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «2» ставится, если обучающийся:
почти не усвоил учебный материал; не может изложить учебный материал своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
При выполнении практических работ.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
творчески планирует выполнение работы; самостоятельно и полностью использует знания программного материала; правильно и аккуратно выполняет задания; умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
правильно планирует выполнение работы; самостоятельно и полностью использует знания программного материала; в основном правильно и аккуратно выполняет задания; умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
допускает ошибки при планировании выполнения работы; не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала; допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания;затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «2» ставится, если обучающийся:
не может правильно спланировать выполнение работы; не может использовать знаний программного материала;
допускает грубые ошибки и не аккуратно выполняет задания; не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами
При выполнении творческих и проектных работ
Технико-экономические требования Оценка «5»
ставится, если обучающийся: Оценка «4»
ставится, если обучающийся: Оценка «3»
ставится, если обучающийся: Оценка «2»
ставится, если обучающийся
Защита проекта Обнаруживает полное соответствие
содержания доклада и проделанной работы.
Правильно и четко отвечает на все
Поставленные вопросы. Умеет
Самостоятельно подтвердить теоретические
Положения конкретными примерами. Обнаруживает, в основном, полное соответствие доклада и
Проделанной работы. Правильно
и четко отвечает почти на все
поставленные вопросы. Умеет, в основном, самостоятельно
подтвердить теоретические
положения конкретнымипримерами Обнаруживает неполное соответствие доклада и
Проделанной проектной работы.
Не может правильно и четко ответить на отдельные вопросы.
Затрудняется самостоятельно
Подтвердить теоретическое
Положение конкретнымипримерами. Обнаруживает незнание большей части
проделанной проектной работы.
Не может правильно и четко ответить на многие вопросы.
Не может подтвердить теоретические положения конкретными примерами.
Оформление проекта Печатный вариант. Соответствие
Требованиям последовательности
выполнения проекта. Грамотное, полное
изложение всех разделов.
Наличие и качество наглядных материалов(иллюстрации, зарисовки,
фотографии, схемы и т.д.). Соответствие
технологических разработок современнымтребованиям. Эстетичность выполнения.
Печатный вариант. Соответствие
Требованиям выполнения
проекта. Грамотное, в основном, полноеизложение всех
разделов. Качественное,
неполное количествонаглядных
материалов. Соответствие
технологических разработок
современным требованиям. Печатный вариант. Неполное соответствие требованиям проекта. Не совсем грамотное изложение разделов. Некачественные наглядные материалы. Неполное соответствие технологических разработок v современным требованиям. Рукописный вариант.
Не соответствие требованиям
Выполнения проекта.
Неграмотное изложение всех
разделов. Отсутствие наглядных материалов. Устаревшие технологии
обработки.
Практическая направлен
ностьВыполненное изделие соответствует и может
использоваться по назначению, предусмотренному при разработке проекта.
Выполненное изделие соответствует и может
использоваться по назначению и допущенные отклонения в проекте не имеют принципиального значения. Выполненное изделие имеет отклонение от указанного назначения, предусмотренного в проекте, но может использоваться в другом практическом применении. Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению.
Соответствие технологии выполнения Работа выполнена в соответствии стехнологией. Правильность
подбора технологическихопераций при проектировании Работа выполнена в соответствии с технологией, отклонение от указанных инструкционных карт не имеют принципиального значения Работа выполнена с отклонением от технологии, но изделие может быть использовано по назначению Обработка изделий (детали) выполнена с грубыми отклонениями от технологии, применялись не предусмотренные операции, изделие бракуется
Качество
проектного
изделия Изделие выполнено в соответствии эскизу чертежа. Размеры выдержаны. Отделка выполнена в соответствии с требованиями предусмотренными в проекте. Эстетический внешний вид изделия Изделие выполнено в соответствии эскизу, чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого, в основном внешний вид изделия не ухудшается Изделие выполнено по чертежу и эскизу с небольшими отклонениями, качество отделки удовлетворительно, ухудшился внешний вид изделия, но может быть использован по назначению Изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует эскизу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия
При выполнении тестов, контрольных работ
Оценка «5» ставится, если обучающийся: выполнил 90 - 100 % работы
Оценка «4» ставится, если обучающийся: выполнил 70 - 89 % работы
Оценка «3» ставится, если обучающийся: выполнил 30 - 69 % работы
Оценка «2» ставится, если обучающийся: выполнил до 30 % работы
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Согласно плану МБОУ БСОШ №1 для образовательных учреждений РО на 2016-2017 учебный год в рамках ФГОС ООО для обязательного изучения курса «Технология» в 5 классе отводится 70 ч, количество часов в неделю 2 ч.
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология».
Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
В 5 классе обучающийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, необходимых в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с математикой при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.
Творческий проект.
Теоретические сведения. Понятие творческого проекта. Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Формулирование требований к выбранному изделию.
Обоснование конструкции изделия. Методы поиска информации в книгах, журналах и сети Интернет. Этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, заключительный).
Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки).
Подготовка графической и технологической документации. Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль и оценка проекта.
Портфолио (журнал достижений) как показатель работы Учащегося за учебный год.
Способы проведения презентации проектов. Использование ПК при выполнении и презентации проекта.
Практические работы. Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей. Поиск необходимой информации использованием сети Интернет.
Выбор видов изделий. Определение состава деталей. Выполнение эскиза, модели изделия. Составление учебной инструкционной карты.
Изготовление деталей, сборка и отделка изделия. Оценка: стоимости материалов для изготовления изделия. Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных материалов. Презентация проекта.
Технологии ручной обработки древесины и древесных материаловТеоретические сведения. Древесина как природный конструкционный материал, её строение, свойства и области применения. Пиломатериалы, их виды, области применения. Виды древесных материалов, свойства, области применения.
Понятия «изделие» и «деталь». Графическое изображение деталей и изделий. Графическая документация: технический рисунок, эскиз, чертёж. Линии и условные обозначения. Прямоугольные проекции на одну, две и три плоскости (виды чертежа).
Столярный верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины и древесных материалов.
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологический процесс, технологическая карта.
Разметка заготовок из древесины. Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов, применяемых при изготовлении изделий из древесины.
Основные технологические операции ручной обработки древесины: пиление, строгание, сверление, зачистка деталей и изделий; контроль качества. Приспособления для ручной обработки древесины. Изготовление деталей различных геометрических форм ручными инструментами.
Сборка деталей изделия из древесины с помощью гвоздей, шурупов, саморезов и клея. Отделка деталей и изделий тонированием и лакированием.
Правила безопасного труда при работе ручными столярными инструментами.
Лабораторно-практические и практические работы. Распознавание древесины и древесных материалов.Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины.
Организация рабочего места для столярных работ.
Разработка последовательности изготовления деталей из древесины.
Разметка заготовок из древесины; способы применения контрольно-измерительных и разметочных инструментов. Ознакомление с видами и рациональными приёмами работы ручными инструментами при пилении, строгании, сверлении, зачистке деталей и изделий. Защитная и декоративная отделка изделий.
Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей, шурупов (саморезов), клея. Выявление дефектов в детали и их устранение. Соблюдение правил безопасной работы при использовании ручных инструментов, приспособлений и оборудования. Уборка рабочего места.
Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материаловТеоретические сведения. Металлы и их сплавы, область применения. Чёрные и цветные металлы. Основные технологические свойства металлов. Способы обработки отливок из металла. Тонколистовой металл и проволока. Профессии, связанные с производством металлов.
Виды и свойства искусственных материалов. Назначение и область применения искусственных материалов. Особенности обработки искусственных материалов. Экологическая безопасность при обработке, применении и утилизации искусственных материалов.
Рабочее место для ручной обработки металлов. Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Инструменты и приспособления для ручной обработки металлов и искусственных материалов, их назначение и способы применения.
Графические изображения деталей из металлов и искусственных материалов. Применение ПК для разработки графической документации.
Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов ручными инструментами. Технологические
карты.Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: правка, разметка, резание, гибка, зачистка, сверление. Особенности выполнения работ. Основные сведения об имеющихся на промышленных предприятиях способах правки, резания, гибки, зачистки заготовок, получения отверстий в заготовках с помощью специального оборудования.
Основные технологические операции обработки искусственных материалов ручными инструментами.
Точность обработки и качество поверхности деталей. Контрольно-измерительные инструменты, применяемые при изготовлении деталей из металлов и искусственных материалов.
Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Соединение заклёпками. Соединение тонколистового металла фальцевым швом.
Способы отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов.
Профессии, связанные с ручной обработкой металлов.
Правила безопасного труда при ручной обработке металлов.
Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с образцами тонколистового металла и проволоки, исследование их свойств.
Ознакомление с видами и свойствами искусственных материалов.
Организация рабочего места для ручной обработки металлов. Ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков. Соблюдение правил безопасного труда. Уборка рабочего места.
Чтение чертежей. Графическое изображение изделий из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов. Разработка графической документации с помощью ПК.
Разработка технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов.
Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Инструменты и приспособления для правки.
Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы. Отработка навыков работы с инструментами для слесарной разметки.
Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Зачистка деталей из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.
Гибка заготовок из тонколистового металла, проволоки. Отработка навыков работы с инструментами и приспособлениями для гибки.
Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов. Применение электрической (аккумуляторной) дрели для сверления отверстий.
Соединение деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение.
Теоретические сведения. Понятие о машинах и механизмах. Виды механизмов. Виды соединений. Простые и сложные детали. Профессии, связанные с обслуживанием машин и механизмов.
Сверлильный станок: назначение, устройство. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке. Инструменты и приспособления для работы на сверлильном станке. Правила безопасного труда при работе на сверлильном станке.
Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам.
Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с механизмами, машинами, соединениями, деталями.
Ознакомление с устройством настольного сверлильного станка, с приспособлениями и инструментами для работы на станке.
Отработка навыков работы на сверлильном станке. Применение контрольно-измерительных инструментов при сверлильных работах.Технологии домашнего хозяйстваТеоретические сведения. Интерьер жилого помещения. Требования к интерьеру помещений в городском и сельском доме. Прихожая, гостиная, детская комната, спальня, кухня: их назначение, оборудование, необходимый набор мебели, декоративное убранство. Способы ухода за различными видами напольных покрытий, лакированной и мягкой мебели, их мелкий ремонт. Способы удаления пятен с обивки мебели.
Технология ухода за кухней. Средства для ухода за стенами, раковинами, посудой, кухонной мебелью. Экологические аспекты применения современных химических средств и препаратов в быту. Технологии ухода за одеждой: хранение, чистка и стирка одежды. Технологии ухода за обувью.
Профессии в сфере обслуживания и сервиса.
Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение мелкого ремонта одежды, чистки обуви, восстановление лакокрасочных покрытий на мебели. Удаление пятен с одежды и обивки мебели. Соблюдение правил безопасного труда и гигиены.
Изготовление полезных для дома вещей (из древесины и металла).
Теоретические сведения. Требования к интерьеру жилища: эстетические, экологические, эргономические.
Оценка и регулирование микроклимата в доме. Современные приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере.
Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учётом потребностей и доходов семьи. Правила пользования бытовой техникой.
Лабораторно-практические и практические работы. Оценка микроклимата в помещении. Подбор бытовой техники по рекламным проспектам.
Разработка плана размещения осветительных приборов. Разработка планов размещения бытовых приборов.
Изготовление полезных для дома вещей (из древесины и металла)
Примерные темы проектов.
Подставка для ручек и карандашей
Настольная полочка для дисков
Полочка для цветов
Подставка под горячую посуду
Изделия из проволоки и жести
Подставка для салфеток
Тематическое планирование
Наименование раздела Количество часов Содержание раздела учебного предмета
(курса) Характеристика основных видов универсальных учебных действий обучающихся
Творческий проект 4 Порядок выбора темы проекта. Формулирование требований к выбранному изделию. Методы поиска информации в книгах, журналах и сети Интернет. Этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, заключительный). Подготовка графической и технологической документации. Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль и оценка проекта. Способы проведения презентации проектов. Использование ПК при выполнении и презентации проектов. Обосновывать выбор изделия на основе личных потребностей. Находить необходимую информацию с использованием сети Интернет. Выбирать вид изделия. Определять состав деталей. Выполнять эскиз, модель изделия. Составлять учебную инструкционную карту. Изготовлять детали, собирать и отделывать изделия. Оценивать стоимость материалов для изготовления изделия. Подготавливать пояснительную записку. Оформлять проектные материалы. Проводить презентацию проекта
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов
. 20 Древесина. Пиломатериалы. Древесные материалы. Графическое изображение деталей и изделий. Технологический процесс, технологическая карта.
Столярный верстак, ручные инструменты и приспособления. Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов. Технологические операции. Сборка и отделка изделий из древесины. Правила безопасного труда Распознавать материалы по внешнему виду. Читать и оформлять графическую документацию. Организовывать рабочее место. Составлять последовательность выполнения работ.Выполнять измерения. Выполнять работы ручными инструментами. Изготовлять детали и изделия по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Соблюдать правила безопасного труда
Технологии художественно-прикладной обработки материалов
10
Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Выпиливание лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Организация рабочего места. Правила безопасности труда. Технология выжигания по дереву. Материалы, инструменты и приспособления для выжигания. Организация рабочего места. Правила безопасности труда Выпиливать изделия из древесины и искусственных материалов лобзиком. Отделывать изделия из древесины выжиганием. Изготовлять изделия декоративно-прикладного творчества по эскизам и чертежам. Соблюдать правила безопасного труда. Представлять презентацию результатов труда
Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов
22 Понятие о машинах и механизмах. Виды соединений. Профессии, связанные с обслуживанием машин и механизмов.Металлы и их сплавы, область применения, свойства. Тонколистовой металл и проволока. Виды и свойства искусственных материалов, назначение и область применения, особенности обработки. Экологическая безопасность при обработке, применении и утилизации искусственных материалов.Слесарный верстак, инструменты и приспособления для слесарных работ. Графические изображения деталей из металлов и искусственных материалов. Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов ручными инструментами. Контрольно-измерительные инструменты. Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Способы отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов. Профессии, связанные с ручной обработкой металлов. Правила безопасности труда при ручной обработке металлов. Распознавать металлы, сплавы и искусственные материалы. Организовывать рабочее место для слесарной обработки. Знакомиться с устройством слесарного верстака и тисков. Убирать рабочее место. Читать техническую документацию. Разрабатывать эскизы изделий из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов. Разрабатывать технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов. Изготовлять детали из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам. Выполнять сборку и отделку изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Контролировать качество изделий выявлять и устранять дефекты. Соблюдать правила безопасного труда
Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов 4 Сверлильный станок: назначение, устройство. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке, инструменты и приспособления. Правила безопасного труда при работе на сверлильном станке
Знакомиться с механизмами, машинами, соединениями, деталями. Выполнять работы на настольном сверлильном станке. Применять контрольно-измерительные инструменты при сверлильных работах. Выявлять дефекты и устранять их. Соблюдать правила безопасного труда
Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними
6 Интерьер жилого помещения. Способы ухода за различными видами напольных покрытий, лакированной и мягкой мебели, их мелкий ремонт. Технология ухода за кухней. Средства для ухода. Экологические аспекты применения современных химических средств в быту. Технологии ухода за одеждой и обувью. Профессии в сфере обслуживания и сервиса Выполнять мелкий ремонт одежды, чистку обуви, восстановление лакокрасочных покрытий на мебели. Осваивать технологии удаления пятен с одежды и обивки мебели. Соблюдать правила безопасности и гигиены.
Изготовлять полезные для дома вещи
Эстетика и экология жилища
4 Эстетические, экологические, эргономические требования к интерьеру жилища. Регулирование микроклимата в доме. Приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере. Правила пользования бытовой техникой Оценивать микроклимат в помещении. Подбирать бытовую технику по рекламным проспектам. Разрабатывать план размещения осветительных приборов. Разрабатывать варианты размещения бытовых приборов
Календарно-тематическое планирование
Дата урока Тема урока (тема контрольных практических, лабораторных работ) Кол-во часов Основные виды учебной деятельности Оборудование Виды контроля
Раздел 1. Творческий проект (4ч)
02.09.2016 Вводноезанятие.Творческийпроект. Правила ТБ. 2 Работа с рабочей тетрадью, учебником и информационными технологиями Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; Текущий опрос
09. 09.2016 Этапывыполнениятворческогопроекта 2 Составление последовательности выполнения индивидуального учебного проекта, коллективная, самостоятельная. Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; Текущий опрос
«Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов» (20ч)
.
16.09.2016 Древесина.Пиломатериалыидругиематериалы. 2 Работа с рабочей тетрадью, учебником и информационными технологиями. Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; Текущий
опрос
23.09.2016 Графическоеизображениедеталейиизделий 2 Оформление и чтение однодетального чертежа. Выполнение разметки по шаблонам, развёрткам, эскизам и простейшим чертежам. Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; Текущий
опрос
30.09.2016 Рабочиеместоиинструментыдляручнойобработкидревесины 2 Коллективная. Инструменты используемые для ручной обработки древесины. Текущий
опрос
07.10.2016 Последовательностьизготовлениядеталейиздревесины 2 Коллективная. Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; Текущий
опрос
14.10.2016 Практическое занятие:
Разметказаготовокиздревесины 2 Коллективная, самостоятельная. Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; Верстак. Разметочный инструмент. Практическая работа
21.10.2016 Практическое занятие:
Пилениезаготовокиздревесины 2 Коллективная, самостоятельная. Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; Пилы. Практическая работа
28.10.2016 Практическое занятие:
Строганиезаготовокиздревесины 2 Коллективная, самостоятельная. Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; Рубанки. Практическая работа
11.11.2016 Практическое занятие:
Сверлениеотверстийвдеталяхиздревесины 2 Коллективная, самостоятельная. Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; Практическая работа
18.11.2016 Практическое занятие:
Соединениедеталейгвоздямиишурупами 1 Коллективная, самостоятельная. Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; гвозди ,шурупы. Практическая работа
18.11.2016 Практическое занятие:
Соединениедеталейизделияклеем. 1 Коллективная, самостоятельная. Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; клей. Практическая работа
25.11.2016 Практическое занятие: Зачисткаизделийиздревесины. 1 Коллективная, самостоятельная. Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; клей. Практическая работа
25.11.2016 Практическое занятие:
Отделка изделий из древесины 1 Коллективная, самостоятельная. Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; клей. Практическая работа
Технологии художественно-прикладной обработки материалов (10ч)
02.12.2016 Практическое занятие:
Выпиливание лобзиком. 2 Коллективная, самостоятельная. Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; лобзик. Практическая работа
09.12.2016 Практическое занятие:
Выжигание по дереву. 2 Коллективная, самостоятельная. Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;выжигатель. Практическая работа
16.12.2016
Практическое занятие:
Работа над творческим проектом 2 Коллективная, самостоятельная. Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;инструменты и оборудование учебных мастерских. Проектная работа
23.12.2016 Практическое занятие:
Работа над творческим проектом 2 Коллективная, самостоятельная. Инструменты и оборудование учебных мастерских. Проектная работа
13.01.2017 Практическое занятие:
Работа над творческим проектом 2 Коллективная, самостоятельная. Инструменты и оборудование учебных мастерских. Проектная работа
Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов (22ч)
20.01.2017 Понятие o механизме и машинах 2 Работа с рабочей тетрадью, учебником и информационными технологиями (в соответствии с планом урока).Чтение и составление простейших кинематических схем Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; Текущий опрос
27.01.2017 Тонколистовой металл и проволока.Искусственные материалы 2 Работа с рабочей тетрадью, учебником. Составление последовательности выполнения работ. Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; Текущий опрос
03.02.2017 Рабочее место для ручной обработки металла 2 Коллективная, самостоятельная. Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; верстак Текущий опрос
10.02.2017 Графические изображения деталей из металла и искусственных материалов 2 Коллективная, самостоятельная. Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; Практическая работа
17.02.2017 Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов 2 Коллективная, самостоятельная. Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; Практическая работа
24.02.2017 Практическое занятие:
Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки 2 Коллективная, самостоятельная. Инструменты и приспособления для ручной обработки тонколистового металла и проволоки Практическая работа
03.03.2017 Практическое занятие:
Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы 2 Коллективная, самостоятельная. Инструменты и приспособления для разметки тонколистового металла и проволоки Практическая работа
10.03.2017 Практическое занятие:
Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы 2 Коллективная, самостоятельная. Инструменты и приспособления для ручной обработки тонколистового металла и проволоки Практическая работа
17.03.2017 Практическое занятие:
Зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы 2 Коллективная, самостоятельная. Инструменты и приспособления для ручной обработки тонколистового металла и проволоки Практическая работа
31.03.2017 Практическое занятие:
Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки 2 Коллективная, самостоятельная. Инструменты и приспособления для ручной обработки тонколистового металла и проволоки Практическая работа
07.04.2017 Практическое занятие:
Получений отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов 2 Коллективная, самостоятельная. Инструменты и приспособления для ручной обработки тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов. Практическая работа
Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов (4ч)
14.04.2017 Устройство настольного сверлильного станка 2 Работа с рабочей тетрадью, учебником. Коллективная, самостоятельная. Сверлильный станок.
Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран Практическая работа
21.04.2017 Практическая работа: Работа на сверлильном станке. 2 Подготовка сверлильного станка к работе. Закрепление сверла и заготовки. Выполнение правил безопасной работы на сверлильном станке. Коллективная, самостоятельная. Сверлильный станок. Сверла. Практическая работа
Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними (6ч)
28.04.2017 Интерьер жилого помещения 2 Работа с рабочей тетрадью, учебником и информационными технологиями Коллективная, самостоятельная. Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран Выборочный опрос
05.05.2017 Способы ухода за различными видами напольных покрытий, лакированной и мягкой мебели, их мелкий ремонт
2 Выполнять мелкий ремонт одежды, чистку обуви, восстановление лакокрасочных покрытий на мебели.
Коллективная, самостоятельная. Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран Выборочный опрос
12.05.2017 Технология ухода за жилым помещением, одеждой, обувью 2 Осваивать технологии удаления пятен с одежды и обивки мебели. Соблюдать правила безопасности и гигиены.Изготовлять полезные для дома вещи.Коллективная, самостоятельная. Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран Выборочный опрос
Тема 2. Эстетика и экология жилища (4ч)
19.05.2017 Эстетикаиэкологияжилища. 2 Разрабатывать план размещения осветительных приборов. Разрабатывать варианты размещения бытовых приборов Коллективная, самостоятельная. Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран Выборочный опрос
26.05.2017 Регулирование микроклимата в доме. Приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. 2 Оценивать микроклимат в помещении. Подбирать бытовую технику по рекламным проспектам. Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран Выборочный опрос
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического Совета МБОУ БСОШ№1
От 24.08. 2016г. № 1
Подпись руководителя МС
____________Обидина Н.А.. СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_________ Чернобровкина И.И.
29.08.2016г.