Конспект занятия по ПДД


краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования
«Камчатский центр технического творчества»
Конспект занятия по формированию у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
(из опыта работы)
на тему: «Жилая зона»
(для обучающихся 7-10 лет)
КГОУДО
«Камчатский центр технического творчества»
Педагог дополнительного образования
Каржевина Марина Павловна
г. Петропавловск- Камчатский
ул. Ак. Королева, д.11, кВ.25
сот. т. 89146269182
Пояснительная записка
Актуальной проблемой в современной жизни является детский дорожно- транспортный травматизм. Из года в год количество ДТП с участием детей и подростков к сожалению увеличивается. Не знание правил дорожного движения или не желание их выполнять приводит к печальным трагическим последствиям. Воспитание дисциплинированного пешехода, а в будущем и водителя, является одним из главных направлений в образовательном процессе, так же и в системе дополнительного образования детей. В основе работы с детьми по изучению ПДД лежит педагогика сотрудничества. Достичь желаемого результата можно только объединив усилия всех участников дорожного движения: пешеходов, водителей, пассажиров, детей и взрослых, сотрудников ГИБДД.
Данный конспект занятия представляет собой занятие состоящие из теоретического материала, охватывает несколько тем образовательной программы «Умная дорога» по обучению учащихся Правилам дорожного движения для воспитанников первого- третьего года обучения, и призвана выявить имеющиеся у ребят знания и умения в области безопасного поведения на дороге. Практическая часть занятия - игровая деятельность связана с исходной инициативой взрослого (педагога), поэтому ведущим на данном занятии — игре будет педагог.
Занятие относится к нетрадиционному, т. к. имеет собственный алгоритм действий, сочетает различные методы и формы организации обучения (словесный - диалог, объяснение; наглядный метод — тематические плакаты, макеты; метод практической работы — упражнение, ролевая игра. В ходе реализации данного занятия используются современные педагогические технологии: групповые технологии (одновременная работа со всей группой); игровые технологии (упражнения на тренажерах, ролевая подвижная игра ). Использование современных педагогических технологий позволило выбрать эффективные способы и методы организации деятельности ребят.
Цель: способствовать обучению детей умению правильно переходить улицу и дорогу, выбирать наиболее безопасный путь и закрепить навыки безопасного движения по маршруту «Дом-школа-дом».
Задачи:
Формирование знаний о дороге, правилах перехода проезжей части по пешеходному переходу со светофором без него.
2. Развитие способности ориентировки на улице, различение формы, цвета, понимание необходимости порядка на улице и дороге. Обогащение словарного запаса.
3.Воспитание уважения к правилам дорожного движения при переходе проезжей части.
4. Развивать у обучающихся творческие способности, внимательность, наблюдательность, логическое мышление.
Оборудование: плакаты, детские словарики, раздаточный материал, макеты дорожных знаков, самокаты, велосипеды, светофоры, передвижной перекресток, тренажеры, и.т.д.Методы и средства обучения:
словесные — объяснение, рассказ, опрос.
наглядные — показ плакатов, иллюстрированных пособий, зарисовок на доске; магнитных фигурок, дорожных знаков.
практические — выполнение практических заданий в спортивном зале на тренажерах, игровые ситуации.
Формы работы: индивидуальная, в парах, коллективная.
План занятия:
минут 1.Организационный момент (фронтальный опрос по понятиям) -5 мин.
2. Сообщение темы и цели занятия. - 5 мин.
Теоретическая часть «Жилая зона» - 10 мин.
3. Физкульт минутка – 5 мин.
4. Практическая часть: Подвижная игра «Перекресток»- 10 мин.
5.Упражнения на тренажерах. «Мой друг- велосипед» - 20 мин.
6. Вопросы для закрепления- 5 мин.
7. Заключительная часть.- 5 мин
Ход занятия
1.Организационный момент.
Педагог:
Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть всех вас на занятие. Сегодня мы с вами будем говорить о том, как нужно вести себя на улицах, особенно когда вы спешите в школу. В начале занятия давайте вспомним кто такие «Пешеход», «Пассажир», «Водитель». (Дети открывают словарики)
Ответы детей:
«Пешеход», «Пассажир», «Водитель»- все участники дорожного движения.
Педагог: Хорошо! По какой части дороги ходят пешеходы?
Ответы детей:
Пешеходы ходят по тротуару.
Педагог: Хорошо. Отгадайте загадку.
Он имеет по три глаза, но не светит ими сразу, на дороге с давних пор, нам мигает ……
Дети: СВЕТОФОР….
Педагог: Все верно. Какие виды светофоров вы знаете?
Ответы детей: Для пешеходов называется - пешеходный, а для транспорта - транспортный.
Педагог:
-Сколько сигналов имеет светофор и их значение?
Ответы детей:
Транспортный светофор имеет три сигнала красный - стой, желтый - жди, зеленый - иди. Пешеходный имеет два сигнала красный - стой, зеленый - иди.
Педагог: Молодцы! Вы на все вопросы правильно ответили.
2.Сообщение темы и цели занятия.
Педагог:
Мы знаем, что у дороги свои строгие законы. И законы эти требуют безупречных знаний. А незнание этих законов часто приводит к непоправимому. Случается, что за такую безграмотность пешеход расплачивается жизнью. Сейчас мы повторим основные дорожные знаки, которые обязан знать пешеход, но прежде вы отгадаете загадку.
Педагог задает детям загадку.
Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!
Ответы детей:
-Пешеходный переход.
Педагог:
-Кто мне подскажет, какие бывают пешеходные переходы?
(на доске вывешивается схема)
ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД

РЕГУЛИРУЕМЫЙ НЕРЕГУЛИРУЕМЙ НАДЗЕМНЫЙ ПОДЗЕМНЫЙ
7829550
1073785-6350

Ответы детей: Регулируемый, нерегулируемый, надземный, подземный.)
Педагог: Хорошо.
-На какой экран должен смотреть пешеход, когда решил переходить дорогу? (показывает макеты дорожных знаков.)
Ответы детей:
-На дорожные знаки «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход».
Педагог:
-По каким признакам водитель и пешеход могут определить пешеходный переход?
Ответы детей:
По знакам и дорожной разметке.
Педагог:
-А как выглядит регулируемый и нерегулируемый пешеходный переход?
Ответы детей:
Регулируемый пешеходный переход, когда есть светофор, а нерегулируемый пешеходный переход, когда нет светофора.
(Дети подходят к плакатам ПДД и описывают пешеходные переходы.)
Педагог:
-Как вы думаете, что у них общего и чем они отличаются?
Ответы детей:
-Общего, то, что есть разметка на дороге «зебра» и дорожный знак «Пешеходный переход», отличаются тем, что у одного пешеходного перехода есть светофор, а у другого нет.
Педагог:
-Почему следует переходить дорогу только по пешеходному переходу?
Ответы детей:
Чтобы не было дорожно- транспортных происшествий, надо соблюдать правила дорожного движения и переходить проезжую часть дороги только по пешеходному переходу.
Педагог:
-Как вы думаете, какой из всех видов пешеходных переходов самый безопасный? Почему?
Ответы детей:
-Регулируемый пешеходный переход, потому что он регулируется светофором, подземный и надземный пешеходные переходы.
Далее педагог делает поправку в правилах.
При переходе улицы посмотри налево, а, дойдя до середины - посмотри направо - Это правило также устарело и создает опасную ситуацию.
Необходимо знать!
Прежде чем перейти дорогу необходимо остановиться, посмотреть в обе стороны, и только убедившись в безопасности можно переходить дорогу, постоянно контролируя оба направления движения транспорта.
-А как вы думаете, там, где мы с вами живем, производим движения по маршруту «Дом-школа-дом», можно назвать жилой зоной?
Ответы детей:
-Да, «Дом-школа-дом», можно назвать жилой зоной.
Педагог:
Тема нашего занятия сегодня: «Жилая зона».
Педагог:
-Как вы думаете, в жилой зоне пешеходы имеют преимущество?
Ответы детей:
-Имеют, однако, они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.
(Педагог показывает детям на стенде знак «Жилая зона» и «Конец жилой зоны» и объясняет его значение.)

Педагог:
«Жилая зона»- это специальный знак и установлен он на въезде в жилую зону и предназначен для водителей, но полезен и для пешеходов, велосипедистов, так как позволяет им хорошо ориентироваться, где можно отдыхать, ходить, ездить на велосипеде. Его ты можешь увидеть на дороге, которая ведет к тебе во двор, к детскому садику или школе. Водители после такого знака должны сбросить скорость и ехать дальше медленно, внимательно относится к пешеходам, и уступать им дорогу.
-Знаете ли вы, как называется улица, на которой находится школа?
Ответы детей:
-Да.
Педагог:
В беседе педагог задает наводящие вопросы с целью добиться более подробного описания учащимися дороги и оценки возможных опасностей. Особое внимание обращается на опасные места по дороге в школу. Говорится о том, что выбирать маршрут надо там, где меньше пересечений дорог и нет интенсивного движения транспорта, тогда дорога безопаснее. Выбирается наиболее безопасный путь к школе с отдаленных улиц. Педагог напоминает детям, что ходить надо только по тротуару, придерживаясь его правой стороны, а переходить улицу только в обозначенных местах. Пешеходы в «жилой зоне» имеют преимущество, они не должны забывать о собственной безопасности. Это не правильно, когда говорят, не играй на дороге, у дороги, а играй во дворе дома.
Дети: Почему?
Педагог:
Но ведь во дворах также есть дороги, при движении по которым водители транспортных средств должны соблюдать правила движения в жилой зоне, т.е. скорость движения не должна превышать 20 км/ч, но это правило далеко не всегда соблюдается. Выходя из подъезда, уже будь внимателен и осторожен. Играй подальше от дороги, там, где нет машин. И необходимо постоянно следить за ситуацией во дворе. Машина может выезжать с парковки или из гаража, двигаться задним ходом. Следует помнить, что дорожные знаки главным образом предназначены для водителей. Детям, безусловно, необходимо знать значение дорожных знаков, но, прежде всего это должны быть знаки, которые работают на обеспечение безопасности пешеходов.
Педагог:
-А кто знает дорожные знаки для пешеходов? Что они разрешают, а что запрещают?
(педагог показывает макеты дорожных знаков «Пешеходная дорожка»; «Движение пешеходов запрещено» и.т.д.)
Ответы детей:
Дорожный знак «Пешеходная дорожка» разрешает движение пешеходов, а дорожный знак «Движение пешеходов запрещено» запрещает движение пешеходов.
Педагог:
Довольно часто неправильно объясняется значение дорожного знака «Дети». Он вовсе не предусматривает переход через дорогу именно в месте его установки, а лишь информирует водителя о том, что на дороге могут неожиданно появиться дети, так как рядом школа, детский сад или другое учреждение.
Педагог:
В заключение педагог объясняет детям, что дорогу в школу надо выбирай самую безопасную, по которой надо реже переходить проезжую часть. Когда идешь по улицам города, будь осторожен! Не торопись! Иди только по тротуару. Меньше переходов — меньше опасности. Проходя мимо ворот, арок будь особенно осторожен! Из них может выехать автомобиль. Осторожно проходи мимо стоящего автомобиля. Пассажиры могут резко открыть дверь и ударить тебя.
3. Педагог. Молодцы! Вы немного устали. Пришло время отдохнуть. Предлагаю физкультминутку.
Сейчас я проверю, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре. Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет».
- Что хотите - говорите, в море сладкая вода? (Нет)
- Что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? (Да)
- Что хотите - говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет)
- Что хотите - говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)
- Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да)
- Что хотите - говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет)
- Что хотите - говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет)
- Что хотите - говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да)
4.Педагог:
Отдохнули. Набрались сил. Приступаем к практической части нашего занятия.
Я вам предлагаю подвижную игру для этого надо разделиться на пешеходов и водителей. Называется игра «Перекресток».
Ход игры:
Учащиеся играют на размеченной площадке с дорожными знаками, спортивном зале. Каждый учащийся играет роль какого-либо транспортного средства, пешехода. По сигналу светофора «транспортные средства», пешеходы приходят в движение. Затем ситуация анализируется.
Педагог: Все справились с заданием. Объявляется перерыв
6.Педагог:
Итак, мы продолжаем наше занятие, и я вам предлагаю упражнение на тренажерах. Участникам даются следующие задания:

Задание: 1.«Слалом»
Описание препятствия
Участники проезжают между стойками на утяжеленном основании, поочередно огибая каждую с правой и левой стороны, стараясь не задевать их.

Задание: 2 «Круг»
Описание препятствия
Участник подъезжает к крайней стойке, берет жезл с прикрепленной цепочкой в правую или левую руку, проезжает круг по часовой кладет жезл, на стойку.

Задание: 3 «Проезд под перекладиной»
Описание препятствия
«Проезд под перекладиной ». Участник, наклонившись к рулю, проезжает препятствие, стараясь не задеть стойки и верхнюю планку.

Задание: 4 «Прицельное торможение».
Участник, наклонившись к рулю, проезжает по установленному коридору и резко тормозит перед металлической трубой, установленной на верхней части выездных конусов.

Педагог: Молодцы, ребята! Отлично! С практическим занятием все справились.
Вопросы для закрепления:
1.Назовите основные правила перехода дороги. К чему приводит их несоблюдение?
Ответы детей:
Дорогу надо переходить строго в установленном месте по пешеходному переходу, где установлен знак особого предписания «Пешеходный переход», и выполнять сигналы светофора.
2.С какими понятиям мы сегодня познакомились на занятие?
Ответы детей:
«Жилая зона».
3.Какие опасности могут подстерегать вас на дороге в «жилой зоне»?
При не соблюдении Правил дорожного движения можно попасть под машину.
4.Как правильно и безопасно дойти до школы и обратно домой?
Ответы детей:
Выбирать маршрут надо там, где меньше пересечений дорог и нет интенсивного движения транспорта, тогда дорога безопаснее.
7. Заключительная часть.
Педагог:
Наше занятие подошло к концу.Мне очень понравилось наше занятие. И в заключение хотелось бы поблагодарить всех участников за внимание и проявленную любознательность, отметить ваше участие и заинтересованность в подобных мероприятиях. Пожелать вам успехов в учебе, изучать и соблюдать Правила дорожного движения. Достичь желаемого результата поможет вам грамотная организация работы ваших педагогов. А в целях вашей безопасности дарим вам ребята светозащитные элементы, необходимое средство безопасности на дорогах!   Световозвращатель, который может спасти пешехода или ребенка на дороге, обеспечивая видимость в условиях недостаточной освещенности. Они отражают свет в темноте и помогают увидеть пешехода в ночное время быстрее. Светоотражатель становится практически единственным способом обозначить себя на проезжей части. Эти маленькие значки или наклейки, которые можно разместить на рюкзаке, куртке, руке или джинсах, а также на обуви. Обозначьте себя и дайте увидеть вас водителю, берегите себя!
Список литературы:
Для педагогов:
1.Елжова Н.В. ПДД в начальной школе: конспекты занятий по ознакомлению учащихся с ПДД; перспективное планирование по профилактике ДДТТ; работа с родителями - Ростов н/Д: Феникс, 2013.
2.Ижевский П.В. Обучение правилам дорожного движения: 1-4 кл.: метод. пособие / [В.Я. Сюньков, П.В. Ижевский, Б.О. Хренников, И.В. Александрова, М.В. Маслов; под ред. П.В. Ижевского]. - М.: Просвещение, 2009.
3.Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2009.
4.Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: 5-9 кл.: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / [А.Л. Рыбин, М.В. 5.Маслов; под редакцией А.Т. Смирнова]. - М.:Просвещение, 2008.
Тошева Л.И. Основы безопасности дорожного движения: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2011 6.Дети и дорога. Младший школьник на улице: методический комплект для учителей начальных классов учебных заведений. – М.: Информатик, 1994.
Для обучающихся:
Р. П. Бабина. Рабочие тетради по обучению ПДД для 1, 2, 3 класса - М.: Мнемозина, 2007
Р. П. Бабина. Учебное пособие для 3, 4 класса.- М.: Мнемозина, 2007
Извекова Н. А. Правила дорожного движения. Учебное пособие для 2 класса. - М.: Просвещение, 1979.