Доклад на тему: «Формирование речевой компетентности у учащихся на уроках развития речи, через сюжетно-ролевую игру»


Государственное общеобразовательное казенное учреждение
Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа № 3 г. Тулуна»
Доклад на тему:
«Формирование речевой компетентности у учащихся на уроках развития речи, через сюжетно-ролевую игру»
Подготовлен:
Деруновой Анной Николаевной
Учителем начальных классов
Доклад.
Тема: «Формирование речевой компетентности у учащихся на уроках развития речи, через сюжетно-ролевую игру»
Актуальность темы:
Традиционно во всех видах специальных (коррекционных) образовательных учреждений большое внимание при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья уделяется практической и коммуникативной направленности обучения, повышению уровня социальной компетентности обучающихся, а также коррекционно-развивающему эффекту обучения. Проблема развития компетентности речи актуальна, поскольку речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность  речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию компетентности речи способствует  развитию мыслительной деятельности, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников специальной (коррекционной) школы. На уроках «развитие устной речи» расширяется круг представлений младших школьников об окружающем мире, создаётся необходимая основа для речевого развития, повышается уровень коммуникабельности учащихся. Это способствует не только формированию когнитивных процессов, но и повышению уровня социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Способность человека к освоению социокультурного опыта, детерминированного речью, является определяющим условием личностного развития индивида, важнейшим фактором существования человеческого общества. Сказанное выше обуславливает тот факт, что в современных психолого-педагогических исследованиях развитие речи учащихся с нарушениями интеллекта выступает как одна из центральных проблем.
На начальном этапе обучения в коррекционной школе именно уроки развития речи, в большей степени, чем другие предметы учебного плана, обладают потенциальными возможностями для направленного развития и формирования умений речевой коммуникации.
Проблема развития речи достаточно обстоятельно рассматривается в психолого - педагогической и методической литературе.
Изучив литературу, я пришла к выводу, что выбранная мной тема с применением сюжетно-ролевых игр актуальна, т.к. дети с ограниченными возможностями здоровья охотно включатся в игровую деятельность. Педагогически грамотно организованная игра на уроках развития речи, мобилизует умственные возможности детей, развивает речевую компетентность, организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий. В игре ребенок учится простаивать полноценные взаимоотношения между сверстниками. В игре есть правила, которым нужно подчиняться, ребенок учится контролировать свои эмоции, желания правилам игры. Появляется соподчинения мотивов: «хочу»; начинается подчиняться «нельзя», или «надо». Происходит формирования новых мотивов и потребностей (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности, и общению)
Зигмунд Фрейд писал: «Нам следует искать в ребенке первые следы воображения. Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка - это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, как он не принимает свой мир всерьез; напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции»
В   литературе   описывается   множество   видов   игр.   В   пособии   для родителей О.А. Белобрыкиной есть комплекс игр, направленных на развитие речи дошкольников и младших школьников. Например:
Ролевые игры. Такие как: «Магазин», «Поликлиника», «Парикмахерская» и т.п. Ученики выбирают роли, устанавливают правила, развертывают сюжет и заканчивают по своему решению.
В учебной программе по развитию устной речи есть темы, где дети именно в ролевой игре могут закреплять материал. Например:
Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора.
Семья. 
Обязанности детей в семье.
Овощи. 
Охрана здоровья и т.п.
«Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимает опасность социально значимых последствий»
Сюжетно ролевая игра для детей с умственной отсталостью является благоприятной средой для развития речевой компетентности. Но для достижения положительной динамики необходим длительный процесс развития данной компетентности.
Литература:
Аксенова А.К. Развитие связной устной речи умственно отсталых учащихся на специальных уроках / А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская // Дефектология. — 1987 
Сорокина Н.В. Организация речевого общения дошкольников с нарушениями интеллекта на занятиях по развитию речи / Н.В. Сорокина // Дефектология. 1990.
Соколова Н.Д. Развитие речевого общения умственно отсталых дошкольников в игре // Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста: Сб. ст. М., 1982
Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития.  - М., 1975.
Белобрыкина О.А. Речь и общение. - Ярославль, 1998.
Выготский Л.С. Основы дефектологии. / под ред. Власовой Т.А. - М.: Педагогика, 2009.  
Петрова В.Г Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Г. Плетнев,И.В. Белякова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2011.
Лэнгерт Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. / Г.Л. Лэнгерт Варга. - М.: Международная педагогическая академия, 2010.