Рабочая программа учителя-погопеда для детей старшей логопедической группы с ОНР


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад комбинированного вида № 95 «Звоночек»
Муниципальный образовательный округ Симферополь Республики Крым

"Утверждаю":
Заведующий МБДОУ № 95
_____________ И.А. Неробова Приказ № ___от «___»_______2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающей работы
учителя-логопеда Аладовой Е.В.
с воспитанниками старшей группы №6
компенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР)
на 2015-2016 учебный год

Принята на методическом
совещании педагогов
МБДОУ «Детский сад № 95»
Протокол № ___
От «_____» 20________г
Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ГЛАВА I. Содержание коррекционно-развивающей программы
Проектирование образовательного процесса
Оценка здоровья детей старшей логопедической группы №6
Основные разделы коррекционно-развивающей работы
ГЛАВА II. План-программа коррекционно-развивающей работы
2.1 Направления речевого развития
2.2 Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР
ГЛАВА III. Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно- педагогического процесса.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.
ПРИЛОЖЕНИЕ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников определяется четырьмя уровнями речевого развития и может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико- грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е., ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В.). Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального речевого развития, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности.
Исходной методологической основой программы являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С.Выготским, Р.Е.Левиной, В.И.Лубовским, Л.Е.Журовой, Т.Б.Филичивой, Г.В.Чиркиной и другими.
Теоретической основой «Программы» стали:
- концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений,
- учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей,
- концепция соотношения мышления и речи,
- концепция о целостности языка как системы и роли речи в психическом развитии ребенка,
- концепция о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка,
- современные представления о структуре речевого дефекта.
Данная рабочая программа составлена с учётом «Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» (автор Н.В. Нищева), а также «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, с учетом профиля логопедической группы, возраста детей. А также учитываются теоретические положения программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Рабочая программа логопеда представляет собой локальный акт образовательного учреждения.
Кроме того, образовательная деятельность регулируется нормативно-правовыми документами:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от29.12.2012 №273-Ф3
2. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
3.Письмо Министерства образования России от 22.01.98 г. № 20-58-07 ин/20- «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах» (о продолжительности рабочего дня учителя-логопеда) с. 137 – 140.
4.Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г.
5. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» №124- ФЗ от 24.07.1998.
6. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Постановление правительства РФ №666 от 12.09.2008г.
7. Нормативные документы детского сада.
8.Письмо Министерство образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого - медико-педагогическом консилиуме».
Коррекционно-педагогический процесс для детей с нарушениями речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников. Объединяющей характеристикой, которых, является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха и зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития.
Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте от 5 до 6 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи программы:
Обследование воспитанников общеразвивающих групп (средний и старший дошкольный возраст) МБДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.
Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий.
Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.
Формирование у педагогического коллектива МБДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.
Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).
Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Главная идея Программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с общим недоразвитием речи,
то есть одним из основных принципов Программы является
принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.
Кроме того, Программа имеет в своей основе также следующие принципы:
• принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
• принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
• принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
• принцип интеграции усилий специалистов;
• принцип конкретности и доступности учебного материала,
соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
• принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
• принцип постепенности подачи учебного материала;
• принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях программы является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом. Конспекты игровых коррекционно-развивающих занятий учителя логопеда и воспитателя приведены в сборниках, входящих в методический комплект программы.
Исходя из ФГОС ДО в «Программе» учитываются:
- индивидуальные потребности ребенка с речевыми нарушениями, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования,
- возрастная адекватность дошкольного образования,
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования,
- возможности освоения ребенком с нарушениями речи «Программы» на разных этапах ее реализации,
- специальные условия для получения образования детьми с речевыми нарушениями, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Группу посещают дети шестого года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития).
У дошкольников со вторым уровнем речевого развития активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).
У дошкольников с третьим уровнем речевого развития при ОНР в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.
Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования три раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Результаты мониторинга находят отражение в "речевом профиле", где отмечается динамика коррекции звукопроизношения каждого ребенка, «итоговом обследовании речевого развития детей группы», ежегодном отчете и речевых картах детей. Для диагностики используют методики логопедического обследования Н.В.Нищевой.
Сроки проведения мониторинговых исследований: 1-я: половина сентября,2-я: половина января, 3-я: половина мая.
Планируемый результат – достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.
ГЛАВА I. Содержание коррекционно-развивающей программы
Проектирование образовательного процесса
Длительность коррекционного периода составляет:
Для детей третьего уровня ОНР – 2 года,
Для детей со вторым уровнем речи – 3 года
Учебный год в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи начинается первого сентября и условно делится на три периода:
Iпериод — сентябрь, октябрь, ноябрь;
IIпериод — декабрь, январь, февраль, март;
IIIпериод — апрель, май.
1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.
2-я половина января – диагностическое обследование для уточнения индивидуальных коррекционных маршрутов
3-я половина мая - по итогам учебного года.
Форма организации непосредственно образовательной деятельности – подгрупповая (по 5-6 детей) и индивидуальная, фронтальная. При формировании подгрупп учитывается возраст детей, индивидуальный темп деятельности, его функциональное состояние, сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Состав подгрупп может меняться в течение года в зависимости от индивидуальных успехов каждого ребенка. Все остальное время во всех возрастных группах занимают индивидуальные занятия с детьми.
Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от периода обучения. И предусматривает проведение следующих видов занятий.
Для детей с I уровнем ОНР:
– только индивидуальные коррекционные занятия по 10 – 15 минут (ежедневно).
Для детей со II уровнем ОНР:
a) индивидуальные занятия:
– первые 2 месяца коррекционной работы только индивидуальные коррекционные занятия по 10 – 15 минут (ежедневно);
– с введением подгрупповых коррекционных занятий индивидуальные коррекционные занятия остаются, но проводятся реже (их частотность определяется по усмотрению учителя-логопеда Группы).
b) подгрупповые занятия:
– спустя 2 месяца коррекционной работы подгрупповые коррекционные занятия по 15 – 20 минут (подгруппы по 2 – 3 человека);
– спустя 4 месяца коррекционной работы (со второго полугодия): подгрупповые коррекционные занятия по 15 – 20 минут (подгруппы по 5 – 6 человек).
Для детей с III уровнем ОНР:
– фронтальные занятия;
– подгрупповые коррекционные занятия;
– индивидуальные коррекционные занятия.
Периодичность проведения подгрупповых коррекционных занятий определяется учителем-логопедом самостоятельно в зависимости от тяжести речевых нарушений и особых образовательных потребностей воспитанников и составляет 3 – 4 занятия в неделю.
Индивидуальные коррекционные занятия в Группе проводятся с учетом режима работы Учреждения во время любой деятельности детей: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. При этом расписание индивидуальных коррекционных занятий каждого ребенка должно постоянно варьироваться, чтобы исключить регулярное неучастие воспитанника в одном и том же виде деятельности.
Продолжительность индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом самостоятельно в зависимости от возраста:
– для детей пятого года жизни: 10-15 минут;
– для детей шестого, седьмого года жизни: 15 – 20 минут.
Режим коррекционных занятий зависит от уровня речевого развития детей.
Исключение фронтальных занятий из коррекционного процесса обусловлено результативностью дифференцированного подхода к детям с НР через подгрупповую и индивидуальную форму работу.
1.2. Оценка здоровья детей группы 2015-2016 уч. год
Общая численность детей – 19 чел.
Группа здоровьяДИАГНОЗ Другие диагнозыI II III ОНР I-II ОНР II ОНР II-III ОНР III
1
8 4 6 ННТПР - 2
СФД - 4
Запинки в речи - 2
Индивидуальные особенности детей группы
Группа,
ВозрастдетейполОсобенности детейж м Особенности поведенияКонтакностьПознавательная сфера
Старший,
5-6 лет 8 11 Спокойный, уравновешенный - 3
Гипервозбудимый, эмоционально лабильный - 1 4
Заторможенный, вялый, безинициативный - 2 Легко вступает в контакт, иногда выступает инициатором общения – 16
С трудом вступает в контакт, замкнут – 1
Не сразу идет на контакт, но постепенно раскрывается в общении - 2
Вторичная задержка интеллектуального развития - 5
1.3. Основные разделы коррекционно-развивающей работы
В ПЕРВОМ ПЕРИОДЕ ОБУЧЕНИЯ:
Для старшей группы подгрупповых :формирование лексико-грамматических представлений (1 занятие в неделю,);формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте (1 занятие в неделю,);развитие связной речи (1 занятие в неделю,).ВО ВТОРОМ И ТРЕТЬЕМ ПЕРИОДАХ ОБУЧЕНИЯ:
Для старшей группы:
формирование лексико-грамматических представлений (1 занятия в неделю);
формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте (1 занятия в неделю);
развитие связной речи (1 занятие в неделю)
Продолжительность подгрупповых занятий:
в старшей группе составляет не более 25 минут,
в подготовительной группе — не более 30 минут, перерыв между занятиями — 10 минут.
Занятия с детьми проводятся в дневное время и один раз в неделю во вторую половину дня.
Распределение подгрупповой работы с детьми
подгруппыпонедельниквторниксредачетвергпятницаОНР-3 Развитие связной речи Фонетико-фонематичЛексико-грамматическийОНР-2 Развитие связной речи Фонетико-фонематичЛексико-грамматическийОНР-1 Распределение индивидуальной работы
понедельниквторниксредачетвергпятницаОНР-3 Индив.р-таИндив.р-таИндив.р-таОНР-2 Индив. р-таИндив.р-таИндив.р-таИндив.р-та с самыми тяжёлыми по звукопроизношИндив.р-таИндив.р-та. Индив.р-таРежим дня и сетка занятий учителя-логопеда и воспитателя строятся с учетом возрастных, речевых, индивидуальных особенностей детей данной группы, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционно-развивающих задач и регламентируются согласно нормативам «Санитарно - эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.1249-03», утверждённым Главным государственным врачом Российской Федерации. (Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для детей в старшей группе – 15, в подготовительной группе – 17 занятий. Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в старшей и подготовительной группах не превышает трех. Перерывы между занятиями не менее 10 минут).Данная рабочая программа предусматривает каникулы 2 раза в год (первые две недели января и последняя неделя марта). В эти дни с детьми проводятся только индивидуальные занятия.
ГЛАВА II План-программа коррекционно-развивающей работы
2.1. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ осуществляется по следующим направлениям:
I. Смысловая сторона речи
Развитие словаря
Формирование и совершенствование грамматического строя речи
Развитие связной речи и речевого общения
II. Звуковая сторона речи:
Развитие просодической стороны речи
Коррекция произносительной стороны речи
Работа над слоговой структурой слова
Совершенствование фонематических представлений, развития навыков звукового анализа и синтеза.
III . Обучение элементам грамоты.
IV. Развитие высших психических функций.
V. Развитие общей и мелкой моторики. 2.2 ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6- ГО ГОДА ЖИЗНИ (старшая группа)
I ПЕРИОД
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
Обследование детей (первая половина сентября).
Обследование состояния речи и неречевых психических функций.
Сбор анамнестических данных.
Заполнение речевых карт на каждого ребенка.
Развитие общей и мелкой моторики, высших психических функций осуществляется во всех видах деятельности с детьми.
Развитие словаря.
Уточнение и расширение запаса представлений и обеспечение перехода от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
Расширение объема правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений.
3. Обучение группировке предметов по признакам их соотнесенности и на этой основе развитие понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых обобщающих понятий.
4.Расширение глагольного словаря на основе работы по освоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; личных и возвратных глаголов.
Обогащение активного словаря относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами.
Обеспечение понимания и использования в речи слов-антонимов.
Расширение понимания значения простых предлогов (в, на, у, под, над, за) и активизация их в речи.
Расширение экспрессивной речи притяжательными местоимениями (мой, твой, наш, ваш, его, ее) указательными наречиями (тут, здесь, там), количественными и порядковыми числительными (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый).Закрепление в речи понятия слово и умения оперировать им.
Формирование грамматического строя речи.
Развитие навыков образования и практического использования в активной речи форм единственного и множественного числа имен существительных, глаголов настоящего времени, глаголов прошедшего времени.
Формирование навыка образования и употребления существительных в косвенных падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами.
Формирование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Формирование навыков образования и использования в экспрессивной речи глаголов с различными приставками.
Формирование навыка образования и использования в речи относительных прилагательных.
Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными.
Формирование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.
Обучение составлению простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картине и согласованию слов в предложении. Формирование навыка распространения простого нераспространенного предложения однородными членами.
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза.
Развитие просодической стороны речи.
Развитие правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха.
2.Формирование навыка мягкого голосоведения.
3.Воспитание умеренного темпа речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
4.Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.
Коррекция произносительной стороны речи.
Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию свистящих и/или шипящих звуков.
Формирование правильного произношения свистящих и/или шипящих звуков и их автоматизация в речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова.
Формирование умения различать длинные и короткие слова, запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонаций, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
Обеспечение усвоения звукослоговой структуры односложных; двусложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных со стечением согласных и двусложных слов с одним закрытым слогом (шишка, бидон), двумя закрытыми слогами (кафтан, кувшин), трехсложных слов, состоящих из открытых слогов (рябина, желуди) и использования их в речи.
Формирование понятия слог, умения оперировать им.
Формирование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Формирование понятий звук, гласный звук, согласный звук. Формирование понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
Формирование умения различать на слух гласные звуки, выделять их из ряда звуков, из слова (начальная ударная позиция), подбирать слова на заданный гласный звук; различать гласные и согласные звуки.
Формирование умения различать на слух изучаемые согласные звуки по признакам: глухость-звонкость, твердость-мягкость в ряду звуков, слогов, слов.
Формирование навыка выделения согласных звуков из конца и начала слова. Формирование умения определять место звука в слове.
Формирование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трех звуков (ам, бу, ни, мак, кит).
Обучение элементам грамоты.
Формирование представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы.
Ознакомление с буквами.
Формирование навыка составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.
Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв, изображенных с недостающими элементами; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв.
Формирование навыка составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов, слов с пройденными буквами.
Развитие связной речи и речевого общения.
Воспитание активного произвольного внимания к речи, развивать умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
Формирование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
Обучение составлению рассказов-описаний о предметах и объектах по образцу, алгоритму, предложенному плану; связному рассказыванию по серии сюжетных картинок.
Формирование навыка пересказа коротких текстов со зрительной опорой и помощью педагога.
II ПЕРИОД
(декабрь, январь, февраль, март)
Развитие словаря.
Формирование внимания к слову, более точному пониманию его значения; умения выбирать наиболее подходящие в данной ситуации слова.
Дальнейшее обеспечение перехода от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
Расширение объема правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений.
Развитие умения группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе совершенствование понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых обобщающих понятий.
Дальнейшее расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания приставочных глаголов, возвратных и невозвратных глаголов.
Обогащение активного словаря относительными и притяжательными прилагательными и прилагательными с ласкательными суффиксами.
Обеспечение понимания и свободного использования в речи слов-антонимов.
Расширение понимания значения простых предлогов (в, на, у, под, над, за, с, со, из) и активизация их в речи. Дифференциация простых предлогов (на — с, в — из, над — под) в речи.Закрепление в экспрессивной речи введенных в нее ранее притяжательных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных.
Совершенствование умения оперировать понятием слово.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
1. Дальнейшее обучение образованию и практическому использованию в активной речи форм единственного и множественного числа имен существительных, глаголов настоящего времени, глаголов прошедшего времени.
Совершенствование умения образовывать и употреблять существительные в косвенных падежах без предлогов и некоторыми простыми предлогами.
Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, суффиксами -онок, -енок, -am, -ят, прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами , глаголов с различными приставками.
Формирование навыка образования и использования в речи относительных и притяжательных прилагательных.
Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными.
Формирование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.
Формирование навыка составления и распространения простых предложений с помощью определений.
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза.
Развитие просодической стороны речи.
Дальнейшее формирование речевого дыхания и развитие длительного речевого выдоха.
Формирование навыка мягкого голосоведения в свободной речевой деятельности.
Воспитание умеренного темпа речи в игровой и свободной речевой деятельности.
Развитие эмоциональной отзывчивости детей на увиденное и услышанное, совершенствование интонационной выразительности речи.
Формирование качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению).
Формирование четкости дикции.
Коррекция произносительной стороны речи.
Закрепление правильного произношения свистящих, шипящих в речевой деятельности.
Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию правильной артикуляции сонорных звуков.
Формирование правильных укладов аффрикат и сонорных звуков, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, игровой и свободной речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова.
Обеспечение усвоения звукослоговой структуры трехсложных слов с одним закрытым слогом (котенок, снегопад).
Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.
Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Дальнейшее закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук, звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
Дальнейшее совершенствование умения различать гласные и согласные звуки.
Сформировать представление о слогообразующей роли гласных звуков.
Формирование умения различать на слух согласные звуки по признакам: глухость-звонкость, твердость-мягкость в ряду звуков, слогов, слов.
Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трех звуков (ах, хо, фи, усы, сом):
Обучение элементам грамоты.
Закрепление представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы.
Ознакомление с буквами.
Совершенствование навыка составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.
Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв, изображенных с недостающими элементами; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв.
Формирование навыка осознанного чтения слов с пройденными буквами.
Развитие связной речи и речевого общения.
Совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и в своей речи.
Совершенствование умения отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог, занимать активную позицию в диалоге.
Совершенствование умения составлять рассказы-описания о предметах и объектах по предложенному плану, навыка связного рассказывания по серии сюжетных картинок и по сюжетной картине.
Совершенствование навыка пересказа коротких текстов со зрительной опорой и с небольшой помощью педагога.
III ПЕРИОД
(апрель, май)
Развитие словаря.
Расширение понимания значения слова, его смысла применительно к определенной ситуации и формирование на этой основе более прочных связей между образами.
Расширение объема правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений.
Совершенствование понимания обобщающего значения слов, продолжение работы по формированию родовых и видовых обобщающих понятий.
Закрепление навыка употребления обиходных глаголов в рамках изучаемых лексических тем, приставочных глаголов.
Закрепление навыка употребления относительных прилагательных, притяжательных прилагательных и прилагательными с ласкательными суффиксами.
Обогащение экспрессивного словаря наиболее употребляемыми словами-антонимами и словами-синонимами.
Формирование представления о многозначности слов на основе усвоения устойчивых словосочетаний и речевых конструкций.
Продолжение работы по уточнению понимания и расширения значений простых предлогов.
Активизация освоенных ранее других частей речи.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
Совершенствование умения образовывать и употреблять предложно-падежные формы с существительными единственного и множественного числа.
Совершенствование умения изменять по падежам, числам и родам имена прилагательные.
Закрепление навыков образования и употребления глагольных форм.
Закрепление навыков образования и употребления относительных прилагательных с продуктивными суффиксами -ов, -ев, -ан, -ян, притяжательных прилагательных, прилагательных с ласкательными суффиксами.
Совершенствование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и числительных с существительными в роде и числе в именительном падеже.
Совершенствования навыка употребления простых предлогов и отработка словосочетаний с ними.
Совершенствование навыка составления простых распространенных предложений.
Формирование навыка анализа простых предложений без предлога со зрительной опорой.
Обучение составлению сложносочиненных предложений.
Обучение составлению предложений с противительным союзом а.
Обучение составлению сложноподчиненных предложений.
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза.
Развитие просодической стороны речи.
1.Дальнейшее совершенствование речевого дыхания и развитие длительного речевого выдоха на материале стихотворных текстов с отработанными звуками.
Развитие навыка мягкого голосоведения в свободной речевой деятельности.
Дальнейшее воспитание умеренного темпа речи в игровой и свободной речевой деятельности.
Совершенствование интонационной выразительности речи и качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению) в инсценировках, играх-драматизациях, театрализованных играх, в другой игровой и свободной речевой деятельности.
Совершенствование четкости дикции на материале небольших стихотворных текстов с отработанными звуками.
Коррекция произносительной стороны речи.
1.Дальнейшее закрепление правильного произношения свистящих, шипящих, йотированных звуков, аффрикат, звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
2.Активизация движений речевого аппарата.
3.Формирование правильных укладов звуков, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах — в игровой и свободной речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова.
Обеспечение усвоения звукослоговой структуры трехсложных слов со стечением согласных (сосулька, кактусы, трактора) и формирование навыка практического использования их в предложениях и коротких рассказах.
Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.
Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Дальнейшее закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук, звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
Закрепление представления о слогообразующей роли гласных звуков.
Совершенствование умения различать на слух согласные звуки по месту образования, по глухости-звонкости, твердости-мягкости в ряду звуков, слогов, слов.
Совершенствование умения определять место звука в слове.
Совершенствование умения подбирать слова на заданный звук, слов со звуком в определенной позиции (начало, середина, конец слова).
Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трех звуков (ах, хо, фи, уха, мак, кит, лось).
Обучение грамоте.
1.Ознакомление с буквами.
2.Совершенствование навыка составления этих букв из палочек, выкладывания из шнурочка, кубиков, мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.
3.Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв, изображенных с недостающими элементами; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв.
4.Совершенствование навыка осознанного чтения слов.
Развитие связной речи и речевого общения.
Дальнейшее развитие диалогической и монологической форм речи. Стимуляция собственных высказываний детей — вопросов, ответов, реплик, являющихся основой познавательного общения.
Дальнейшее совершенствование умения составлять рассказы-описания, загадки-описания о предметах и объектах по предложенному плану, навыка связного рассказывания по серии сюжетных картинок и по сюжетной картине. Формирование умения отражать логическую и эмоциональную последовательность событий в рассказе, взаимосвязь его отдельных частей.
Совершенствование навыка пересказа.
Формирование умения понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом.
ГЛАВА III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
С УЧАСТНИКАМИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
Основными задачами коррекционно-развивающей деятельности являются:
- создание единого коррекционно-образовательного пространства;
- оборудование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка;
- повышение уровня подготовки специалистов;
- пропаганда логопедических знаний среди родителей и педагогов;
- расширение интегративных связей, объединение усилий педагогов, медицинских работников, детей и родителей в целях коррекции речевых нарушений.
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинских работников и родителей.
Алгоритм логопедической работы в группе для детей с ОНР
этапы Основное содержание Результат
Организационный Исходная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с нарушением речи.
Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми. Составление индивидуальных коррекционно-речевых программ помои ребенку с нарушениями речи.
Составление программ групповой(подгрупповой) работы с детьми, имеющими сходные структуру речевого нарушения и/или уровень речевого развития.
Составление программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка с нарушениями речи.
Основной .Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых (подгрупповых) коррекционных программах.
Психолого-педагогический и логопедический мониторинг.
Согласование, уточнение (при необходимости – корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса. Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии.
Заключительный Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы ребенком (группой детей).
Определение дальнейших образовательных(коррекционно-образовательных перспектив выпускников группы для детей с нарушениями речи. Решение о прекращении логопедической работы с ребенком(группой), изменение ее характера или корректировка индивидуальных и групповых(подгрупповых) программ и продолжение логопедической работы.
Преемственность в планировании деятельности логопеда и воспитателя.
Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются:
1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
2. Формирование правильного произношения.
3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
4. Развитие навыка связной речи.
Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены.
Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя
Задачи, стоящие
перед учителем-логопедом Задачи, стоящие
перед воспитателем
1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма 1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе
2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков 2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы
3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка 3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы
4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом
5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи 5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания
6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти 6. Расширение кругозора детей
7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий 7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам
8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям 8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей)
9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения 9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей
10. Развитие фонематического восприятия детей 10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда
11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений 11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях
12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова 12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида
13. Формирование навыков словообразования и словоизменения 13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни
14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации 14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок
15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения 15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей
16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы 16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении
Система взаимодействия логопеда и музыкального руководителя
по созданию условий для коррекции и компенсации
речевой патологии
Логопед
Музыкальный
руководитель
Использование упражнений на развитие основных движений.



Использование упражнений на различение звуков по высоте, вокальных упражнений.


Проведение мониторинговых исследо-ваний, консультационных объединений.

Использование упражнений для выработки правильного фонационного выдоха.

Работа над просодической стороной речи.

Планы совместной деятельности специалистов ДОУ
Мероприятия Срок Ответственные
Организационные мероприятия
Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей ДОУ в ПМПК Апрель Старший воспитатель, логопед, психолог
Комплектование логопедических групп с учетом рекомендаций ПМПК Апрель—
июнь Заведующий ДОУ, логопед
Анкетирование родителей с целью
получения информации о раннемпсихофизическом развитии детей и выявления запросов, пожеланий Сентябрь Логопед, психолог, старшая
медсестра
Обсуждение и утверждение годового плана совместной работы участников коррекционно-педагогического процесса по преодолению речевых нарушений и совершенствованию познавательной сферы у детей Сентябрь Логопед, воспитатели
Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционно-педагогической работе В течение года Специалисты,
логопед
Оформление стендов, папок-передвижек для родителей с рекомендациями профильных специалистов Ежемесячно Логопед, специалисты
Формирование у педагогов, родителей информационной готовности
к коррекционной работе с детьми, имеющими речевые проблемы
Особенности речевого и психофизического развития детей с речевыми нарушениями (семинар) Декабрь Логопед, психолог, старшая медсестра
Специфика работы воспитателей,
специалистов с детьми логопедических групп (семинар-практикум) Ноябрь Логопед
Консультативно-информационная помощь воспитателям, специалистам, родителям:
— организация индивидуальных занятий с ребенком;
— методика проведения артикуляционной гимнастики;
— личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка;
— создание предметно-развивающей и обогащенной речевой среды в логопедических группах;
— консультации по запросам Октябрь
Октябрь

Ноябрь
В течение
года

Логопед
логопед
Логопед
Инновации в дошкольном специальном образовании педагоги
Совместная коррекционно-педагогическая деятельность
Обследование различных сторон психофизического развития детей Сентябрь Воспитатели, специалисты
Составление индивидуальных планов (программ) коррекционно-педагогической работы — II — То же
Корректировка календарно-тематических планов работы специалистов на основе обобщенных данных, полученных в ходе обследования, и других источников информации Сентябрь— октябрь Специалисты
Взаимопосещение занятий:
—групповых;
—индивидуальных;
—интегрированных Декабрь— апрель Логопед, специалисты
Проведение тематических родительских собраний Октябрь, январь, май Логопед, воспитатели, специалисты
Участие в работе психолого-педагогического консилиума В течение
учебного
года Специалисты, воспитатели, родители
Аналитические мероприятия
Проведение психолого-педагогического и логопедического мониторинга
Декабрь — апрель Специалисты,
воспитатели
Анализ коррекционно-педагогической работы за год. Определение задач на новый учебный год (круглый стол) Май То же
Составление цифрового и аналитического отчета — II — Логопед
Выступление на итоговом педагогическом совете — II — — // —
Информационно-методическое обеспечение программы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ.
2. ФГОС ДО и комментарии к нему.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1082 от 20.09..2013 г. «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» .
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, и организации режима работы дошкольной образовательной организации».
5. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Н.В. Нищева, Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2015.
6.Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда, Н.В. Нищева, СПб, «Детство-пресс»,2014.
7. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. Авт.-сост. Г.В. Чиркина. Ч.2. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей, М., «Просвещение», 2009.
8. Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников. О.С. Гомзяк, М.: Издат Гном и Д, 2009.