Реализация профилактической услуги «CBR» с применением здоровьесберегающих технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья.


Наталия Валентиновна Борисова
Реализация профилактической услуги «CBR» с применением здоровьесберегающих технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время в нашей стране, от 2,5 до 3,5 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в специальном образовании.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
В законе об образовании сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу. Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому, сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.
Выделяются несколько компонентов здоровья:
- Соматическое здоровье;
-Физическое здоровье;
-Психическое здоровье.
Статистика утверждает, что здоровье ребенка зависит от наследственных факторов – 20%, от условий внешней среды (экологии)- 20%, от деятельности системы здравоохранениия-10% и 50% от самого человека от того образа жизни который ведет. Если на первые 50% здоровья повлиять педагоги ни как не могут, то другие 50% зависит от совместной работы педагога, родителей и медиков.
В нашем учреждении с 2015 года реализуется CBR-технология (программа реабилитации для людей с различными видами ОВЗ). Основной задачей в работе с детьми с ограниченными возможностями – проведение всех оздоровительных мероприятий, которые сохраняют не только уровень работоспособности и укрепления здоровья ребенка, но и социализацию ребенка в обществе. Педагог-психолог работает с детьми, у которых в основном диагноз ДЦП. Поэтому мне бы хотелось, конечно, рассказать, как реализуется здоровьесберегающие технологии в развитии этих детей в нашем учреждении, об их социально-психологической поддержке.
Педагог-психолог посещает детей по месту жительства, выступает куратором, «семейным тренером» для родителей. При проведении занятий соблюдает принципы: «Не навреди!», непрерывности занятий, индивидуальности. Так же на занятиях с детьми ОВЗ реализует следующие технологии:
Сохранение и стимулирование здоровья: пальчиковые гимнастики («Качели», японская пальчиковая гимнастика); пальчиковые игры («Строитель», «Пальчик–мальчик», «Кнопочки»); упражнения для глаз, дыхательная гимнастика.Обучение здоровому образу жизни: самомассаж («Умывание», «Вращение кистей», «Разминка для пальцев рук»), физкультминутки («Мартышки», «Забияка»), утренняя гимнастика с мамой.
Коррекционные: сказкотерапия «Приключение зайки», воздействие цветом; развивающие игры, направленные на формирование и развития деятельности ребенка.
Вышеперечисленные здоровьесберегающие технологии формируют и развивают у детей выносливость, двигательные навыки и умения, психические процессы, общую и мелкую моторику; способствуют социальной адаптации детей с ОВЗ.
Известно, что работоспособность детей в процессе занятий зависит от многих факторов:
организации занятий;
В нашем учреждении занятия в основном проводятся в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала для данной группы.
длительности занятий, которая зависит от самочувствия и настроения ребенка, поэтому, как правило, занятия длятся от 30 до 45 минут;
степени сложности материала (материал для каждого ребенка, педагог-психолог подбирает индивидуально, в зависимости, от того, что ребенку надо на данном этапе развития и социализации);
индивидуальных особенностей;
методики проведения занятий.
В заключение можно сказать, что правильно организованный образовательный процесс, существенно влияет на укрепление и развитие здоровья детей, то, на что направлена СBR-технология.
Борисова Наталия Валентиновна; муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Токарёвский районный Дом детского творчества»; 8-47557-258-58; методист, социальный педагог.