КонсультацияПрименение здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методов в логопедической работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС


Применение здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методов в логопедической работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС
В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.
Методы здоровьесберегающих технологий принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей. Но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Совокупность методов и приёмов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определённых психических процессов.
Здоровье сберегающие технологии и нетрадиционные методы в деятельности логопеда на фоне комплексной логопедической помощи, не требует особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма. Ведь нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт характера. Это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом.
На сегодняшний день в арсенале учителей-логопедов занятых  обучением детей логопатов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. В своей практической деятельности работе я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты.
Как известно дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль над поведением и произвольность, снижают гиперактивность и импульсивность. Также упражнения успокаивают и способствуют концентрации внимания. При выполнении дыхательных упражнений увеличивается объем легких, усиливается газообмен и улучшается  кровообращение, под действием диафрагмы происходит интенсивный массаж внутренних органов, что естественно, способствует общему оздоровлению организма и улучшению самочувствия.
Мимическая гимнастика способствует коммуникации, эмоциональному развитию, раскрепощённости.
Кинезиологические упражнения («гимнастика мозга») активизируют различные отделы коры головного мозга и корригируют проблемы в различных областях психики. Даже Клеопатра использовала эти упражнения, для молодости и красоты, чтобы поддерживать свой мозг в активном состоянии, потому что, поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Выполняя в системе эти упражнения, проявляются скрытые способности человека и расширяются границы возможностей его мозга.
Зрительная гимнастика используется для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз, для укрепления мышц глаз и улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях).
При всех видах дизартрии одним из методов коррекционно-педагогического воздействия является логопедический массаж.  Но многие из нас не имеют специального медицинского образования для его проведения, и так как, основной принцип нашей работы – не навреди. Поэтому использую в своей работе  приёмы самомассажа.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализации мышечного тонуса. В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, занятий по релаксации (аутогенной тренировки), дневного сна. Самомассаж также может быть включен в логопедическое занятие, при этом приемы самомассажа могут предварять, либо завершать артикуляционную гимнастику.(применяю самосассаж с ложкой, зубной щеткой, масажкой, лицевой самосассаж)
Формирование речи является многогранным процессом, и необходимо развивать ее различные формы, прежде всего устную, которая является основой общения. У детей с нарушениями речи, часто наблюдается недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. И для того, чтобы снять напряженность речи и придать ей большую подвижность, естественность, выразительность в произношении и используется фонетическая ритмика. Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений на основе фонематической ритмики решает эти проблемы.
Фонематическая ритмика – это система, двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). Занятия фонематической ритмикой помогают сформировать фонетически правильную речь. С использованием игровых упражнений на основе фонематической ритмики у детей: активнее развивается общая и мелкая, артикуляционная моторика и координация движений. Развивается фонематический слух, нормализуется речевое дыхание, улучшается ритмико-интонационная сторона речи, создаётся база для успешной постановке звуков быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков. (данная работа эффективна с детьми имеющими проблемы со слухом и моторными алаликами)
В настоящее время методика использования фонетической ритмики описана в различных пособиях, программах (Э. И. Леонгард, 1976, 1991; Т. А. Власова, А. Н. Пфафенродт, 1989)
На коррекционных занятиях развитию мелкой моторики уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями. Су-джок теропия стимулирует активные точки расположенные на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев.
Комплекс упражнений на релаксацию используется для детей управления собственным мышечным тонусам, приёмам расслабления различных групп мышц. Умение расслабляться помогает детям снять напряжение, сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии и нетрадиционные методы воздействия в работе логопедов  становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Кроме того, это помогает организовывать занятия интереснее и разнообразнее.
Учитель-логопед
Бондаренко С.Н.
Очурский детский сад «Колосок»
Список литературы
Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. / Составитель М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 349 с.
Выготская, И. Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: книга для логопеда. / И. Г. Выготская, Е. Л, Пеллингер, Л. П. Успенская. - М. : Просвещение , 1993. - 223 с.
Жинкин Н,И. Речь как проводник информации [Текст]/ Н.И. Жинкин – М.: Просвещение, 1982.-198с.
Костылева Н.Ю. «Расскажи и покажи», М.: Творческий Центр, 2007
Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. / О. И. Крупенчук. - Спб. : Издательский дом «Литера», 2001. - 208 с.
Леонтьев А.Н. Речевая деятельность [Текст]/ А.Н. Леонтьев // Хрестоматия по психологии: Учебное пособие.-М.: Просвещение.- 1997.-405с.
Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. «Фонематическая и логопедическая ритмика в ДОУ», М.: АЙРИС ПРЕСС,2006
Мухина М.Я. «Речедвигательная ритмика « М.:АСТ: Астрель,2008
Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. / Составитель А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк.
Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика. / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. - М., Аст, Астрель, 2002. – 94 с.
Применение здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик в условиях реализации ФГТ
Дошкольное образование в России переживает этап интенсивного реформирования и развития. Это связано с тем, что в современных условиях возникла новая педагогическая ситуация, связанная с изменением контингента детей в детских садах. В настоящее время резко возросло число детей с отклонениями в соматическом, речевом и психическом развитии, причем данная тенденция наблюдается в образовательном пространстве в целом: в яслях, детских садах, школах. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной алалией, заиканием. Многие дети демонстрируют задержки и нарушения психо-речевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, различные психопатологические отклонения (повышенная возбудимость, истощаемость).
Дети с речевыми нарушениями имеют следующие особенности физического развития:
- нарушение артикуляционных укладов;
- дыхания и голосообразования;
- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
- нарушение общей и мелкой моторики;
- заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, скорости, ловкости);
- повышенная утомляемость;
- нарушение темпо-ритмической организации движений.
Особенности психического развития детей с нарушениями речи:
- расстройство памяти (особенно слуховой)
- неустойчивость внимания;
- задержка развития воображения;
- несформированность мышления.
В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности к обучению и адекватной адаптации к социуму.
Возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми.
Методы здоровьесберегающих технологий принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей. Но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Совокупность методов и приёмов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определённых психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личности культуры. Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Здоровьесберегающие технологии на фоне комплексной, но и общей логопедической помощи, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребёнка.
Только комплексное воздействие на ребёнка может дать успешную динамику речевого развития. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты.
Мимическая гимнастика способствует коммуникации, эмоциональному развитию, раскрепощённости.
Кинезиологические упражнения на межполушарное взаимодействие («гимнастика мозга») помогут активизировать различные отделы коры ГМ или корригировать проблемы в различных областях психики. Даже Клеопатра использовала эти упражнения, для молодости и красоты, чтобы поддерживать свой мозг в активном состоянии, потому что, поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Выполняя в системе эти упражнения, проявляются скрытые способности человека и расширяются границы возможностей его мозга.
Зрительная гимнастика используется для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз, для укрепления мышц глаз и улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях).
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализации мышечного тонуса данных мышц.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдается недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений на основе фонематической ритмики решает эти проблемы.
Фонематическая ритмика – это система, двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). Занятия фонематической ритмикой помогают сформировать фонетически правильную речь. С использованием игровых упражнений на основе фонематической ритмики у детей: активнее развивается общая и мелкая, артикуляционная моторика и координация движений. Развивается фонематический слух, нормализуется речевое дыхание, улучшается ритмико-интонационная сторона речи, создаётся база для успешной постановке звуков быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков. При ряде нарушений у детей отмечается общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев, выраженные в различной степени, так как движения пальцев тесно связаны с речевой функцией.
На коррекционных занятиях развитию мелкой моторики уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.
Су-джок теропия на коррекционных занятиях, стимулирует активные точки расположенные на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев.
Комплекс упражнений на релаксацию используется для детей управлению собственным мышечным тонусам, приёмам расслабления различных групп мышц. Умение расслабляться помогает детям снять напряжение, сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.
Таким образом, в результате использования здоровьесберегающих технологий в логопедической работе способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка.
Учитель-логопед
Бондаренко С.Н.
Очурский детский сад «Колосок»
Список литературы
Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. / Составитель М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 349 с.
Выготская, И. Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: книга для логопеда. / И. Г. Выготская, Е. Л, Пеллингер, Л. П. Успенская. - М. : Просвещение , 1993. - 223 с.
Жинкин Н,И. Речь как проводник информации [Текст]/ Н.И. Жинкин – М.: Просвещение, 1982.-198с.
Костылева Н.Ю. «Расскажи и покажи», М.: Творческий Центр, 2007
Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. / О. И. Крупенчук. - Спб. : Издательский дом «Литера», 2001. - 208 с.
Леонтьев А.Н. Речевая деятельность [Текст]/ А.Н. Леонтьев // Хрестоматия по психологии: Учебное пособие.-М.: Просвещение.- 1997.-405с.
Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. «Фонематическая и логопедическая ритмика в ДОУ», М.: АЙРИС ПРЕСС,2006
Мухина М.Я. «Речедвигательная ритмика « М.:АСТ: Астрель,2008
Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. / Составитель А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк.
Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика. / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. - М., Аст, Астрель, 2002. – 94 с.