Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе.

Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в
логопедической работе.
Цель: Раскрыть возможности использования элементов здоровьесберегающих технологий, применяемых в коррекционной логопедической работе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе – неотъемлемая часть педагогического процесса, а особенно коррекционной работы. Каков психологический портрет ученика, имеющего недостатки устной или письменной речи? С какими проблемами сталкивается в работе с этими детьми учитель?
низкая работоспособность, повышенная утомляемость
несформированность произвольности психических процессов
низкая учебная мотивация
низкая самооценка
Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической коррекции.
Сегодня я хотела бы познакомить вас с системой работы по сохранению здоровья обучающихся, которая реализуется мною на логопедических занятиях и предложить вашему вниманию те её составляющие, которые могут быть использованы в работе учителя начальных классов. Это
артикуляционная гимнастика
упражнения на развитие общей и мелкой моторики
кинезиологические приёмы
1. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Недостаточность артикуляционной моторики – одна из многих причин речевых недостатков. Работа в этом направлении – компетенция учителя-логопеда. Учителям же начальной школы следует обратить особое внимание на формирование артикуляционной моторики поскольку её недостаточность тормозит формирование технической стороны чтения и его выразительности. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Артикуляционную гимнастику согласно новым ФГОС рекомендуется включать в структуру урока чтения.
Артикуляционная гимнастика способствует:
чёткому произношению звуков речи, что увеличивают скорость чтения, а также его качество (правильность и выразительность)
снятию эмоционального напряжения, созданию положительного настроя на урок (если проводится в его начале как оргмомент)
формированию навыков самоконтроля
Организация проведения артикуляционной гимнастики
Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
При отборе упражнений надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Статические упражнения выполняются по 7-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
На одном уроке выполняем 3-4 упражнения, включая упражнения разных блоков
Ученик должен хорошо видеть лицо учителя, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
I блок – упражнения для губ и щёк
Дудочка
Заборчик
Шарик
II блок – статические упражнения
Блинчик
Грибочек
Чашечка
III блок – динамические упражнения
Качели
Часики
Маляр
Орешки
Чистим зубки
Киска
Пример проведения артикуляционной гимнастики с использование стихов
Утро с котиком Мурзиком
Котик Мурзик утром встал, чистить зубки побежал.
Вправо-влево, вправо-влево чистим зубки мы умело
Прополощем ротик, как чистюля котик

Мурзик наш расчёску взял и причёсываться стал.
Мы за ним не отстаём, всё покажем язычком

Дальше по порядку делаем зарядку.
Мурзик спинку выгибает

Мурзик спинку прогибает.

А теперь язык наш – мяч. Начинай футбольный матч.
Гол забили мы – ура!

Вот и завтракать пора. Котик нам напёк блины.
Со сметаною они.

Как сметану любит котик? Оближи скорее ротик!

А теперь чаёк попьём. Чай мы в чашечку нальём.
Мурзик сыт, Мурзик рад. Мурзик любит всех ребят!

Выполняем артикуляционные упражнения по опорным картинкам (доска)

2. В прошлом учебном году творческой группой учителей-логопедов города на рассмотрение МЭС были представлены методические рекомендации «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе». Решением МЭС от 10 июня 2011 года эти материалы были рекомендованы для работы учителям-логопедам и учителям начальных классов. МР включают 5 блоков:
I – развитие общей и мелкой моторики
II – упражнения на релаксацию
III – развитие психических функций
IV – развитие правильного речевого дыхания
V – зрительная гимнастика
Включение физминуток (динамических пауз) и пальчиковых игр в структуру логопедических занятий и каждого урока - необходимый компонент здоровьесберегающих технологий. Использование двигательных упражнений позволяет решить несколько задач:
Способствует повышению речевой активности;
Развивает речевые умения и навыки;
Снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;
Активизирует познавательный интерес;
Улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой.
. Упражнения, являющиеся органичным продолжением темы занятия, объединённые с другими заданиями единым сюжетом, способствуют продуктивной реализации целей и задач урока, повышают активность учащихся.
Предлагаемый практический материал содержит упражнения на развитие общей и мелкой моторики, собранные из разных источников, а также придуманные автором. Указаны также лексические темы и темы занятий, на которых могут быть использованы упражнения.
Быстро подобрать упражнение к занятию по соответствующей теме можно с помощью указателя, где обозначены темы занятий, разделы и номера упражнений. Задания, на которые нет ссылок, могут быть использованы на любом уроке.

Проводим упражнение «Путаница» (Выполняем только те команды, о которых говорит ведущий, а не те движения, которые он показывает. Например, просим поднять руки вверх, а показываем движение «руки в стороны»)

Логоритмическое упражнение с карандашами «Помидор»
Толстопузый помидор

Перелез через забор,

Как весёлый красный шар
Покатился на базар.
Обежал за рядом ряд,

На ходу надел халат.
Подал звонкий голосок:
- Продаю томатный сок!
В кулачках зажато по карандашу, большие и указательные пальцы соединить, образуя круг, удерживая карандаши;
кладём карандаши на стол горизонтально, двумя руками берёмся за ближайший, перекладываем через другой, повторяя 4 раза;
держим карандаши на весу по одному в руке, ритмично вращая друг вокруг друга;
в кулачках зажато по карандашу в вертикальном положении, одновременно перекладываем их из одной руки в другую;
один карандаш скользит по другому;
ритмично стучим торцами карандашей друг о друга;
ритмично стучим карандашами по столу одновременно.


3. Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Для успешного обучения ребенка, гармонизации его мыслительной деятельности необходимо учитывать его психофизиологические особенности при подборе методик обучения. Особенно важно это для детей, имеющих трудности для адаптации и усвоения программного материала. В этом случае кинезиологическая коррекция может служить средством профилактики и преодоления нарушений устной речи, чтения и письма, укрепления психического здоровья ребенка. Кроме того,
кинезиологические упражнения способствуют
улучшению почерка, так как развивает мелкую моторику рук,
позволяют улучшить, внимание, память, пространственные представления,
повышают работоспособность, снижают утомляемость,
активизируют познавательные процессы и повышают способность к произвольному контролю.
Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Кинезиология уделяет особое внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, в отличии от симметричных содружественных движений, регуляция которых, в основном, происходят на уровне спинного мозга.
«Колечко» (соединяем поочерёдно пальцы в «колечки» с большим от указательного к мизинцу и назад; выполняем сначала одной рукой, потом двумя, обязательно с речевым сопровождением)
«Кулак-ребро-ладонь» (выполняем серию последовательных движений, убыстряя темп)
«Лезгинка» Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак разворачиваем пальцами к себе. Выпрямленной ладонью правой руки прикасаемся к мизинцу левой. Одновременно меняем положение правой и левой рук. Повторяем 6-8 раз, добиваясь высокой скорости смены положений.
«Буратино» Ладонь левой руки ребром к лицу, большой палец приставить к носу. Прижать к мизинцу левой руки большой палец правой, пальцы не прижимаем друг к другу. Двигать пальцами вместе, по одному и перебирают от указательного пальца левой руки до мизинца правой. Руки поменять.
«Ухо-нос» Левой рукой беремся за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Отпускаем одновременно ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук с точностью "до наоборот".

ЗЕРКАЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ. Берем в обе руки по карандашу, рисуем одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки, синхронизируется деятельность обоих полушарий головного мозга.

Применение кинезиологических упражнений дает результаты при соблюдении следующих условий:
систематичность выполнения
постепенное увеличение темпа и сложности
точность выполнения движений и приемов
выполнение стандартных учебных действий желательно чередовать с кинезиологическими упражнениями; при вовлечении учащихся в творческую деятельность упражнения следует проводить до начала работы, не прерывая ее.

Подводя итоги, я хотела бы ещё раз подчеркнуть, что
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.
Уважаемые коллеги! Я надеюсь, что наша с вами работа была для вас полезной и интересной. Я желаю вам здоровья и творческих успехов в создании вашей собственной системы здоровьесбережения.















13PAGE 15


13PAGE 14115