Конспект урока литературы на тему Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга (9 класс)



Урок литературы в 9 классе на тему «Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга».

Вид урока: бинарный (с использованием аудио- и видеозаписей)
Цели: Раскрыть глубину образа, вдохновившего Пушкина.
Задачи:
Обучающие: определить отношение автора к героине и ее личной драме; понять, почему пара Татьяны и Онегина не состоялась.
Развивающие: найти художественные средства выразительности, создающие образ Татьяны.
Воспитательные: воспитывать любовь к родной литературе и природе, выяснить значение образа Татьяны для определения русского национального характера.
Оборудование: презентация, проектор, компьютер, колонки, текст романа, прочитанный с закладками, у каждого ученика перед собой, диск с аудиокнигой романа.
Технологии: ИКТ, здоровьесберегающая.

Итак, она звалась Татьяной.
А.С.Пушкин

Ход урока.
Оргмомент. Постановка цели.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем открывать для себя роман «Евгений Онегин». По эпиграфу на экране вы поняли, что речь пойдет о самом прекрасном женском образе русской литературы – Татьяне Лариной. Каким словом можно назвать самый прекрасный образ? (идеал). Давайте вместе сформулируем тему и цель урока (почему же Татьяна – идеал Пушкина? Какие качества делают её нравственным идеалом? Почему несмотря на все прекрасные качества героини Пушкин не соединяет её с Онегиным?). (слайд 1)
Запишите в тетрадях число, тему урока, эпиграф.

Опрос и проверка домашнего задания. Прошу вас разделиться на две группы. Первая группа, опираясь на вопросы домашнего задания и на текст романа, расскажет об Ольге. Вторая расскажет о Татьяне. Её внешности, характере, привычках, увлечениях. (слайд 2 – Татьяна и Ольга). Посмотрите на слайд. Кто из сестёр – Ольга, а кто – Татьяна? (указывают, без аргументации).

Начнем с образа Ольги. Какая она? Давайте найдем ответ в тексте. Ответ ученика: Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила, Глаза как небо голубые; Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан, Все в Ольге... но любой роман Возьмите и найдете верно Ее портрет: он очень мил, Я прежде сам его любил, Но надоел он мне безмерно. Беседа по проблемным вопросам. (слайд 3) Итак, нравится ли Пушкину Ольга? (да). Что нам доказывает эту мысль? (поэт любуется её красотой). Какие качества есть в этом образе? (всем мила, скромна, весела, беззаботна). Но зачем тогда поэту нужно было выдумать Татьяну и сделать её главной героиней? (Ольга слишком поверхностна, в ней нет духовной глубины). Кому ещё надоели такие барышни, как Ольга? (самому Онегину, он бежит от их общества из Петербурга в деревню). Что он говорит об Ольге? («В чертах у Ольги жизни нет», «Как эта глупая луна на этом глупом небосклоне». Для чего тогда нужен образ Ольги? (благодаря ему мы лучше понимаем образ Татьяны).

Раскрытие образа Татьяны. Итак, вторая группа, ваша очередь. Обратимся к образу Татьяны. Что пишет Пушкин про неё?
Ответ ученика:
Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей; Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела, И часто целый день одна Сидела молча у окна.

Беседа по проблемным вопросам. (слайд 4) В чем особенность портрета Татьяны? (А.С. Пушкин даёт не внешний облик, а скорее внутренний портрет Татьяны). Для чего это нужно? (автор хочет показать важность внутреннего мира героини над её внешностью). Что же любит Татьяна? (Она любила на балконе предупреждать зари восход; она верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны). Какой вывод мы можем сделать? (важной частью мира Татьяны является природа и русская народная культура) Найдем в тексте:
Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С её холодною красою
Любила русскую зиму,
На солнце иней в день морозный,
И сани, и зарёю поздной
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.

Слово учителя. (слайд 5 – образ Татьяны в иллюстрациях разных художников). Действительно, Татьяна, живя «в глуши забытого селенья», растет очень органично. Ее связь с природой глубока. Пушкин не раз душевные состояния героини передаёт образами природы. Всегда в образ Татьяны Пушкин добавляет пейзажный элемент, и он всегда диалогичен с переживаниями «милой Тани». Именно это показывает, как она близка русской культуре, миру народного творчества. И имя он ей выбирает самое простое. Во времена Пушкина такое имя больше подходило для простой девушки, чем для дочки барина. Это ещё раз доказывает родство Татьяны с русским народом и культурой.


(слайд 6: Пора пришла – она влюбилась) Давайте поговорим об отношении Татьяны к Онегину. Почему девушка влюбляется? Найдем в тексте. («Душа ждала кого-нибудь»). Почему ее выбор пал на замкнутого Онегина, а не на любимого всеми Ленского? (ей кажется, что Евгений очень похож на ожившего героя романов, которые Таня так любила читать, она уверена, что с таким человеком будет счастлива). Давайте послушаем актерское чтение отрывка о влюбленности Татьяны (аудиозапись).

Как вы считаете, чувство Татьяны похоже на отношение к Онегину столичных красавиц? (нет, её чувство – не игра, оно настоящее и глубокое).

Письмо Татьяны. Теперь я прошу вас обратить внимание на экран проектора. Мы посмотрим отрывок из британской экранизации «Евгения Онегина» - письмо Татьяны. Татьяна – Лив Тайлер, в роли Онегина – Рейв Файнс. (просмотр видео – слайд 7).

Какие чувства Татьяны мы видим в отрывке? (смятение, волнение, решается ее судьба). Верно. И в наше время девушка, первая открывающая чувства мужчине – нечастое явление, а тогда во времена Пушкина это был нонсенс, неприличное явление, поэтому Татьяна боится и осуждения общества.

Верно ли, на ваш взгляд, Татьяна поступила, написав письмо Онегину? (мини-дебаты – слайд 8).
За: открыла чувства, вызывает гордость, смелая, сильная, идет на риск ради счастья.
Против: страдает из-за неразделенной любви, пошла против правил, общаться с Онегиным далее невозможно.

Осуждает ли героиню Пушкин? (нет, она искренне любит). Найдите в тексте подтверждение этому («Она не ведает обмана и верит избранной мечте»)

Как отвечает Онегин? (не понимает ее чувства, отвергает). Работа с текстом. Такой ответ Онегина, его суровое объяснение, отказ от любви – неожиданный удар для Татьяны. Это трагический момент в её жизни.

Почему же Пушкин не соединяет главных героев? (Онегин в этот момент не способен увидеть в скромной девушке пламенную любовь и глубину чувств дать того же чувства Татьяне – ему со всеми скучно. Пересмотреть отношение к жизни заставляет только страшное событие – гибель Ленского).

После дуэли Онегин покидает свое имение. Как относится Татьяна к Евгению, осуждает ли? (она не может ему простить убийство Ленского, это против ее морали, но любовь в ней велика, поэтому Татьяна пытается понять, что толкнуло Евгения на такой поступок).
Сильнее страсть её горит
И об Онегине далёком
Ей сердце громче говорит.

Ответ на проблемный вопрос (слайд 9). Почему Татьяна для Пушкина стала «милым идеалом»? Какие качества видит в ней поэт? (искренность, благородство, скромность, близость к русской культуре и природе, смелость, умение любить всем сердцем, всей душой).

Подведение итогов. Чему был посвящен сегодняшний урок? (образу Татьяны – идеалу нравственности и чистоты). Чему мы научились? (раскрывать образ героини с помощью текста, аудио, видео; рассмотрели взаимоотношения Татьяны и Онегина; сравнили сестёр Лариных). Что бы вам хотелось узнать ещё? (возможно, рассмотреть эволюцию образа Татьяны, понять причины перемены чувств Онегина).

Продолжите строчку: «Я так люблю» («Татьяну милую мою!»). Пушкин с удовольствием признается в любви своей героине, желая ей счастья. Исполнятся ли его пожелания? Тема нашего следующего урока.

Оценки. Домашнее задание: составить синквейн по образу Татьяны или Ольги. Девочкам – письмо Татьяны наизусть.
15