Логоритмические занятия в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями.


Логоритмические занятия в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями.
Елисеева Елена Николаевна
Логопед Государственного автономного учреждения Саратовской области «Марксовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».
В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальной выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса и является социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества. В условиях современного выбора социально-культурных механизмов, способствующих полноценному включению человека в динамично изменяющиеся условия собственного существования, проблема социализации детей с речевыми нарушениями приобретает все большую значимость.
С каждым годом растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением и компьютером, увеличение частоты общих заболеваний, а также неустойчивая экологическая, экономическая, социальная обстановка общества. Эффективное решение проблемы социализации детей с речевыми нарушениями не возможно без коррекционной практики, способной учесть и раскрыть индивидуальные особенности, потребности, возможности и духовный потенциал ребенка.
В Государственном автономном учреждении Саратовской области «Марксовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» в летний период организуются интегрированные смены для детей-инвалидов и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, у которых имеются речевые нарушения. Из участников летней оздоровительной кампании формируются логопедические группы. Продуктивное взаимодействие участников коррекционно-развивающего процесса становится одним из важных условий включения детей в окружающую среду, адаптации детей к новым условиям функционирования.
Одной из задач коррекционно-развивающего воздействия на детей с речевыми расстройствами является формирование, развитие и коррекция у них неречевых процессов и речевой системы в целом. Решению этой задачи способствует использование логоритмического воспитания в системе комплексных реабилитационных методик. Описанные выше положения нашли свое отражение в программе логоритмического воспитания «Планета веселой логоритмики», которая была разработана на базе учреждения.
Актуальность программы заключается в том, что в форме активной логопедической терапии происходит преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге, адаптация ребёнка к условиям внешней и внутренней среды. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей происходят значимые изменения как в звукопроизношении, словообразовании и накоплении активного словарного запаса, так и накопление знаний о здоровье и развитии умения оберегать, поддерживать и сохранять его.
Цель программы - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом  развитии детей посредством сочетания слова и движения.
Основные задачи программы:
создать условия для организации и проведения логоритмических занятий;
укреплять физическое состояние детей;
развивать дыхание, общую и мелкую моторику, артикуляционный аппарат;
формировать чувство равновесия, правильную осанку, походку, плавность и динамичность движений;
формировать двигательные навыки и умения, пространственные представления и способности произвольно двигаться в пространстве;
развивать чувство ритма, способности ощущать в музыке, движениях, речи ритмическую выразительность,
развивать умения перевоплощаться, проявлять художественно-творческие способности,
воспитывать положительные личностные качества, чувства коллективизма.
Принципы построения программы:
1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип комплексности предполагает связь логопедической ритмики с другими медико-психолого-педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности.
3. Принцип системности предопределяет последовательность изложения материала всего курса логопедической ритмики, соотнесение теоретических положений и их практическую разработанность, определяет раскрытие тем курса и распределение материала внутри них.
4. Принцип наглядности в логоритмике осуществляется путем безукоризненного практического показа движения педагогом.
5. Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей лиц с речевыми нарушениями.
6. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
7. Принцип постепенного повышения требований определяет постановку перед занимающимся, все более трудных новых заданий: двигательных, музыкальных, словесных.
8. Принцип развития предполагает развитие личности человека с речевой патологией.
9. Принцип всестороннего воздействия обусловливает общее влияние на организм.
10. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.
11. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.
Ожидаемые результаты:
100% охват детей занятиями по логоритмике,
улучшение показателей физического состояния детей,
сформированность чувства равновесия, правильной осанки, походки, плавность и динамичность движений;
повышение уровня двигательных навыков и умений, пространственных представлений, способности произвольно двигаться в пространстве,
сформированность чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях, речи ритмическую выразительность,
повышение уровня умений перевоплощаться, художественно-творческих способностей,
повышение уровня личностных качеств, чувства коллективизма.
В рамках реализации программы применяются как традиционные, так и инновационные технологии.
К традиционным технологиям относятся:
Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. Дети учатся ориентированию в пространстве и коллективе, в право-левостороннем направлении движения, в поворотах, в маршировке спиной, назад, к центру и т. п. Затем различные виды ходьбы сочетаются не только с музыкой, но и словом.
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. В работе по воспитанию умения регулировать мышечный тонус можно выделить общеразвивающие (в этих движениях чередуется напряжение и расслабление, снимается излишнее напряжение с мышц, когда упражнение уже освоено на уровне двигательного навыка); и коррекционные упражнения (для укрепления мышц, стоп и туловища, для развития функции равновесия, формирования правильной осанки).
Артикуляционные упражнения и упражнения на развитие мимики полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Они способствуют нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.  На логоритмических занятиях используются:
упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
выработка продолжительного речевого выдоха,
тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат.
Упражнения на развитие внимания (переключаемость, устойчивость, распределение) и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
Ритмические игры и счетные упражнения развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
Пение песен и вокализов, распевок развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
Пальчиковые игры и сказки и другие упражнения на развитие мелкой моторики. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
Театральные этюды.  Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают  мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
Упражнения для развития творческой инициативы. К этим упражнениям относятся дирижирование, свободные двигательные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен, двигательно-музыкальные упражнения, в которых на первый план выдвигаются импровизация и творчество.упражнения на словотворчество также входит в эту группу.
Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
Заключительные упражнения. (упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения). Цель этих упражнений — успокоить занимающихся, переключить их внимание на другие занятия. Заключительные упражнения могут проводиться в различной форме: это может быть обыкновенная маршировка под музыку, перестроения, слушание музыки с последующим определением характера произведения и др.
Инновационные технологии:
Монтессори-технология работы в круге. Ритуалы приветствия и прощания.
Технология речедвигательной ритмики и фонетической ритмики (произношение гласных звуков)
Компьютерные технологии демонстрация видеофильмов, презентаций и др. материала,
Использование элементов массажа, самомассажа – (массажные коврики)
Использование гимнастики для глаз (профилактика утомляемости)
Моделирование для развития пространственного праксиса и гнозиса (схемы построений, перестроений, модели, планы)
Однако, не все перечисленные виды работы могут быть включены в одно занятие, некоторые упражнения могут повторяться (закрепляться) или использоваться на других коррекционно-развивающих занятиях.
Содержание программы:
Программа реализуется в несколько этапов:
1 этап. Диагностический.
Коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, может быть эффективной только в том случае, когда она основана на глубоком и объективном логопедическом обследовании. Комплексная диагностика детей осуществляется в два этапа: в начале смены и в конце. Диагностический инструмент: компьютерная программная методика В.М. Акименко «Логопедическое обследование детей».
Логопедическое обследование проводится по 15 разделам:
Обследование звукопроизношения.
Обследование общей моторики.
Обследование мелкой моторики.
Обследование артикуляционной моторики.
Обследование динамической организации артикуляционного аппарата в процессе речи.
Обследование мимической мускулатуры.
Обследование строения артикуляционного аппарата.
Обследование фонематического восприятия.
Обследование дыхательной и голосовой функции.
Обследование просодических компонентов речи.
Обследование слоговой структуры слова.
Обследование понимания речи.
Обследование лексики.
Обследование грамматического строя.
Обследование связной речи.
Фиксация результатов диагностик в специально разработанных таблицах компьютерной программы, использование которых позволяет проследить динамику коррекционной работы.
2 Этап. Основной.
На этом этапе происходит практическая реализация программы. Занятия по логоритмике проводятся ежедневно с перерывом на выходные дни. Каждое занятие имеет структуру:
1. Вводная часть.
2. Основная часть.
3. Заключительная часть.
Вводная часть составляет 7-10 минут. Сюда могут входить различные виды упражнений, подготавливающие организм к основной двигательной и речевой нагрузке. Это различные виды ходьбы и бега, пальчиковая гимнастика.
Основная часть длится 20- 25 минут и включает в себя 3-4 вида упражнений с различными направлениями. Сюда могут входить упражнения на развитие зрительной, двигательной, слуховой или слухоречевой памяти и внимания; музыкально-двигательные и музыкально-ритмические упражнения с предметами и без предметов; упражнения, развивающие координацию речи и движения с музыкальным сопровождением и без него; упражнения на развитие продолжительного выдоха и силы звучания голоса, пение песен, распевок, релаксация.
Заключительная часть составляет 5-10 минут. В нее входят игры на развитие мимических и пантомимических движений, подвижные игры, игры-драматизации. Рефлексия.
3 этап. Аналитический. На данном этапе происходит анализ полученных результатов.
В программе детально описаны и конкретизированы ожидаемые результаты работы.
Результатом целенаправленного и систематического применения данной технологии является положительная динамика реабилитационного процесса, повышение уровня мотивации, развитие потенциальных возможностей воспитанников, формирование возрастных новообразований, включение детей с ограниченными возможностями в среду нормально развивающихся сверстников, адаптация детей к сотрудничеству с другим людьми.
Список используемой литературы
Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка./Алямовская В.Г. М.: ЛИНКА- ПРЕСС,2008;
В.М.Акименко. Новые логопедические технологии: учебно-метод. Пособие./ В.М.Акименко. -Ростов н/Д: Феникс,2009г-105с.
Буренина А. И., Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной программы предшкольного образования./ Буренина А. И., Колунтаева Л. И. - СПб.: ЛОИРО, 2007;
Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии: Методическое пособие. /Гаврючина Л.В. - М.: ТЦ Сфера, 2008;
Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников./ Галанов А.С. СПб.: Речь, 2007;
Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет./ Картушина М. Ю. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие./ Картушина М. Ю. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр./ Ковалько В.И. - М.: ВАКО, 2005;
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи./ Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000;
Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи./ Кузнецова Е.В. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005;
Кудрявцев В.Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления./ Кудрявцев В.Т., Егоров Б. Б. – М.: Линка-Пересс, 2000;
Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи./ Нищева Н. В. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно./Ткаченко Т. А. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;
Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика /Узорова О.В. -М.:ООО «Издательство АСТ», 2014;
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим развитием./ Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. – М.: Школьная Пресса, 2002;
Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем./ Цвынтарный В.В. СПб.: Издательство «Лань», 2002;
Чистякова М.И. Психогимнастика./ Чистякова М.И. - М.: Издательство: Просвещение, Владос, 2005;
Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/ Щетинин М.Н. - М.: Айрис-пресс, 2007;