Эссе Применение дистанционных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья


Эссе «Использование дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Учитель русского языка и литературы Полиенко Т. А.
Гимназия г. Бронницы
Человек в современном обществе не представляет жизни без использования информационных технологий. Компьютер, планшет, телефон, айфон и другие устройства позволяют активно пользоваться сетью интернет в образовательных целях, а значит, идти в ногу со временем и быть полноправным членом общества.
Образование должно обеспечивать равные права граждан Российской Федерации на обучение, которое невозможно без широкого использования дистанционных образовательных технологий.
Новые технологии внедряются повсеместно. Исключением не становится и школа. Интерактивные доски, мультимедийные проекторы и многое другое открывают возможности для разностороннего обучения. Главное, умело ими пользоваться. Это становится одной из важнейших задач современного педагога.
Очень важно использование дистанционного обучения для детей, которые в силу особенностей своего развития и здоровья не могут посещать школу и нуждаются в обучении на дому. Как и любой ученик, ребенок с ограниченными возможностями здоровья или ребенок-инвалид имеет право на доступную современную образовательную среду, но не всегда имеет такую возможность в силу разных причин (неподготовленность педагогов, которые работают с ребенком, неготовность и нежелание родителей осваивать новые технологии, затруднения самих обучаемых). Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов при помощи новых технологий открывает для них широкие возможности.
Многие дети-инвалиды и дети с ОВЗ не могут посещать школу и обучаются на дому. Следовательно, они лишены, прежде всего, социума. Использование информационных технологий позволяет, например, включить ребенка в урок он-лайн. Он получает возможность не только самому отвечать на уроке, но и увидеть ответы других детей, сравнить себя с ними, что помогает ему сформировать адекватную самооценку, и, конечно, несколько компенсирует недостаток общения.
Реализация ФГОС невозможна без системно-деятельностного подхода, который предполагает такие формы работы, как, например, проект. Использование современных ИКТ позволяет участвовать ребенку-инвалиду в коллективных проектах, а значит, быть частью классного коллектива.Некоторые дети-инвалиды имели возможность ранее обучаться в образовательном учреждении, в коллективе, затем какое-то время (год-два-три) находятся на домашнем обучении, но потом могут вернуться в школу. В этом случае ИКТ позволяют снизить риск стресса при возвращении ребенка в коллектив. Включение в ситуацию урока даже сначала в качестве наблюдателя позволяет ему видеть сверстников, наблюдать за ними. Следующим этапом может быть включение с участием в уроке. Таким образом, уровень психологического комфорта при возвращении ребенка в школу может быть максимально повышен.
Кроме того, частичное использование дистанционного обучения позволяет не прекращать процесс обучения в случае, когда по каким-либо причинам не может состояться очное занятие. Педагог имеет возможность пообщаться с ребенком, выдать или проверить задание, ущзнать о его самочувствии, что для ребенка, находящегося в изоляции от обществ, очень важно. Такое общение «на расстоянии» позволяет ребенку чувствовать себя частью общества.
Использование ИКТ технологий и дистанционного обучения позволяет ребенку с ОВЗ или ребенку-инвалиду освоить современные технические средства, следовательно ощущать себя полноценным гражданином современного мира.
Современные дистанционные методики позволяют не только обеспечить ребенка-инвалида качественным образованием, развить его внутренний духовный мир, но и посредством сети Интернет дают ему возможность общения со сверстниками, столь необходимое для нормальной реабилитации и адаптации в обществе. Образовательный процесс в телекоммуникационной компьютерной среде для больных детей и детей-инвалидов становиться частью широкой образовательной среды, и строится как система гибкого взаимодействия учащегося с учителем и другими учащимися, сверстниками посредством компьютера. Эта система преследует не только образовательные цели, но и помощь в социализации и личностном развитии ребёнка.
Обучаясь в информационной компьютерной среде, ребёнок уже фактически получает профессиональные навыки, которые в дальнейшем обеспечат ему работу и достойное существование.
Сегодня технологии дистанционного образования развиваются очень активно, и если в недалеком прошлом в распоряжении сетевого учителя была лишь электронная почта, то теперь специальные учебные среды позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его.
В условиях всесторонней информатизации всех сфер развития общества качество жизни и социальный статус человека с ограниченными возможностями здоровья, инвалида, во многом определяется степенью его интеграции в информационное поле, возможностью участия в информационном обмене. Для него, как и для любого другого человека, должен быть обеспечен оперативный доступ к необходимой информации, ее обработке, а так же возможность представления результатов своей информационной деятельности. Поэтому дистанционное образование со всеми своими возможностями – это путь к самостоятельной, профессиональной и социальной активности. Для детей с ограниченными возможностями здоровья - это уникальный шанс занять в будущем достойное место в обществе.