Программа факультативного курса Комплексный анализ текста


Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Комплексный анализ текста» является модифицированной, составлена на основе программы для 5-9 классов «Основы русской словесности (От слова к словесности)» (автор Р.И. Альбеткова), «Развитие связной речи. 5-9 класс» (автор Е.И. Никитина): («Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы». Сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2002) с учѐтом изучения русского языка по базовым программам и в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МОУ «Серебряно-Прудская СОШ имени маршала В.И. Чуйкова».
Рабочая программа факультативного курса «Комплексный анализ текста» ориентирована на учащихся 9 классов.
Рабочая программа факультативного курса «Комплексный анализ текста» ориентирована на 34 часа, по 1 уроку в неделю, что соответствует базисному плану школы.
Общая характеристика факультативного курса
Компетентностный подход к обучению русскому языку требует формирования коммуникативной, языковой и культурологической компетенции. Коммуникативная
компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся. Это потребовало усиления практической направленности преподавания русского языка и литературы.
Идея личностно ориентированного и конгнитивно–коммуникативного обучения позволила использовать опыт ученика, интегрировать знания.
Факультативный курс для 9 классов «Комплексный анализ текста», объединяющий подготовку по русскому языку, культуре речи и литературе, даѐт возможность каждому ученику реализовать свои возможности и коммуникативные способности, развить готовность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению,
сотрудничеству, является частью предпрофильной подготовки.
Описание ценностных ориентиров содержания факультативного курса «Комплексный анализ текста»
Формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
Развитие мотивации личности к познанию через создание условий для развития ребенка;
Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности образовательной области «Филология»;
формирование практической грамотности, языковой и речевой компетенции обучающихся;
Адаптация учеников к новой форме государственной итоговой аттестации, обеспечение эмоционального благополучия ученика.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения факультативного курса «Комплексный анализ текста»
В результате изучения курса учащийся должен
знать/понимать
- смысл понятий: сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового, художественного стилей;
- особенности основных жанров научного, публицистического,
официально-делового, художественного стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов
(повествования, описания, рассуждения);
- приемы сжатия текста;
уметь
- осмысленно применять на практике орфографические и пунктуационные правила и обоснованно объяснять выбор написания;
- проводить речеведческий анализ текста;
- выделить тему и основную мысль абзаца;
- обозначать ключевые слова абзаца;
- определять тему, основную мысль текста, микротемы, функционально- смысловой тип и стиль речи;
- анализировать структуру и языковые особенности текста;
- осуществлять разные виды языкового анализа;.- создавать речевое высказывание на предложенную тему с учетом
заданной речевой ситуации, создавать текст на основе предложенного;
- писать сжатое изложение.
Содержание факультативного курса «Комплексный анализ текста»
Введение
Текст
Типы связей в тексте
Типы текстов
Выразительные средства языка
Рецензия, эссе как виды творческих работ
Композиция и план текста
График проведения практических и контрольных работ по курсу
№ Вид работы Дата по плану Фактическая дата
1 Практическая работа 2 Практическая работа по теме: «Средства выразительности в тексте» 3 Практическая работа 4 Тестирование 5 Контрольная работа «Комплексный анализ текста» 6 Контрольная работа «Комплексный анализ текста» Календарно-тематическое планирование факультативных занятий по курсу «Комплексный анализ текста» в 9 А классе
№ Тема урока Кол-во
часов Дата по плану Фактическая дата
1 Введение. Цели и содержание курса «Комплексный анализ текста» 1 2 Ключевые понятия текста. 1 3 Признаки текста 1 4 Средства и способы связи предложений в тексте 1 5 Семантические и ассоциативные связи частей 1 6 Цепная и параллельная связи 1 7 Типы речи: описание, повествование и рассуждение 1 8 Практическая работа 1 9 Средства выразительности в тексте. 1 10 Выразительные средства фонетики 1 11 Выразительные средства лексики и фразеологии 1 12 Тропы 1 13 Выразительные средства морфологии и словообразования 1 14 Выразительные средства синтаксиса 1 15 Практическая работа по теме: «Средства выразительности в тексте» 1 16 Анализ и информационная переработка исходного текста 1 17 Рецензия и эссе как вид творческой работы 1 18 Композиция (план) сочинения 1 19 Работа с тезисом сочинения 1 20 Построение рассуждения. Тезис. Аргументы. Вывод 1 21 Анализ образцов сочинений и эссе 1 22 Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему 1 23 Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему 1 24 Практическая работа 1 25 Тестирование 1 26 Повествовательные тексты. Описание по памяти. 1 27 Эпиграф 1 28 Цитата 1 29 Реминисценция 1 30 Использование фольклорных жанров 1 31 Жанры лироэпических произведений 1 32 Жанры лироэпических произведений 1 33 Контрольная работа «Комплексный анализ текста» 1 34 Контрольная работа «Комплексный анализ текста» 1 Материально-техническое обеспечение факультативного курса
1. Учебно-методическая литература
1. А.Б. Малюшкин. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 8 класс. Творческий центр. Москва. 2006.
2. Т.М. Пахнова. Русский язык. Комплексная работа с текстом. Рабочая тетрадь. 9 класс. Издательство «Экзамен», Москва, 2004
3. Е.И. Никитина. Русская речь. Учебное пособие по развитию связной речи для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 1995.
4. А.Д. Дейкина. Раздаточные материалы по русскому языку. 9 класс. М. «Дрофа», 2004.
5. О.М. Крайник «Комплексный анализ текста». ФГБОУ ВПО «АлтГПА»
2. Технические средства обучения
Компьютер
Мультимедийный проектор
Музыкальный центр
Ресурсы интернет
РАССМОТРЕНО
на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы
протокол № 1 от 30.08.2014 года