Отче изменение в практике


Отчет С
Рефлексивный отчет о проведении серии последовательных уроков, подтверждающий внедрение и управление изменениями в преподавание и обучение.

С 25марта по 16 июня я проходила курсы 3 (базового) уровня в рамках Института Повышения Квалификации. Изучив курс я поняла, что на уроке должен быть главным ученик, а учитель контролирует и направляет учебную деятельность, чтобы ученик самостоятельно обучался. У учеников появился навык обучения тому, как обучаться и, как следствие, - становление их независимыми, самомотивированными, уверенными, увлеченными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением. То есть ученик и учитель стали на равных правах.(Руководство для учителя стр.148)
Когда я начала внедрять новые подходы, я поняла, что ученик знает лучше, чем учитель, другого ученика, умеет делить детей на «слабых и сильных».
Когда я поняла, как внедрять семь модулей мне стало очень интересно и легко проводить уроки. Я хочу поделиться впечатлениями о том, чего у меня не было раньше и как в будущем я буду проводить уроки.
При подготовке к урокам я не осуществляла никаких сложностей, для меня было легко подготовиться и провести урок, использовала только тот материал, который необходим ученику, материал из учебника. Когда я изучила идеи семи модулей, у меня появился интерес проводить уроки более интереснее, если даже на подготовку уходит больше времени. При планировании уроков учитывала все возрастные особенности детей. Так как в каждом классе есть ученики с разными возрастными особенностями. Для этого я брала на помощь руководство для учителя, интернет, где можно было найти занимательный и интересный материал.
Каждый урок я не знала, как настроить школьников на урок, им было это не интересно, но при использовании идеи модуля «обучение тому, как обучаться», в особенности создание коллабортивной среды, я брала за основу физминутки, где они дружно ее исполняли и с большим удовольствием принимались за работу в классе. Такая форма работы ученикам очень понравилась, они почувствовали себя свободнее, расслабились и в классе создалась доброжелательная атмосфера. Не все дети одинаковые, у каждого есть свои особенности, мы должны при помощи общения друг с другом, создавать такие условия, чтобы каждому школьнику было интересно и комфортно работать на каждом уроке.
Мои ученики 4 класса. В этом возрасте дети любят много рассказывать, фантазировать. Я их выслушивала в малой степени, из-за нехватки времени, не давала им высказываться. Проводила урок в такой форме, как «учитель говорит, а ученик слушает». Сейчас же мое мнение изменилось. Я даю возможность ученикам выговориться, высказать свое мнение, просто чтобы ученики вступили в диалог между мною и друг с другом. Ведь диалог или беседа является главным фактором общения. Через диалог школьники могут узнать больше друг о друге, они обмениваются своими знаниями, получают новую информацию. А самое главное для меня, я могу понять на сколько школьник понял материал, чего ему еще не хватает, на каком уровне он продвигается в обучении.
Форму работы, как «Учитель-ученик», «Ученик-ученик». я буду использовать постоянно на своих уроках Во-первых дети будут ближе друг другу, относится уважительно, будут высказываться, делиться друг с другом, выручать из каких-либо ситуаций.
При прохождении практики я увидела, как дети общаются между собой дружно, обмениваются знаниями, помогают друг другу. Приведу пример. В одном из заданий был такой вопрос: «Определить какой части не хватает в слове», ученики дружно обсуждали и высказывались: «Всего пять частей слова, значит нужно посмотреть внимательно какой части не хватает в слове». Посовещавшись друг с другом школьники сделали вывод, а это значит, что им нравиться рассуждать, выделять главное, они просто учатся говорить.
Работа в группе для меня была самая тяжелая форма работы, потому что ранее на уроках я не применяла такой вид деятельности и дети не были знакомы с нею. Хочется отметить, что рабочая обстановка удалась легко, а в организации тяжелее. А самое главное на уроке нужна организация каждого ученика. Но благодаря такой форме работы, я увидела, что школьники сблизились друг с другом, научились слушать и слышать собеседника, во время обсуждения какую-либо проблему и приходили к единому мнению. Честно говоря, во время прохождения практики школьники очень понравилось работать в группах. Им даже стало так интереснее , они с нетерпением ждали, когда я им скажу «Групповая форма работы». Учащиеся самостоятельно выбирали спикеров для защиты, не было никаких конфликтных ситуаций. Больше всего им нравилось работать на постерах. Шесть человек рисуют или пишут на одном листе, то есть на постере. Как здорово, зато привлекаются в работу все ученики.
Также очень сильно понравилось школьникам выступать в роли спикера, выступать возле доски, защищая свою группу.
Говоря о модули «Новые подходы в преподавании и обучении», а именно о «обучении тому, как обучаться» согласуется с процессом саморегулирования, в котором ученики развивают способности к пониманию, контролю и отслеживанию опыта обучения. (руководство для учителя стр.148). Этот модуль мною использовался на каждом уроке, для того, чтобы я узнала, каким бы школьники хотели видеть остальные уроки, как они понимают смысл урока, что им нужно понять, принять к сведению на уроках. Когда школьники поняли и увидели, что я прислушиваюсь к их ответам, они были очень удивлённые, и в то же время у них вызвало массу положительных эмоций. Они с удовольствием приходили на урок, даже те ученики , которым было безразлично, что происходит на уроке. Им очень нравилось быть в качестве учителя, у учащихся появился интерес не только к обучению , но и ко всему остальным. Эта идея позволила быть ближе друг к другу. Появилось доверие между учениками и учителем.
Такой стереотип, как «способные и не способные» куда-то уходит, исчезает. Раньше при проведении уроков большое внимание уделяла сильным ученикам, чтобы успеть сделать запланированный материал, а на слабомотивированных учеников обращалось меньше внимания. Это было неверно. Теперь я поняла, что каждый ребенок интересен по-своему, просто к ним нужен индивидуальный подход, для того, чтобы каждый ученик открылся, был уверенным в себе, смог показать свои способности. На уроках я стала использовать такие задания, чтобы у слабых учеников развивались познавательные и умственные способности. Так же большое внимание уделяю знаниям, умениям и навыкам в работе с низкомотивированными учащимися. Сильные ученики очень дружно работали со слабыми, объясняли, помогали, задавали наводящие вопросы, а это значит у них вырабатывался диалог, они учили их высказываться, просто говорить.
При одолении таких стереотипов, как «учитель знает материал лучше ученика», «ученик не должен ошибаться», «результат обучения - оценка» мне помог модуль «оценивание обучения и оценивания для обучения». На уроках я использовала и формативное, и суммативное оценивание. В чем «плюс» формативного оценивания? В том что я могу узнать как мои ученики поняли материал, изученный на уроке и что им еще недостаточно понятно, на что обратить внимание. Также оно позволяет определить какими способами можно улучшить обучение, как применять методы и формы обучения. Раньше, когда ученик отвечал неправильно, я его ругала, сажала его на место, чтобы еще раз подумал, тем самым занижала его самооценку. В данное время я выслушиваю каждого ученика, даю им возможность высказаться, пусть даже неправильно, но зато ребенок попытался что-либо ответить. При неправильном ответе ни в коем случае нельзя на ученика повышать голос, ему в это время итак не по себе, он ждет от нас поддержки, помощи. В такой ситуации я даю ему возможность еще раз подумать или посоветоваться с одноклассниками так, чтобы он понял в чем суть своего ответа. А вопрос переходит к другому учащемуся.
Я поняла, для того чтобы, услышать каждого ребенка на уроке, чтобы каждый ученик смог высказаться, во-первых я должна сама владеть этими же знаниями умениями. Когда я начну сама владеть этими же умениями, тогда и школьники начнут включаться в беседу. При ответе учеников на вопросы даю возможность детям подумать, не торопиться, потому что все школьники разные и у каждого своё воображение и мышление. Нужно дать им время представить материал на заданный вопрос и хорошо обдумать. Кто-то без обдумывания может сразу ответить на вопрос, а кому-то нужно представить и подумать, только потом ответить. Поэтому при оглашении вопроса, надо вначале обговорить точное время, сколько минут отводится на ответ. Во время прохождении практики, я старалась задавать школьникам такие вопросы, чтобы они умели самостоятельно, без помощи меня мыслить, анализировать, сравнивать и приходить к одному мнению, так у них развивается критическое мышление. Я заметила, что у многих учеников сильно развита мыслительная деятельность. Честно говоря, раньше на своих уроках я этого не замечала, задавала вопросы, они у меня коротко, но точно отвечала и ничего больше лишнего. Я не обращала внимание на то, чтобы ученики дальше мыслили по этому же вопросу. Если он ответил конкретно на заданный вопрос, это хорошо, значит материал он усвоил.
После изучения модуля «критического мышления», я стала задумываться над тем, и сразу же поняла, чтобы ученик мог размышлять, грамотно излагать свои мысли, делать выводы, приводить примеры, необходимо задавать вопросы «высокого порядка», для того, чтобы у ребенка развивался мыслительный процесс .
У меня сразу же поменялся взгляд на тех учеников, которым было не интересно работать на уроке. Раньше, например Валеру и Павлика сразу я не могла включить их в урок. Они крутились, мешали другим ученикам, занимались непонятно чем, лишь бы не заданиями. А сейчас хочу похвалиться, этих двух учеников как-будто поменяли. Они работают в группах уверенно, предлагают свои идеи. По их лицам сразу заметно, как дети изменились в лучшую сторону. Они с удовольствием ждут такую форму работы.
Ну конечно же как без этого, как использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании и обучении. В наше время это очень актуально. Раньше на своих уроках я использовала только готовые презентации, составленных мною, но без всяких дополнительных функций, но сейчас после изучения модуля «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании и обучении» я узнала большего о возможностях использования и составления презентаций, флипчартов и др. Сейчас когда я планирую уроки, я без страха могу использовать интернет ресурсы, где находится очень много полезного и нужной информации для уроков.
При составлении презентаций, я научилась делать ссылки, разнообразные цветные анимации, где дети с радостью смотрят и воспринимают весь материал намного лучше и быстрее. До прохождении курсов я своим школьникам не разрешала пользоваться сотовыми телефонами, чтобы их вообще не было видно на партах, но сейчас пройдя практику в школе я поняла, как действительно сотовый телефон может пригодится на уроке. При проверки техники чтения, так как в нем есть секундомер, для ответов на вопросы, при выполнении заданий обязательно каждая группа засекала время. А как помогает микрокалькулятор на уроке математике? Когда ученикам надо решить огромный пример. Я им не запрещаю пользоваться микрокалькулятором, так как по календарным планам есть такая тема , как «Использование микрокалькулятора».
Но самое главное, после прохождения первого этапа «Лицом к лицу» я пришла на практику в школу. Администрация и учителя с нетерпением ждали когда я их приглашу на урок. Как им было интересно, что же нового я узнала и преподнесу детям. Когда я планировала серию последовательных уроков, я заметила с каким интересом слушают меня мои коллеги, также заинтересовались и родители, которые не отказывали мне в помощи. Все необходимые материалы для уроков, учащиеся приносили постоянно, например такие как, маркеры, стикеры, постеры. У меня это было без проблем. Даже родитель приходил на уроки, чтобы снять на камеру и посмотреть ход урока.
Запланированные мною уроки прошли на Ура! Честно говоря я даже не ожидала от такого результата. Мне казалось, что это будет не организованно, что дети вообще не поймут что от них я хочу. Но благодаря изучению семи модулей я внедрила их в урок и дети с радостью выполняли все задания. Те ученики, которые были на справке выходили раньше времени, они хотели общения. И все ученики с большим желанием бегут в школу, чтобы поделиться своими мнениями, помыслить, высказаться. Они знают, что я их за неправильный ответ никогда не поругаю, а наоборот дополнительными вопросами приведу их к правильным мыслям.
В дальнейшей своей деятельности я планирую обязательно проводить такие уроки. Это так интересно и мне , как учителю, и моим ученикам. Эти уроки положительно влияют на школьников. А особенно внедрение новых подходов помогают школьникам показать себя во всех сферах деятельности. Я увидела, как дети раскрываются по-новому, как им интересно работать на уроках.
А главное, что все ученики вместе со мной стали дружной, сплоченной командой, что раньше этого не замечалось.
И в завершении своего отчета хотелось бы добавить, что благодаря этой Программы по внедрению новых подходов в обучении, мои школьники будут самостоятельными, ответственными, уметь критически мыслить, давать суммативную и формативную оценку своим знаниям. Я очень рада , что прошла данный курс.





 




 
Список используемой литературы
 
1. «Руководство для учителя», АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.
2. Программа. Третий «базовый уровень». Третье издание.
3.Задания для выполнения в период практики в школе. Третий (базовый) уровень
4. Анатолий Гин «Приемы педагогической техники» «Вита-пресс» Москва









Хамзина Насима Ракиповна Портфолио учителя Отчет С
группа № 5 3-го уровня
г.Караганда «13» июня 2013г.

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315