Годовой отче 2014-2015 уч.год

Годовой отчёт
учителя-логопеда
Апатенко Натальи Владимировны
за 2014-2015 учебного года.
В 2014-2015 учебном году коррекционно-логопедическая работа строилась на основе «Адаптированной программы по логопедии для 1-8 классов VIII вида». Было составлено перспективное планирование для детей с ограниченными возможностями здоровья, согласно результатам проведённого первичного обследования.
Свою работу построила по следующим направлениям:
Диагностическая работа.
Коррекционно-развивающее направление.
Направление взаимодействия логопеда с педагогами.
Консультативное направление.
Методическое направление.
Документация.
Цель: Предупреждение, выявление и устранение речевых нарушений.
Формы и методы работы применяемые для решения поставленной цели:
1. Индивидуальное обследование ребенка.
2.Консультирование детей, родителей, педагогов. 3. Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные и групповые).
Диагностическая работа
Цель: Выявление детей с нарушениями устной и письменной речи.
В сентябре месяце было обследовано учащиеся 1 9 классов. Из них зачислено на логопедические занятия 36 человека. Было сформировано 8 групп, индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции произношения посещало 15 детей.


1. Всего в течение учебного года было выявлено с нарушениями речи
36

2. Зачислено на логопедические занятия:
- всего:
- с СНР тяжёлой степени
- с СНР средней степени
- с СНР лёгкой степени
- с нарушениями письменной речи
- с заиканием
- с ОНР II степени
- с ОНР III степени

36
1
8
1
21
1
3
4

3. Выбыло:
3

4. Выпущено:
- всего
- со значительными улучшениями речи

10
10

5. Оставлено для продолжения занятий
- всего
- с улучшениями речи

23
10


В конце учебного года проводилось повторное обследование. Было выпущено 10 учащихся. Для продолжения логопедических занятий оставлено 23 логопата.
Являюсь членом психолого-медико-педагогического консилиума. Участвую в заседаниях школьного ПМПк.

Коррекционно-развивающее направление
После первичного обследования дети были укомплектованы в группы, /подгруппы в соответствии с их речевыми нарушениями. Наполняемость групп для логопедических занятий 2- 6 обучающихся. Занятия с обучающимися проводились, как индивидуально, так и в группе.
Цель индивидуальных занятий: устранение дефектов звукопроизношения, воспитание фонематического представления, формирование навыков анализа и синтеза звукового состава слова. Индивидуальные занятия позволяли максимально обеспечить личностно - ориентировочный подход к каждому ребёнку в отдельности.
Основной формой были групповые занятия.. Занятия проводились 2 - 4 раза в неделю с каждой группой, подгруппой. Занятия проходили поэтапно.
1 этап коррекционно -развивающего обучения детей составлял восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. Содержание работы по преодолению отклонения речевого развития фонематических процессов и навыков анализа, синтеза слого - звукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
Основной задачей 2 этапа являлось восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.
Основной целью 3 этапа являлось развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания.
Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т.д.) была проведена по расписанию утвержденное директором школы и согласованное с каждым учителем начальной школы с 16 сентября 2014 года.
Каждое индивидуальное и групповое/подгрупповое логопедическое занятие фиксировалось
в журнале учета посещаемости логопедических занятий детьми.
В ноябре месяце провела открытое логопедическое занятие с учащимися 3 класса по теме: "Развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов различной звукослоговой структуры".
В апреле месяце в школе – интернате проводилось «День открытых дверей» , где мной дано открытое логопедическое занятие в 1 классе на тему: «Автоматизация звука с в словах, состоящих из 2-3 слогов со стечением согласных».

Направление взаимодействия логопеда с педагогами
В течение 2014-2015 учебного года мною были посещены уроки начального звена. Так я в январе месяце посетила уроки по письму во 2 классе, урок математики в феврале месяце в 3 классе, чтение в марте месяце в 1 классе, с целью выработки единых требований к коррекционным занятиям, которые способствуют повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала. А выработать такое единство помогают взаимопосещения уроков и логопедических занятий. Давались рекомендации по исправлению т.е. по автоматизации звука и дифференциации. Периодически информировала учителей начальных классов о специфике и содержании коррекционной работы с детьми, зачисленными на занятия, и одновременно получала информацию об их успеваемости (в течение года).
Консультативное направление
В школе – интернате проводились мероприятия по пропаганде логопедических знаний среди педагогов (лекции, беседы, выступления на родительских собраниях, на консилиумах). В первой половине сентября были проведены беседы (сбор анкетных данных, индивидуальная характеристика на вновь прибывшего ребёнка) с родителями и учителями начального звена. Во второй половины сентября проводились индивидуальные консультации для родителей и педагогов по результатам обследования устной и письменной речи детей. В октябре проводилась индивидуальная беседа с учителем русского языка в 5 классе по вопросам неуспеваемости учащихся по письму, выявлялись причины и давались рекомендации по их преодолению. Также в октябре месяце были проконсультированы воспитатели и учителя 2-3 классов на тему: «Роль игры в развитии устной и письменной речи младшего школьника». В ноябре месяце дана консультация в 4 классе на тему: «Развитие связной речи в общении со взрослыми». В апреле месяце встреча с родителями 1 класса и беседа по теме: « Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у школьников.» «Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей.» Активная работа проводилась по запросам педагогов и родителей. После консультирования родителям давались рекомендации.В помощь учителям и воспитателям были даны методические разработки на тему: «Логопедические разминки, применяемые на уроках и внеклассных занятиях». Также даны памятки учителям начальных классов, где рекомендованы виды работ по закреплению функции фонематического анализа.
Все консультации проводимые зафиксированы «Журнал учета консультаций для родителей и педагогов».
Методическое направление
В 2014 -2015 учебном году продолжаю работу по методической теме: «Нарушение письменной речи у детей с ограниченными возможностями ограниченными возможностями». В ноябре и в январе провела спецсеминар на тему «Индивидуальный подход в соответствии с типологическими особенностями с детьми с ограниченными возможностями». В январе месяце выступала с докладом на МО учителей: «Развитие сложных форм фонематического анализа ( определение количества, последовательности и места звука в слове). В марте доклад «Оздоровительные упражнения на уроках в коррекционной школе-интернат». В апреле месяце семинар на тему «Здоровьесберегающая позиция педагога в школе – интернате».
На начала года был составлен план коррекционно-методической работы учителя –логопеда, где отражены все направления моей деятельности.
Документация.
В интересах организации планомерной и целенаправленной логопедической деятельности в была оформлена следующая документация:
– график работы;
– циклограмма рабочего времени;
– список детей, зачисленных на логопедические занятия;
– речевые карты на детей;
– годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы;
– календарно-тематическое планирование коррекционной работы;
– журнал первичного обследования речи детей;
– паспорт логопедического кабинета;
– журнал учета индивидуальных консультаций для родителей и педагогов;
– журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми;
– индивидуальные тетради детей;
– отчет о проделанной работе за текущий учебный год.
Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за 2014-2015 учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что задачи, поставленные  в начале учебного года, решены, намеченные цели достигнуты.
На 2015-2016 учебный год посталена цель логопедической работы в школе-интернате : «Оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи , испытывающим трудности в общении и обучении, способствуя развитию личности и формированию положительных качеств личности».

Основные задачи:
- Обследование учащихся и выявление среди детей, нуждающихся в коррекционно-речевой помощи.
- Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи.
- Исправление стойких нарушений в письме, в письменной речи.
- Систематическое проведение коррекционно-логопедической работы с детьми в соответствии с «Адаптированной программы по логопедии для 1-8 классов VIII вида».
- Формирование у педагогического коллектива школы и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.






Учитель-логопед Апатенко Н.В.