Методические рекомендации по организации и содержанию занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец детского(юношеского) творчества»










Методическая разработка на тему:







«Методические рекомендации по организации и содержанию занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья»





















Магадан, 2014
Методические рекомендации по организации и содержанию занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Организация занятий с детьми с ограниченными возможностями имеет особую структуру, благодаря чему процесс становиться радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого. Такие занятия позволяют снизить эмоциональное напряжение, способствуют развитию самосознания, развить коммуникативные навыки, улучшить детско-родительские отношения.
С точки зрения предупреждения перегрузок занятие имеет особую структуру.
Распределения общего времени на отдельные этапы:
Этап «Приветствие» (5%),
Этап «Подготовка к работе» (15%),
Этап «Практическая работа» (45%),
Этап «Игра» (20%),
Этап «Подведение итогов» (15%).
Этап 1. Организационный момент. Приветствие.
Большое значение уделяется настрою ребенка на работу, созданию положительного эмоционального фона на занятии. Поэтому этап «приветствие» занимает больше времени, чем при обычном занятии и предполагает небольшую беседу педагога с детьми о том, как обстоят их дела, о произошедших недавних событиях в их жизни. Педагог «направляет» беседу, следит, чтобы все участники имели возможность высказаться. Дети рассказывают о себе и слушают, что рассказывают другие. Если ребенок затрудняется сам начать рассказ, задайте ему несколько наводящих вопросов, предопределяющих ответ. Пусть каждый ребенок скажет совсем немного о себе, всего 2-3 предложения, но это будет иметь несколько положительных моментов. Вы диагностируете психологическое состояние, настрой ребенка на работу, общение; можете сразу своим вниманием скорректировать этот настрой в благоприятную сторону; формируете у него чувства значимости, а также развитию монологической речи, что является одним из факторов психологического развития личности. Приветствие можно провести в игровой форме, если на занятии присутствуют дети, которые мало знают друг друга. К концу этого периода должна сформироваться доверительная и доброжелательная атмосфера в группе.
Этап 2. Подготовительный этап. «Разогрев».
В начале этого этапа педагог предлагает детям тему занятия, сообщает цель, проводит мини-беседу, показывает образец причем этот момент носит скорее предлагающий характер, нежели директивы. Подготовительный этап очень важен, целью которого является заинтересовать детей и вызвать желание выполнить работу. Для этого педагог уделяет внимание оценке настроения, которое передает образец, выясняет, как его воспринимают дети и какое бы они хотели передать настроение в своей работе. Педагог активизирует познавательную деятельность детей, задавая вспомогательные вопросы: Что изображено? Что происходит на картинке? Можно ли туда что-нибудь добавить? Что при этом изменится? Внося свои чувства и эмоции в замысел, мотивация к выполнению работы возрастает. Далее, проведите анализ образца с технологической точки зрения. Спросите детей, в какой технике выполнено изделие, какой материал при этом использован, какие детали составляют изделие, можно ли работу выполнить по-другому, какие умения, материалы и инструменты потребуются для ее выполнения. Здесь важно учитывать возможности детей и предложить им варианты его выполнения (выбор уровня сложности, материала, способа изготовления). Предложите детям самостоятельно определить свои возможности для достижения цели, какие этапы работы ребенок сможет сделать самостоятельно, наметьте план действий. Вселите в ребенка уверенность, что у него обязательно все получится. Задавая логически последовательно вопросы, вы учите детей логически мыслить, в частности развиваете навыки самостоятельного анализа, которые необходимы и в других видах деятельности. К концу этого периода у детей должно появиться желание выполнить работу.
Выполнение работы самим педагогом, хотя и требует значительной затраты времени, весьма желательно. Изготовление образца помогает разрешению целого ряда методических вопросов, педагог получает возможность предусмотреть различные ошибки, которые могут допустить дети в процессе изготовления того или иного изделия, определить время, требуемое на выполнение каждой операции. Здесь необходимо учесть, что детям на выполнение этих же операций потребуется больше времени. Изделие, выполненное руками педагога, используется на уроке в качестве наглядного пособия.
Этап 3. Практическая работа. Воплощение замысла.
Следует с особым вниманием отнестись к ТБ. Дети с нарушением произвольных движений требуют пристального внимания и индивидуального контроля.
Задания должны быть подобраны таким образом, чтобы они заинтересовывали и привлекали внимание учащихся. Существует немало работ, которые не сложны в выполнении, но при этом остаются яркими, оригинальными и занимательными. Но это не значит, что все работы должны носить примитивный характер. Нельзя лишать детей возможности участвовать в создании более сложных работ в разных видах художественного творчества. Они могут наблюдать за отдельными стадиями процесса и внести в соответствии со своими возможностями пусть небольшой, но свой посильный вклад, который может стать либо отдельными этапами основной практической работы, либо дополнить общий сюжет, стать «изюминкой». Образец, представленный педагогом, должен быть выполнен аккуратно, но не должен быть перегружен элементами и дополнениями. Это ограничивает фантазию детей. Здесь уместны методы проблемной ситуации и эвристической беседы, которые помогут детям самостоятельно прийти к выводу, какими элементами можно дополнить сюжет. Пусть работы детей будут носить более эмоционально выраженный характер. Это вселит в детей уверенность в себе и поставит в позицию творца, которая от занятия к занятию будет укрепляться.
Во время работы ребенка над воплощением замысла, не следует преждевременно оценивать работы детей, так как это может смутить автора и вывести его из состояния погружения в творческий процесс и помешать искреннему выражению чувств. В то же время в некоторые случаи предполагают ту или иную степень вербальной коммуникации и физического взаимодействия между участниками. Авторы могут и лишь показать свою работу или ограничиться всего несколькими словами. Педагог может задать вопросы автору, направленные на уточнение содержания его работы, а также его переживаний и мыслей.
Этап 4. Игра.
Игра происходит обычно в «чистой» зоне рабочего кабинета, например, на ковре и представляет собой «переменку», где ребенок меняет вид деятельности, проявляя определенную физическую активность. Проводится любая игра: на внимание, сценическую деятельность, ассоциативное мышление, воображение и др. Игровая деятельность является обязательной составляющей каждого занятия. Она способствует решению ряда психолого-педагогических задач. Во-первых, это снятие психологического напряжения, которое влияет в свою очередь на координацию движений детей с нарушением произвольных движений. Во-вторых, это установление положительно эмоционального климата на занятии, влияющего на эффективность учебно-воспитательного процесса. И, наконец, в-третьих, игра выступает одним из элементов, способствующих социальной компенсации, а также удовлетворяет потребность детей в общении, коллективном сотрудничестве и является одним из факторов развития высших психических функций. Игры, приведенные в приложении, подобраны таким образом, что при повторном и даже многократном использовании, остаются неповторимыми и разнообразными в своем проявлении. Эти игры можно несколько модифицировать в зависимости от характера группы детей, и сделать их вполне приемлемыми для детей с ограниченными возможностями.

Этап 5. Подведение итогов. Обсуждение
Подведение итогов тоже имеет свои особенности и представляет собой обсуждение воплощенного замысла каждым участником. Здесь можно применять метод сказкотерапии. В зависимости от подготовки учащихся дети могут только показать свою работу и ограничится всего лишь несколькими словами, а могут и придумать небольшой рассказ, обосновать внесенные изменения, охарактеризовать настроение воплощенного замысла. Если у ребенка возникают трудности, педагог может задать уточняющие вопросы и помочь ребенку выразить свои мысли. Если работа связана с эмоциональной выразительностью, например, при изготовлении композиции из засушенных листьев, аппликации «Листопад», то здесь уместно спросить у детей, какое настроение передает изображение, можно предложить детям придумать название работе или даже рассказ к ней (помогите детям – начните рассказ сами).
Можно использовать и другие варианты подведения итогов, например - сделать коллективную выставку из работ. Спросите детей, понравилась ли им собственная работа, понравились ли работы других учащихся, какая понравилась больше всего, попросите объяснить почему. Критика со стороны педагога как таковая недопустима. Если ребенок сам высказался о недостатках своей работы, можете согласиться с ним, обязательно найдите за что похвалить его, посоветуйте, как можно избежать подобных недостатков в будущем, выкажите уверенность в том, что следующие работы у него будут еще лучше. Обратите внимание - не просто «лучше» (т.е. эта плохая), а именно «еще лучше» (т.е. - это тоже хорошая). Помните, дети с ограниченными возможностями очень чувствительны, одно малое замечание не по существу лишает ребенка радости, может вызвать нежелание продолжать работу. Поэтому оценка работ должна носить объективный, обоснованный характер.