Методические рекомендации по проведению занятий в различных видах художественного творчества с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского(юношеского) творчества»










Методическая разработка на тему:







«Методические рекомендации по проведению занятий в различных видах художественного творчества с детьми с ограниченными возможностями здоровья»



















Магадан, 2014

«Методические рекомендации по проведению занятий в различных видах художественного творчества с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Каждый вид изобразительной деятельности имеет свои специфические особенности и предъявляет свои требования к двигательному, сенсорному и интеллектуальному развитию ребенка. В систему заданий для формирования графических навыков у детей, страдающих различными формами ДЦП, включены виды изобразительной деятельности: аппликация, лепка, рисование. Составляя поурочный план, с целью сохранения устойчивого интереса к различным видам деятельности, рекомендуется чередовать ее виды.
Аппликация
Аппликация является одним из любимых видов изобразительной деятельности детей. Она доступна для изготовления и многообразна.
В процессе работы, дети усваивают несложные приемы работы с шаблонами, трафаретами, отрабатывают навыки наклеивания, планируют свою работу: от постановки цели до получения результата – все это трудовые умения, которые необходимы в других сферах деятельности, в быту. Здесь уместно будет сказать о решении такой задачи, как адаптация ребенка в социальной жизни, о социальной его компенсации. В процессе совершения трудовых операции происходит коррекция мелкой моторики рук и пальцев.
Аппликация дает отчетливое представление о форме предметов, о форме отдельных деталей изображения, об их пространственном расположении относительно друг друга и т. д. В связи с этими особенностями аппликации широко применяются в работе с детьми с ДЦП.
Рекомендуется использовать аппликацию для закрепления знания формы, для ознакомления с пространством листа бумаги. Например, детям раздают листы бумаги, на которых изображена елка и вырезают из бумаги круг или овал по инструкции взрослого. Ребенок должен определить место положения шарика и приклеить его. Например, «Шарик взлетел выше елочки! Покажи, где он находится?». Или более конкретно: «Шарик лежит под елочкой справа». После того, как местоположение шарика определено, его приклеивают.
Аппликацию можно выполнять коллективно - какую-либо композицию или пейзаж. Например, на большом листе бумаги расположены постройки деревенского двора, а фигурки животных - домашних и диких - расположены отдельно. Дети должны отобрать среди них тех, кто живет в этом дворе, и приклеить их там, где они считают нужным. При этом идет коллективное обсуждение, правильно ли животное выбрано и где ему «удобнее» находиться на «дворе». Таким образом, можно посадить «сад» или «лес». Разместить городские или деревенские «постройки», «транспорт» и т. д. Кроме того, что дети учатся распределять на плоскости листа детали картинки, они расширяют свой кругозор. Такие работы могут иметь продолжение на последующих занятиях, что повышает у детей интерес к ним.
С целью формирования пространственных представлений эффективно использование в занятиях с детьми, страдающими двигательными расстройствами, подвижной аппликации и фланелеграфа. Особенно это касается детей с гиперкинетической формой ДЦП, так как рисование карандашами и красками для них наиболее затруднено. У части детей с гемипаретической формой ДЦП вызывает затруднения задание - дорисовать недостающую половину симметричной фигуры. Они изображают ее с большими искажениями, чаще всего - меньшей по размеру. Это задание можно выполнить в технике аппликации - поискать среди готовых форм подходящую половину и приклеить ее. Корригирующие возможности занятий аппликацией очень велики. Она занимает одно из ведущих мест в предлагаемой нами системе занятий по изобразительной деятельности с детьми, страдающими различными формами ДЦП.
Лепка
Такой вид деятельности, как лепка из пластилина и других пластичных материалов, пожалуй, самый доступный для детей с нарушением произвольных движений. Особое положительное значение она имеет в отношении коррекции мелкой моторики рук и пальцев. А также способствует развитию воображения и фантазии. Однако, в плане возможностей детей, этот вид деятельности, довольно однообразен, а количество этапов выполнения работы невелико. В этой связи другие разделы имеют больше потенциальных возможностей для развития различных сфер личности ребенка. Поэтому, на этот раздел программы, как может показаться, отведено сравнительно небольшое количество времени.
Работа с пластическими материалами для ребенка с нарушенной манипулятивной деятельностью предъявляет свои сложности. Тем не менее, она весьма полезна и с точки зрения активной деятельности кистей рук, и пространственной ориентации, и даже как возможный вид трудовой деятельности в дальнейшем. Работа с пластическими материалами заставляет ребенка с ДЦП искать способы приспособления в связи с двигательным дефектом. Размять пластилин одной рукой трудно, тем более, если движения этой руки далеко не совершенны. Но желание достичь результата - сильная мотивация для поисков способов, как это сделать. Например, как слепить шар или колбаску. Лепка в системе занятий по формированию изобразительной деятельности у детей с ДЦП занимает достойное место.
Главной задачей этих занятий - обучение ребенка с двигательной патологией и нарушением пространственного восприятия способам изготовления различных форм, умению соразмерить количество материала и размеры деталей изображения, способам создания деталей для одного и того же изделия. Для создания мотивации к занятиям этим видам изобразительной деятельности мы предлагаем детям приемы, несложные для исполнения, но позволяющие детям изготовлять оригинальные изделия. Это различные вмятины, сделанные пальцем или стеком, это изделия в виде мозаики, это «цветы» из длинных колбасок, свернутых спиралью и т. д. Можно использовать формочки для выдавливания на пластилине. Это упрощает и ускоряет задачу – получить из пластилина определенные фигурки. Однако совсем заменять лепку выдавливанием не стоит. Дети, которые в состоянии лепить самостоятельно, пусть даже их формообразование несовершенно, имеют возможность выразить свои эмоции, чувства. Использовать формочки уместно для детей с выраженным гиперкинезом и в случае если цель занятия состоит не в том, чтобы вылепить что-нибудь, а в том, чтобы создать определенный сюжет из фигурок, придумать к нему рассказ. Кроме того, занятия лепкой можно проводить коллективно, что существенно повышает мотивацию детей.
Художественное конструирование
Этот раздел предусматривает работу с объемными формами. Такая форма работы способствует развитию объемно-пространственного мышления и пространственного воображения. Учитывая специфический контингент учащихся, склеивание конусов и цилиндров остается очень трудной задачей для большинства детей, поэтому им даются готовые формы, а вот склеить под руководством педагога развертку параллелепипеда для многих – вполне доступная задача. Как видим, инженерно-конструкторская составляющая этого раздела в большинстве своем «выпадает», в силу физиологических особенностей детей. Поэтому на первый план выходит задача - акцентировать внимание детей на установлении связи между конструкцией и спецификой ее функционирования, научить детей понимать, в чем проявляется целесообразность конструкции и ее декора, а также то какими способами (материал, приемы обработки) этого можно достигнуть. Большое внимание уделяется эстетическому оформлению работы, ее эмоциональной выразительности. Такая работа способствует развитию эстетического вкуса, эмоциональной сферы личности. Этот раздел предусматривает также работу с природным и бросовым материалом.
Папье-маше
Работа по изготовлению изделий в технике папье-маше имеет ряд преимуществ. Во-первых – это использование бросового материала (газеты), во-вторых – прочность и долговечность изделия выполненного в этой технике, в-третьих – поделки, имеют утилитарное значение, могут использоваться как сувениры. Это вызывает большой интерес детей, они начинают чувствовать себя настоящими мастерами, у них появляется уверенность в себе, раскрываются потенциальные возможности для творческой деятельности.
В тоже время, техника изготовления папье-маше включает в себя довольно много операций: лепка основы, накладывание массы папье-маше на основу, снятие формы, склеивание деталей формы, грунтовка, роспись поделки. Практика показывает, что более доступны и наибольший интерес вызывают операции – наложение массы на форму, грунтовка и роспись готового изделия. Поэтому промежуточные этапы педагог может подготовить заранее. Для основы используются готовые формы тарелки, шкатулки, а также формы, вылепленные из пластилина. Можно использовать и пластмассовые формочки для песка. Изготовленные из них формы односторонние, поэтому их можно наклеивать на фон из плотного материала и создавать различные композиции. При желании композицию можно оформить природным материалом, тесьмой и другими материалами, заключить в рамочку – получится объемная картина. Начинать знакомить детей с техникой папье-маше лучше с готовых форм, где не требуется этап склеивания двух половинок, так как этот процесс более длителен во времени и ребенок может потерять интерес. Для этой цели лучше использовать небольшое блюдце или формочку для песка.
Новые и нетрадиционные направления в творчестве.
В связи с большим количеством поступающей информации через телевидение, периодическую печать и Интернет появляется уникальная возможность быть постоянно в курсе развития и появления новых техник выполнения и использования новых материалов для творческой деятельности. С этой целью в программу включен этот раздел. Новые виды творчества носят ознакомительный характер для учащихся. Однако в случае успешного их освоения и определенной заинтересованности, в дальнейшем эти технологии могут быть образованы в самостоятельные разделы и создана определенная подборка уроков. Этот раздел включает в себя нетрадиционные техники рисования, виды творчества - квиллинг, киригами, туннели и некоторые другие, а так же смешанные техники.
Рисование
Рисование – более сложное средство изображения, чем лепка и аппликация. Этот вид изобразительной деятельности открывает перед детьми с ограниченными возможностями много интересного, красивого, занимательного. Ребенок получает возможность выразить в рисунке нечто важное для него. В процессе занятий формируются личностные качества ребенка – усидчивость, целеустремленность личности, желание как можно лучше исполнить свою работу. Несмотря на очень тяжелые двигательные расстройства и нарушения пространственного восприятия, дети с ДЦП охотно занимаются изобразительной деятельностью, как одним из наиболее доступных для них и интересных занятий. Однако продукция их изодеятельности весьма несовершенна и непривлекательна, а общепринятые способы должного эффекта не дают. В результате такой многофакторный, всеобъемлющий вид деятельности не используется в развивающей и корригирующей системе обучения и воспитании детей с множественными отклонениями в физическом и психическом развитии, характерными для ДЦП.
В этом случае на помощь приходят нетрадиционные формы рисования. Рассмотрим некоторые из них.
Рисование на мокрой бумаге
Рисование на мокрой бумаге нанесение краски на лист, предварительно смоченный водой. При этом получается бессюжетный рисунок, на котором можно наблюдать размытые очертания, плавные переходы, смешение красок. До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.
Кляксография
Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
Вместо красок – пластилин
Еще больше укрепит пальчики и подготовит их к письму рисование пластилином. На картонную основу нужно нанести простой рисунок, а затем отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать их пальчиками по рисунку, как будто закрашивая. Работа получается законченной и очень декоративной, если такими "красками" покрыта вся поверхность картинки – и рисунок, и фон. Пластилиновые кусочки неплохо смешиваются друг с другом и получаются новые, неожиданные цвета.
Монотипия: (от «моно» - один и греч. «
·
·
·
·
·» отпечаток, оттиск, касание, образ...) вид печатной графики. Элемент непредсказуемости, уникальность, легкость выполнения, богатство возможностей хорошо характеризуют монотипию как графическую технику.
На гладкой поверхности - стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге - делается рисунок масляной или гуашевой краской. Конечно, материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении всегда только один. Количество красок в монотипии - любое. Начинающему графику в качестве гладкой поверхности советуем использовать бумагу и на бумаге же отпечатать рисунок. Попробуйте нарисовать и отпечатать осенний или летний пейзаж, букет цветов в вазе... Интересный результат получится, если выполнить рисунок не на гладкой поверхности, а на фактурной бумаге - ватмане или чертежной бумаге. А отпечаток сделать на листе обычной писчей бумаги. Монотипию могут освоить дети младшего детсадовского возраста. Пусть рисуют гуашью цветы, бабочек и "печатают" их изображения. Малышам доставит удовольствие сам процесс работы. И в то же время они играючи приобщатся к "таинству" работы с красками, водой, бумагой. Старайтесь пробудить фантазию ребенка, а для этого обратите занятия в увлекательную игру. Так, на листе бумаги оставьте несколько довольно крупных капель жидко разведенной краски. Согните листок пополам и плотно сожмите. Развернув, вы увидите необычные, причудливые узоры. Их можно при желании назвать и кляксами. Еще одна веселая игра с бумагой и красками. И вновь с помощью техники монотипии. Нарисуйте гуашью или масляной краской на половине листка плотной бумаги (ватмана) бабочку с плотно сложенными крыльями. Согните листок пополам, плотно прижмите его половинки одна к другой, разверните... Что же произошло? Бабочка расправила крылья и собирается лететь. Ведь рисунок симметрично отпечатался на второй половине листа.
Рисование пальцами нанесение краски на бумагу при помощи кончиков пальцев. Удобно рисовать кончиком указательного пальца ведущей руки. При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных пятнышек круглой формы, а при проведении им по бумаге получаются линии длиной 36 см. Используются специальные краски, гуашь или акварель. Краски разводятся до густоты сметаны и наливаются в плоские крышки. При смене красок пальчики моют в банке с водой и вытирают салфеткой.
Рисование ладонями нанесение слоя краски на внутреннюю сторону ладони и ее прикладывание к листу бумаги для получения отпечатка. Краску можно наносить кисточкой либо коснувшись ладошкой краски в блюдце. При нанесении краски кисточкой используйте разные цвета. Прикладывая ладошку к бумаге, можно сжать или растопырить пальцы.
Рисование с помощью штампа нанесение краски на поверхность специальной формы (штампа), прикладывание штампа красочным слоем к бумаге и придавливание с целью получения цветного оттиска. На штамп можно наносить одну или несколько красок. При помощи этого способа можно получать одинаковые оттиски в любом количестве, создавать из оттисков одинаковой и разной формы различные изображения. В качестве штампа можно использовать как готовые предметы с определенной поверхностью, так и сделанные из подручного материала. Очень интересно и удобно создавать орнаментальный узор с помощью штампа. Такими узорами можно украсить бумажные салфетки и скатерти, платочки и фартуки и т.д.