Реализация основных видов адаптивной физической культуры и формы занятий с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья.


Реализация основных видов адаптивной физической культуры и формы занятий с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья.
«Самое прекрасное зрелище на свете – вид  ребёнка,  уверенно  идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь».  
                                                                                                        Конфуций.
Адаптивная физическая культура - это часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержании здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации интеграции в обществе.
Методика адаптивной физической культуры имеет существенные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы ребенка. 
Чтобы строить педагогический процесс, определять дидактические линии, ставить и решать задачи образовательной деятельности, необходимо знать состояние здоровья, физические, психические, личностные особенности детей с нарушениями в развитии, так как характеристика объекта педагогических воздействий является исходным условием любого процесса образования.
Категория этих детей чрезвычайно разнообразна по нозологии, возрасту, степени тяжести и структуре протекания заболевания, медицинскому прогнозу наличию сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, состоянию соматического здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности и другим признакам.
Для детей-инвалидов с умственной отсталостью из-за необратимого поражения ЦНС физическое и психическое развитие протекает на дефектной основе, при этом недоразвитыми оказываются костная, мышечная, эндокринная, сенсорные системы, высшие психические функции: речь, мышление, внимание, память, эмоции и личность в целом.
Коррекционно-развивающая направленность в АФК с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Выдвинутый Л.С. Выготским в 30-е гг. ХХ в., этот принцип и сегодня является ведущим в отечественной дефектологии (Дульнев Л.В., 1981; Лапшин В.А., Пузанов Б.П., 1990; и т.д.). Суть принципа заключается в том, что педагогические воздействия должны быть направлены не только на преодоление, сглаживание, выравнивание, ослабление физических и психических недостатков детей аномального развития, но и на активное развитие их познавательной деятельности, психических процессов, физических способностей и нравственных качеств.Коррекционно-развивающее направление АФК имеет широкий диапазон решений педагогических задач, которые условно можно объединить в следующие группы: 
коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, передвижении на лыжах, упражнениях с предметами и др.;
коррекция и развитие физической подготовленности;
коррекция и развитие координационных способностей;
коррекция и профилактика соматических нарушений;
профилактика, коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей;
развитие познавательной деятельности;
формирование личности ребенка. 
Формы занятий
Адаптивное физическое воспитание ( физкультурное образование) направлено на всестороннее, гармоническое развитие, подготовку детей к самостоятельной жизни, включению в трудовую деятельность, т. к. является мощным «агентом социализации» личности.
Физическое воспитание – процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности обучающихся, воспитанников, направленных на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.
Физическое развитие обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) школе 8-го вида представляет собой непрерывный процесс, который на каждом возрастном этапе характеризуется совокупностью связанных между собой и внешней средой морфологических и функциональных свойств организма, обусловленных этими свойствами запасом физических возможностей при ведущей роли центральной нервной системы.
Физическое воспитание и спорт является важнейшими факторами в укреплении здоровья человека, его физического развития и воспитания, а также в профилактике заболеваний.
Следующей формой занятий является адаптивная физическая рекреация направлена на удовлетворение потребности в движении, активном отдыхе, содержательном развлечении. Для детей с нарушениями в интеллектуальном развитии адаптивная физическая рекреация это не только биологически оправданная двигательная деятельность, но и способ преодоления замкнутого пространства, возможность общения, самопроявления личности.
Осуществляется в процессе внеурочных и внешкольных занятий.
Двигательная активность, рациональное питание, закаливание повышают его функциональные возможности, способность противостоять негативным факторам окружающей среды, это особенно важно сегодня, в условиях резко возрастающего темпа жизни и повышенных требований предъявляемых человеку.
Коррекция двигательных нарушений средствами физического воспитания является обязательным и важным направлением коррекционно- воспитательной работе в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении 8-го вида, поскольку процесс физвоспитания оказывает значительное влияние на развитие личностных качеств обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Основными задачами физического воспитания являются: 1. Содействие нормальному развитию организма; укрепление здоровья, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
2. Обучение технике основных движений, формирование необходимых в разнообразной двигательной деятельности знаний, умений, навыков, воспитание сознательного отношения к использованию их в течение жизни. 3. Совершенствование двигательных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств, приучение детей к рациональному использованию физических усилий в конкретных условиях деятельности. 4. Воспитание потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, обучение элементарным знаниям и умениям для их самостоятельного применения в личной жизни, приобщение к доступной спортивной деятельности. 5. Воспитание нравственных качеств, приучение к дисциплинированности, организованности, ответственности, воспитание любознательности, собственной активности, инициативы и творчества, формирование эстетических потребностей и вкусов.
Адаптивное физическое воспитание – самая организованная форма занятий, в образовательном коррекционном учреждении осуществляется в трёх формах на протяжении всех лет обучения:
уроки физической культуры;
уроки ритмики (проводятся только в младших классов);
физкультурные минутки на образовательных уроках.
В основу физкультурно-оздоровительной и спортивно - массовой работы, в том числе уроков физкультуры, положен принцип дифференцированного подхода. Все обучающиеся, воспитанники ежегодно проходят углублённый медицинский осмотр, затем по результатам осмотра распределяют учащихся на физкультурные группы и группы здоровья. В ГОБОУ Мончегорская КШ по состоянию здоровья каждый четвертый ученик в ходит в состав специальной группы, 30 человек имеет инвалидность.
Проводятся совместно с медицинскими работниками здоровьесберегающие мероприятия.
Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его.
          Здоровье не купишь, никто не продаст,
          Его берегите, как сердце, как глаз.
                                                      (Ж. Жабаев).
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!».
(Жан-Жака Руссо).
Ходьба (здоровье) и движение способствует игре мозга и работе мысли.
(Жан-Жака Руссо).