Педагогический опыт по теме Развитие двигательных навыковДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРОЙ


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы «Подросток»
Учебно-воспитательный комплекс с. Краснохолм
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
педагога дополнительного образования
детского объединения «Адаптивная физкультура»
первой квалификационной категории
Болодурина Алексея Федоровича
по теме: «РАЗВИТИе двигательных навыков у ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРОЙ»
г. Оренбург
2016 г.
Содержание:
Информационный лист ………………………………………………….3
Условия формирование опыта ………………………………………….4
Актуальность опыта………………………………………………………4
Ведущая педагогическая идея опыта ……………………………………5
Экспериментальная работа……………………………………………….6
Диапазон опыта……………………………………………………………6
Теоретическая база опыта ……………………………………………….7
Новизна опыта ……………………………………………………………8
Характеристика условий…………………………………………………8
Технология опыта………………………………………………………...9
Цель и задачи опыта……………………………….........................9
Организация учебно-воспитательного процесса………………..9
Формы, методы и средства учебно-воспитательного процесса.12
Организация учебно-воспитательного процесса……………….14
Результативность опыта………………………………………………...17
Список литературы……………………………………………………...21
Приложения к опыту работы………………………………..........................23
Информационный лист
Болодурин Алексей Федорович
образование: высшее;
место работы: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы «Подросток»;
должность: педагог дополнительного образования;
общий педагогический стаж: 16лет;
стаж работы в данном учреждении: 15 лет;
квалификация: первая квалификационная категория.

Условия формирования опыта
На формирование педагогического опыта работы Болодурина А. Ф. оказали влияние следующие факторы:
- изучение методической литературы и активное участие в МО отдела;
- курсы повышения квалификации; участие в мероприятиях различного уровня (сельского, городского и областного уровнях);
Основной идеей педагогического опыта педагога являются:
- развития двигательных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Условия возникновения и становления опыта: Болодурин Алексей Федорович работает в МАУДО «ЦВР «Подросток» с 2001 г. Свою педагогическую деятельность осуществляет в учебно-воспитательном комплексе с. Краснохолм (УВК) на базе ГКОУ «Школа-интернат№6» с. Краснохолм с воспитанниками 9-17 лет.
В результате анализа существующих в педагогической практике форм и методов физического воспитания, психолого-педагогической литературы по данной проблеме в качестве одного из условий повышения эффективности занятий по адаптивной физкультуре определена проблема использования в образовательном процессе развития двигательных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья. Выделение данной проблемы в качестве приоритетной является началом становления опыта.
Для изучения исходного состояния была проведена диагностика уровня двигательных способностей, уровня физического развития, опрос (анкетирование) воспитанников 9-17 лет. В результате анкетирования (Приложение 1) было выявлена недостаточная мотивация воспитанников к систематическим занятиям по адаптивной физкультуре. Результаты физической подготовленности (высокий уровень показали 5% воспитанников, выше среднего 15%, средний уровень 55%, ниже среднего 20% и низкий 5% воспитанников) и физического развития воспитанников (рост-43% выше среднего, 24% средний и 30% ниже среднего уровня; масса тела - 22% больше нормы, с нормой 60% и с массой меньше нормы 18% воспитанников, окружность грудной клетки - с нормой 97% и меньше нормы 3% воспитанников; осанка - с высоким уровнем 62%, с хорошим 28% и с низким 10% воспитанников) определили необходимость внедрения и поиска новых форм и методов обучения, которые позволили бы развить двигательные навыки у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность опыта
С каждым годом уровень здоровья подрастающего поколения снижается. Выявляется все больше детей с нарушениями, как интеллектуальной сферы, так и с физическими отклонениями. По данным официальной статистической отчетности распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно ежегодно увеличивается на 4-5 %. Во многих странах одну из многочисленных групп с ограниченными возможностями здоровья составляют люди с нарушениями интеллектуальной сферы. Данная проблема не знает границ и не зависит ни от национальности, ни от социального или экономического положения.
В мире людей с ограниченными возможностями здоровья насчитывается более 300 миллионов. Актуально это и для России. В последнее десятилетие она приобрела особую остроту, так как рост численности «особых детей» происходит на фоне сокращения общей численности россиян особенно до 2008 года. Однако, управляя развитием процесса, можно смягчить остроту проблем. Для этого, прежде всего, необходимо изменить отношение государства и общества к данной категории людей, в сторону понимания проблем и создания условий для повышения их адаптационных возможностей. В структуре общей патологии первичной заболеваемости детей, например по Оренбургской области интеллектуальная недостаточность составляет 0,3%.
В последнее десятилетие в системе образования России складывается особая поддержка и помощь детям с ограниченными возможностями в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Учеными и практиками разрабатываются вариативные модели сопровождения, формируется инфраструктура. Позитивные тенденции в решении проблем детей с ограниченными возможностями отражены в положениях об образовательных учреждениях, для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, национальных программах Министерства образования Российской Федерации. Однако только 30 % «особых детей» охвачены физкультурно-оздоровительным образованием и еще меньше спортом. Возможность успешной адаптации и развития детей с ограниченными возможностями определяется различными факторами: индивидуальными особенностями, возрастом, связями со средой, здоровьем.
Физическое воспитание в системе коррекционного обучения и воспитания – это комплексное воздействие на личность детей с ограниченными возможностями здоровья с целью формирования у него жизненно важных двигательных умений и навыков, приобщения к систематическим занятиям физической культурой, коррекции нарушений моторики и физического развития, укрепления здоровья и подготовки к жизни и деятельности в обществе. Такой комплексный подход к системе физического воспитания определен необходимостью всесторонней помощи лицам, имеющим отклонения в психофизическом развитии.
Исходя из вышесказанного, нами выбрана тема исследования: «Развития двигательных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья».
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущей идеей педагогического опыта является создание условий для повышения двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях адаптивной физкультурой, совершенствования методики и организации занятий детей детского объединения «Адаптивная физкультура».
Главное, развития двигательных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривать как составную часть управляемого процесса физическим развитием и воспитанием, эффективность каждого можно повысить, если есть сочетаемость с методикой обучения. Двигательные навыки больше, чем любое другое средство физического воспитания, соответствуют потребностям растущего организма. Правильно подобранная методика, приносит ожидаемый результат в решении поставленных задач образовательного процесса.
Экспериментальная работа
Работа над опытом длилась в течение трех лет.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа:
1-й этап. Аналитико-диагностический (2013-2014 уч. г.). Анализ теоретической и методической литературы, изучение передового опыта физического воспитания, подбор диагностического инструментария для проведения исследований в рамках работы над опытом, проведение диагностики исходного состояния физической подготовленности и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
2-й этап. Практический (2014-2015 уч. г.) Определение целей и задач, разработка мероприятий, отслеживание процесса развития двигательных навыков, поэтапный и сравнительный анализ полученных результатов; корректировка содержания намеченной методики, системы тестирования.
3-й этап. Аналитико-обобщающий (2015-2016 уч. г.) Апробация и моделирование содержания с корректировкой действий, обработка полученных данных; сопоставление результатов с поставленными целями; обобщение результатов опыта, выработка рекомендаций, публичное выступление на педагогических советах, методических объединениях, семинарах и педагогических чтениях.
Диапазон опыта
Диапазон представленного опыта – «интересное плюс полезное».
Работа по обозначенной теме предусматривает создание условий и внедрение во внеурочную деятельность методики обучения посредством развития двигательных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья, направленных на формирование физической культуры личности ребенка, укрепление здоровья, созданию у них положительного эмоционального фона.
Теоретическая база опыта
Был изучен опыт работы «Повышенная подвижность сочетается с беспорядочностью, бесцельностью, наличием лишних движений» (Бобошко В.В., Сермеев А.Р., 1991).«Классификации нарушений физического развития и двигательных способностей детей-олигофренов» А.А. Дмитриевым (1989, 1991, 2002). П.Ф. Лесгафта, В.В. Гориневского, которые подтверждали роль развития двигательных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Специфические особенности моторики обусловлены, прежде всего, недостатками высших уровней регуляции. Это порождает низкую эффективность операционных процессов всех видов деятельности и проявляется в несформированности тонких дифференцированных движений, плохой координации сложных двигательных актов, низкой обучаемости движениям, косности сформированных навыков, недостатках целесообразного построения движений, затруднениях при выполнении или изменении движений по словесной инструкции.
Отставания в физическом развитии умственно отсталых детей, степень приспособления к физической нагрузке не только зависят от поражения ЦНС, но и являются следствием вынужденной гипокинезии. Отсутствие или ограничение двигательной активности тормозит естественное развитие ребенка, вызывая цепь негативных реакций организма: ослабляется сопротивляемость простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки для формирования слабого малотренированного сердца. Гипокинезия часто приводит к избыточному весу, а иногда к ожирению, что еще больше снижает двигательную активность.
Основоположник научной системы физического воспитания в России П.Ф. Лесгафт считал, что, для того чтобы быть физически образованным, еще недостаточно всю жизнь заниматься физическим трудом. Совершенно необходимо иметь, достаточно развитую систему психических процессов, позволяющую не только тонко контролировать свои движения и управлять ими, но и дающую возможность творческого проявления в двигательной деятельности. А это возможно тогда, когда субъект овладел приемами анализа своих мышечных ощущений и контроля за выполнением двигательных действий.
Принципиально важное значение имеет представление П.Ф. Лесгафта о том, что для развития двигательной деятельности необходимо использовать те же приемы, что и для умственного развития, а именно приемы дифференцирования ощущений по времени и степени проявления и сравнения их. Таким образом, двигательное развитие в его психологическом аспекте тесно связано с определенным уровнем умственного развития, проявляющимся в степени развития процессов анализа и сравнения.
Не вдаваясь детально в содержательную сторону двигательного развития, остановимся на наиболее важной с психологической точки зрения его составной части, связанной с психомоторным развитием субъекта. По своему психологическому содержанию развитие психомоторики тесно связано с формированием образа двигательного действия, с совершенствованием механизмов произвольного управления двигательными действиями, с развитием познавательной сферы субъекта.
В разработке содержания, организации и методики развития двигательных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья важную роль сыграли работы Голиковой Е. М., Голиковой Н. М.,информационные технологии и передовой педагогический опыт ведущих педагогов в данном направлении работы.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в обновлении содержания программы: включены корригирующие и рекреационные упражнения: с предметами и без предметов;
с элементами бега, метания, прыжков, бросания и ловли мячей; на развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки, силы, ловкости и точности движений;
в использовании современных инновационных технологий (здоровьесберегающие технологии, личностно – ориентированная технология, информационно-коммуникативные технологии, технология дифференцированного физкультурного образования);
методов физкультурно-оздоровительного образования (Е.М. Голикова);
в применении здоровье сберегающих технологий (Н.П. Вайман, Н.И. Жерко);
Важным компонентом всей системы реконструкции физического воспитания в системе дополнительного образования должен стать оздоровительный аспект, так как только здоровье имеет ценность, которая определяет качество обучения. Этому способствует возможность создания большого числа альтернативных программ и направлений, которые позволили бы педагогам физкультурно-спортивной направленности использовать свой творческий, педагогический, организационный, квалифицированный и спортивный потенциал, а также учитывать при выборе различных вариантов работы экологические факторы, состояние материально-технической базы, национальные и сельские традиции.
В данной работе наиболее полно отражена организация эффективной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на занятиях «Адаптивной физкультурой», что представляет собой особую практическую ценность в современных условиях. Данный опыт можно отнести к категории репродуктивно-поискового.
Характеристика условий
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта: диапазон опыта широк и вариативно разнообразен. Работа над темой опыта систематически проводится на занятиях. Данный подход в работе можно использовать в практике любого педагога дополнительного образования физкультурно-спортивного направления работы, молодых и начинающих специалистов.
Технология опыта
Цель и задачи опыта
Цель опыта – развития двигательных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья, посредством занятием адаптивной физкультурой.
На основании цели были сформулированы следующие задачи:
Изучить особенности развития двигательных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья;
Охарактеризовать методика развития двигательных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья.
Рассмотреть структуру занятия по адаптивной физкультуре у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Диагностировать уровень двигательных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья.
Провести анализ работы двигательных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для решения задач применялись следующие методы:
анализ и обобщение данных научной и методической литературы и документов;
измерение антропометрических показателей;
тестирование уровня развития двигательных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья;
педагогический эксперимент.
10.2. Организация учебного процесса у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Образовательные задачи направлены на формирование у детей двигательных умений и навыков, сообщение элементарных сведений по гигиене физических упражнений, состоянию здоровья ученика. С помощью специально подобранных упражнений, игр у детей в разной мере развиваются сила, ловкость, быстрота, выносливость. Все эти двигательные качества способствуют воспитанию у школьников уверенности в овладении как простыми, так и более сложными упражнениями.
Воспитательная задача решается параллельно с образовательной задачей. На всех уроках воспитываются дисциплинированность, умение владеть своими эмоциями, честность, воля, настойчивость, дружба, чувство товарищества, взаимопомощи и выручки. Эта задача достаточно трудоемка, и иногда в рабочем планеконспекте педагог ее не определяет только потому, что не может быть обучения без воспитания и наоборот.
Решение лечебнооздоровительной задачи предполагает включение таких упражнений, которые способствуют укреплению здоровья ученика, помогают развитию сердечнососудистой и дыхательной систем.
Педагог должен подобрать специальные упражнения, придав им комплексный характер, и постоянно использовать этот комплекс для исправления нарушений физического развития, моторики.
Решение коррекционноразвивающей задачи предполагает такую организацию занятий, при которых физические упражнения используются для коррекции имеющихся нарушений, как в физическом развитии, так и в интеллектуальном.
Занятия по адаптивной физкультуре должны быть эмоциональными, вызывать интерес к двигательной деятельности. Показывая упражнения, чередуя их, педагог может вызвать интерес к их выполнению, предлагая игры, в которых эти упражнения используются. В ФОГ можно практиковать упражнения в форме соревнований, типа «Кто самый находчивый!», «Кто точнее и быстрее!», в старших – спортивные игры.
Педагог должен серьезно готовиться к уроку: знать состав учащихся, их уровень физического развития, двигательной подготовленности, интеллектуальные особенности; проконсультироваться с классным руководителем, врачом школы. Только тогда можно надеяться, что задачи урока будут реализованы.
Готовясь к занятию, педагог должен учитывать результаты предыдущих уроков, отношение детей к занятиям, что дети не могли успешно выполнить и почему. Необходимо уделить серьезное внимание подбору физических упражнений и даже игр. Определить место построения детей в зале, свое место, перемещения, как и в какой последовательности, выполнять упражнения, ожидаемый результат.
Композиционно урок физической культуры состоит из 4 частей в отличие от уроков в классах общеобразовательной школы. Каждая из этих частей выполняет свои организационнодидактические задачи и помогает учителю приучить учащихся самостоятельно готовиться к уроку, решать задачи обучения.
При планировании занятии педагог должен учитывать:
- где будет проводиться урок – в зале или на улице;
- в каком состоянии предполагаемое место занятий;
- обеспечение урока оборудованием, спортивным инвентарем;
- какое место в учебном расписании занимает данный урок, его тип;
- готовность детей к предложенным нагрузкам на уроке;
- интерес детей к занятиям на уроке.
Четкое распределение подобранных упражнений по частям, методическое выполнение их обеспечит спокойное проведение урока.
Вводная часть является организационной. Педагог приводит учащихся в зал, помогает приготовиться к уроку, приучает к командам, строит в указанном месте и направлении, чтобы при передвижении они не мешали друг другу, видели педагога, выполняли различные задания, а педагог мог оказать помощь. Детей можно строить по росту либо по уровню интеллектуального и физического развития.
Начиная с начальных классов, построение производится по команде педагога, с расчетом по порядку. Свое место педагог определяет лично. Он может идти рядом с детьми, впереди. При входе в зал занимает место впереди и указывает форму построения.
Место построения можно обозначить с указаниями его каждому ученику в виде кругов, квадратов, треугольников или других символов. В таком случае дети быстрее запоминают свое место и ученика, возле которого стоят.
Подготовительная часть имеет четыре функции. Суть первой из них состоит в подготовке организма учащихся к предстоящей двигательной нагрузке. Средствами подготовки служат комплексы упражнений обще развивающего характера: с гимнастическими палками, флажками, мячами, обручами, с элементами ходьбы, прыжков, приседаний и т. д. Содержание подготовительной части зависит от общих и частных задач урока.
Вторая функция подготовительной части урока заключается в том, что из предложенных упражнений педагог выбирает дватри, направленных на формирование двигательных умений и навыков.
Третья функция – использование подготовительных физических упражнений как средства формирования определенного двигательного качества.
Четвертая функция – включить в подготовительную часть упражнения, направленные на коррекцию основного и сопутствующих дефектов.
Таким образом, подготовительная часть урока, которая может длиться 10–15 минут, будет содержать 8–10 упражнений различного характера.
В третьей, основной части урока решаются образовательные, коррекционные и оздоровительные задачи. Средствами для их решения являются упражнения основной гимнастики и легкоатлетические упражнения, а также игры различного характера и направленности с элементами бега, прыжков, строя, метания, строевыми упражнениями.
В начальных классах на занятиях физкультуры закладываются основы движений, расширяются двигательные возможности, формируются простые двигательные умения и навыки. Задача учителя в основной части урока – подобрать упражнения, которые решали бы перечисленные задачи и удовлетворяли физиологические потребности учащихся. Необходимо соблюдать последовательность разучивания упражнений.
Заключительная часть выполняет две функции:
- подготовить учащихся к последующей деятельности, чтобы они могли спокойно приступить к занятиям на других уроках или во внеурочное время;
- подвести итог урока, оценить умения и навыки учащихся, их отношение к уроку, старания.
Первая функция обеспечивается снижением нагрузки на организм детей, для чего используются строевые упражнения; общеразвивающие с предметами и без предметов; игры имитационного характера на внимание, на развитие памяти, наблюдательности; упражнения на расслабление. Уход детей из зала должен быть строго организован. Заключительная часть урока длится 3–5 минут.
Структура урока может меняться в зависимости от задач урока, состава детей и учебного материала. При этом обучение детей физическим упражнениям должно сочетаться с индивидуальным подходом, не влияющим на фронтальное прохождение материала.
Формы, методы и средства учебно-воспитательного процесса
Работу над проблемой развития двигательных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья, для активизации двигательной активности учащихся Болодурин А.Ф. начал с поиска наиболее рациональных методов организации учебного процесса.       При обучении детей двигательным навыкам используется такой прием, как подводящие движения. Этот вид движений представляет собой облегченный вариант выполнения движения или изолированные компоненты двигательного навыка. Важно сначала научить детей выполнять эти элементы правильно и четко, а затем уже формировать устойчивый двигательный стереотип. Например, при обучении детей спрыгиванию с гимнастической скамейки сначала надо научить их двигаться в полуприседе, пружинить на месте, спрыгивать с гимнастической скамейки с поддержкой взрослого, а затем и самостоятельно. Чтобы ползать по-пластунски, дети сначала должны научиться принимать различные позы на четвереньках на месте и менять их по команде взрослого. От подводящих движений нужно отличать подготовительные упражнения, цель которых разогреть определенные группы мышц к выполнению того или иного движения.
      Целесообразно выполнять такую методическую установку, как деление занятия на три равноценные части. Одинаковые по ценности для детского организма, а не по продолжительности. Подготовительная часть обеспечивает плавность и постепенность врабатывания детского организма в ситуацию повышенной двигательной нагрузки, основная — посвящается отработке формируемого двигательного навыка, а заключительная — создает позитивный эмоциональный выход из занятий, закрепляет усвоенное движение и создает условия для его оценки и переноса в новые двигательные комплексы. Пик двигательной нагрузки должен приходиться не на конец занятия, а на завершение первой трети занятия. При этом важно помнить о необходимости создания условий для поддержания высокой эмоциональной включенности детей как в освоение основных движений, так и в спортивные игры и задания.
      Каждое занятие необходимо начинать с обще развивающей разминки, включая в нее упражнения для каждой группы мышц — для мышц плечевого пояса, рук, ног, для крупных мышц туловища. В эту разминку необходимо также включать упражнения, направленные на формирование правильной осанки. Общее количество упражнений для детей с нарушением интеллекта не должно превышать 6—8. Дети быстро истощаются и устают, поэтому одно и то же задание не целесообразно повторять более 3—4 раз. В основной части занятия обычно детям дошкольного возраста предлагаются динамические упражнения, связанные с перемещением в пространстве, несложные по характеру, с частой сменой напряжений и расслаблений мышц. Лучше всего подходят движения, основанные на работе крупных мышечных групп, — приседания, наклоны, повороты и т. п. Кроме того, нужно включать в занятия упражнения, направленные на развитие отдельных частей тела — кисти, стопы. Упражнения игрового характера, подражательные упражнения — обязательная часть занятия. Они способны поднять детям настроение, заинтересовать их, порадовать. Как правило, занятие начинается с хорошо знакомых и освоенных упражнений. Новые виды движений вводятся постепенно, не более одного-двух в занятие. Заканчивается занятие игрой, позволяющей закрепить полученные навыки. Дыхание во время занятий произвольное, акцентировать внимание на вдохе или выдохе надо лишь при выполнении специальных дыхательных упражнений. Необходимо следить, чтобы ребенок дышал носом, а не ртом.
Физические упражнения сгруппированы с учетом направленности и воздействия на функциональное состояние учащихся и представлены целостной системой, позволяющей корригировать нарушения физического развития, формировать определенные умения и навыки и развивать двигательные качества.
Упражнения в программе представлены:
- обще развивающими и корригирующими упражнениями с предметами и без предметов;
- обще развивающими и корригирующими упражнениями с элементами бега, метания, прыжков, бросания и ловли мячей;
- корригирующими упражнениями специальной направленности (развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки, силы, ловкости и точности движений);
- подвижными и спортивными играми;
- катанием на лыжах;
Любое физическое упражнение характеризуется внутренней и внешней структурами своих проявлений. Внутренняя структура указывает на взаимосвязь различных процессов функционирования организма (отдых, утомление, релаксации и т. д.). Внешняя сторона – это результат проявления упражнения в различных соотношениях (пространственных, временных, силовых).
Организация учебно-воспитательного процесса
Основной формой организации учебного процесса является учебно-тренировочное занятие.
Образовательные задачи направлены на формирование у детей двигательных умений и навыков, сообщение элементарных сведений по гигиене физических упражнений, состоянию здоровья ученика. С помощью специально подобранных упражнений, игр у детей в разной мере развиваются сила, ловкость, быстрота, выносливость. Все эти двигательные качества способствуют воспитанию у школьников уверенности в овладении как простыми, так и более сложными упражнениями.
Воспитательная задача решается параллельно с образовательной задачей. На всех уроках воспитываются дисциплинированность, умение владеть своими эмоциями, честность, воля, настойчивость, дружба, чувство товарищества, взаимопомощи и выручки. Эта задача достаточно трудоемка, и иногда в рабочем плане-конспекте педагог ее не определяет только потому, что не может быть обучения без воспитания и наоборот.
Решение лечебно-оздоровительной задачи предполагает включение таких упражнений, которые способствуют укреплению здоровья ученика, помогают развитию сердечнососудистой и дыхательной систем.
Педагог должен подобрать специальные упражнения, придав им комплексный характер, и постоянно использовать этот комплекс для исправления нарушений физического развития, моторики.
Решение коррекционно-развивающей задачи предполагает такую организацию занятий, при которых физические упражнения используются для коррекции имеющихся нарушений, как в физическом развитии, так и в интеллектуальном.
Занятия по адаптивной физкультуре должны быть эмоциональными, вызывать интерес к двигательной деятельности. Показывая упражнения, чередуя их, педагог может вызвать интерес к их выполнению, предлагая игры, в которых эти упражнения используются. В ФОГ можно практиковать упражнения в форме соревнований, типа «Кто самый находчивый!», «Кто точнее и быстрее!», в старших – спортивные игры.
Педагог должен серьезно готовиться к уроку: знать состав учащихся, их уровень физического развития, двигательной подготовленности, интеллектуальные особенности; проконсультироваться с классным руководителем, врачом школы. Только тогда можно надеяться, что задачи урока будут реализованы.
Готовясь к занятию, педагог должен учитывать результаты предыдущих уроков, отношение детей к занятиям, что дети не могли успешно выполнить и почему. Необходимо уделить серьезное внимание подбору физических упражнений и даже игр. Определить место построения детей в зале, свое место, перемещения, как и в какой последовательности, выполнять упражнения, ожидаемый результат.
Композиционно урок физической культуры состоит из 4 частей в отличие от уроков в классах общеобразовательной школы. Каждая из этих частей выполняет свои организационно-дидактические задачи и помогает учителю приучить учащихся самостоятельно готовиться к уроку, решать задачи обучения.
При планировании занятии педагог должен учитывать:
- где будет проводиться урок – в зале или на улице;
- в каком состоянии предполагаемое место занятий;
- обеспечение урока оборудованием, спортивным инвентарем;
- какое место в учебном расписании занимает данный урок, его тип;
- готовность детей к предложенным нагрузкам на уроке;
- интерес детей к занятиям на уроке.
Четкое распределение подобранных упражнений по частям, методическое выполнение их обеспечит спокойное проведение урока.
Вводная часть является организационной. Педагог приводит учащихся в зал, помогает приготовиться к уроку, приучает к командам, строит в указанном месте и направлении, чтобы при передвижении они не мешали друг другу, видели педагога, выполняли различные задания, а педагог мог оказать помощь. Детей можно строить по росту либо по уровню интеллектуального и физического развития.
Начиная с ФОГ, построение производится по команде педагога, с расчетом по порядку. Свое место педагог определяет лично. Он может идти рядом с детьми, впереди. При входе в зал занимает место впереди и указывает форму построения.
Место построения можно обозначить с указаниями его каждому ученику в виде кругов, квадратов, треугольников или других символов. В таком случае дети быстрее запоминают свое место и ученика, возле которого стоят.
Подготовительная часть имеет четыре функции. Суть первой из них состоит в подготовке организма учащихся к предстоящей двигательной нагрузке. Средствами подготовки служат комплексы упражнений обще развивающего характера: с гимнастическими палками, флажками, мячами, обручами, с элементами ходьбы, прыжков, приседаний и т. д. Содержание подготовительной части зависит от общих и частных задач урока.
Вторая функция подготовительной части урока заключается в том, что из предложенных упражнений педагог выбирает дватри, направленных на формирование двигательных умений и навыков.
Третья функция – использование подготовительных физических упражнений как средства формирования определенного двигательного качества.
Четвертая функция – включить в подготовительную часть упражнения, направленные на коррекцию основного и сопутствующих дефектов.
Таким образом, подготовительная часть урока, которая может длиться 10–15 минут, будет содержать 8–10 упражнений различного характера.
В третьей, основной части урока решаются образовательные, коррекционные и оздоровительные задачи. Средствами для их решения являются упражнения основной гимнастики и легкоатлетические упражнения, а также игры различного характера и направленности с элементами бега, прыжков, строя, метания, строевыми упражнениями.
В ФОГ на занятиях физкультуры закладываются основы движений, расширяются двигательные возможности, формируются простые двигательные умения и навыки. Задача учителя в основной части урока – подобрать упражнения, которые решали бы перечисленные задачи и удовлетворяли физиологические потребности учащихся. Необходимо соблюдать последовательность разучивания упражнений.
Заключительная часть выполняет две функции:
- подготовить учащихся к последующей деятельности, чтобы они могли спокойно приступить к занятиям на других уроках или во внеурочное время;
- подвести итог урока, оценить умения и навыки учащихся, их отношение к уроку, старания.
Первая функция обеспечивается снижением нагрузки на организм детей, для чего используются строевые упражнения; общеразвивающие с предметами и без предметов; игры имитационного характера на внимание, на развитие памяти, наблюдательности; упражнения на расслабление. Уход детей из зала должен быть строго организован. Заключительная часть урока длится 3–5 минут.
Структура урока может меняться в зависимости от задач урока, состава детей и учебного материала. При этом обучение детей физическим упражнениям должно сочетаться с индивидуальным подходом, не влияющим на фронтальное прохождение материала.Результативность опыта
Для проведения педагогического эксперимента педагогом были взяты учащиеся 12-17 лет. Всего 44 воспитанника.
В течение всего периода эксперимента велся контроль за состоянием здоровья детей и уровнем их физического развития. Для этого использовались методики: измерение антропометрических показателей; тестирование уровня физической подготовленности воспитанников; пульсометрия.
Сравнительный анализ результатов уровня физической подготовленности учащихся на начало и на конец эксперимента позволил сделать вывод об улучшении функциональных качеств учащихся экспериментальных групп - скоростных, силовых, скоростно-силовых и общей выносливости.
При диагностике развития двигательных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья использовалось тестирование
(Приложение №1).
Помимо положительной динамики роста физических и двигательных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья, следует отметить в числе положительных результатов эксперимента также увеличение спортивных достижений учащихся детского объединения «Адаптивная физкультура» за 2013-2016 года
2013 -2014 учебный год
Название мероприятий Кол-во участников Результат
Соревнования по баскетболу в спартакиаде учащихся школ села Краснохолм 12 Грамота за III место. Администрация с. Краснохолм
Соревнования по волейболу в спартакиаде учащихся школ села Краснохолм 8 Грамота за II место. Администрация с. Краснохолм
Соревнования по настольному теннису в спартакиаде учащихся школ села Краснохолм 4 Грамота за I место. Администрация с. Краснохолм
Соревнования по бегу на лыжах в спартакиаде учащихся школ села Краснохолм 4 Грамота за I место. Администрация с. Краснохолм
Соревнования по лыжным гонкам в зачет областной спартакиады среди детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья 4 Грамота за II,
III, II место.
Министерство образования Оренбургской области
Соревнования по мини-футболу на снегу в спартакиаде учащихся школ с. Краснохолм 8 Грамота за
II место. Администрация с. Краснохолм
Зимняя спартакиада жителей сельских населенных пунктов, входящих в состав территории города Оренбурга
3 Диплом II степени.
Комитет по физической культуре и спорту администрации города Оренбурга
Первенство по настольному теннису в личном зачете среди учащихся школ с. Краснохолм 12 Грамота за I, II, III место
Администрация
МАУДО «ЦВР»Подросток
Легкоатлетическая эстафета среди учащихся школ с. Краснохолм, посвященная Дню Победы. 10 Диплом II степени Администрация с. Краснохолм.
Соревнования по шашкам и стрельбе в спартакиаде учащихся школ с. Краснохолм 6 Грамота за III, III место. Администрация с. Краснохолм
2014-2015 уч.год
Соревнования по пионерболу в зачет областной спартакиады среди детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья 7 6 грамот за III место.
Министерство образования Оренбургской области.
Соревнования по легкой атлетике в спартакиаде учащихся школ с. Краснохолм 12 2 грамоты за I место, 2 грамоты за II место, 2 грамоты за III место
Соревнования по мини-футболу в спартакиаде учащихся школ с. Краснохолм 12 Грамота за I место.
Администрация с. Краснохолм
Соревнования по баскетболу в спартакиаде учащихся школ с. Краснохолм 10 Грамота за II место.
Администрация с. Краснохолм
Соревнования по настольному теннису в зачет областной спартакиады среди детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья 2 Грамота за III место.
Министерство образования Оренбургской области.
«Лыжня России» 19 Грамота за I, II, III место. Комитет по физической культуре и спорту администрации города Оренбурга.
Лыжный поход, посвященный выводу войск из Афганистана 22 Соревнования по лыжным гонкам, в зимней Спартакиаде жителей населенных пунктов г. Оренбурга. 3 3 Диплома за III место
Комитет по физической культуре и спорту администрации города Оренбурга.
Соревнования по настольному теннису в личном зачете среди учащихся школ с. Краснохолм 10 Грамота за I, II, III место.
Администрация с. Краснохолм
Легкоатлетическая эстафета, посвященная Дню Победы 10 Грамота за I, II место.
Администрация с. Краснохолм
Турнир по футболу среди школьников памяти Героя Советского Союза Б. И. Гребенникова 12 Грамота «Лучший защитник»
Администрация с. Краснохолм
Соревнования по настольному теннису, в летней Спартакиаде жителей населенных пунктов г. Оренбурга. 1 Диплома за III место
Комитет по физической культуре и спорту администрации города Оренбурга.
2015-2016 уч. год
Областные соревнования по теннису, футболу, стритболу среди детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья 6 Грамота за III место.
Министерство образования Оренбургской области.
Соревнования по лыжным гонкам и конькобежному спорту, в зимней Спартакиаде жителей населенных пунктов г. Оренбурга 3 Диплома за II, IIIместо
Комитет по физической культуре и спорту администрации города Оренбурга.
Соревнования по настольному теннису в личном зачете. 9 Грамота за I, II, III место.
Администрация
Соревнования по настольному теннису памяти Л. Н. Зилиста 3 Грамота за I, II, III место.
Администрация с. Краснохолм
Легкоатлетическая эстафета, посвященная Дню Победы 10 Грамота за II место.
Администрация с. Краснохолм
Список литературы
Азбука здоровья». Программа специальной (коррекционной) школы по лечебной физкультуре для детей с нарушением интеллекта. Санкт-Петербург. 1994г.
Беркутов Н.Л., Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие. - М.: СпортАкадемПресс, 2002.
Болонов Г.П. «Физическое воспитание в системе коррекционно – развивающего обучения. Программа закаливания, оздоровления, организаций игр, секций, досуга. –М. 2003г. 
Бортфельд, С.А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура при детском церебральном параличе. – М.: «Медицина», 2001. 
Вишман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. - М., 2001
Возрастная и педагогическая психология / Сост. М.О. Шуаре. - М., 2002. 
Гимнастика для самых маленьких. Методическое пособие для родителей. Нижний Новгород, 1991.
Голикова, Е.М. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями дошкольного и младшего школьного возраста: коллективная монография / под ред. О.И. Кирикова. Воронеж Изд-во ВГПУ, 2009.
Гончарова, М.Н., Гринина, А.В., Мирзоева, И.И. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата. - Л.: «Медицина», 2004.
Грехнев, В.С. Культура педагогического общения. - М., 2000.
Гросс, Н.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата. - М., 2000.
Дубровский, В.И. Детские церебральные параличи. – В кн.: Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
Евсеев С.П., Шапкова Л.В., Адаптивная физическая культура. М.: Советский спорт, 2000.
Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом..: Советский спорт, 1991.
Кесарев Е.Д., Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира.  Спб., 1997.
Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общ. ред. проф. Л.В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2002.
Левченко, И.Ю., Приходько, О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата./ Учебное пособие. М.: Издательство «ACADEMA»,2001.
Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. Проф. В.А.Епифанова. М.: Медицина, 2004. 
Литош Н.Л., Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие. - М.: СпортАкадемПресс, 2002.
Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2010.
Приложение 1
Определение физической подготовленности детей
детского объединения «Адаптивная физкультура»
(уровень усвоения программного материала)
Диагностику физической подготовленности детей с ограниченными возможностями здоровья целесообразно проводить по двум блокам:
развитие физических качеств;
сформированность двигательных навыков.
В первый блок (развитие физических качеств) следует включать тесты, которые не только хорошо зарекомендовали себя в практике физического воспитания детей, но и комплексно характеризуют развитие физических качеств. А именно: челночный бег 5 раз по 6 м, прыжок в длину с места, подъем в сед из положения, лежа за 30 сек.
Челночный бег. Испытуемые пробегают дистанцию 30 метров (5 отрезков по 6 метров), перенося поочередно с линии старта на линию финиша 3 кубика (ребро 7 см). Тестирование проводится парами. На линии старта устанавливается два набора кубиков (по три). На расстоянии 6 м от линии старта обозначается линия финиша. За линией финиша напротив каждого набора кубиков кладется по обручу. По команде «На старт!» двое тестируемых встают около своих кубиков, по команде «Внимание!» наклоняются к первому кубику, но не касаются его, по команде «Марш!» поочередно переносят кубики в свой обруч (кладут, а не бросают!). Положив последний (третий) кубик в обруч, дети встают, подняв руку вверх, обозначая окончание выполнения теста. Испытуемым предоставляется две попытки, учитывается время лучшей попытки в секундах.
Прыжок в длину с места. Ребенок встает у линии старта, касаясь ее носками, приседая, отводит руки назад и с махом руками вперед выполняет прыжок, приземляясь на две ноги. Учитывается расстояние от линии старта до места соприкосновения пяток с грунтом. Результат оценивается в сантиметрах по лучшему прыжку из трех попыток.
Подъем в сед из положения, лежа на спине. Ребенок садится намат, ноги согнуты в коленях под углом 90°, стопы находятся поднижней рейкой гимнастической стенки, руки на груди скрестно. Из исходного положения ребенок ложится на спину, коснувшись лопатками мата, поднимается в сед и, выпрямляя руки вперед, касается пальцами гимнастической стенки. По команде «Марш!» ребенок старается делать сгибание-разгибание тела как можно быстрее на протяжении 30 секунд. Подсчитывается число полных циклов (цикл считается завершенным, когда ребенок коснулся пальцами перекладины гимнастической стенки).
В данный блок не входят тесты на гибкость и выносливость, так как результаты их выполнения в значительной степени (более чем предложенные тесты) зависят от типа конституции ребенка.
Определяя уровень развития физических качеств, следует помнить, что у детей с ограниченными возможностями здоровья основные компоненты структуры физических качеств тесно взаимосвязаны между собой, поэтому оценить каждый из них в относительно «чистом» виде практически невозможно. В этой связи отдельные тесты лишь условно характеризуют проявление быстроты, гибкости, силы, ловкости и выносливости.
У «особых детей» интегрально проявляются способности к двигательной деятельности. Это позволяет в условиях образовательного учреждения оценивать их физическую подготовленность по результатам предложенных тестов.
Если у специалиста по физической культуре возникает необходимость проведения исследовательской работы, конкретно связанной с развитием физических качеств детей с ограниченными возможностями здоровья, то ему следует подобрать адекватные тесты на каждое из них, а при оценке полученных данных учитывать тип конституции ребенка и особенности прироста результатов при разном начальном уровне.
Второй блок - определение степени сформированности двигательных навыков.
В этот блок, на основании перечисленных выше положений, целесообразно включить следующие упражнения: прыжки через короткую скакалку на двух ногах, метание малого мяча в цель удобной рукой и отбивание мяча одной (удобной) рукой.
Прыжки через скакалку. Ребенку предлагается выполнить как можно больше прыжков на двух ногах через короткую скакалку за 30 секунд. Количество выполненных прыжков заносится в протокол.
Метание теннисного мяча в цель (удобной рукой). Метание в обруч диаметром 50 см, высота до центра цели - 1,5 м с расстояния 3 м. В протокол заносится число попаданий в обруч за 5 попыток.
Отбивание мяча. Ребенку предлагается отбивать мяч от пола удобной рукой на протяжении 30 секунд. Фиксируется количество ударов об пол. При потере мяча ребенок подбирает мяч и снова выполняет отбивание до истечения времени. Разрешается небольшое продвижение ребенком в сторону мяча. В протокол заносится общее количество ударов об пол за 30 секунд.
Данные упражнения позволяют быстро провести тестирование. Прыжки через скакалку - наиболее предпочтительное упражнение для девочек. Метание в цель - вид движений, более предпочтительный для мальчиков. Поэтому низкие результаты в одном виде могут компенсироваться высокими результатами в другом.
Для формирования навыка отбивания мяча от пола используются подготовительные и подводящие упражнения, которые осваиваются детьми ранее. Отбивание мяча является важным элементом игры в баскетбол. Эти упражнения любят выполнять как мальчики, так и девочки.
Одной из важных характеристик выбранных упражнений является то, что они демонстрируют уровень освоения движений, который соответствует возможностям детей и характеризует их физическую готовность. Кроме того, успех в формировании этих навыков в значительной степени зависит от профессиональной компетентности педагога, что позволяет оценить его деятельность.
Для оценки физической подготовленности детей с ограниченными возможностями здоровья используется 3-балльная шкала (от 0 до 2 баллов).
О баллов характеризует результаты, которые не достигают нижней границы соответствия данной группе. В 2 балла оцениваются результаты, превышающие верхнюю границу данной группы.
Баллы, набранные ребенком отдельно в первом блоке тестов, характеризующем развитие физических качеств, и втором блоке заданий, показывающем степень сформированности двигательных навыков, суммируются.
Сумма баллов первого блока определяет уровень развития физических качеств. Сумма баллов второго блока - степень сформированности двигательных навыков. По каждому блоку ребенок может набрать за три теста от 0 до 15 баллов.
Сумма баллов 0 говорит о том, что ребенок не соответствует данной группе, должен быть отнесен к «зоне риска», и о необходимости выявить причину, влияющую на его физическое развитие и подготовленность. Для выявления причины отставания в развитии ребенок должен пройти дополнительное тестирование у других специалистов (врачей, психологов и т.д.). Педагог должен учитывать эти знания при планировании индивидуального маршрута развития ребенка.
Если сумма баллов 3, то можно говорить о развитии ребенка в соответствии с данной группой. Это означает, что дети могут быть допущены к занятиям физическими упражнениями по программе.
Оценка темпа прироста показателей (ТПП) двигательных качеств позволяет определить эффективность влияния системы физического воспитания на организм ребенка.
Рассчитывается ТПП по формуле В.И.Усакова:
V2 – V1
W = ------------ х 100%
0,5 х (V1+V2)
Где W – темп прироста показателей, V1 – абсолютное значение показателей в начале учебного года, V2 - абсолютное значение показателей в конце учебного года.
Физическое воспитание является эффективным при значении прироста показателей не менее 10%.
Таблица
Распределение результатов тестирования по баллам
(мальчики)
тест 0 баллов 1 балл
2 балла 3 балла
4 баллов
Физические качества
Челночный бег 5 по 6 метров (сек) 18,4и> 14,9-16,5 11,4-13,0
Прыжок в длину с места (см) <86 104-119 136-151
Подъем туловища из положения лежа 30 сек (кол-во раз) <8 12-14 16-20
Двигательные качества
Прыжки через короткую скакалку 30 сек (кол-во раз) 0 6-10 17-22
Метание в вертикальную цель (кол-во раз из 5 попыток) 0 1
2 3
4
Отбивание мяча удобной рукой за 30 сек ((кол-во раз) 0 13-25 39-51
Распределение результатов тестирования по баллам (девочки)
тест 0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла 4 баллов
Физические качества
Челночный бег 5 по 6 метров (сек) 19,1 и> 17,1-19,0 12,9-14,9
Прыжок в длину с места (см) <88 102-114 127-139
Подъем туловища из положения лежа 30 сек (кол-во раз) <7 12-14 18-21
Двигательные качества
Прыжки через короткую скакалку 30 сек (кол-во раз) 0-1 10-17 26-33
Метание в вертикальную цель (кол-во раз из 5 попыток) 0 2 4
Отбивание мяча удобной рукой за 30 сек ((кол-во раз) 0 11-23 38-51
Прыжки в длину с места
Исходное положение - босиком на полужесткой опоре (ковре), ноги на ширине ступни.
Задание: Взмахом рук и толчком 2-х ног прыгнуть как можно дальше.
Оценивается: Длина прыжка от линии старта до пятки «ближайшей» ноги в сантиметрах.
Учитывается: Лучший результат двух попыток.
Прыжки в длину с разбега
Для прыжков характерен отрыв ног от почвы, наличие фазы полета. В прыжках с разбега различают 4 фазы движения.
Подготовительную (разбег);
Отталкивание;
Полет;
Приземление.
Метание вдаль
Метание вдаль при работе с детьми применяется главным образом при проведении занятий на свежем воздухе. Оно выполняется с места. Метание производиться одной рукой (правой и левой) от плеча и из-за головы, а также двумя руками.
Метание в цель
Метание в цель доступно, интересно и полезно детям. В качестве цели используют различные предметы: ящики, корзины, обручи, большие мячи, кегли, щиты, квадраты. Цель может быть вертикальной и горизонтальной. Способы метания зависят от характера цели, расстояния до нее, веса и величины метаемого предмета. Методика метания та же, что и методика метания вдаль.
Высокий уровень: Правильный замах руки, толчковая нога в упоре,
расположение тела скоординировано.
Средний уровень: Нет правильного размаха, путает толчковую ногу, сила удара слабая.
Низкий уровень: навыки метания практически отсутствуют.
Скорость
В качестве тестового упражнения предлагается бег на 30 метров. Длина беговой дорожки должна быть на 5 -7 метров больше, чем длина дистанции. Линия финиша наносится сбоку короткой чертой, а за ней, на расстоянии 5 -7 м., ставится хорошо видимая линия старта. В протокол заносится лучший результат из трех попыток.
Выносливость
Для изучения выносливости используется бег на расстояние. Он проводится в удобном для ребенка темпе. Ребенок должен бежать до тех пор, пока не откажется сам бежать дальше. Фиксируется время его пробегания. Желательно чтобы старт и финиш находились в одном месте. Предоставляется одна попытка.
Выносливость можно определить по результату непрерывного бега в равномерном темпе: на дистанцию 200 м. - для детей 7 лет; 300 м. –8 лет, 400 м. – для детей 9 лет. Тест считается выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию. Выносливость как оду из сторон физического развития оценивают по коэффициенту выносливости (КВ). Рассчитать его можно по частоте пульсового давления:
КВ = П х 100 / ПД
Где П – пульс, ПД – пульсовое давление.
По мере развития выносливости числовое значение КВ снижается.
Гибкость
Оценивается: И.П. – сед на полужесткой опоре, ноги врозь на ширине плеч, колени выпрямлены.
Взрослый прижимает колени ребенка к полу. Между стопами у ребенка находится кубик.
Задание: Наклониться и отодвинуть кубик как можно дальше.
Оценивается расстояние в сантиметрах от линии пяток до грани кубика, в которую ребенок упирается пальцами.
Учитывается: результат одной попытки.
Ловкость
Ловкость можно оценить по результатам бега на дистанцию 10 метров; она определяется как разница во времени, за которое ребенок пробегает эту дистанцию с поворотом (5 +5м) и по прямой. Ребенку следует давать две попытки с перерывом для отдыха между ними. Для повышения интереса и результативности действий задание лучше выполнять в условиях соревнования.
Приложение№2
Методы коррекции двигательных нарушений
Коррекция ходьбы
Нарушения в физическом развитии отражаются на устойчивости вертикальной позы, сохранении равновесия, походке, способности соизмерять и регулировать свои движения во время ходьбы. Нарушения в ходьбе индивидуальны и имеют разные формы выраженности, но типичными являются следующие: голова опущена вниз, шаркающая походка, стопы развернуты носком внутрь (или наружу), ноги слегка согнуты в тазобедренных суставах, движения рук и ног несогласованные, движения не ритмичны. У некоторых детей отмечаются боковые раскачивания туловища [3] (см. Таб.1).
Таблица 1
Физические упражнения для коррекции ходьбы
Упражнения Направленность
«Рельсы». Ходьба с перешагиванием линий, расположенных на разном расстоянии друг от друга. Дифференцировка расстояния, глазомер
«Не сбей».Ходьба по прямой с перешагиванием через кегли, набивные мячи, гимнастическую скамейку и т.п. Дифференцировка усилий, отмеривание расстояния
«Узкий мостик». I. Ходьба по полоске Развитие равновесия,
(узкой линии), приставляя носок к пятке впереди стоя шей ноги. 2. Ходьба боком, приставными шагами, ставя носок стопы на край линии. точности движения
«Длинные ноги». По команде «Длинные ноги идут по дороге!» ходьба на носках, высоко поднимая прямые ноги. По команде «Короткие ножки идут по дорожке!» ходьба в полуприседе. Быстрота переключения, дифференцировка понятий «длинный», «короткий»
«Хлоп». Ходьба с хлопками на каждый четвертый счет. Вслух произносится: «Раз, два, три.хлоп!» Первый раз хлопок над головой, второй — перед собой, третий — за спиной. Концентрация внимания, двигательная память, согласованность движений, усвоение ритма
«Лабиринт». 1. Ходьба со сменой направления между стойками, кеглями, набивными мячами. 2. То же вдвоем, держась за руки. Ориентировка в пространстве, согласованность действий
«Встали в круг». Ходьба по кругу, взявшись за руки, со сменой направления, собираясь в центр, расходясь в большой крут на вытянутые руки. Согласованность коллективных действий дифференцировка понятий «большой — маленький», «вправо - влево»
«Гусеница». Ходьба в колонне, положив правую (левую, обе) руку на плечо впереди идущего. Координация
и согласованность действий
«Коромысло». Ходьба с гимнастической палкой хватом двумя руками за плечами (на носках, на пятках), сохраняя правильную осанку. Координация движений рук, коррекция осанки, знакомство с новым словом
«Ходим в шляпе». Ходьба с мешочком песка на голове. Коррекция осанки
«Кошка».Ходьба скользящим шагом, крадучись, неслышно, как кошка, в такт, делая движения руками, сгибая и разгибая пальцы, выпуская «когти». Развитие мелкой моторики кисти, согласованность движений рук и ног, воображение.
Продолжение таблицы 1
«Солдаты». Ходьба на месте, высоко поднимая колени со сменой темпа: медленно — быстро. Чувство ритма, быстрота переключения на новый темп, сохранение осанки, дифференцировка понятий «быстро — медленно»
«Без страха». 1. Ходьба по гимнастической скамейке, бревну с остановками, поворотами, движениями рук (с помощью, со страховкой, самостоятельно). 2. Ходьба по наклонной доске (или скамейке), расправив плечи, руки в стороны. Преодоление чувства страха, равновесие, ориентировка в пространстве
«Ловкие руки».Ходьба с предметами в руках (мячи, шарики, флажки, ленточки) с заданиями: а) на каждый шаг руки вперед, в стороны, вверх; 6) круговые движения кистями; в) круговые движения в плечевых суставах; г) передача предмета из правой руки в левую впереди себя, из левой в правую — за спиной. Согласованность движений рук и ног, симметричность и амплитуда движений, развитие мелкой моторики кисти
«Каракатица». Ходьба спиной вперед. Координация движений, ориентировка в пространстве
«Светло — темно». 1. Ходьба с закрытыми и открытыми глазами — 5 шагов с открытыми глазами, 5 шагов с закрытыми глазами (считать вслух). 2. Открывать глаза по команде «Светло!», закрывать — по команде Темно!». 3. Ходьба с закрытыми глазами к источнику звука (колокольчик, свисток). Ориентировка в пространстве без зрительного контроля; дифференцировка понятий «светло - темно»; ритмичность движений Ориентировка в пространстве по слуху.
«Мишки». 1. Ходьба на носках, на нитках, на наружной стороне стопы, поджав пальцы; перекатом с пятки на носок. Ходьба по массажной дорожке, босиком. Ходьба босиком по траве, песку, гравию. Профилактика плоскостопия, сохранение правильной осанки
«Хон». Ходьба с остановками по сигналу. Но сигналу «Хоп!» остановка, по сигналу «Хоп-хоп!» - поворот кругом. Внимание, быстрота реакции на сигнал, сохранение устойчивой позы
«Волны». Ходьба с регулированием темпа громкостью команд (или музыки). При команде шепотом или тихой Концентрация внимания, дифференциация громкости звука и сопоставление
движение рук изображает волны; при средней громкости — быстрая ходьба с сильными «волнами»; при громкой — переход на бег. плавность, выразительность движений, воображение
«Та-та-та». Ходьба с притопыванием в заданном ритме и соответствующем проговариванием звуков «та-та-та». Усвоение заданного ритма движений
«Хромой заяц». Ходьба одной ногой по гимнастической скамейке, другой - по полу. Координация и согласованность движений ног и туловища
«По канату». 1. Ходьба вдоль по канату, руки в стороны. 2. Ходьба по канату боком приставными шагами, руки в стороны. Развитие равновесия, профилактика плоскостопия, сохранение правильной осанки
Продолжение таблицы 1
«Козлики». В парах — ходьба по гимнастической скамейке навстречу друг другу, руки за голову. При встрече разойтись, удержавшись на скамейке и сохраним правильную осанку. Сохранение динамического равновесия, удержание вертикальной позы на ограниченной опоре
Коррекция бега
Дети с нарушением интеллекта при беге выполняют ошибки, которые проявляются в порывистости, внезапной остановке,напряжение, несогласованность движений и их малая амплитуда в руках и ногах, передвижение на прямых или полусогнутых ногах (см. Таб. 2).
Таблица 2
Физические упражнения для коррекции бега
Упражнения Направленность
Ходьба, ускоренная с переходом на бег, переход с бега на ходьбу Ускорение темпа и ритма движений, развитие выносливости
Бег на месте с высоким подниманием бедра со сменой темпа (от минимального до максимально возможного) Стимуляция дыхательной и сердечно-сосудистой систем, усвоение темпа движений, дифференцирование усилий, координация движений рук и ног
«Бег» только руками, стоя на месте, с постепенным увеличением и снижением темпа Коррекция техники движений рук, усвоение темпа, активизация и ритм дыхания
Бег «змейкой», не задевая предметов; то же — вдвоем, держась за руки Ориентировка в пространстве, равновесие, согласованность движений
Бег по прямой по узкому (30-35 см) коридору (обозначенному мелом, натянутыми резинками и т.п.) Прямолинейность движений, ориентировка в пространстве, стимуляция дыхательной и сердечно-сосудистой систем
Бег с подскоками Ритм движений, соразмерность усилий
Бег с максимальной скоростью на 10, 20, 30 м наперегонки Развитие скоростных качеств, стимуляция дыхательной и сердечно-сосудистой систем
Бег с подпрыгиванием и доставанием предметов (отметка на стене, подвешенный шарик) Координация движений, соразмерность усилий, скоростно-силовые качества
Бег по ориентирам (линиям, обозначенные мелом, скакалками) Дифференцировка усилий и длины шага
«Пони». Бег н различном темпе: медленно, быстро, рысью, галопом, как маленькая лошадка Дифференцировка временных характеристик движений, регулирование ритма дыхания, воображение
Продолжение таблицы 2
Бег медленный в чередовании с ходьбой (5—10 мин) н условиях пересеченной местности (в парке, в лесу) вместе с родителями Развитие выносливости, укрепление дыхания и сердечно-сосудистой системы, укрепление стопы
«Челночный бег». Бег с максимальной скоростью, остановками, с переноской предметов (кубиков, мячей) Ориентировка в пространстве, мелкая моторика, соразмерность усилий, скоростные качества, ловкость, устойчивость вестибулярного аппарата
Бег по кругу с остановкой (свисток, хлопок) и выполнение заданий: принять красивую осанку, позу «аиста» (стойка на одной ноге, другая согнута в колене), позу «ласточки» (стойка на одной ноге, другая назад, руки в стороны). Держать 5 с. Быстрота двигательной реакции, быстрота переключения, координация движений, устойчивость вестибулярного аппарата
Бег за обручем Мелкая моторика кисти, согласованность движений, дифференцировка усилий
Бег с грузом в руках (большой мяч, 2 мяча, 4 кегли) Координация движений, приспособление к изменившимся условиям, согласованность действий
По сигналу добежать до мяча, лежащего в 10 м от линии старта, взять его и, вернувшись бегом назад, положить мяч на линию старта Быстрота реакции, ловкость, ориентировка в пространстве, частота и точность движений во времени, устойчивость вестибулярного аппарата
Коррекция прыжков
При прыжках отмечаются нарушения в прыжках с места, в прыжках в длину и высоту. Упражнения, способствующие коррекции прыжков направлены на устранение ошибок, которые выполняет ребенок: отталкивание одной ногой, несогласованность движений рук и ног при отталкивании и в полете, слабое финальное усилие, неумение приземляться,отталкивание прямой ногой, слабый толчок, так же ребенку трудно осмыслить и выполнить одновременно две двигательные задачи: движение ног и взмах руками (см. Таб. 3).
Таблица 3
Физические упражнения для коррекции прыжков
Упражнения Направленность
Подскоки на двух ногах с продвижением вперед, с поворотами направо, налево на 90° Координация и ритм движений, укрепление стопы, ориентировка в пространстве
Прыжки поочередно на каждой ноге на отрезке 10—15 м Согласованность движений, развитие силы разгибателей ног
Продолжение таблицы 3
Прыжки через скакалку — на двух, на одной ноге, поочередно, на месте и с продвижением вперед и назад Согласованность движений, развитие силы разгибателей ног
Прыжки через скакалку — на двух, на одной ноге, поочередно, на месте и с продвижением вперед и назад Согласованность и ритмичность движений, дифференцировка усилий, укрепление стопы, развитие выносливости
Прыжки «лягушка» с взмахом рук (5—6 прыжков подряд) Координация движений рук, дифференцировка усилий, симметричность движений
Прыжок с места вперед-вверх через натянутую веревку на высоту 10, 20, 30 см с взмахом рук Дифференцировка направления усилий, согласованность движений рук и ног, скоростно-силовые качества
Прыжки на двух ногах через набивные мячи из полу приседа со взмахом рук Дифференцировка расстояния и усилий, согласованность движений рук и ног, развитие силы разгибателей ног
Выпрыгивание вверх из глубокого приседа Согласованность движений, развитие силы разгибателей ног
Прыжки с зажатым между стопами мячом Координация движений, точность кинестетических ощущений
Прыжок в глубину из приседа (спрыгивание) на поролоновые маты с высоты 40—50 см, с последующим подпрыгиваем вверх Преодоление страха, пружинящие свойства стопы, координация движений, скоростно-силовые качества
Прыжок вверх с доставанием подвешенного предмета (мяч, воздушный шарик) Соразмерность расстояния и усилий, координация и точность движений, скоростно-силовые качества
Прыжки на месте с хлопками спереди, сзади, над головой на каждый второй прыжок Координация движений рук и ног, ритмичность движений
Прыжок на гимнастическую скамейку, прыжок с гимнастической скамейки, прыжок через гимнастическую скамейку Дифференцировка понятий с предлогами «на», «с», «через»
Прыжки через обруч:
а)перешагиванием;
б)на двух ногах с между скоками;
в)на двух ногах Укрепление свода стопы, ритмичность и соразмерность усилий, координация движений рук и ног
Прыжки на месте на двух ногах с закрытыми глазами, на каждый 4-й счет — поворот на 90° Укрепление свода стопы, способность воспроизводить заданный ритм движений без зрительного контроля
Коррекция лазанья и пере лазания
Упражнения направлены на развитие силы, ловкости, координации движений, укреплению свода стопы, формированию осанки, умению управлять своим телом. Для преодоления препятствий используется спортивный инвентарь и снаряды – гимнастическая лестница, скамейка, канат, модуль, поролоновые кубы, мягкое бревно, деревянная и веревочная лестницы (см. Таб. 4).
Таблица 4
Физические упражнения для коррекции лазанья и пере лазанья
Упражнения Направленность
Проползание мод керенкой, под бренном, под скамейкой Координации движений, соразмерность усилий
Перелазание через рейку лестницы- стремянки Ловкость, координации движений, точность перемещения, ориентировки и пространстве
Лазанье по гимнастической скамейке на коленях, на четвереньках вперед и назад к краю скамейки Согласованность движений рук и ног, дифференцировка усилий, быстрота перемещения
Перелезание через гимнастическую скамейку, поролоновые кубы, мягкое бревно и др. Ориентировка в пространстве, координация всех звеньев тела
Перелезание через наклонную скамейку, установленную под углом 10* Координация, приспособительная реакция на изменившиеся условия
Лазанье по наклонной скамейке произвольным способом вверх и под уклон Согласованность движений, ориентировка в пространстве, дифференцировка усилий
Лазанье по гимнастической стенке приставными шагами, по одной рейке, начиная с нижней, постепенно поднимаясь выше и выше (вниз не смотреть) Преодоление страха высоты, профилактика плоскостопия, ориентировка в пространстве, согласованность и последовательность движений рук и ног
«Корабль». Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз, наступая на каждую рейку поочередно двумя ногами Преодоление страха высоты, координация и согласованность движений рук и ног, профилактика плоскостопия, воображение
«Ура». Подняться по гимнастической стенке вверх, вставая на каждую ступеньку, снять ленточку, подвешенную на верхней рейке, пройти приставными шагами на соседнюю стенку и спуститься вниз тем же способом Преодоление боязни высоты, пространственная ориентировка, двигательная память, профилактика нарушений осанки и плоскостопия
«Черепаха». Лазанье по гимнастической скамейке, лежа на животе и подтягиваясь на руках Координация движений, развитие мышечной силы рук и плечевого пояса
Лазанье по гимнастической скамейке произвольным способом с последующим перелезанием через поролоновые кубы (плинт, горку матов) Координация движений, быстрота переключения, согласованность движений, ориентировки в пространстве
«Верблюд». Ползание и лазанье по гимнастической скамейке с грузом н.1 спине (кубик, резиновое кольцо) Равновесие, согласованность движений
«На мачту». Лазанье вверх и вниз по веревочной лестнице Ориентировка в пространстве, смелость, координация, дифференцировка пространства, профилактика плоскостопия
Коррекция метания
Нарушение движений в метании: напряженность, скованность туловища, торопливость, неправильный замах, метание производится на прямых ногах или прямыми руками, несвоевременный выпуск снаряда, слабость финального усилия, дискоординация движений рук, ног и туловища.Прежде чем приступить к обучению метанию, необходимо освоение детьми разнообразных предметных действий, которое обычно начинают с больших мячей, потому что их удобнее держать в руках, а затем переходят к малым (см. Таб. 5).
Таблица 5
Подготовительные упражнения для метания
Упражнения Направленность
с большими мячами
а)Перекатывание мяча партнеру напротив в положении сидя.
б)Перекатывание мяча партнеру через ворота из набивных мячей, коридор из гимнастических палок, между двух параллельно расположенных в длину скакалок из положения сиди, присев, стоя.
п) Катание мяча вдоль гимнастической скамейки Дифференцировка усилия и расстояния. Глазомер, координация и точность движения, дифференцировка усилия и направления движения.
Точность направления и усилии
а)Подбрасывание мяча нал собой и ловли двумя руками.
б)Подбрасывание мяча нал собой и ловля после того, как он ударился об пол Координация движений рук, точность направлении и усилия.
Быстрота переключении зрении
а)Бросок мяча в стену и ловля его.
б)То же, но ловля после отскока от пола.
в) То же , но ловля после хлопка в ладони.
г) То же, но ловля после вращения кругом, приседания Координация движений рук. Зрительная дифференцировка направления движения, ручная ловкость, ориентировка в пространстве, равновесие, распределение внимания.
а) Перебрасывание мяча двумя руками снизу из-за головы партнеру и ловля двумя руками (с постепенным увеличением расстояния и высоты полета)
б) То же, но ловля после отскока от пола.
в) То же, но после дополнительных движений: хлопок, 2 хлопка, вращение кругом, приседание и др. Пространственная ориентировка, дифференцировка усилий, направления, расстояния, времени, быстрота переключения внимания.
а) вращение мяча на месте правой, левой рукой.
б) То же в ходьбе Дифференцировка усилия и направления движения, координация движений рук, концентрация внимания и зрительный контроль
Продолжение таблицы 5
с набивными мячами 1-2 кг
Поднять мяч вверх, вперед, вправо, влево Дифференцировка усилий, развитие силы рук, плечевого пояса, укрепление «мышечного корсета»
а) Ходьба с мячом в руках, удержания его на груди 30 сек.
б) Ходьба с мячом в руках, удерживая его за головой 30 сек. Удержание вертикального положения при дополнительной нагрузке, статическая сила рук и плечевого пояса.
а) Наклоны туловища вперед, вправо, влево с удержанием мяча на груди.
б) Тоже, с удержанием мяча за головой Координация крупной моторики, устойчивость к вестибулярной нагрузке, укрепление «мышечного корсета»
Лежащий с лева (справа) мяч поднять вверх, подняться на носки, зафиксировать положение 5 сек., опустить на пол слева (справа). Способность воспроизводить направление и амплитуду движения. Сила мышц плечевого пояса, удержание правильной осанки.
Приседание с удержанием мяча на вытянутых руках перед собой, нал головой, сохраняя осанку Способность координировать положение тела и его звеньев (рук с мячом) в пространстве, сила мышц рук и плечевого пояса, удержание заданной позы