Эффективное взаимодействие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) специальных коррекционных школ со сверстниками и взрослыми. Все взрослые хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими


Эффективное взаимодействие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) специальных коррекционных школ со сверстниками и взрослыми.
Все взрослые хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. У младших школьников специальной коррекционной школы часто это не получается, и задача психолога помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Сложность общения – это дар или то, чему можно научиться? Психологи определяют коммуникативные способности, как индивидуальные психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми, Способность к общению включает в себя:
Желание вступать в контакт с окружающими «Я хочу!»;
Умение организовать общение «Я умею!», включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими - «Я знаю!»
Обучающиеся начальной школы 7-11 лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками – участниками совместных игр, соотносят действия с общественными нормами поведения. Всему этому ребенок научается в семье, при общении с педагогами в школе. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – показатель отклонений психического развития. Конечно, количество социальных контактов ребенка зависит от темперамента, но большинство обучающихся пытаются установить дружеские контакты со сверстниками. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, не может быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым, (если ему не выставлен диагноз расстройство аутистического спектра). Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь обучающемуся наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом.
Обучающиеся, которые в силу своих личностных особенностей, таких, как - конфликтность, агрессивность, повышенная эмоциональность, замкнутость, застенчивость, нарушение самооценки и некоторых других качеств, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. Эти личностные особенности часто встречаются у учеников специальной коррекционной школы.
Центральную часть занятий с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) занимает блок «Я и мои эмоции». Имеется широкий диапазон научных точек зрения на природу и значение чувств (эмоций). Мы же будем опираться на теорию эмоций К.Э. Изарда, согласно которой, чувства рассматриваются, как основная система мотиваций. Изардом выделяются 10 базовых эмоций, каждая из которых ведет к различным внутренним переживаниям и различным внешним выражениям этих переживаний. Мы полагаем, что знакомство учащихся 8-11 лет с эмоциями должно состоятся с 5 основными чувствами – радость, обида, гнев, страх, стыд.
В силу личностных особенностей и медицинского диагноза обучающихся специальной коррекционной школы большое внимание на психокоррекционных занятиях уделяется коррекции познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферам.
Исходя из этого необходимо:
Развивать у детей умения распознавать основные эмоции.
Помогать школьникам развивать навыки конструктивного общения со сверстниками.
Знакомить обучающихся с приемами позволяющими повысить эффективность когнитивных процессов.
Обучать социально приемлемым формам поведения.
Умения и навыки полученные на психологических занятиях помогают ученикам преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других, снимать психологическое напряжение.
Нарушения выразительности моторики заслуживает пристального внимания потому, что неумения правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми. Особенно в этом случае страдают дети с неврозами, органическими заболеваниями головного мозга и другими нервно-психическими заболеваниями. Таким образом становится очевидна необходимость психолого-педагогического сопровождения коррекционных занятий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость).