ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ
Кейс-метод как форма обучения – это не изобретение нашего времени, он возник еще в начале прошлого века на базе школы бизнеса Гарвардского университета. Суть метода состоит в том, что обучающиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения. Соответственно от обучающегося требуется или определить проблему и пути ее решения, или выработать варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
В России кейс - технологии называют еще методом анализа конкретных ситуаций, ситуационными задачами. В последние годы кейс технологии нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, экономике, политологии, в школах бизнеса.
Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяют всем обучающимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно.
Процесс обучения с использованием кейс–метода позволяет формировать метапредметные компетенции обучающихся, индивидуализировать учебный процесс. Использование кейс–метода позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально – волевые качества и формирует познавательную мотивацию.
Кейс - технологии – один из механизмов, позволяющих максимально задействовать коммуникативные и творческие способности учеников. Они могут быть успешно построены как на материале художественной, так и публицистической литературы. В целом же художественные произведения русской литературы полностью подходят для изучения их с помощью кейс - технологий, так как их идейным содержанием является не внешняя составляющая, а глубокий внутренний мир героев, их искания, морально-этическая подоплека поступков. Все это – сфера жизни человека, не поддающаяся однозначной оценке, то есть подразумевается различная трактовка одного и того же характера или поступка, есть противоречия, проблемность. Это и дает базу для создания кейса.Цели кейс–метода заключаются в:
активизации познавательной деятельности обучающихся, что, в свою очередь, повышает эффективность обучения;
повышении мотивации к учебному процессу;
отработке умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;
умении делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;
приобретении навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения;
выработке навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки.
Структура и содержание кейса:
предъявление темы урока, проблемы, вопросов, задания;
подробное описание спорных ситуаций;
сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;
учебно-методическое обеспечение: наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал; литература основная и дополнительная;
режим работы с кейсом;
критерии оценки работы по этапам.
Кейс-методы можно классифицировать в зависимости от того, какой именно творческой работы они требуют. В частности, выделяются методы инцидента, разбора деловой корреспонденции и ситуационного анализа.
Самым распространенным на сегодняшний день является метод ситуационного анализа, позволяющий глубоко и детально исследовать проблему. Обучающемуся предлагается текст с подробным описанием возникшей ситуации и ставится задача, требующая решения. Могут быть также предложены для анализа уже реализованные модели. В этом случае главная задача - определить путем анализа их целесообразность.
Естественно, при использовании каждого из перечисленных методов обучающиеся получают также пакет вопросов, на которые им необходимо найти ответы для понимания сути проблемы. Кроме того, кейс-технологии предполагают как индивидуальную работу над пакетом заданий, так и коллективную, что развивает умение воспринимать мнение других людей и умение работать в команде. Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения, кинофильмы, кейсы могут затрагивать собственный жизненный опыт обучающихся и многое другое.
Таким образом, акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Обучающиеся получают возможность соотносить теорию с реальной жизнью, проводить глубокий сопоставительный анализ произведений и явлений жизни, в которой будущим выпускникам школ пригодится умение делать выводы, отстаивать свою позицию.
По типу и направленности кейсы можно подразделить на тренировочные, обучающие, аналитические, исследовательские, систематизирующие и прогностические.
Наблюдение за решением каждого кейса дает преподавателю возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, креативно. Если работа ведется в группе, то способен ли обучающийся подхватить чужую мысль и развить ее.Различаются кейсы также и по объему. Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для работы в группе в течение нескольких дней. Сжатые кейсы (3-5 страниц) – для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию. Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к тому, о чем говорится на занятии.
Решение кейсов одинаково эффективно в групповой работе, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, сочинения-миниатюры, устного выступления и так далее.При умелом использовании такого рода деятельности на уроках происходит самопроизвольный переход обучающихся от внешней мотивации обучения к внутренней регуляции самообучения. Таким образом, появляется возможность максимально индивидуализировать процесс обучения.
Задания не должны носить примитивный характер и причисляться к кейс методам по формальным признакам. Каждый кейс – это серьезная методическая разработка, которая должна учитывать возрастные особенности и творческие способности обучающихся. Управляемость процесса обучения состоит в том, что право подбора информации (при допустимости участия обучающихся на стадии подготовки кейса) принадлежит учителю. Он может прогнозировать ход обсуждения, а также варианты предлагаемых решений. оригинальные нестандартные решения. Кейс - технологии сегодня противопоставляются таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач. Данный метод способствует развитию умений учеников самостоятельно принимать решения; кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к ним.
И все же, думается, не следует считать кейсы универсальным методом. Для школьной программы подобного рода методы – лишь дополнение к базовым знаниям, которые приобретаются традиционным путем. Никакая аналитическая работа не может быть интуитивной, никакие серьезные выводы не сделать, если нет глубоких знаний предмета.
Кейс-метода на уроках литературы как средство формирования ключевых образовательных компетенция
Знание только тогда знание, когда оно приобретено
усилиями своей мысли, а не одной памятью.
Л.Н. Толстой
А.Эйнштейн когда-то сказал: «Где это только возможно, обучение должно стать переживанием». Высказывание перекликается с требованием образовательного стандарта, включающим умение применять приобретенные знания инавыки для решения различных типичных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением человеком типичных социальных ролей (член семьи, работник, собственник, потребитель и т.д.). Такие умения можно развивать, используя кейс-метод - обучение действием, возникший в начале 20 века на базе школы бизнеса Гарвардского университета.
Происхождение термина: по одной версии – от английского case (портфель, небольшой чемодан), по другой – от латинского casus (сложный, запутанный случай). В 20-е годы его называли методом казусов.
Суть метода: учащиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения. Соответственно требуется разобраться: выявить проблему, обнаружить пути решения, выработать варианты выхода из положения.
Отличие кейсов от обычных образовательных задач: задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению; кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему.
Акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Учащиеся получают возможность соотносить теорию с реальной жизнью, в которой будущим выпускникам школ пригодится умение делать выводы, отстаивать свою позицию.
Разновидности кейсов по степени сложности:
Первая степень: предполагает наличие практической ситуации  и ее решение. Учащимся предлагается определить, подходит ли решение для данной ситуации и возможно ли иное решение.
Вторая степень: существует некая практическая ситуация – необходимо найти ее решение.
Третья степень: наличествует практическая ситуация – необходимо определить проблему и найти пути ее решения.
Основа кейса – это грамотно подобранная проблемная ситуация (детям должно быть интересно), логически выстроенная система заданий (для лучшего результата указываем даже самые мелкие шаги), мотивированная презентация результата.
Ключевые вопросы при разборе ситуации:
·                Что было сделано?
·                Какие поступки героев вы считаете правильными, а какие нет? Почему?
·                Что бы вы сделали в этой ситуации? Почему?
·                Что можно исправить, а чего нельзя? Почему?
·                В чем состоит проблема?
·                Как вы можете решить эту проблему? Почему?
Руководство по написанию кейса.
Кейс должен отвечать следующим условиям:
·                наличие реально существующей группы людей, организации, на основе которой разработана ситуация;
·                определенная хронология событий, временные рамки,
·                наличие реальной проблемы, конфликта,
·                ситуация должна быть представлена в «событийном» стиле, где отражены не только события, но и персонажи,  их действия,поступки;
·                действие, разворачивающееся в кейсе, должно содержать интригу.
Организация обучения на основе метода конкретных ситуаций.1.Подготовительный этап (до начала занятий).Цель этапа: конкретизировать цели и разработать конкретную ситуацию и ход занятия.2. Ознакомительный этап (во время занятия)Цель этапа: вовлечение в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.3. Аналитический этап (начало обсуждения кейса).Цель этапа: проанализировать кейс в группе и выработать решение.4. Итоговый этап (презентация групповых решений).Цель: представить и обосновать решение/выводы группы по кейсу
Цели, достигаемые при использовании кейс-технологии:
•                  развитие аналитического, творческого, критического, ориентированного на применение и решение проблем мышления;
•                  практика поиска и выработки альтернативных решений,осознание многозначности практических (возникающих вреальной профессиональной деятельности) проблем и жизненных ситуаций;
•                  способность и готовность к оценке и принятию решения;
•                  гарантия более качественного усвоения знаний за счет ихуглубления и обнаружения пробелов знаний;
•                  развитие социальных компетенций при работе в группе (включая учебу у других и с другими).
В результате кейс-технология позволяет активизировать теоретические знания и практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения и аргументировано высказать свою, позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни. При использовании такого рода деятельности как решение кейсов происходит самопроизвольный переход учащихся от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно-волевой регуляции самообучения, формируются ключевые образовательные компетенции и новый тип мышления, отвечающий запросам времени.
Кейс-метод на уроках литературы
             Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место в образовании занимает обучение кейс–методом. Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы, как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяет всем учащимся  полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно.
Методика преподавания литературы по кейс–методу.
Средством для достижения поставленных целей преподавания литературы является кейс, как пакет документов для работы учащихся.
Структура и содержание кейса:
- предъявление темы урока, проблемы, вопросов, задания;
- подробное описание спорных ситуаций;
- сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;
- учебно–методическое обеспечение:
- наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал;
- литература основная и дополнительная;
- режим работы с кейсом;
- критерии оценки работы по этапам.
Методика каждого этапа.
1. Подготовка учителем и учащимися:
На этом этапе учитель проводит логический отбор учебного материала, формулирует проблемы. При отборе материала учитывает, что: учебный материал большого объема запоминается с трудом; учебный материал, компактно расположенный в определенной системе, облегчает восприятие; выделение в обучаемом материале смысловых опорных пунктов способствует эффективности его запоминания.
2. Индивидуальная самостоятельная работа учащихся с кейсом:
Учащиеся  на данном этапе работают с учебно–методическим обеспечением, дополнительной литературой, анализируют предложенные ситуации. При всей простоте названного этапа требуется большое искусство учителя, чтобы стимулировать интерес учащихся к самостоятельной работе, активизировать их учебную деятельность. В процессе самостоятельной работы к учащимся применяем самые различные методы и приемы обучения, в том числе и традиционные.
3. Проверка усвоения изученного материала. Так как учащиеся самостоятельно по кейсу изучают новый материал, часто возникает потребность в проверке его усвоения. Методы проверки могут быть традиционными (устный фронтальный опрос, взаимопроверка, ответ по карточкам и т.д.) и нетрадиционными (тестирование, рейтинг и т.д.)
4. Работа в микрогруппах занимает центральное место в кейс – методе, так как это самый хороший метод изучения и обмена опытом. После того, как учащиеся разделены на малые группы для работы, они начинают самостоятельную работу.
Принципы организации самостоятельной совместной работы учащихся в малых группах:
Принцип сотрудничества: ( совокупность совместной и индивидуальной деятельности; самостоятельная работа дома как опережающее обучение и работа непосредственно на занятии).
Принцип коллективизма: ( работа каждого адресована не учителю, а всем учащимся).
Принцип ролевого участия: (добровольность при выборе ролей; удовольствие от сыгранной роли; тактичность в смене ролей).
Принцип ответственности: (отвечает материал урока ученик не учителю, а одноклассникам; контроль гласный; обучаем учащихся методам самоконтроля и самооценки).
 
      Для эффективной работы малыми группами соблюдаются правила:
– общность проблемы для всех;
 – общность требований (для этого, особенно на первых порах, создаем группы примерно равных возможностей);
 – количество человек в группе – не более 5–ти (для эффективной работы каждого);
 – выделение лидера (формального или неформального);
 – создание контролирующей группы (например, экспертов);
 – гласность работы во всех группах и коллективное обсуждение;
 – учет возможностей группы при постановке проблемы (задачи должны быть посильными).
       Выполнение этих правил дает возможность организовать развивающий учебный процесс, так как в решении творческой задачи учащиеся сначала ведут мысленный перебор известных им способов решения и, не найдя его в арсенале своего прежнего опыта, конструируют новый способ.
5. Особое внимание при работе в малых группах обращаем на дискуссию, в ходе которой осуществляется представление вариантов решения каждой ситуации, ответы на возникающие вопросы, оппонирование.
Критерии оценок работы по этапам занятия:
-грамотное решение проблемы;   
-новизна и неординарность решения проблемы;
-краткость и четкость изложения теоретической части;
-качество оформления решения проблемы;    
-этика ведения дискуссии;   
-активность работы всех членов микрогруппы.     
 
 
 
Пример кейса по рассказу «Цифры» И.А. Бунина, 7 класс
Тема урока: Воспитание детей в семье. Герои рассказа «Цифры»: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
Проблема: Возможно ли было избежать конфликта?
Вопросы:
-В чём причина конфликта?
- Кто виновен в возникновении конфликта?
- Как ведут себя участники конфликта?
 
  Кеннет Томас выделил пять основных стратегий поведения в конфликте:
 
 · Конкуренция, соперничество («акула») — стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
· Сотрудничество («сова») — выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон.
 · Компромисс («лиса») — выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет.
· Избегание, уклонение («черепашка») — уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей.
 · Приспособление («медвежонок») — принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.
 Проблемная задача:
Как вы думаете, какой стиль разрешения конфликта в рассказе «Цифры»? Какой стиль следовало бы выбрать?
 Представление результата:
Каждая группа детей разыгрывает свои вариант развития событий. Таким образом, определяется наиболее верная поведенческая модель.