Опыт организации профессионально-ориентационной работы с детьми, имеющими ограниченные возможностями здоровья в системе «школа-колледж» на примере Новоуральского технологического колледжа


Л.В. Чагина,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
ГАПОУ СО «Новоуральский технологический колледж»,
г. Новоуральск
Опыт организации профессионально-ориентационной работы с детьми, имеющими ограниченные возможностями здоровья в системе «школа-колледж» на примере Новоуральского технологического колледжа
Получение детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной деятельности.
В связи с этим в последнее время особое внимание уделяется вопросу профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Новоуральский технологический колледж осуществляет профессиональное обучение лиц с ОВЗ в режиме инклюзии с 2012 года. В общей структуре контингента обучающихся колледжа, дети с ограниченными возможностями здоровья составляют в среднем 2-3%. В основном, это дети с задержкой психического развития, умственной отсталостью, а также различными соматическими заболеваниями. Профессиональное обучение данной категории детей сопряжено с целым рядом трудностей, которые испытывают на себе все субъекты образовательного процесса, и в первую очередь сами обучающиеся.
Первокурсники, попадая в новые для них социально-образовательные условия, в большинстве случаев чувствуют себя некомфортно, напряженно, сохраняют долгое время дистанцию в общении с сокурсниками, присутствует тревожность, связанная с попаданием в незнакомую среду. Наблюдаются кризисы взаимоотношений, чему способствуют сложившиеся отрицательные представления о детях с особенностями развития. Замкнутость и недостаточная социальная активность таких учащихся, усиливают их изолированность.
В результате возникает проблема сохранности данного контингента и их «успешности» на выпуске. Причины различны, но одна их них – это отсутствие преемственности между образовательными учреждениями в системе школа – колледж и как следствие, трудности процесса адаптации в профессиональном образовательном учреждении.
Становится очевидным, что необходима активная профориентационная работа, направленная на облегчение процесса адаптации детей с ОВЗ в профессиональном образовательном учреждении.
В основу организации целенаправленной профориентационной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, поступающими в Новоуральский технологический колледж, легли планы совместной деятельности двух коррекционных общеобразовательных учреждений для детей с ОВЗ Новоуральского городского округа (НГО) и Новоуральского технологического колледжа по организации преемственности в трудовом обучении детей с ОВЗ.
Формы и методы профессионально-ориентационной работы с детьми, имеющими «особые образовательные потребности», достаточно многообразны:
профессионально – ориентационные беседы;
занятия в кружках, мастерских;
экскурсии в колледж;
участие в «днях открытых дверей»;
совместное участие в конкурсах, выставках, ярмарках изделий;
участие школьников в профессиональных мастер-классах и профессиональных пробах по реализуемым в колледже профессиям;
взаимное посещение учебных занятий педагогами образовательных учреждений;
участие в научно-практических семинарах, конференциях, обмен опытом, повышение квалификации педагогических работников;
проведение родительских собраний;
консультационная деятельность.
Наибольший эффект при проведении профориентационной работы дают игровые технологии. Профориентация для обучающихся коррекционных школ Новоуральского городского округа начинается на этапе их обучения в 7-8 классе, сначала на базе своих школ, далее на площадках колледжа. Следует отметить, что ожидания выпускников коррекционных учебных заведений в профессиональном плане явно завышены. Они видят себя архитекторами, стюардессами, банкирами, инженерами и т.д. Поэтому важно своевременно и грамотно подвести ребят к осознанному выбору профессии, а также создать основу для их успешной адаптации в профессиональном учебном заведении.
В реализацию планов совместной деятельности включены все субъекты образовательного процесса:
- с детьми работают мастера производственного обучения колледжа, классные руководители коррекционных общеобразовательных школ и студенты-волонтеры колледжа;
- с родителями работают педагоги-психологи и представители администрации учебных заведений;
- педагоги имеют возможность делиться опытом, обеспечивая преемственность образовательного процесса.
Обратимся к результатам совместной профориентационной работы (см. табл.).
Таблица 1
Численность поступивших в колледж детей с ОВЗ от общей численности выпускников коррекционных образовательных учреждений НГО
По годам Доля выпускников ГКОУ СО «Новоуральская школа №1», поступивших в колледж от общей численности выпускников в процентах Доля выпускников ГКОУ СО «Новоуральская школа №2», поступивших в колледж от общей численности выпускников в процентах
2012 - 85%
2013 90% 70%
2014 65% 67%
2015 85% 67%
По данным таблицы можно судить о результативности профориентационной работы с детьми с ОВЗ в системе школа-колледж, проводимой педагогами трех образовательных учреждений. Стабильно высоким является процент поступающих в колледж выпускников коррекционных образовательных учреждений НГО.
Кроме того, в Новоуральском городском округе реализуется целевая программа «Радуга детства» для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья, благодаря которой субъекты образовательного процесса имеют возможность включаться в различные городские мероприятия, обмениваться опытом, обсуждать и решать общие проблемы.
Широкая профориентационная работа не могла бы быть успешной без межведомственного взаимодействия и поиска партнеров в этой весьма непростой сфере. В этом смысле Администрация НГО оказывает нам широкую поддержку, обеспечивая площадки для проведения такой работы и помощь в решении возникающих проблем, за что их хотелось бы поблагодарить.
Постановлением Главы НГО от 07.02.2013 N 16 утвержден состав рабочей комиссии Совета по делам инвалидов при Главе НГО по трудоустройству граждан с ОВЗ. В состав рабочей комиссии включены представители общественных организаций, образовательных учреждений, специалисты управления социальной политики по г. Новоуральску, специалисты центра занятости населения, представители учреждений культуры и спорта. Грамотная координация действий всех заинтересованных субъектов по организации профориентационной работы с детьми с ОВЗ под руководством специалистов Комитета по делам молодежи, семьи, спорту и социальным программам Администрации НГО дает возможность слаженно работать на всех этапах сопровождения детей с «особыми образовательными потребностями», от создания условий для получения детьми образования до их трудоустройства и профессиональной адаптации на рабочем месте.
На сегодняшний день в Новоуральске реализуется План мероприятий по взаимодействию образовательных, социальных учреждений, общественных организаций и служб занятости по профессиональной ориентации, профессиональному обучению и трудоустройству молодежи с ОВЗ на 2016 – 2018 годы.
К сожалению, пока мы не можем с уверенностью говорить об эффективности реализации данного Плана, так как не имеем достаточного опыта. Мы понимаем, что развитие системы инклюзивного образования - долгосрочная стратегия, требующая терпения, последовательности, непрерывности, и комплексного подхода для ее реализации.
Надеемся, что осмысление полученного опыта позволит нам в дальнейшем развивать и адаптировать технологии профориентационной работы для лиц с ОВЗ на территории Новоуральского городского округа.
Список использованных источников:
Евдокимова В.В. Адаптация студентов с ОВЗ к новому образовательному пространству как одно из направлений работы психологической службы СПК МГППУ//Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Чирков А. А. Организация профориентационной работы в группе детей с ОВЗ и инвалидностью // Специальное образование. 2015. №XI С.272-277