Комплект учебно-методических материалов для проведения занятий по формированию профессиональных умений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом психофизических особенностей


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Губернский колледж города Похвистнево»
КОМПЛЕКТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
С УЧЕТОМ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

разработан преподавателем ГБПОУ «ГКП»
Беликовой Н.А.
Г. Похвистнево
2016
Характеристика.
Михаил К., 18 лет. Обучается в колледже с 1.09.2016 в группе 1311 Н (1 курс) Окончил девятилетнюю школу № 4 г. Похвистнево.
Слабослышащий. Усидчив, но быстро утомляется. Не уверен в себе. Молчалив. Имеет сложности в произношении отдельных звуков. Предложения строит односложные.
Поведение адекватное. Со сверстниками и преподавателями внимателен, тактичен, но активного общения старается избегать. И на замечания, и на похвалу реакция сдержанная, неэмоциональная.
Состояние интеллектуального развития удовлетворительное: оперирует числами, решает задачи, понимает и воспринимает речь, тексты, выстраивает рассуждения. Поскольку произвольная концентрация внимания занимает очень много усилий, запоминает нелегко, долговременная память развита достаточно.
В произношении отсутствует чёткость воспроизведения некоторых звуков. Предложения строит грамматически правильно, но избегает употребления лишних слов.
Работоспособность средняя. Умеет сконцентрировать внимание, следует инструкциям. Но устаёт быстрее сверстников. Усталость выражается в расслабленной позе, отсутствующем взгляде, некачественном выполнении заданий.
Возможность организации произвольной деятельности удовлетворительная, с готовностью выполняет поручения, следует инструкциям преподавателя, может достаточно внимательно выполнить задание, но не переспросит и не уточнит моментов, которые не понял, не проверит самостоятельно правильность выполненной работы.
Социально адаптирован, за собой следит. Аккуратен. Ориентируется в окружающей ( в том числе в колледжной) среде: самостоятельно переходит дорогу, обслуживает себя в столовой, в спортзале и т.д. Пренебрегает слуховым аппаратом, но с удовольствием слушает музыку посредством наушников.
Учебные трудности:
- нечёткое произношение, бедная по словесному составу устная речь;
- быстрая утомляемость;
- отсутствие личного контроля правильности и полноты объёма усвоения нового материала.
Конспект
учебного занятия по русскому языку
«Виды связи слов в словосочетаниях» (2 ч.)
Цель занятия: дать новую информацию по данной теме.
Задачи:
Научить чётко произносить новые термины и составлять с ними развёрнутые предложения.
Способствовать развитию навыка личного контроля и оценивания уровня усвоения нового материала.
Создать ситуацию, провоцирующую устную речь студента.
ОргмоментДеятельность преподавателя. Приветствие, сообщение темы и цели занятия. Побуждение к проверке своего рабочего места, оценке внутреннего состояния, настроения, концентрации своего внимания
Деятельность студента. Проверка рабочего места, принадлежностей, настрой на продуктивную работу.
Коррекционная направленность: создание ситуации, приучающей студента к контролю своих действий, оценке ситуации.
Основная часть занятия.
1 ЭТАП: контрольный опрос по пройденному материалу, проверка домашнего задания.
Деятельность преподавателя. А) «Вспомните, что такое словосочетание. Ответьте на этот вопрос соседу по парте. Как вы думаета, на какую оценку рассказал ваш партнёр, а вы сами?»
Б) На карточке ответов продолжи фразу : Не являются словосочетаниями…» Проверь, сколько ошибок ты сделал. Если забыл один пункт. Значит поставь себе оценку «4». Если неверными оказалось два ответа, значит поставь себе оценку «3». Ну а если ошибок больше, значит надо позаниматься ещё. Подними руку и скажи об этом преподавателю.
В) Запись на доске. Выписать в тетрадь словосочетания. «Через овраг, деревянного мостика, ничуть не удивиться, заря сияла, запутанные нитки, играть на рояле, скучаю по вам, с обеих сторон, в воздухе и воде, будем строить, в течение суток, поворот налево, она казалась»Почему это словосочетания? Какое необходимое условие для словосочетаний? (наличие главного и зависимого слова, т.е подчинительная связь) Самостоятельная проверка выполненного задания на слух.
Деятельность студента. Устный ответ - определение словосочетания. Письменный ответ и оценивание своего ответа.
Коррекционная направленность: создание ситуации, приучающей студента к контролю и оценке уровня своих знаний. Тренировка памяти. Участие в диалоге- рассуждении.
Приемы работы, упражнения: устная работа в парах, письменный ответ- воспроизведение материала по памяти.

2 ЭТАП: изучение нового материала.
Деятельность преподавателя. А) Запишем словосочетание деревянного мостика Измените главное слово в этих словосочетаниях. Как ведет себя зависимое слово? (Изменяется вместе с главным, т.е согласуется в роде, числе и падеже)- Вывод: такой тип связи называется СОГЛАСОВАНИЕ. Посмотрим карточку 1. Повторим чётко термин СОГЛАСОВАНИЕ.
Деятельность студента. Запись словосочетания. Его разбор. Чтение и ознакомление с содержанием опорной карточки 1. Произнесение нового слова.
Коррекционная направленность: работа с дикцией. Осваивание нового термина (расширение словарного запаса, работа с речью).
Приемы работы, упражнения: Практическая письменная работа. Работа с карточкой. Участие в диалое(составление рассказа)
Б) Словосочетания играть на рояле. Изменяем главное слово. Что происходит с зависимым? (оно остается в том же падеже) (Работа ведётся аналогично пункту А)
В) Словосочетания поворот налево. Есть ли в этих словосочетаниях грамматическая связь? (предлог, падеж?) Нет, здесь только смысловая связь. Такая связь называется примыканием. Какими частями речи выражены главное и зависимые слова?
Г) Как нам определить вид подчинительной связи в словосочетании? Посмотрим карточку 4. ( работа с алгоритмом определения вида связи)
3 ЭТАП: решение практических задач с комментированием собственной деятельности
А) Деятельность преподавателя. Определите тип связи в словосочетаниях, рассуждая по предложенному алгоритму.
Новая работа, верить людям, по-зимнему холодно, серый от пыли, поздно ночью, идти по площади, золотое кольцо, ягоды крыжовника, уверенность в успехе, настойчиво требовать, улыбающийся людям, говорить улыбаясь, мечтать о чем-то, звонить ежедневно, этим летом, на шестом уроке, рано поседеть.
Дополните запись в таблице
Деятельность студента: Устное рассуждение по предложенному алгоритму, запись примеров в карточки.
Коррекционная направленность: построение развёрнутых предложений с опорой на алгоритм. Освоение новой темы.
Б) Выписать из текста по одному словосочетанию с разными типами связи.
Преодолев подъем, Даша спустилась к морю. Вода по- прежнему была прозрачной. Сквозь нее, в глубине, можно было рассмотреть растения подводного мира. В зарослях водорослей проносились непуганые стайки рыбешек, молниеносно исчезавших из виду
В) Выполните тестовые задания. Ответы проверьте, сверяясь со слайдом.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:
- Какая темя была сегодня нами изучена?.- Назовите типы связи слов в словосочетании.
- Домашнее задание: 1) рассказ о типах подчинительной связи в словосочетании.
2) Составить предложения , в которых присутствуют словосочетания с разными видами подчинительной связи и записать их.
Приложения.
Приложение 1.
Карточка ответов (1 этап)
Продолжи фразу :
Не являются словосочетаниями
1)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Переверни карточку и проверь, сколько ошибок ты сделал. Если забыл один пункт. Значит поставь себе оценку «4». Если неверными оказалось два ответа, значит поставь себе оценку «3». Ну а если ошибок больше, значит надо позаниматься ещё. Подними руку и скажи об этом преподавателю.
Ответ на оборотной стороне:
Не являются словосочетаниями
– грамматические основы (дождь барабанил, стекла запотели)
– однородные члены предложения (можно соединить сочинительным союзом) (столы и стулья, строгий, но справедливый)
– сочетание самостоятельного слова со служебным (около дома, перед грозой, пусть поет)
– сочетания слов в составе фразеологизмов (бить баклуши, валять дурака, сломя голову)
– составные словоформы (более светлый, будет ходить)
Приложение 2.
Карточка 1.
Согласование – при изменении главного слова изменяется зависимое (зависимое слово отвечает на вопросы какой? чей? Вопросы могут изменяться по падежам), т.е. зависимое слово согласуется в роде, числе и падеже: зеленый лист, зеленого листа, зеленому листуЧасть речи зависимого слова Пример прилагательное морской берег причастие читающая молодежь порядковое числительное первый снег некоторые разряды местоимений мой дом существительное (числ. + сущ.) пятеро ребят Карточка 2.
Управление – при изменении главного слова зависимое не меняется (хотя является изменяемой частью речи), зависимое слово – сущ. или мест. в косвенном падеже с предлогом или без (кого? чего? … о ком? о чем?): помогать нам, читать книгу, ходить в школу
Внимательно! Предложно-падежная форма сущ. может быть обстоятельством, поэтому к этим формам задаются вопросы обстоятельства.
Часть речи зависимого слова Примеры Существительное
(часто с предлогом) читал книгу
ведущий в группе Местоимение (часто с предлогом) увековечить себя
думать о нём. Карточка 3.
Примыкание – зависимое слово – неизменяемая часть речи
Часть речи зависимого слова Примеры наречие внимательно слушать деепричастие идти не оглядываясь инфинитив попросил написать притяжательные мест. его рассказ, ее платье,
их дом Приложение 3.

Карточка 4.
Порядок определения
1) Определить, является ли данное сочетание слов словосочетанием
2) Найти главное и зависимое слова
3) Определить какой частью речи является зависимое слово: если неизменяемая – то примыкание, если сущ. с предлогом – управление.
4) Изменять главное слово и смотреть – изменяется ли зависимое.
Приложение 4.
Выписать из текста по одному словосочетанию с разными типами связи.
Преодолев подъем, Даша спустилась к морю. Вода по- прежнему была прозрачной. Сквозь нее, в глубине, можно было рассмотреть растения подводного мира. В зарослях водорослей проносились непуганые стайки рыбешек, молниеносно исчезавших из виду.

Приложение 5.
1 вариант.
1.Какие пары слов не являются словосочетаниями?
А. Медведь заревел б. Заревел неистово
В. Заревел и схватил г. Схватил за комбинезон
2. Какие утверждения верны?
Зависимые слова при связи согласование» могут быть выражены:
А. Наречиями б. Существительными в. Прилагательными
Г. Деепричастиями д. Причастиями е. Числительными
3. С какими словами из ряда синонимов может сочетаться слово ответ (в значении ответ на уроке)?
А. краткий б. короткий в. мимолетный г. непродолжительный
4. В каких словосочетаниях слова связаны согласованием?
А. Обучать грамоте б. Листья дуба в. Осенний лист
Г. Сотая доля д. Поступить по-дружески е. Работающий человек
5. В каких словосочетаниях слова связаны управлением?
А. Ничем не интересовался б. Шел медленно в. Очень холодно
Г. Присутствовать на митинге д. Льется отвесно
6. В каких словосочетаниях слова связаны примыканием?
А. Идти полем б. Блестящая идея в. Красный от мороза
Г. Отвечала не глядя д. Объяснять что-либо е. Уходить рано
7. Найдите в предложении
Пастухов, подавая руку, продолжал отряхиваться и оглядывать свой костюм
словосочетание со связью согласование
8. Найдите слово, в котором пропущена буква ИА. ген…альный б. атт…стат в. С…кретарь г. Д…путат2 вариант
1.Какие пары слов не являются словосочетанием?
А. Появится в отдалении б. Внезапно остановиться
В. Пошел и остановился г. Часы остановились
2. Дайте правильный ответ.
Зависимые слова при связи управление могут быть выражены:
А. Глаголами б. Существительными в. Деепричастиями
Г. Местоимениями д. Наречиями е. Числительными
3. С какими словами из ряда синонимов может сочетаться слово взгляд?
А. умный б. смышленый в. разумный г. соображающий
4. В каких словосочетаниях слова связаны согласованием?
А. Благодарить друга б. Дикий север
В. Этой книгой г. Кофе по-турецки
5. В каких словосочетаниях слова связаны управлением?
А. Возразить сыну б. Любуясь пейзажем
В. Живущий рядом г. Песни цыган
6. В каких словосочетаниях слова связаны примыканием?
А. незадолго до праздника б. какого-то незнакомца
В. Трое в лодке г.недалеко от дома
7. Найдите в предложении
И как-то вдруг слышишь, что уже весь лес, за минуту важно задумчивый, налился сотнями голосов.
Словосочетание со связью управление.
8. Найдите слово, в котором пишется буква Оа. нде…лист б. тр…диция в. т…лантливый г. иде…логия