Урок пресс-конференция, посвящённый 100-летию Октябрьской революции


Урок пресс-конференция.
1-я группа (специалисты-исследователи) изучает творчество литераторов, принявших революцию, готовят сообщения о Владимире Маяковском, Н.Тихонове, Э.Багрицком, М.Светлове.
2-я группа учащихся изучает творчество Е.И.Замятина, художника Б.Кустодиева, Джона Рида.
3-я группа учащихся знакомится с творчеством И.А.Бунина, М. Горького В.В.Розанова, А.М.Ремизова, А.Белого.
4-я группа готовит сообщения о М. Зощенко, В.Кириллове.Н.Тихонове,Э.Багрицком, М. Светлове.
Оформление осуществляют два ученика: готовят презентацию, выпускают газету «Школьная неделька».
«Журналисты» (два ученика) освещают ход пресс-конференции, пишут небольшие статьи, которые в конце урока зачитываются.
Контроль за пресс-конференцией осуществляет один ученик. В конце урока он рецензирует и оценивает работу каждого участника пресс-конференции.
Два ведущих: учитель истории, учитель литературы.Ведущий: Мы проводим пресс-конференцию, посвященную 100-летию Октябрьской революции.Что такое Революция? Революция – это 1) коренной переворот в жизни общества, который приводит к ликвидации предшествующего и общественного и политического строя и установлению новой власти. 2) коренной переворот, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому.
Именно такой переворот и произошёл в октябре 1917 года. Отношение к такому скачкообразному переходу было неоднозначным.
Сейчас вы послушаете стихотворения Владимира Маяковского о революции. Его называли «певцом революции». Для этого поэта не было вопроса: «Принимать или не принимать революцию? Моя революция. Пришёл в Смольный. Делал всё, что приходилось».
Ученик читает стихотворение «Ода революции»«Ода революции» Владимир Маяковский
Тебе,освистанная,осмеянная батареями,тебе,изъязвленная злословием штыков,восторженно возношунад руганью реемойоды торжественное«О»!О, звериная!О, детская!О, копеечная!О, великая!Каким названьем тебя еще звали?Как обернешься еще, двуликая?Стройной постройкой,грудой развалин?Машинисту,пылью угля овеянному,шахтеру, пробивающему толщи руд,кадишь,кадишь благоговейно,славишь человечий труд.А завтраБлаженныйстропила соборовытщетно возносит, пощаду моля,—твоих шестидюймовок тупорылые боровывзрывают тысячелетия Кремля.«Слава».Хрипит в предсмертном рейсе.Визг сирен придушенно тонок.Ты шлешь моряковна тонущий крейсер,туда,где забытыймяукал котенок.А после!Пьяной толпой орала.Ус залихватский закручен в форсе.Прикладами гонишь седых адмираловвниз головойс моста в Гельсингфорсе.Вчерашние раны лижет и лижет,и снова вижу вскрытые вены я.Тебе обывательское— о, будь ты проклята трижды!—и мое,поэтово— о, четырежды славься, благословенная! —
Ведущий: Что такое ода?Ученик: Ода – стихотворение прославляющее кого-то или что-то.Ведущий: Правильно. Маяковский славит революцию. Обратите внимание на эпитеты: звериная, детская, копеечная, великая. А заканчивает призывом:- О, четырежды славься, благословенная!Мы слышим восторг, неземную радость.А знаете ли вы писателей, поэтов, которые не приняли революцию?Ученик: Эмигрировали И.А.Бунин, С.И.Шмелёв, М.И.Цветаева, Е.И.Замятин, А.И.Куприн, В.ВНабоков.Сразу после революции Бунин создал дневниковые записи под названием «Окаянные дни». Окаянные дни – это революция. Бунин выражает резко отрицательное отношение к революции, пишет о невосполнимой утрате лада жизни. Писатель предчувствует скорую разлуку с Родиной. Он осуждает жестокость революции. Понимает, что последствия необратимы, но принять революцию он не мог и не хотел.Хочется вспомнить еще одно произведение Бунина – рассказ «Холодная осень». Главная героиня, уже немолодая женщина, вспоминает о своей жизни. Сначала война отняла у неё любимого человека, а потом революция лишила её всего: родины, надежды на лучшую жизнь. Вся её жизнь – это испытания. Лишь одним осенним вечером она было по-настоящему счастлива.Как и героиня рассказа, Бунин уехал из России, с горечью оставляя то, что было ему дорого.
Ведущий: Есть у Максима Горького статья, которая была напечатана уже в наше время.Ученик: С "Окаянными днями" И.Бунина перекликаются "Несвоевременные мысли" М.Горького.Горький полагал, что главная цель революции -нравственная - превратить в личность вчерашнего раба. Однако вопреки ожиданиям Горький не увидел признаков духовного возрождения. Наоборот, приветствовались тёмные, низменные инстинкты.
Писатель выступает против неоправданного кровопролития, разгула анархии, насилия, жестокости террора и, самое главное, гибели культуры.
Горький восклицает: "Русский народ заплатит за это озёрами крови!"
Если говорить о сущности, направленности и пафосе "Несвоевременных мыслей, то надо отметить, что писатель отстаивал мысль о нерасторжимости единства политики и нравственности. В этом огромная заслуга М.Горького.
К нам, нынешним поколениям, обращен его призыв: "Надо работать, почтенные граждане, надо работать, - только в этом наше спасение и ни в чём ином...
Право же, не стоит особенно предаваться делу взаимного истязания и истребления, - надо помнить, что есть достаточно людей, которые и желают и, пожалуй, могут истребить нас. Будем же работать, спасения нашего ради..."
Как актуально это звучит в наши дни!
Ведущий: Среди тех, кто эмигрировал после революции, вы назвали Евгения Ивановича Замятина.Какие его произведения вам известны?
Ученик: Во-первых, это, конечно, роман-антиутопия «Мы». Антиутопия – это жанр, который еще называют негативной утопией. Это изображение такого возможного будущего, которое страшит писателя, заставляет его тревожиться за судьбу человечества, за душу отдельного человека. Задача антиутопии – предупредить мир об опасностях. Роман «Мы» - пророческий, философский роман. Он полон тревоги за будущее. В нём остро звучит проблема счастья и свободы. Это роман – предупреждение о том, как тоталитаризм разрушает естественную гармонию мира и личности. Каждый человек индивидуален, у него должна быть душа, он должен быть личностью, а не рабом. Не нужно указывать человеку, в чём его счастье, не нужно навязывать счастливую жизнь, человек должен сам определить, что ему нужно для счастья. Главному герою, Д-503, сделали Великую Операцию (его лишили Души). Можно ли быть счастливым после этого?
Ведущий: Хотелось бы вспомнить еще одно произведение Замятина – рассказ «Дракон». В чём его смысл?
Ученик: Этот рассказ был написан в 1918 году, когда к власти пришли большевики и разгорелась гражданская война.Название предполагает что-то сказочное. Начинается рассказ так: «Люто замороженный Петербург горел и бредил» - это оксюморон. В городе происходят какие-то странные события. На трамвайной остановке стоит дракон, солдат с винтовкой, вроде бы и не страшный. Но не тут-то было. Он рассказывает о том, как вёл человека («морда интеллигентная») на допрос. Но не довёл – отправил в Царствие небесное – штыком. Не сдержался. Но на этом рассказ не заканчивается. Из простых рукавов вырастают красные драконьи лапы, а когда дракон сбил назад картуз – в тумане появились глаза. Оказывается, не до конца потерян человеческий облик. Увидев замёрзшего воробья ("воробьёныш" - указывает на беззащитность маленького создания), он начинает его отогревать. Винтовка в это время валяется на полу. Поднимет он её или нет? А серый воробьёныш дрыгнул, потом ещё раз - и улетел. После этого и захлопнулись щелочки в человеческий мир. Проводник в Царствие небесное поднял винтовку. Перед нами снова дракон. А трамвай несётся в неизвестное, унося в неведомое человеческое. Дракон выбирает жестокость и зло.Рассказ очень глубокий. Главное, что хотел сказать автор: «Не ошибись в выборе между добром и злом. Не забывай, что нужно всегда оставаться человеком.»
Кто-то сказал, что революция – это беспощадная схватка Бога и Дьявола за душу человеческую. У Замятина победил Дьявол.
Ведущий: Какие жанры литературы получили развитие после революции?
Ученик: Жанры были самые разнообразные: дневниковые записи, стихи, гимн, лозунг, марш. В.В.Розанов написал «Апокалипсис нашего времени», А.М.Ремизов – «Слово о погибели русской земли» и «Заповедное слово русскому народу» (налицо перекличка с древнерусскими летописями).Вот отрывок из «Апокалипсиса»: «… с лязгом, скрипом, визгом опускаются над Русской Историею железный занавес.Представление окончилось. Публика встала.Пора одевать шубы и возвращаться домой. Оглянись.Но ни шуб, ни домов не осталось.»
А.М.Ремизов создал два плача, обращенные к Руси: «О, моя родина обречённая, пошатнулась ты, непоколебима», «Русский народ, что ты сделал? Искал своё счастье и всё потерял. Одураченный, плюхнулся свиньёй в навоз.». В плачах Ремизова звучит боль: «Ободранный и немой стою в пустыне, где была когда-то Россия. Душа моя запечатана». «Слово о погибели Русской земли» заканчивается словами, которые звучат на похоронах: «Вечная память».
Ведущий: Несомненно, жаль этих людей, которые потеряли всё, не желая принять то, что случилось после революции. Всегда трудно жилось в переломные моменты. С.А.Есенин писал:
С того и мучаюсь, что не поймуВ каком идти, в каком сражаться стане…
А можете ли вы называть тех, кто полностью принял революцию и слагал гимны в её честь?
Ученик: Да, это, конечно, в первую очередь, В.В.Маяковский, стихотворение которого прозвучало в начале урока. Он был готов отстаивать завоевания революции «с Лениным в башке и с наганом в руке».
Стихотворение «Левый марш» (1918 год) как раз выражает желание борьбы, призывает бороться с врагами революции.Для Маяковского революция – это то, что преобразит жизнь. Он пишет об этом в поэмах «В.И.Ленин» и «Хорошо». Последняя посвящена 10-ой годовщине Октябрьской революции. Эту поэму А.В.Лунчарский назвал «Октябрьской революцией, отлитой в бронзу». Своим вкладом в дело революции Маяковский считал и работу в Окнах РОСТА. Его рисунки направлены против внутренних врагов, которые разлагают революцию изнутри. За годы работы в РОСТА поэт создал более тысячи плакатов с рисунками и стихами.
Ведущий: Как отнеслись к революции другие поэты?
Ученик: Да, мучительный вопрос: «Принимать или не принимать революцию» стоял для многих людей того времени. Каждый отвечал по-своему. Маяковский принял безоговорочно, Сергей Есенин принял, но по-своему, с крестьянским уклоном. А вот что писал Андрей Белый:Рыдай, буревая стихия,В столбах громового огня!Россия, Россия, Россия, —Безумствуй, сжигая меня!В твои роковые разрухи,В глухие твои глубины́, —Струят крылорукие духиСвои светозарные сны.
А вот стихи пролетарского поэта В.Кириллова (стихотворение «Мы»): Мы несметные, грозные легионы Труда.Мы победители пространства морей, океанов и суши,Светом искусственных солнц мы зажгли города,Пожаром восстаний горят наши гордые души.
Мы во власти мятежного, страстного хмеля; Пусть кричат нам: "Вы палачи красоты", Во имя нашего Завтра - сожжем Рафаэля, Разрушим музеи, растопчем искусства цветы.
Ведущий: Были и поэты, которые искренне верили в идеалы революции. К ним можно отнести Николая Тихонова, Эдуарда Багрицкого, Михаила Светлова.
Ученик: Николай Тихонов возродил жанр баллады. Главные темы его стихов: мужество, воля, верность долгу, его герои готовы на самопожертвование во имя общего дела.
БАЛЛАДА О ГВОЗДЯХ
Спокойно трубку докурил до конца,
Спокойно улыбку стер с лица.
"Команда, во фронт! Офицеры, вперед!"
Сухими шагами командир идет.
И слова равняются в полный рост:
"С якоря в восемь. Курс - ост.
У кого жена, брат -
Пишите, мы не придем назад.
Зато будет знатный кегельбан".
И старший в ответ: "Есть, капитан!"
А самый дерзкий и молодой
Смотрел на солнце над водой.
"Не все ли равно,- сказал он,- где?
Еще спокойней лежать в воде".
Адмиральским ушам простукал рассвет:
"Приказ исполнен. Спасенных нет".
Гвозди б делать из этих людей:
Крепче б не было в мире гвоздей.
Ученик: Эдуард Багрицкий принял революцию восторженно. Писал агитационные стихи, воззвания, листовки. Очень популярным было его стихотворение «Нас водила молодость»:
Нас водила молодость В сабельный поход, Нас бросала молодость На кронштадтский лед.Боевые лошади Уносили нас, На широкой площади Убивали нас. Но в крови горячечной Подымались мы, Но глаза незрячие Открывали мы. Возникай содружество Ворона с бойцом, — Укрепляйся мужество Сталью и свинцом. Чтоб земля суровая Кровью истекла, Чтобы юность новая Из костей взошла. 
Ученик: Михаил Светлов прославился своим стихотворением «Гренада». Оно написано в 1926 году, но в нём говорится о революции и гражданской войне. 31 декабря 1926 года Марина Цветаева писала Борису Пастернаку: «Передай Светлову, что его «Гренада» - мой любимый стих за все эти годы. У Есенина ни одного такого не было. Этого, впрочем, не говори, - пусть Есенину мирно спится».
ГРЕНАДА
Мы ехали шагом, Мы мчались в боях И "Яблочко"-песню Держали в зубах. Ах, песенку эту Доныне хранит Трава молодая - Степной малахит. Но песню иную О дальней земле Возил мой приятель С собою в седле. Он пел, озирая Родные края: "Гренада, Гренада, Гренада моя!" Он песенку эту Твердил наизусть... Откуда у хлопца Испанская грусть? Ответь, Александровск, И Харьков, ответь: Давно ль по-испански Вы начали петь? Скажи мне, Украйна, Не в этой ли ржи Тараса Шевченко Папаха лежит? Откуда ж, приятель, Песня твоя: "Гренада, Гренада, Гренада моя"? Он медлит с ответом, Мечтатель-хохол: - Братишка! Гренаду Я в книге нашел. Красивое имя, Высокая честь - Гренадская волость В Испании есть! Я хату покинул, Пошел воевать, Чтоб землю в Гренаде Крестьянам отдать. Прощайте, родные! Прощайте, семья! "Гренада, Гренада, Гренада моя!" Мы мчались, мечтая Постичь поскорей Грамматику боя - Язык батарей. Восход поднимался И падал опять, И лошадь устала Степями скакать. Но "Яблочко"-песню Играл эскадрон Смычками страданий На скрипках времен... Где же, приятель, Песня твоя: "Гренада, Гренада, Гренада моя"? Пробитое тело Наземь сползло, Товарищ впервые Оставил седло. Я видел: над трупом Склонилась луна, И мертвые губы Шепнули: "Грена..." Да. В дальнюю область, В заоблачный плес Ушел мой приятель И песню унес. С тех пор не слыхали Родные края: "Гренада, Гренада, Гренада моя!" Отряд не заметил Потери бойца И "Яблочко"-песню Допел до конца. Лишь по небу тихо Сползла погодя На бархат заката Слезинка дождя... Новые песни Придумала жизнь... Не надо, ребята, О песне тужить, Не надо, не надо, Не надо, друзья... Гренада, Гренада, Гренада моя! 
Ведущий: Хотелось бы сегодня сказать о книге американского журналиста Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир».
Ученик: Описывая революцию, Джон Рид находился в командировке по заданию социалистического журнала «TheMasses».Предисловие к американскому изданию написал В.И.Ленин: «Эту книгу я желал бы видеть распространённой в миллионах экземпляров и переведённой на все языка, так как она даёт правдивое и необыкновенно живо написанное изложение событий, столь важных для понимания того, что такое пролетарская революция, что такое диктатура пролетариата.Джон Рид старался быть объективным, описывая происходящие грандиозные события: использовал материалы газет, изучал лозунги, плакаты. Вот отрывок из книги: «Вокруг… корчилась в лужах, вынашивая новый мир, огромная Россия. Прислуга, с которой прежде обращались, как с животными, и которой почти ничего не платили, обретала чувство собственного достоинства… В новой России каждый человек – всё равно мужчина или женщина – получил право голоса, появились рабочие газеты, говорившие о новых и изумительных вещах; появились Советы; появились профессиональные союзы.» Джон Рид очень подробно, шаг за шагом рисует напряжённые дни революционных событий.Собрания, митинги, борьба партий – и так десять дней. Журналист проделал огромную работу, он записал декреты того времени, воззвания, обращения. Может быть, и ошибочны некоторые утверждения Джона Рида. Но это и неудивительно: он не мог знать внутренних противоречий. Но налицо огромный, скрупулёзный труд.
Джон Рид умер в 1920 году, он похоронен на площади у Кремлёвской стены.
Ведущий: Да, для Джона Рида революция – это грандиозное событие. Но как восприняли революцию простые обыватели?
Ученик: Есть у Михаила Зощенко рассказ с ироничным названием «Жертва революции». Герой-рассказчик Ефим Григорьевич называет себя «жертвой революции». Он показывает всем зажившие ссадины и царапины на ноге и рассказывает, что шесть лет назад был задавлен революционным мотором. Он служил полотёром у графа Орешина и за четыре дня до революции был заподозрен в краже золотых часов. Ефим Григорьевич очень переживает, потому что не брал часов. Через 5 дней он вспомнил, что «пихнул их в кувшинчик с пудрой». Побежал к графу, а по дороге узнал, что вчера произошла Октябрьская революция. Добежав до дома, он увидел, как выводят графа. Герой успел крикнуть графу, где их часы, и в это время получил толчок колёсами грузовика.Ефим Григорьевич живёт в мире, где не существует резких сдвигов и где революция не входит в сознание человека как решающий катаклизм времени. Где-то гремят бои, где-то слышатся выстрелы, а герой всё думает о натёртых полах и пропавших хозяйских часиках. Если Джона Рида переполняют эмоции, то здесь всё просто и буднично.
Ведущий: Хотелось бы узнать, как отразилась тема революции в живописи.
Ученик: Все, наверно, знают картину замечательного русского художника Бориса Кустодиева «Большевик». Она написана под впечатлением от Октябрьской революции. Художник стремился донести до зрителя образ героя того времени – большевика. Его фигура гротескно увеличена. Огромный человек в шапке ушанке и телогрейке идёт по улице с огромным развевающимся флагом страны Советов. Флаг огромен, он – символ огня революции. Повсюду люди, люди. Они вооружены и исполнены решимости сражаться за свои интересы. Великан тоже настроен решительно. Он – простой русский человек, обычный рабочий. Такой, как все. Он чётко понимает, куда ведёт его путь. Но перед ним преграда – церковь. Но великана она не остановит, он с лёгкостью её переступит. Он –олицетворение предводителя толпы – указывает людям верный путь: больше нет преград, страха, впереди всех ждет светлое будущее. Существует мнение, что Кустодиев таким образом выразил благодарность большевикам за их помощь в его труде и оценке его таланта.
Ведущий: И ещё хочется сказать о человеке, который был организатором и вдохновителем Октябрьской революции, которого называют вождём мирового пролетариата, - о Владимире Ильиче Ленине. Он – герой стихов, пьес, поэм, художники рисуют его в разные моменты жизни. Его рисовали Л.О.Пастернак, Н.И.Альтман, Н.А.Андреев, И.И.Бродский. Конечно, везде имеет место идеализация образа Ленина: он улыбчивый, внимательный, готовый выслушать каждого и каждому помочь. Были документальные съёмки, но не было ни одного документального фильма, посвящённого Ленину. Уже позже появятся художественные фильмы о Ленине (1-ым исполнителем роли Ленина в советском кино стал непрофессиональный актёр, рабочий Василий Никандров в фильме С.М.Эйзенштейна «Октябрь» 1928). Каким было отношение к Ленину, можно понять из цитат, взятых из произведений В.Маяковского:
- Ленин и теперь живее всех живых. - Самый человечный человек. - Мы говорим – Ленин, подразумеваем партия, мы говорим – партия, подразумеваем – Ленин. - Ленин – жил, Ленин – жив, Ленин будет жить.
-Да будь я и негром преклонных годов
И то без унынья и лени
Я русский бы выучил только за то,
Что им разговаривал Ленин.
У поэта есть поэма «В.И.Ленин», стихи о Ленине. Они не были знакомы, но Владимир Ильичу нравилось стихотворение «Прозаседавшиеся», высмеивающее бюрократов.Звучит стихотворение «Мы не верим».
Тенью истемня весенний день,
выклеен правительственный бюллетень*.
Нет!
Не надо!
Разве молнии велишь
не литься?
Нет!
не оковать язык грозы!
Вечно будет
тысячестраницыйгрохотать
набатный
ленинский язык.
Разве гром бывает немотою болен?!
Разве сдержишь смерч,
чтоб вихрем не кипел?!
Нет!
не ослабеет ленинская воля
в миллионосильной воле РКП.
Разве жар
такой
термометрами меряется?!
Разве пульстакой
секундами гудит?!
Вечно будет ленинское сердце
клокотать
у революции в груди.
Нет!
Нет!
Не-е-т...
Не хотим,
не верим в белый бюллетень.
С глаз весенних
сгинь, навязчивая тень!
Журналист: На нашей пресс-конференции мы узнали много интересного о революции, о том, какое влияние она оказала на писателей, поэтов, художников. Это было очень трудное время. Не каждый мог дать правильную оценку происходящих событий. Кто-то безоговорочно принял революцию, как это сделали Маяковский, Багрицкий. Светлов. Кто-то по-своему, но не до конца, как Есенин. А были и такие, кто резко осуждал происходящее: И.Бунин, А.Ремизов, В.Розанов. Их судьбы трагичны, поскольку пришлось оставить Россию и жить вдали от родины. Их произведения о тех днях – это крик души. Мы узнали о том, что, оказывается, не для всех революция стала грандиозным событием. Для обывателя (Ефим Григорьевич из рассказа Зощенко «Жертва революции») она прошла почти незаметно.
О революции создано огромное количество хороших стихов, их авторы искренне верили, что она несёт новую, красивую жизнь.
Великая Октябрьская социалистическая революция – грандиознейшее событие 20века, и мы должны знать о ней как можно больше.