Программа сопровождения молодого педагога «Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся» как средство развития проектно–исследовательской компетентности учителя»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СЕВЕРСКИЙ ЛИЦЕЙ»
Программа сопровождения молодого педагога
«Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся» как средство развития проектно–исследовательской компетентности учителя»
Автор: Добрынина Ольга Борисовна
учитель начальных классов
МБОУ «Северский лицей»
2016 г.
Пояснительная записка
«Всегда вперёд, после каждого совершённого шага готовиться к следующему, все помыслы отдавать тому, что ещё предстоит сделать». Н.Н. Бурденко.
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера – наставничество. Наставничество в образовании - форма индивидуального обучения и воспитания молодого педагога в одной из сложных областей интеллектуально-эмоционального творчества. При осуществлении наставничества теоретический курс сведен к минимуму, акцент ставится на формирование практических умений и навыков.
Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный учитель как профессионал. Ожидаемый результат.Познание себя и ориентация на ценности саморазвития.
Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь.
Рост профессиональной и методической компетенции молодого педагога, повышение уровня готовности к педагогической деятельности.
Таким образом, данная программа направлена на формирование у педагогов убеждений:
Чтобы учить, сам должен много знать, уметь, верить.
Тот, кто занят воспитанием души ребёнка и его обучением, должен верить в него.
Верить в свои педагогические возможности, никогда не опускать руки, даже когда, казалось бы, ничего не получается.
Идея создания программы появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодых педагогов, обучению их современным педтехнологиям, в частности, проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.
Новая парадигма образования, введение ФГОС второго поколения  акцент переносит на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Основным видом деятельности является творческая деятельность обучающегося, где он становится субъектом. Отношения между учителем и учеником становятся диалогическими.  Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Данная программа адресована педагогам-наставникам молодых специалистов или малоопытных педагогов.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Цель: помочь молодым учителям в повышении квалификации, уровня профессионального мастерства в применении методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Основные задачи программы:Обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки
Стимулирование повышения теоретического и методического уровня педагогов, овладения современными образовательными программами, инновационными технологиями.
Проведение мониторинга результативности работы Основные направления.Анализ результатов образовательной деятельности, изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их потребностей, затруднений.
Организация семинаров, практикумов, деловых игр, консультаций, мастер-классов, открытых занятий с целью совершенствования методики и оптимизации их проведения.
Изучение нормативных правовых и инструктивных документов регламентирующих данную технологию
Разработка и обсуждение планирования работы по сопровождению ученического проекта
Ознакомление педагогов с новинками нормативно-правовой, учебно- методической и справочной литературы.
ПОЭТАПНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ.
Цель: помочь молодому педагогу в профессиональном становлении.
1 этап: диагностический.

Педагогическое образование
Теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения).
Наличие опыта практической работы с детьми.
Ожидаемый результат педагогической деятельности.
Выявление положительных и отрицательных черт характера педагога.В зависимости от результатов диагностического этапа молодые педагоги условно делятся на три группы:Группы


3. Учителя
со слабо развитой
мотивации труда.
2.Учителя с достаточной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта практический работы.
1. Учителя, имеющие недостаточную теоретическую и практическую подготовку.

Содержание и цели работы:

Усвоение теоретического материала, формирование навыков практической работы.
Овладение навыками
практической работы
с педагогами, детьми, родителями.
Повышение интереса и положительного отношения к педагогической деятельности, помочь осознать свою профессиональную значимость,
степень ответственности за воспитание и обучение детей.

Формы и методы работы:

Дискуссии, круглые столы, деловые игры, убеждения, поощрения, беседы.
Консультации, семинары – практикумы, беседы, изучение методической литературы,
коллективные просмотры педагогических мероприятий.

2 этап:
практический.

Создание благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов;
Взаимоподдержка и взаимопомощь;
Координация действий педагогов в соответствии с задачами ОУ и задачами воспитания и обучения детей;
Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами реализуемых программ;
Оказание методической помощи опытными педагогами начинающим;
Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий
Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога;
3 этап:
аналитический.

Анализ результатов работы молодого педагога с детьми;
Динамика профессионального роста.
Самоанализ своей деятельности за прошедший год;
Подведение итогов, выводы.
Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами;
Работу с молодыми учителями строить с учетом основных аспектов:
Наставник– молодой специалист:
- создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе;
- обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками;
- обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими материалами, знакомство с методическим кабинетом.
Молодой специалист – ребенок и его родители:

- формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей.
Молодой специалист –ребенок:
- оказание поддержки со стороны коллег
В своём профессиональном становлении молодой педагог проходит несколько ступеней.1 ступень(стажировка)- самый сложный период как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег. Осознание своих возможностей как педагога, начинает понимать свою значимость для детей, родителей, коллег. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении. Трудности, испытывающие в работе, заставляют заниматься самообразованием.
Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.
2 ступень(развивающий)- процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ОУ, повышает свое профессиональное мастерство. Активно привлекается к показу педагогических мероприятий на уровне учреждения.
3 ступень(становление)- складывается система взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии. Происходит совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приемов работы с детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля, желания повышать свое образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы.
Наставник выполняет следующие функции:
- определяет методику обучения молодого специалиста, вместе с ним формирует план профессиональных становлений;
- помогает подшефному в определенных пределах, не стесняя его самостоятельности;
- вместе со своими подшефными посещает занятия работающих педагогов и педагогов-новаторов, а затем анализирует их;
- привлекает молодого и вновь прибывшего специалиста к разработке планов занятий и различного рода учебно-методической документации;
- знакомит с нормативными документами по организации УВП, с гигиеническими требованиями к условиям обучения;
- посещает занятия, мероприятия у своего подшефного и проводит их анализ;
Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения.   Школе в современных условиях потребовались такие методы обучения, которые:
формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;
развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся
Одной из форм в образовательной деятельности является «метод проектов».
По-мнению ученых, цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников; пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение экспериментов, анализ, построение гипотез, обобщение); развивают системное мышление.
Суть инициативы проекта состоит в том, каким образом, организовать учебный процесс, чтобы не просто дать ученикам знания об исследуемых процессах и сформировать у них навыки работы над проектом, а также умения проведения исследований, но и решить более глубокую задачу формирования ключевых компетентностей, наличие которых необходимо для продолжения образования, успешной деятельности в различных сферах производства. Повысить активность учащихся в самостоятельном получении знаний, приобретении умений осуществлять практическую деятельность можно путем широкого внедрения проектной технологии, которая, по сути, основана на использовании проблемных, исследовательских методов. Школьники должны быть подготовлены к проектной деятельности, а для этого их необходимо последовательно обучать планированию этого вида деятельности, а также создавать условия для мотивации на данный вид деятельности. В решении данной задачи важная роль отводится учителю-исследователю, готовому к организации и руководству проектной деятельностью.
Учителю, сопровождающему детский проект, нужно знать:
-Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется учебный проект или исследование.
-Как подобрать учебные проекты и исследования, соответствующие специфике школы, особенностям класса, задачам УВП
-Как выстроить серию проектов или исследований одного обучающегося для последовательного формирования специфических умений и навыков проектной и исследовательской деятельности-Как составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается проектная или исследовательская деятельность обучающихся?-Как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом или исследованием?-Как адаптировать известный учебный проект или исследование к особенностям своего класса, учреждения образования и условиям имеющегося обеспечения?-Как разработать учебный проект или исследование?-Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта или исследования?-Как осуществить учебный проект или исследование. Какие формы образовательной деятельности применять?-С кем консультироваться по вопросам содержания проектной исследовательской деятельности? Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.
Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).
Наряду с формированием умений по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности у обучающихся на традиционных занятиях начиная с 1 класса (таких как: целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий и так далее) возможно проведение в 3-ем классе во 2-ом полугодии одного проекта или исследования, в 4-ом - двух проектов или исследований. Если позволяют ресурсы учебного времени, проектную и исследовательскую деятельность можно организовывать в урочное время, но при условии личностно мотивированного включения ребёнка в работу.
Методическая помощь в подготовке и проведении проектов начинающему педагогу.
Самое главное в проекте посте определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов.
Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету(в нашем ОУ с 1 класса мы ведем курс «Учусь создавать проект»). Вот почему особенно актуальны сегодня уроки-исследования и уроки – проекты. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов.
1 этап формирования культуры умственного труда учащихся в ходе подготовки и презентации проекта – урок-исследование.
Подготовка этого типа урока предполагает организацию исследовательской деятельности учащихся и педагогическую деятельность учителя.
Модель исследовательской деятельности учащихся:
постановка проблемы
прояснение неясных вопросов
формирование гипотезы исследования
планирование учебных действий
сбор данных
анализ и синтез данных
подготовка сообщений, выступление с сообщениями
ответы на вопросы, корректировка
обобщение, выводы
самооценка
Педагогическая деятельность учителя
Целеполагание.
Выбор содержательной модели (модели, которая соответствует предметным целям).
Осмысление способов, приемов, средств мотивации;
Планирование учебной деятельности как процесса поэтапного освоения знаний, овладения системой умений;
Организация процесса рефлексии.
Анализ процесса учителем.
2 этап – урок-проект.
Педагогическая деятельность учителя такая же, как и на уроке-исследовании.
Учебный проект как технология
Основная ценность проекта – общий конечный результат
Цель: формирование и развитие умений и навыков решения практических задач.
Мотивация:
Определение цели проекта и этапов достижения цели;
Распределение ролей и планирование работы
Этапы работы:
- Сбор информации
- Обсуждение данных, систематизация
- Выдвижение гипотезы
- Изготовление моделей (макеты, сценарии)
- Выбор способа представления результатов
- Распределение ролей для защиты
- Защита (презентация)
- Коллективное обсуждение защиты, оценка
Таким образом, проводя эти два вида уроков, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской дельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.
Типология проектов
Исследовательские
Требую хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
Творческие
Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм и т.п.)
Игровые
Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения.
Информационные
Направлен на сбор информации о каком-либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация.
Практико-ориентированыеЧетко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы.
Методические рекомендации ученику
Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.
Выполняй проект в следующем порядке:
- Выбери с помощью родителей и учителя тему;
- Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.)
- Планируй весь объем работы и организацию ее выполнения с помощью учителя;
- Выполни теоретическую и практическую части проекта;
- Внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;
- Напечатай графическую часть проекта;
- Подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполняя для защиты демонстрационные наглядные материалы;
- Защити проект;
- Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок.
- Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагнитофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет.
- Думай о том, как твоя работа пригодиться тебе в будущем, старайся связать ее с выбранной профессией.
- Учитывай традиции и обычаи города, в котором ты живешь.
- Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.
- Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.
- Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.
Что же такое проект? Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публичную достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Проблема проекта «Почему?»(это важно для меня лично) Актуальность проблемы– мотивация
Цель проекта «Зачем?»(мы делаем проект) ЦелеполаганиеЗадачи проекта «Что?»(для этого мы делаем) Постановка задач
Методы и способы «Как?»(мы можем это делать) Выбор способов и методов планирования
Результат «Что получится?»(как решение проблемы) Ожидаемый результат
Учебный проект
Учитель Учащиеся
1-й этап – погружение в проект
Формулирует Осуществляет
1) Проблему проекта 1) личностное присвоение проблемы
2) Сюжетную ситуацию 2) вживание в ситуацию
3) Цель и задачи 3) принятие, уточнение и конкретизация цели задач
2-й этап – организация деятельности
Организует деятельность – предполагает: Осуществляют:
4) Организовать группы 4) разбивку на группы
5) Распределить амплуа в группах 5) распределение ролей в группе
6) Спланировать деятельность по решению задач проекта 6) планирование работы
7) Возможные формы презентации результатов 7) выбор формы и способа презентации предполагаемый результатов
3-й этап – осуществление деятельности
Не участвует, но: Работают активно и самостоятельно:
8) Консультирует учащихся по необходимости 8) каждый в соответствии со своим амплуа и сообща
9) Ненавязчиво контролирует 9) консультируются по необходимости
10) Дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость 10) «добывают» недостающие знания
11) Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов 11) подготавливают презентацию результатов
4-й этап - презентация
Принимает отчет: Демонстрируют:
12) Обобщает и резюмирует полученные результаты 12) понимание проблемы, цели задачи
13) Подводит итог обучения 13) умение планировать и осуществлять работу
14) Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др. (по тесту и карте наблюдений) 14) найденный способ решения проблемы
  15) рефлексию деятельности и результата
  16) дают взаимооценку деятельности и ее результативности
Этапы проведения проекта на примере краеведческого проекта «Календарь знаменательных и памятных дат города Северска»
Подготовительный, или вводный (погружение в проект)Выбор темы(все три ученицы, участницы проекта, увлекаются рисованием, посещают художественную школу, необходимо было лишь «натолкнуть» их на данную тему) и ее конкретизация (определение жанра проекта).
Определение цели(Создать календарь знаменательных и памятных дат города Северска своими руками), формулирование задач(Узнать о важных событиях из истории нашего города; посетить значимые места города Северска; познакомиться с интересными людьми; нарисовать иллюстрации, оформить и издать календарь; провести в начальной школе лицея классные часы, посвящённые родному городу).
Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей (Из детского проекта: Иллюстрации к календарю мы решили рисовать сами. Для этого нам понадобились карандаши, кисти, краски и бумага! Так как нас трое, каждый выбрал себе по 4 месяца и четыре события в каждом из них. Маша - май, июль, сентябрь, декабрь. Наташа - январь, февраль, март, ноябрь. Света - апрель, июнь, август, октябрь)Выдача письменных рекомендаций участникам проектный групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.) (Из детского проекта: Наш календарь был бы не полным, если бы мы не узнали историю событий, которые рисовали. Поэтому мы решили изучить материалы из интернета, библиотеки, исторические источники городского музея; составить рассказ и презентацию о самых интересных событиях и местах нашего города)Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления
Поисково-исследовательский этап
Определение источников информации(люди-жители города, интернет, городской музей, наши дедушки-бабушки)
Планирование способов сбора и анализа информации(посещение городского зоопарка, ДК Островского, Храма, музея, изучение ИНТЕРНЕТ источников об истории Северска)
Подготовка к исследованию и его планирование(происходила совместно, учитывалась личная занятость проектанток)
Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстрации.
Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
Трансляционно-оформительский этап
Предзащита проекта(на предзащите мы выяснили, что ученикам начальной школы м.б. не совсем интересно будет слушать теоретический материал и решили сочинить представление-защиту в стихотворной форме)
Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
Подготовка к публичной защите проекта:
определение даты и места защиты
определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.)
стендовая информации о проекте
Заключительный этап
Публичная защита проекта.
Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы (В результате работы над проектом, мы узнали историю создания города, поняли как много сил было вложено, чтобы на месте тайги и болот теперь красовался наш город; узнали, что и сейчас очень много делается для того, что бы мы жили в современном и интересном городе.
посетили городской музей, храм, побывали в Доме Культуры имени Н.Островского, в Северском зоопарке.
встретились с интересными людьми нашего города: с заместителем директора ДК им. Н. Островского Стуковой Ольгой Владимировной, старшим научным сотрудником зоопарка Яковлевой Мариной Владимировной, прихожанкой Храма…
создали КАЛЕНДАРЬ ПАМЯТНЫХ И ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ ДАТ города Северска своими руками
провели в начальной школе лицея классный час и викторину"Знай и люби свой город")
Материалы для диагностики учащихся (выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности)
Анкета
- Какая область человеческих знаний вам наиболее интересна?
- Какой школьный предмет вам наиболее интересен?
- По каким предметам вам интересно читать дополнительную литературу?
- Какую познавательную литературу вы прочитали за последний год? Назовите ее.
- Занимаетесь ли вы в кружках, секциях, посещаете ли факультативы? Какие и где?
- Какая из научных проблем современности вам представляется наиболее актуальной (значимой)?
- Хотели бы вы участвовать в исследовании какой-нибудь проблемы?
- Какое реальное общественное мероприятие с привлечением своих товарищей вы хотели бы провести в рамках школы, округа, города?
- Входите ли вы в какие-либо общественные объединения молодежи? Назовите их.
- Кто из учителей школы мог бы стать вашим консультантов, советчиком при организации и проведении проекта?
- Хотели бы вы привлечь к своей работе родителей? (да/нет)
Общие правила для руководителя проекта
Подходите к проведению этой работы творчески.
Не сдерживайте инициативу учащихся.
Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите ребят действовать самостоятельно.
Помните о главном педагогическом результате – не делайте за школьника то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.
Не спешите с вынесением оценочных суждений.
Оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать.
Обратите внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний:
учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
старайтесь обучать школьника умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую им информацию
В процессе работы не забывайте о воспитании.
Памятка руководителю (организатору) проекта
Предложите темы проектов с различными доминирующими методами (научно-исследовательский, социальный, творческий, информационный, практико-ориентированный, игровой и т.п.) 
Охарактеризуйте и дополните проекты по другим признакам (характер контактов, характер координации проектов, продолжительность, число участников). Выберите один наиболее актуальный (по результатам обсуждения в группе слушателей курсов).
Укажите проблему, сформулируйте цели т задачи проекта, учебный материал по предмету и межпредметные связи (в форме дидактических единиц), которые должны быть задействованы в ходе выполнения проекта.
Продумайте практическую или теоретическую значимость проекта.
Укажите, какие развивающие цели вы ставите (интеллектуальное, нравственное, культурное развитие учащихся).
Перечислите, какие методы творчества будут использованы при выполнении проекта.
Укажите, как данный проект вписывается в классно-урочную и внеурочную деятельность.
Подумайте, как могут быть оформлены результаты проекта.
Обозначьте формы контроля этапов выполнения проекта.
Предложите критерии оценки успешности проекта.
Продумайте, как данный проект может влиять на социальную адаптацию и профессиональное самоопределение подростка, на мотивацию к труду в избранной сфере (только для старшеклассников)
Подумайте, какой психолого-педагогический эффект возможен в результате выполнения данного проекта.
Методическое планирование проектной деятельности для малоопытных педагогов.
Установочное занятие: цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих проектов.
Подготовка информации о проектной работе.
Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, графики консультаций и проч.)
Консультация по выбору тематики учебных проектов, формулирование идеи и замыслов.
Формирование проектных групп.
Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.
Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над проектами.
Поисковый этап.
Промежуточные отчеты учащихся.
Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.
Обобщающий этап: оформление результатов.
Предзащита проектов.
Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.
Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.
Подготовка к публичной защите проектов.
Генеральная репетиция публичной защиты проектов.
Координационное совещание лиц, ответственных за мероприятия.
Заключительный этап: публичная защита проектов.
Подведение итогов, анализ выполненной работы.
Итоговый этап. Благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчетов о выполненной работе.
Реализация проекта позволит решить поставленные цели обучения:
1. Освоение и систематизация знаний, относящихся к фундаментальным основам информатики (теории информации, алгоритмизации и программирования, теоретических основ вычислительной техники, математического и информационного моделирования) – формирование компетентности в сфере информационно-аналитической деятельности.
2. Развитие алгоритмического мышления и формирование у учащихся операционного стиля мышления, включающих в себя совокупность следующих знаний, умений и навыков: всесторонняя оценка ситуации, поиск информации, необходимой для решения задачи, построение информационных моделей, оптимальное планирование действий и возможных путей развития ситуации, принятие адекватных решений, оценка полученных результатов – формирование информационной компетентности.
3. Приобретение опыта создания и преобразования информационных объектов различного вида с помощью современных информационных технологий: телекоммуникационные сети, издательская деятельность, основы технологии мультимедиа – формирование технологической компетентности.
4. Воспитание культуры проектной деятельности, умения работать в коллективе, чувства ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе – формирование компетентности в сфере социальной деятельности, коммуникативной компетентности. Достичь этих целей можно, создавая творческую атмосферу на учебных занятиях, разнообразив содержание внеучебной познавательной деятельности, формируя личную заинтересованность учащихся в проектной деятельности и в саморазвитии.
Открывать, искать, исследовать – эти слова становятся ключевыми в организации учебной деятельности учащихся на современном уроке. Научить ребенка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем; открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления – главная задача. «Многие истины могут остаться для ученика абстрактными, если он сам не выстрадает их, не придет к ним своим путем, через свои открытия, свои прозрения и неудачи. Только этот, часто трудный и мучительный путь может сделать абстрактную истину своей, личной», - писал М. Бахтин. Вот почему на современном этапе возрос интерес к таким деятельностным методам обучения, как проектная и учебно-исследовательская работа школьников. Их принято относить к инновационным педагогическим технологиям.
Сопровождение молодых педагогов, обучение их современным педтехнологиям, в частности проектно-исследовательской деятельности обучающихся, совместное руководство детскими проектами приводит к профессионально-личностному росту подшефного педагога, развивает проектно–исследовательской компетентности учителя.
Литература:
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. – М., 1995. – №6.
Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. – Л., 2007
Килпатрик В.Х. Основы метода – М. – Л., 1988.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
Петрова В. Метод проектов. – М., 1995.