Паспорт работы над проектом Краткий справочник заповедников России


Муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза И.П. Малоземова»
ПРОЕКТ
«Краткий справочник заповедников России»
(паспорт)
2 «б» класс
Учитель начальных классов:
Ананьина Е.Н.
Г. Белозерск
2017 г.
План реализации проекта:
1.Анкетирование учащихся «Что мы знаем о заповедниках?»,
обработка результатов.

2. Просмотр мультфильма «История создания заповедников»
3.Беседа с учащимися «Что такое заповедники? Для чего они нужны, кого или что в
них охраняют.»
4.Постановка цели и задач проекта.
5.Реализация проекта:
-беседа о разнообразии заповедников (просмотр презентаций);
-участие в акции «Друзья заповедных островов», посвященной столетию
заповедной системы России»;
- подбор стихов, загадок о заповедных территориях;
- изготовление поделок;
-знакомство с правилами поведения на особо охраняемых территориях;
- сбор материала о заповедниках, оформление странички справочника.
6.Защита проекта в классе: знакомство с заповедниками, загадками и стихами.
Выставка поделок.

7. Оформление коллективного сборника «Краткий справочник заповедников России».
Актуальность темы проекта
Прекрасен мир, который нас окружает, прекрасна природа в любой точке нашего земного шара, несмотря на то, что она очень не похожа и разнообразна. Человек издавна восхищался твореньями, которые создала природа: удивительными растениями и животными. Жизнь всех людей неразрывно связана с природой: из окружающей среды люди получают кислород, продукты питания, сырье для промышленности, лекарство и многое другое. Но, к сожалению, человек не всегда задумывается о бережном отношении к природе.
Пора бы человечеству понять,
Богатства у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как – мы, такая же – живая!
11 января 1917 года Царствующий Сенат Российской Империи принял Указ об учреждении первого в стране государственного заповедника – Баргузинского. Таким образом в этом году исполнилось 100 лет с даты, когда началась история образования заповедников в нашей стране. Именно этому событию посвящено проведение в 2017 году Года особо охраняемых природных территорий и Года экологии.
Сегодня в России насчитывается 103 государственных заповедника, 50 национальных парков, 59 заказников и 17 памятников природы, расположенных в разных природных зонах нашей страны.
Но мы почти не знаем их, не знаем какие животные, растения находятся под охраной в данных заповедниках. Да и многие учащиеся нашего класса, вообще , затруднились сказать, что такое заповедники и зачем они необходимы.
Мы решили узнать о них больше, рассказать одноклассникам, создать краткий справочник заповедников, запомнить какие растения и животные находятся под охраной и выяснить, что мы можем сделать, чтобы они совсем не исчезли с лица земли, чтобы ещё раз задуматься о судьбе окружающего нас мира.
Объект исследования:
Заповедники, которые находятся на территории Российской Федерации.
Предмет исследования:
Конкретный заповедник у каждого учащегося.
Цель проекта:
Узнать о заповедниках России и их многообразии, создать краткий справочник заповедников России.
Задачи проекта:
1. Проанализировать литературные источники и Интернет-ресурсы
2. Подобрать материалы о заповедниках.
3. Подготовить сообщение или презентацию заповедника, поделки, рисунки .
4. Сделать выводы, как мы можем помочь природе.
5. Рассказать о результатах своей работы одноклассникам. 
6.Учиться бережному отношению к природе.
Методы исследования:
Изучение литературы;
Изучение интернет ресурсов;
Беседы с взрослыми;
Просмотр телепередач, видеороликов, видеофильмов;

Участники проекта
Учащиеся 2«б» класса, родители.
Срок реализации проекта: январь-февраль
Вид проекта
познавательно - информационный , коллективный.
Материально- технические ресурсы
Карта России, презентации о заповедниках, литература о заповедных территориях, мультфильм «История создания заповедников», знаки –правила «Поведение на территории заповедников».
Организационные формы работы
Непосредственная образовательная деятельность, просмотр фильмов и презентаций, научно-познавательных передач, поиск материала в книгах, интернете, беседы со взрослыми.
Самостоятельная работа детей, обмен мнениями.
Взаимодействие с родителями – помощь в подборе необходимого материала.
Прогнозируемый результат
- у учащихся формируются знания о заповедных территориях, вырабатываются правила поведения в природе;
-учащиеся знакомятся с заповедниками России, учатся подбирать необходимый материал на определенную тему, оформлять его;
- в семье устанавливается связь между поколениями, родители вовлекаются в совместный подбор материала;
- обогащается словарный запас учащихся, через знакомство с поэзией и народным фольклором;
- повышается образовательный уровень родителей через введение их в процесс поиска и подбора материала;
-развивается система продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с учителем).
Используемые источники:
Интернет
http://kidsclever.ruhttp://www.stihinasheylyubvi.ruhttp://www.stihi.ruhttp://facultetbook.ruhttp://propozdravleniya.ru/pozdravleniya/den-zapovednikov-stihi-smshttp://ru.wikihow.comhttp://ecologylib.ruБеседы со взрослыми
«Заповедники Советского Союза» под ред. Проф. А.Г. Банникова.- М. «Колос», 1969 г.
«Заповедными тропами» Т.А. Адольф, М.И.Давыдова, В.П. Емельянцев и др., М., «Просвещение» , 1988 г.
«Природа Вологодской области» главный ред. Г.А.Воробьев.- Вологда: «Издательский Дом Вологжанин», 2007 г.
6. Дополнительные источники указаны в каждом сообщении о заповеднике.
План работы над проектом:
Этапы Задачи Содержание деятельности Дата
Подготовительный Подвести учащихся к теме проекта 1. Анкетирование учащихся «Что мы знаем о заповедниках?», обработка результатов.
Цель: выяснить, что дети знают о заповедниках; пробудить в родителя и учащихся интерес к теме, показать ее актуальность
2.Просмотр мультфильма «История создания заповедников»
3.Беседа с учащимися «Что такое заповедники? Для чего они нужны, кого или что в них охраняют.»
Цели: Расширить представление учащихся о заповедниках, вызвать интерес к теме.
4.Проблемная ситуация: «Какие заповедники есть в России, кого или что в них охраняют?»
Цели: заинтересовать учащихся материалом; подвести их к выбору темы проекта
5.Выбор темы проекта
Цель: способствовать развитию у учащихся навыков совместного обсуждения и выбора темы и вида деятельности
январь
январь
январь
январь
I этап
Организационный Оптимизация всех разделов программы по закреплению знаний о территориях находящихся под охраной ; познакомить родителей с целями и задачами проекта, реализуемого в классе, объяснить его важность и необходимость Привлечение родителей к предстоящей творческой работе (консультации, индивидуальные беседы).
Задание учащимся: посоветоваться с родителями и выбрать заповедник по которому будут выполнять работу
Цель: вовлечение родителей в реализацию проекта; способствовать развитию умения учащихся добывать информацию; пробуждать в них заинтересованность и увлеченность самостоятельной деятельностью по реализации проекта. Подбор материала в библиотеке, в интернете, со слов родителей.
3. Беседа о разнообразии заповедников
(просмотр презентаций)
4. Участие в акции «Друзья заповедных
островов», посвященной столетию
заповедной системы России». Январь
январь
февраль
Январь, февраль
II этап
Практический Формирование элементарных знаний и представлений о заповедниках, их разнообразии. Подбор материала о выбранном заповеднике
Подбор загадок, стихов о заповедниках, изготовление поделок, рисунков.
Знакомство с правилами поведения на особо охраняемых территориях.
Цели: познакомить детей с заповедниками; развивать память, речь, внимание; учить подбирать материал по намеченному плану
4.Оформление страничек в сборник «Краткий справочник заповедников России» февраль
февраль
февраль
III этап.
Заключительный Обобщение опыта работы по теме «Краткий справочник заповедников России» Защита своей работы каждым учащимся перед классом, выставка поделок и рисунков
Оформление проекта по данной теме в единый сборник
Защита классного проекта «Краткий справочник заповедников России» на школьной конференции
Применение детьми оформленного материала на уроках окружающего мира, технологии, изо
5. Анализ выполненной деятельности и обсуждение , что получилось, а что нет и почему.
Намечаются перспективы работы в будущем. Цель: Представление проекта позволит участникам осознать личную значимость, приобрести опыт общения и публичного выступления.
Февраль
март
Оценка результатов проекта
Результаты анкетирования по теме «Что мы знаем о заповедниках?»:
В классе 25 человек, анкеты выполняли 24 человека, 1 отсутствовал по болезни.
Что такое заповедник, смог ответить верно 1 человек. Для чего создаются заповедники – 2 человека ответили верно. Названий заповедников ни кто из учащихся вспомнить не мог. Кого или что охраняют в заповеднике , верно ответили 3 человека.
После выполненной работы, большинство учащихся знали, что такое заповедник, могли сказать для чего их создают, кого или что в них охраняют, могли привести примеры 2-3 заповедников России, а некоторые и больше.
Подводя итоги проекта, было принято решение всеми его участниками продолжать изучение заповедных территорий , дополнять созданный справочник.
Приложение 1
Анкета по теме «Что мы знаем о заповедниках?»
Ребята! Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы.
1.Что такое заповедник?
2. Для чего создаются заповедники?
3. Запишите названия известных вам заповедников.
4. Кого или что охраняют в заповеднике ?

Приложение 2
Сводная таблица оценки проекта «Краткий справочник заповедников России»
№ Ф.И. Название заповедника Дополнительные задания Самооценка Оценка класса Оценка учителя содержание оформление защита содержание оформление защита содержание оформление защита 1 Алексеева М. Брянский лес2 Антонович Н. Окский заповедник3 Антонович Л. Кавказский заповедник4 Белов Н. Кандалакшский заповедник5 Бирюкова В. Командорский заповедник6 Бухалов С. Курильский заповедник7 Басков А 8 Данилова Д. Оренбургский заповедник9 Колокольчиков А. Байкальский заповедник10 Костромина Н. Астраханский заповедник11 Кузнецов Е. Саяно-Шушенский заповедник12 Кошпормак Г. Дарвинский заповедник13 Левитский Л. Тигирекский заповедник14 Макарова С. Большой Арктический заповедник15 Максимова А. Остров Врангеля16 Марушкова Р. Кедровая Падь17 Медведева М. Дарвинский заповедник18 Новожилов Н. Дальневосточный морской заповедник19 Попова Р. Уссурийский заповедник20 Романова А. Кроноцкий заповедник 21 Романова В. Баргузинский заповедник 22 Русов К. Сихотэ-Алинский заповедник23 Стряпухин Д. Катунский заповедник24 Чудаков Д. Буреинский заповедник25 Шмачков С. Воронежский заповедник
- отлично -хорошо - удовлетворительно
- не выполнял
Приложение 3
Заповедники России:
Название заповедника: Место нахождения:
1. АзасТыва2 Алтайский заповедникРеспублика Алтай3 Астраханский заповедникАстраханская область4 Байкало-Ленский заповедникИркутская область5 Байкальский заповедникБурятия6 Баргузинский заповедникБурятия7 БасегиПермский край8 БастакЕврейская автономная область9 Башкирский заповедникБашкортостан10 БелогорьеБелгородская область11 Богдинско-Баскунчакский заповедникАстраханская область12 Болоньский заповедникХабаровский край13 Большая КокшагаМарий Эл14 Большехехцирский заповедникХабаровский край15 Большой Арктический заповедникКрасноярский край16 Ботчинский заповедникХабаровский край17 Брянский лесБрянская область18 Буреинский заповедникХабаровский край19 Верхне-Тазовский заповедникЯмало-Ненецкий автономный округ20 Висимский заповедникСвердловская область21 Витимский заповедникИркутская область22 Вишерский заповедникПермский край23 Волжско-Камский заповедникТатарстан24 Воронежский заповедникВоронежская областьЛипецкая область25 Воронинский заповедникТамбовская область26 Восточно-Уральский заповедникЧелябинская область27 Галичья ГораЛипецкая область28 Гыданский заповедникЯмало-Ненецкий автономный округ29 Дагестанский заповедникДагестан30 Дальневосточный морской заповедникПриморский край31 Дарвинский заповедникВологодская областьЯрославская область32 Даурский заповедникЗабайкальский край33 Денежкин КаменьСвердловская область34 Джергинский заповедникБурятия35 Джугджурский заповедникХабаровский край36 Жигулёвский заповедникСамарская область37 Зейский заповедникАмурская область38 Ильменский заповедникЧелябинская область39 Кабардино-Балкарский высокогорный заповедникКабардино-Балкария40 Кавказский заповедникАдыгея,Карачаево-Черкесия,Краснодарский край41 Калужские засекиКалужская область42 Кандалакшский заповедникРеспублика КарелияМурманская область43 Катунский заповедникРеспублика Алтай44 Кедровая ПадьПриморский край45 Керженский заповедникНижегородская область46 КивачРеспублика Карелия47 Кологривский лесКостромская область48 Командорский заповедникКамчатский край49 Комсомольский заповедникХабаровский край50 Корякский заповедникКамчатский край51 Костомукшский заповедникРеспублика Карелия52 Кроноцкий заповедникКамчатский край53 Кузнецкий АлатауКемеровская область54 Курильский заповедникСахалинская область55 Лазовский заповедникПриморский край56 Лапландский заповедникМурманская область57 Магаданский заповедникМагаданская область58 Малая СосьваХанты-Мансийский автономный округ — Югра59 Мордовский заповедникМордовия60 Ненецкий заповедникНенецкий автономный округ61 Нижнесвирский заповедникЛенинградская область62 Норский заповедникАмурская область63 НургушКировская область64 Окский заповедникРязанская область65 Олёкминский заповедникЯкутия66 Оренбургский заповедникОренбургская область67 Остров ВрангеляЧукотский автономный округ68 ПасвикМурманская область69 Печоро-Илычский заповедникРеспублика Коми70 Пинежский заповедникАрхангельская область71 Полистовский заповедникПсковская область72 Поронайский заповедникСахалинская область73 Приволжская лесостепьПензенская областьУльяновская область74 Приокско-Террасный заповедникМосковская область75 Присурский заповедникЧувашия76 Путоранский заповедникКрасноярский край77 Рдейский заповедникНовгородская область78 Ростовский заповедникРостовская область79 Саяно-Шушенский заповедникКрасноярский край80 Северо-Осетинский заповедникСеверная Осетия81 Сихотэ-Алинский заповедникПриморский край82 Сохондинский заповедникЗабайкальский край83 СтолбыКрасноярский край84 Таймырский заповедникКрасноярский край85 Тебердинский заповедникКарачаево-Черкесия86 Тигирекский заповедникАлтайский край87 Тунгусский заповедникКрасноярский край88 Убсунурская котловинаТыва89 Уссурийский заповедникПриморский край90 Усть-Ленский заповедникЯкутия91 УтришКраснодарский край92 Хакасский заповедникХакасия93 Ханкайский заповедникПриморский край94 Хинганский заповедникАмурская область95 Хопёрский заповедникВоронежская область96 Центрально-Лесной заповедникТверская область97 Центрально-Чернозёмный заповедникКурская область98 Центральносибирский заповедникКрасноярский край99 Чёрные землиКалмыкия100 Шульган-ТашБашкортостан101 ЭрзиИнгушетия102 Юганский заповедникХанты-Мансийский автономный округ — Югра103 Южно-Уральский заповедникБашкортостанЧелябинская область104 Шайтан-ТауОренбургская область105 Крымский заповедникРеспублика Крым106 Ялтинский горно-лесной заповедникРеспублика Крым107 Карадагский заповедникРеспублика Крым108 Казантипский заповедникРеспублика Крым109 Опукский заповедникРеспублика Крым110 Мыс МартьянРеспублика Крым Приложение 4



Приложение 5
ПРОЕКТ
«Краткий справочник заповедников России»
(лист в портфолио учащихся)
Пора бы человечеству понять,
Богатства у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как – мы, такая же – живая!
Цель проекта:
Узнать о заповедниках России и их многообразии, создать краткий справочник заповедников России.
Задачи проекта:
1. Проанализировать литературные источники и Интернет-ресурсы
2. Подобрать материалы о заповедниках.
3. Подготовить сообщение или презентацию заповедника, поделки, рисунки .
4. Сделать выводы, как мы можем помочь природе.
5. Рассказать о результатах своей работы одноклассникам. 
6.Учиться бережному отношению к природе.
Срок реализации проекта: январь-февраль 2017 г.

Что сделал(а) я для реализации данного проекта:
Подготовил(а) сведения о заповеднике:__________________________________
Выполнила дополнительно: ____________________________________________
Защитил(а) свою работу в классе, участвовал(а) в оценивании работ одноклассников.
Принял(а) участие в оформлении сборника «Краткий справочник заповедников России»
В ходе проделанной работы, узнал(а) много нового и интересного о заповедниках России!