Консультация логопеда для родителей Развитие фонематического слуха. С чего начинать?


Развитие фонематического слуха. С чего начинать?
Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает  не то, что ему сказали, а то, что он услышал, что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист», «Мишина машина» в «мыши на машине». Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей.
5740400185420«Чудо-звуки»
Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков – шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки – какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми.
Эти же звуки слушайте на прогулке.
«Слушай, пробуй, как звучит»
Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.
«Угадай, что звучало»
Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами.
5527040116205«Где позвонили»
Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от   него и тихо звоните. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. «Отрабатываем ритмические структуры»
Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например такой – 2удара-пауза-3удара. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит Ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами.
«Громко-тихо»
Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом – тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом – низким.