М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» итоговый урок









М.Ю.Лермонтов
«Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца
Калашникова»

Итоговый урок по данной теме



















Итоговый урок по теме: «М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника
и удалого купца Калашникова»
Цели: развивать творческие способности, инициативу учащихся, умение
применять знания, полученные на предыдущих уроках; повышать
уровень литературного развития; активизировать восприятие
учащимися идейно-художественного богатства произведения; помочь
школьникам уяснить широкий круг вопросов, связанных с
Лермонтовым и его временем, и истоки рождения его поэзии;
формировать у учащихся целостную систему знаний; обогащать
духовный мир школьников, воспитывать нравственность.
Интегрированный урок: литература, история, ИЗО, музыка,
актёрское искусство.
Формы урока: индивидуальная, коллективная, групповая с элементами
инсценирования.
Оборудование: портрет поэта, репродукции картин В.М.Васнецова,
И.Я.Билибина, иллюстрации, акварельные рисунки
учащихся, музыкальная запись Мусоргского «Рассвет
на Москве-реке», костюмы участников представления
в стиле эпохи Ивана Грозного.
Ход урока
І.Сообщение учителем темы и целей урока.
Предложение учащимся ответить в итоге урока на вопросы:
1.Как, по-вашему, «Песня прокупца Калашникова» способствует
духовному развитию личности?
2.Чем дорога поэма нам, далёким потомкам поэта?
ІІ.Работа по теме урока.
1.Представление творческих групп: литераторы, историки, литературоведы, артисты, художники.
2.Коллективная работа. Составление визитной карточки поэмы «Песня про ...купца Калашникова»
Тема
Столкновение между опричником Кирибеевичем и купцом Калашниковым

Идея
Протест против произвола и несправедливости,насаждаемых самодержавием

Герои
Царь Иван Грозный, опричник Кирибеевич,купец Калашников, его жена Алёна Дмитриевна, братья купца Калашникова, гусляры

Фабула
Жизнь героя в эпоху, когда торжествует бесчестие, неправда, своеволие, произвол; трагическая смерть героя как вызов,протест против деспотизма; защита чести и человеческого достоинства




3.Групповая работа. Выступления учащихся с творческими сообщениями. (Из предварительно обозначенных групп выступает по одному учащемуся.)
Группа №1. Исследовательская (литературоведы)
Проблема: как проявился интерес к народной поэзии в русской литературе в
30-е годы XIX века?
Содержание выступления
Интерес к народной поэзии в русской литературе был в то время очень большой. Народные песни и сказки с жадностью слушал Пушкин. Как раз в ту пору- в 1830-х годах- Пушкин писал, сохраняя дух народных сказок, свои сказки- о рыбаке и рыбке, о царе Салтане, о мёртвой царевне и семи богатырях и другие.
В окрестностях села Михайловского, Псковской губернии, в годы ссылки Пушкин записал две песни про Степана Разина и сам сложил о нём три песни в подражание народным. Образ Пугачёва в «Капитанской дочке» он воссоздал на основе собранных им народных преданий и песен.
Украинские предания и легенды использовал Гоголь в своих «Вечерах
на хуторе близ Диканьки».
В те же годы появилась сказка П.П.Ершова «Конёк-горбунок».
В народном духе писал свои песни А.В.Кольцов.
Молодой учёный П.В.Киреевский в 1830-х годах приступил к
систематическому собиранию и записыванию русских песен.
В 1836 году М.И.Глинка закончил свою первую оперу «Иван Сусанин».
Он изобразил в ней подвиг народного героя и широко использовал мелодии русских народных песен.
Лермонтов хорошо знал народные песни. В Тарханах, в казачьих
станицах на Тереке слышал он песни-протяжные и плясовые, колыбельные и хороводные, любовные и величальные, ямщицкие, солдатские, разбойничьи. Знал исторические песни.
Ещё в пансионе он записал свою тетрадку: «Если захочу вдаться в
поэзию народную, то, верно, нигде не буду искать её, как в русских песнях». Уже в ту пору он писал песни в подражание народным. В 1837 году Лермонтов создал свою «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В русской поэзии не было ещё произведения, похожего на «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.»
Лермонтов не подражал в ней народным песням и былинам, не
пересказывал их. Среди песен народа нет ни одной, которая хотя бы отдалённо напоминала песню о судьбе купца Калашникова. Её создал сам Лермонтов. Но создал в духе народных песен и так глубоко проник в их стиль и характер, что современные исследователи, сравнивая её с подлинными народными песнями, ставят в один ряд с самыми замечательными творениями народных певцов и сказителей. Недаром Лермонтов вложил её в уста народных певцов.
Группа №2. Творческо-исследовательская(литераторы)
План содержания выступления
1.Смысл обращения М.Ю.Лермонтова к прошлому.
2.Связь «Песни» со временем её написания.
3.Значение «Песни »для людей 30-40-х годов ХІХ в.

ГРУППА №3. Творческо-информационная(историки)
План содержания выступления
1.Сведения об эпохе правления царя Ивана ІV Грозного.
2. «Домострой» - свод житейских правил и наставлений.
3.Учреждение опричнины (1564-1572)

Группа №4.Роле-игровая(артисты)

1.Инсценировка фрагмента «Песни про купца Калашникова» «Кулачный бой»На сцену выходят гусляры,кланяются в пояс публике,тихо перебирают струны
2.Выразительное чтение диалога Калашникова с царём И.Грозным в лицах.
3.Коллективная работа. Слово учителя.
Мы «присутствовали» на кулачном бое, стали свидетелями диалога купца Калашникова с царём И.Грозным после поединка. Давайте ещё раз остановимся на изображении Лермонтовым характера главного героя купца Калашникова. В чём вы видите его моральное превосходство над опричником и царём?
Предположительный ответ
Лермонтов рассказал о трагической судьбе человека, который выступил против царского слуги и прогневил царя. Тяжкая кара постигла Калашникова за то, что он осмелился протестовать против насилия и произвола, за то, что он вышел защитить честь своей жены и своё человеческое достоинство. Сильно прогневался царь на купца. Может быть, царь и помиловал бы Калашникова, если б тот, упав в ноги, просил государева прощения. Но в том-то и сила Калашникова,что он не боится ни царёва опричника, ни самого царя. Калашников-стойкий, независимый человек, никому не подвластный в своих чувствах и помыслах. Он не признаёт за царём права вмешиваться в дела своей совести.
Народ всегда знает правду. Знает он и то, что правда на стороне
Калашникова. И смелый подвиг его остаётся жить в песне. Не забыта и могила его «в чистом поле промеж трёх дорог»:
Пройдёт стар человек- перекрестится,
Пройдёт молодец- приосанится,
Пройдёт девица- пригорюнится,
А пройдут гусляры- споют песенку.
В этих четырёх строках заключён глубокий смысл лермонтовской поэмы: народные певцы под звон гуслей передают из поколения в поколение песню об удалом купце- человеке из народа, который не побоялся царского гнева и, убив царёва опричника, смыл с себя позор и бесчестие.

Группа №5. Исследовательская (литераторы)
Проблема: связь поэмы с произведениями УНТ.
Язык поэмы.
Содержание выступления
«Песня» Лермонтова принадлежит к лучшим произведениям русской и мировой поэзии, где поэт показал величие русского национального характера и воссоздал дух и стиль народной поэзии.
Начинается «Песня» Лермонтова характерным для народной поэзии
отрицательным сравнением:
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие
В произведениях народной поэзии очень часто два слова объединяются одним ударением. Этот приём помог Лермонтову передать характер старинной народной песни: «царю грозному», «во златом венце», «угощали нас три дни, три ночи». Благодаря этому два слова звучат, как одно: «царюгрозному», «взлатомвенце», «тридни, триночи»
Немало приёмов синонимов и тавтологий можно найти у Лермонтова:
Гудит-воет колокол.
И гуляют-шумят ветры буйные.
Клич кликать громким голосом.
Не шутку шутить, не людей смешить.
Эпитетов из народной поэзии: головушка-буйная, брови-чёрные, земля-сырая, воля -вольная. Краткие формы прилагательных: «красно солнышко», «стар человек», «лиха беда». Формы окончаний глаголов, как «заливалася» вместо «заливалась», «просыпалася», «гнушатися». Двойные приставки: «призадумались», «поистратилась», «приосанится». Старые окончания прилагательных:
С большим топором навострённыим.
У ворот стоят у тесовыих.
Уменьшительно-ласкательные имена: головушка, сторонушка, голубушка, детинушка, сосенка. Повторы: из-за дальних лесов, из-за синих гор. «Перехваты» - повторение в начале следующей строки конца предыдущей:
Повалился он на холодный снег,
На холодных снег, будто сосенка,
Будто сосенка, во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная .
Можно вспомнить ещё слова, неупотребительные в литературной речи, но характерные для живой устной речи народа: «супротив», «нониче» , «промеж», «посередь», «пужаешься», «бесталанная», «твово»!
Особенности стиля «Песни» показывают, как глубоко постиг
Лермонтов дух народной поэзии и как замечательно воспроизвёл его в своей поэме.

Группа №6. Творческо-информационная(художники)
Задание: художественная иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова «Песняпро купца Калашникова».

Содержание выступления
При жизни Лермонтова не было создано ни одной иллюстрации к его произведениям. Первым серьёзным иллюстрированным собранием сочинений было так называемое кушнерёвское издание, подготовленное к 50-летию со дня смерти М.Ю.Лермонтова П.П.Кончаловским.
Многих иллюстраторов нашла «Песня прокупца Калашникова» Её
иллюстрировали В.Г.Шварц, В.М.Васнецов,В.И.Суриков,Б.М.Кустодиев,И.Я.Билибин, П.Букин и другие. Лучшим иллюстратором «Песни» и по сей день остаётся В.М.Васнецов. Художник создал четыре иллюстрации к «Песне»: «Пир у Грозного», «Встреча Алёны Дмитриевны с Кирибеевичем» , «Бой Кирибеевича с Калашниковым», «Прощание с братьями(казнь)».
Глубоко проникнув в мир лермонтовских образов , Васнецов в
иллюстрациях показал себя замечательным знатоком русской старины. На его рисунках мы видим златоглавую Москву с её «святыми церквями» и «тесовыми кровельками», и место для «охотницкого бою одиничного», и «высокое место лобное». Исторически точен Васнецов и в передаче одежды царя, одеяния его дружины, бояр, опричников. Иллюстрации Васнецова удачно воссоздают образы героев лермонтовского произведения, показывают их в действии, во взаимоотношениях. Так, в сцене богатырского боя перед нами «молодой купец, удалой боец Калашников, отстоявший свою честь в открытом бою. От облика васнецовского героя веет бесстрашием, чувством собственного достоинства, решительностью.
Нельзя не отметить как бесспорно удачные иллюстрации к «Песне»
известного художника-сказочника И.Я.Билибина. К произведению Лермонтова Билибин создал восемь рисунков, из которых особого внимания заслуживают «Гусляры», «Пир у Грозного», «Алёна Дмитриевна и Кирибеевич», «Перед кулачным боем» и «Прощание с братьями». В этих иллюстрациях, отличающихся высокой художественной культурой, Билибин проявляет не только присущее ему тонкое умение передавать своеобразие русского быта в каждой детали рисунков, но он убедительно характеризует и внутренний мир персонажей.
Наша группа художников приготовила свои иллюстрации, акварельные
рисунки, посвящённые «Песнепро купца Калашникова»

. Защита творческих работ учащихся.

ІІІ. Итог урока. Ответы учащихся по двум предложенным в начале урока вопросам.

Выставление оценок.

IV. Домашнее задание.

Опишите словами рисунок, в котором вы хотели бы выразить своё понимание общего смысла поэмы.

2.Письменно объясните, как вы понимаете слова Белинского о том,
что над могилой Калашникова «живой речью говорит предание»?