Урок литературы в 7 классе с методическим обоснованием. М.Ю.Лермонтов Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Учитель Дёмина О.П.


Тема: Две жизни - две судьбы (2-й урок по поэме М.Ю.Лермонтова«Песня ...про купца Калашникова») Эпиграф к уроку.
Сколько жив на свете человек?
Ровно столько, сколько помнят люди: Кто-то год, а кто-то целый век.
Кто-то вечно в этом мире будет...
Л. Преображенская.
Общие цели: - продолжить обучение языку словесного искусства;
расширять культурный кругозор учащихся;
помочь прийти к осмыслению изображаемого и авторского отношения к нему; к постижению художественной идеи произведения.
Диагностические цели: - смогут воссоздать картину жизни описываемой эпохи,
русский семейный быт;
-выразить свое мнение, свое отношение к изображаемому; выделять композиционные части произведения; -определять тему и идею произведения, его жанровую основу; характер человека по его поступкам;
вычленить общечеловеческие проблемы, заключенные в произведении;
раскрыть общечеловеческие ценности: любовь, дом, семья, честь и достоинство;
смогут оперировать понятиями: нравственность, нравственные законы, нравственный выбор, нравственная правда.
Оборудование: Интерактивная доска.
Словарная работа: быт, антитеза, нравственность, христианские заповеди.
Ход урока.
Выявление восприятия
Учебные задачи: - установить правильность и осознанность выполнения
всеми учащимися дом. задания;
устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях
добиться от уч-ся восприятия, которое создаёт мотивацию к
перечитыванию текста и его анализу.
Вступительное слово учителя: тема урока, эпиграф, цель.
Проверка дом. задания.
Идейно-художественное содержание двух сцен. (Рассказы по вариантам)
I. Вариант-рассказ «Семейный быт Калашникова»
II. Вариант-рассказ «Семейная драма Калашникова»)
3.Вопросы на выявление восприятия:
Какие события в «Песне» вы считаете основными?
Какие из них наиболее драматичны?
Этап изучения произведения.
Учебные задачи:
- дать учащимся конкретное представление об изученных фактах, явлениях, основной идее изучаемого вопроса;
-добиться от учащихся восприятия, осознания, обобщения и систематизации знаний;
- усвоение уч-ся способов, путей и средств, которые привели к данному
обобщению.
1. Запись в тетрадях 2-х вопросов: 1) Проблемный вопрос:
Кто является в «Песне» настоящим героем и почему?
2) Если бы вы были художником и вам надо было бы иллюстрировать «Песню», в какой бы цвет вы окрасили фон? Почему?
2. Беседа.
Какую роль играет пейзаж, открывающий повествование в III главе?
С помощью каких изобразительных средств рисуется образ зимнего утра?
Как это соотносится с событиями?
Каким смыслом наполняется эта сравнительная параллель из жизни природы и человека?
Какой эпизод является кульминацией?
Что ждет участников кулачного боя?
Повторение понятия об антитезе.
Исключительным событием или обычаем того исторического времени представлен кулачный бой в поэме? (Найти доказательство правоты суждения в тексте)
Кто участвует в поединке?
10)Каково происхождение Кирибеевича и Калашникова
3.Составление кластеров по вариантам:
характеристика Кирибеевича и Калашникова
Вопросы: - однозначна ли характеристика этих персонажей?
к кому из них отношение других людей противоречиво?
какова ваша оценка характера и поведения Кирибеевича и Калашникова?
4.Попробуем передать это в чтении сцены «Перед боем».
(Чтение по ролям)
Вопросы: - зачем выходит Кирибеевич на кулачный бой?
-из каких побуждений идет на бой Калашников?
6.Чтение сцены боя (учитель читает).
7. Беседа.
Проблемный вопрос «Кто является настоящим героем и почему?»
Какие художественные средства помогают сделать вывод, что Калашников-былинный герой, русский богатырь?
Что спасает Калашникова в бою от смертельного удара? Почему он побеждает?
Почему Калашников не открывает истинной причины своего поступка царю?
Считает ли Калашников себя правым, вступив в кулачный бой с Кирибеевичем?
6)Почему он говорит братьям: «Помолитесь сами в церкви божией вы за душумою, душу грешную»?
7) Дать понятия: «христианские заповеди», «нравственность», «нравственныйвыбор», «нравственная правда».
8)Как погибает каждый из героев поэмы?
9)Почему «Песня» заканчивается не казнью, а описанием его могилы?
Какова народная оценка поступка Калашникова?
Обращение вновь к эпиграфу.
8. Сравнить описание могилы Калашникова со строками из поэмы «Беглец».
И труп, от праведных изгнанный,
Никто к кладбищу не отнес,
И кровь с его глубокой раны
Лизал, рычал, домашний пес;
Ребята малые пугались
Над хладным телом мертвеца,
В преданьях вольности остались
Позор и гибель беглеца.
9. Учитель: Финал поэмы обладает важнейшим свойством подлинной трагедии, которая со времен античности называется катарсисом.
Катарсис - просветление, которое читатель испытывает под влиянием пережитого им чувства сострадания к героям, ощущение торжества некой правды, более высокой, чем житейская.
И возвращаемся к вопросу, записанному в тетради:
Если бы вы были художником и вам надо было бы иллюстрировать «Песню», в какой бы вы цвет вы окрасили фон? Почему?
III. Этап обобщения.
Учебные задачи:
- проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.
1. Творческая работа: написать сценарий III главы.
IV. Домашнее задание.
1. Написать сочинение.
Методическое обоснование
Iэтап - выявление восприятия
Организуя этот этап урока, я использую вопросы аналитического характера, направленные на осмысление содержания произведения, восприятие как на репродуктивном уровне, так и на проблемном, которые создают мотивацию к чтению текста произведения и его анализу.
II этап - изучение произведения. (III главы)
На данном этапе обращаю внимание на композицию, стилистические особенности, художественные средства, роль пейзажа, считая, что это позволит привести уч-ся к художественной идее произведения, к авторской позиции. Для этого использую аналитические и творческие задания, что позволяет развивать логическое и образное мышление уч-ся.
Вопросы 2 и 7 подэтапов разделены на смысловые группы, которые ведут к конкретному выводу, от вывода к выводу уч-ся продвигаются к цели, идее произведения.
Также есть вопросы, которые помогают прийти уч-ся к пониманию понятий «нравственность», «христианские заповеди». Помимо вопросов, организующих целостный анализ текста, в содержание урока включено сопоставление со строками из поэмы «Беглец», которое глубже помогает понять идею поэмы и авторский замысел.
IIIэтап – обобщение
На этом этапе я использую творческую работу (написать сценарий III гл.) с целью проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.
IVэтап - постановка дом.задания Дом.задание носит обобщающий характер, завершает изучение произведения творческая работа - сочинение.