Творческий проект Моя родословная ученица 11 класса Дарханова А.


Министерство образования Российской Федерации
Иркутская область
МБОУ «Аларская СОШ»
Творческий проект:
«Моя родословная. Минии уг гарбал»
Родословная семьи Дархановых
Выполнила: Дарханова Альбина,
ученица 11 класса
МБОУ Аларская СОШ
Руководитель: учитель бурятского языка
и литературы
Марактаева Светлана Николаевна
с. Аларь
2014 г.
Оглавление:
Цели и задачи проекта……………………………………………….3
Введение………………………………………………………………..4
Основная часть. Моя родословная………………………………....6
Хронологическое древо………………………………………………10
Заключение…………………………………………………………….11
Литература……………………………………………………………..12
Приложения……………………………………………………………13
Творческий проект: «Родословная семьи Дархановых»
Тип проекта: творческий
Проблема: незнание современными людьми своей родословной отражается на патриотизме и духовных ценностях человека
Цель проекта: определение роли родословной в жизни современного человека, раскрытие истории своей родословной
Исходя из поставленной цели, я определила следующие задачи:
1. Познакомиться с историей создания и развития своей семьи;
2. Изучить семейный архив;
3. Опросить старейших представителей рода;
4. Провести социологический опрос учащихся;
Актуальность исследования: научная важность исследования родословной определяется ее значимостью в культурной, общественной и политической жизни местного населения.
Введение Исследовательская работа является полезной формой обучения. При этом мы общаемся с людьми, работаем с литературой, наблюдаем. Моя задача – сохранить историю нашего времени для наших потомков. Лишь это позволит продолжить существование человека на планете. Я представляю вам творческий проект «Моя родословная. Минии уг гарбал». Постараюсь показать роль родословной в жизни современного человека. У каждого человека есть прошлое, и все это отражается в его родословной. Причиной выбора моей темы стал вопрос: знает ли каждый человек свою родословную, интересуется ли своими предками. Мною был проведен социологический опрос среди учащихся 11 класса. Анкета состояла из четырех вопросов о родословной:1.Надо ли современному человеку составлять родословную?2.С какой целью нужно составлять родословную?3.До какого колена вы знаете свою родословную?4. Есть ли у тебя составленное хронологическое древо?
Подведя итоги, я выяснила, что:
да, современному человеку нужно составлять свою родословную
изучение родословной нужно для лучшего понимания прошлого, настоящего и будущего нашего народа. Знание истории своих предков, их традиций помогает ощущать себя частью этой истории. Это обязывает к тому, чтобы оставить после себя какой-то след в истории поколений, передать свой опыт и знания детям и внукам
71% опрошенных знает 7 представителей рода
29% опрошенных знают не больше 3 представителей рода
у 50% опрошенных учеников есть составленная родословная
у 50% опрошенных учеников составленной родословной нет
Для исследования данного проекта я использовала литературу и семейные фотографии. Во время разработки проекта мне пришлось расширить знания составления родословной, сначала я собрала информацию о родословной, опросила одноклассников. Этот проект помог мне углубить свои знания о своей родословной, лучше узнать свои корни, какого я рода-племени, глубже заглянуть в личную историю. Изучать свое родословное древо - увлекательнейшее занятие. Я решила составить родословную по линии со стороны матери.
Каждый бурят должен знать своё родословное древо предков поколений, знать свои корни. Это нужно, чтобы человек ощущал себя не одиночкой, а представителем древнего рода, связанным со всем племенем, с народом, с человечеством в целом.
Родословное древо - это наглядная схема, из которой можно извлечь много разной информации. В первую очередь, это имена твоих предков. В родословную вносились только имена мужчин. Имена дочерей в список не вносили, потому что после замужества они присоединялись к другому роду. По этому списку всегда можно выяснить степень родства чуть ли не всех бурят. Потому буряты любили расспрашивать, кто ты и откуда? Вдруг обнаружится ещё один родственник, пусть и дальний.
Если знать историю своего народа, можно представить, где жили, кочевали, с кем общались твои предки.
Основная часть. Моя родословная
«Человеку важно знать свои корни — отдельному человеку, семье, народу — тогда  и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни". Василий Песков
В живописном уголке северной части муниципального образования «Аларь» простирается моя малая родина - минии тоонто. Природа наделила ее необыкновенной красотой; чередуются привольные степи и лесные чащи. Особую прелесть и очарование пейзажу придавали раньше разливы озера Хүхэ нуур. На прекрасном берегу этого озера, обрамлённое лесным массивом и находится мое село Кукунур. У нас в Кукунуре живут буряты рода хара бадархан, то есть чёрный бадархан. По преданию, их предки пришли сюда из далёкой стороны, с берегов синего озера. Эта версия наводит нас на мысль: не пришли ли предки кукунурских хара бадархатов из района озера Кукунор в Ордосе?
Вблизи Алари также есть роща, названная в честь П.П. Баторова- Баторови шэрэнги (Баторовская роща). Недалеко от этой рощи были населённые пункты Машкино, Мардай, Зангей, Дархановск - они все своими названиями обязаны антропонимическому происхождению, и я пришла к выводу, что известные названия поселений относятся к топонимическому разряду - ойконимии. К большому сожалению многие угодия, в том числе и Дархановск исчезли. Мне интересно связана ли моя фамилия как-то с названием угодья Дархановск? Быть может раньше мои предки, до переселения в Кукунур жили там? Никто не знает ответа на этот вопрос, а моя малая родина – это привольная и благодатная земля, где уже много лет живут потомки великих хонгодоров - Кукунур. Я выросла здесь, у подножия Саянских гор и хочу рассказать о родных, живших здесь до меня. Меня зовут Дарханова Альбина, я учусь в 11-ом классе Аларской СОШ. Я принадлежу к многочисленному роду Дархановых, знаю 9 поколений родных по мужской линии.
Родоначальник нашего рода - Даре, его сын – Сондор, сын Сондора – Дархан, от его имени и произошла наша фамилия, сын Дархана – Шотхон, сын Шотхона – Зонхо, сын Зонхо – Ефим, сын Ефима, мой дедушка – Михаил, у него трое детей – Анжела, Софья и Ефим. И я – дочь Анжелы, Аюна – дочь Софьи, Ксения и Михаил – дети Ефима – представители девятого поколения рода Дархановых.Три поколения из моего рода, отец, сын и внук – Шотхон, Зонхо и Ефим сражались на фронте Великой Отечественной войны.
Я хочу рассказать о своем прадедушке Дарханове Ефиме Зонхоевиче. Я горжусь и восхищаюсь им, его храбростью, справедливостью, терпению. Родился он 25-ого мая 1924-ого года. Он был вторым ребенком в семье. Школ раньше не было. Учитель ходил и собирал детей то в одном, то в другом доме. Учебников тоже не было, был только бурятский словарь, да и то один. Дедушка рассказывал мне про своего учителя Алексеева Иосифа Прокопьевича, который по характеру был суровым человеком. Однако дедушка недолго учился, в семье было семь детей, поэтому чтобы помогать родителям по хозяйству и присматривать за младшими братьями и сестрами, он перестал посещать занятия. Отец дедушки был суровым человеком, к тому же в то время в семьях преобладали патриархальные традиции, и власть отца была неограниченной. В 1942-ом году в возрасте восемнадцати лет он ушел на войну, сражался на Восточном фронте, получил медаль за победу над Японией. На войне дедушка потерял самого близкого и любимого человека, своего отца Дарханова Зонхо Шотхоновича. Очень тяжело переживал потерю, но смог выдержать и выстоять. В 1949-ом году дедушка Ефим демобилизовался. Он проходил воинскую службу на протяжение семи лет. Сразу после демобилизации, в марте 1949-ого года дедушка женился на Сотниковой Екатерине Савельевне, которая была рядом с ним в печали и в радости, в болезни и здравии, поддерживала его до последних дней жизни. Дарханов Ефим Зонхоевич и Дарханова Екатерина Савельевна в тяжелые послевоенные годы вырастили 10 детей. В 1950-ом году дедушка выучился на механизатора, после чего начал работать в колхозе «Красный Кукунур» Голуметского района. Это очень тяжелая работа, здоровье дедушки ухудшилось из-за того, что при работе на тракторе или комбайнере пыль постоянно попадает в легкие. Но все же он проработал там до 1975-ого года. В течение трех лет работал оператором в Кукунурской восьмилетней школе. В 1978-ом году вместе с семьей переехал из села Кукунур в село Аларь. В Аларской участковой больнице до выхода на пенсию работал разнорабочим. В 1986-ом году дедушка вышел на пенсию, но продолжил работать. В 1995-ом году, наконец, ушел на заслуженный отдых и больше не работал. В 1996-ом году родилась я, дедушка проводил со мной много времени и часто рассказывал мне интересные эпизоды своей жизни. К сожалению, я мало чего помню из его рассказов, но мне хорошо запомнились песни, которые он пел для меня:
«Баабайн басаган»
1. Хадаяа дабахам гэхэнь гээбы,
Буряадхан аргалтайб гэхэнь гээбы,
Болзолдоод зугаалая гэхэнь гээбы,
Yетэн хажуудам гэхэнь гээбы.
2. Уулаяа дабахам гэхэнь гээбы,
Урихан тэргэтэйб гэхэнь гээбы,
Ханилаяа хоюулаа гэхэнь гээбы,
Хажуудаа нэгэнтэйб гэхэнь гээбы.
«Алайрайнбасагад»
1. Хажууhааньхарахадамсэбэрхэнаад,
Сэдьхэлхэнбодолоорооямарханёо. -2р
2 .Урдаhааньхарахадамульмарханаад,
Ухаанииньбодолоорооямарханёо.-2р
3. Хойтоhооньхарахадамхотигорхонаад,
Хоолойнииньхаргылооямарханёо. -2р
Это та малая часть из того что я запомнила.
В 2003-ем году дедушка с бабушкой уехали в поселок Средний, к младшему сыну Олегу. В 2005-ом году в возрасте 81 года дедушка скончался. Тогда я была совсем маленькой и не совсем понимала того, насколько важно было для меня иметь с ним общие воспоминания. Но та крохотная часть воспоминаний о нем, его рассказы и песни навсегда останутся в моей памяти. Жизнь моего прадедушки была тяжелой, детство прошло в голоде. Не успев повзрослеть, он ушел на фронт. Вернулся уже совсем другим человеком, получившим душевные раны на войне, потерявшим отца и боевых товарищей. Он был суров, но справедлив. Всю свою жизнь он работал, чтобы жена и дети жили в достатке, пренебрегая при этом своим здоровьем. Я очень счастлива от того, что у меня был такой дедушка, и если бы удалось повернуть время вспять, я проводила бы с ним больше времени, слушала бы внимательней, задавала бы больше вопросов и, может, попыталась бы понять его. Я восхищаюсь прадедушкой, человеком, необыкновенно храбрым, целеустремленным, умевшим найти выход их любой ситуации. Я думаю, что если человек хочет прожить жизнь ответственно, серьезно, то прошлое должно быть частью его души. И потому мы все должны знать свое прошлое и хранить его, используя во благо завтрашнего дня.
Моя родословная - это только начальные этапы исследования, но думаю в дальнейшем, я продолжу ее изучение, и вместе со своими родственниками буду пополнять свои знания о представителях рода.
Заключение
В ходе своего проекта, я поняла, что знать свою родословную важно и нужно. Знание своего родословного древа у бурят является, можно сказать, целой школой. Познания родословной (рода, подрода, фамильного клана) передавались из поколения в поколение.
Результаты проекта:
Я пополнила и закрепила знания по истории, этнографии. Работа в этом направлении способствовала активному сотрудничеству с семьей, установлению партнерских отношений, сплочению семей.
Родители получили массу советов и рецептов по составлению родословных, осознали значимость этой работы. У них появилась гордость за своих предков и потомков, желание быть не хуже, ответственность перед ними и своими детьми.
Опрошенные расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной. Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям. Кроме того, мои одноклассники в классе стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.
Проект направлен на изучение и систематизацию своей родословной, развитие умений аргументировано отстаивать свою позицию в учебных дискуссиях. В ходе выполнения проекта учащиеся должны узнать о семейных традициях, создать генеалогическое дерево. Это позволяет решать важные нравственные задачи: умение общаться в своем узком социуме, интересоваться жизнью друг друга, вырабатывается умение любить и уважать друг друга. Участие в проекте позволил мне решать несколько важнейших задач:
Знакомство мной и моих одноклассников с биографией своей семьи;
Формирование способности понимать обусловленность исторической цепи наследственности, анализировать материал, аргументировано и обосновано высказывать свою точку зрения.
Участие в проекте позволяет получить опыт аналитического исследования семейных процессов, опыт публичного представления своей позиции по данным вопросам. Я закрепила навыки поиска и анализа информации.
Мои предки ярко олицетворяли те ценности, которые связывают мою семью сегодня. Черты их личностей несут дети и внуки.
Таким образом, цели и задачи проекта выполнены, а правила в моей семье переданы прежним поколением родственников и стали традициями семьи.
Баршад хёмороотой энэ сагта
Буряад хэлэеэ, буряад нэрэеэ,
Баабай, эжы, айл аймагаа
Бурхан шэнгеэр сахижа ябая!
Список использованной литературы:
«Одна земля – одна культура». Материалы этнографических чтений среди ОУ Усть-Ордынского округа. п.Усть-Ордынский, 2011 г.
«Бурятское население Иркутской губернии и УОБАО в XX веке». 2002 г.
Бабуева. В.Д. «Материальная и духовная культура бурят». 2004 год.
Алагуева В.П. «Золотая книга о бурятах». Издательство ОАО, Республиканская типография Улан – Удэ, 2008 г.
Зимин Ж.А. «История Аларского района» , Иркутск, 1995 г.
РАН. « Буряты». Москва. 2004