Сюжетно — ролевое творческое внеклассное мероприятие: Незнание не освобождает от ответственности


Муниципальное бюджетное основное общеобразовательное учреждение
«Новоенисейская основная общеобразовательная школа»
Сюжетно - ролевое творческое внеклассного мероприятия:

Выполнила:
Гончарова Евгения Николаевна,
учитель
с.Новоенисейка, 2016
Пояснительная записка
Актуальность темы связана с устоявшимся в сознании россиян представлением о коррупции как неискоренимом явлении. Изменение ситуации возможно лишь через воспитание активной гражданской позиции, формирование неприятия коррупционного поведения у молодежи.
Методическая разработка предназначена для проведения внеклассного занятия среди учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы. В содержании раскрывается понятие коррупция, её причины, последствия, формы и сферы проявлений, а также способы борьбы с ней. Материал даётся на простом доступном для детей языке с использованием видео сюжета, решением проблемных ситуаций, с инсценировкой сюжетов. Работа проводиться в группах, где завершающим этапом является защитой проектов-коллажей.
Цели:
формирование антикоррупционного мышления
Задачи:
1.Образовательная: выяснить суть дефиниции «коррупция», познакомить с формами проявления коррупции;
2. Развивающая: расширять кругозор учащихся, формировать собственное понимание на проблемы современного общества;
3. Воспитательная: воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране;
Методы: репродуктивный (объяснение учителя), продуктивный.
Формы работы: мозговой штурм, индивидуальная, работа в группах.
Оборудование: мультимедиа с ПК,  карточки с ситуациями, чистые листы формата А4, маркеры или фломастеры. 
План мероприятия:
Подготовительный этап.
Деление по группам;
Выбор инициативных групп (которая обыгрывает заранее подготовленные сценки, готовит информацию из истории.
Оформление классной доски
Основной этап.
Мозговой штурм;
Выступление инициативных групп (из истории коррупции);
Определение форм коррупции;
Работа с таблицей;
Инсценировка ситуаций;
Работа над проектами-коллажами;
Выступление библиотекаря;
Заключительный этап.
Защита проектов;
Подведение итогов;
Награждения;
Возможности применения разработки:
мероприятие может быть использовано учителями предметниками, классными руководителями, организаторами внеклассной работы, на факультативных занятиях по обществознанию.
Предполагаемый результат работы:
- ознакомление и закрепление знаний детей о законах: «Семейный кодекс», «Конституция РФ», закон об образовании, уголовный кодекс, Федеральные законы.
- расширит кругозор учащихся, сформирует собственное понимание на проблемы современного общества;
- ответственность за собственные действия и поступки, становление устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране;- укрепит чувство собственного достоинства и уверенности, ответственности перед семьей, знакомыми и государством;
Мероприятие:
«Каждый, кто украдет у казны
лишь столько, чтобы купить веревку,
будет на ней повешен».
Петр I.
Цели: формирование антикоррупционного мышления.
Задачи:
1.Образовательная: выяснить суть дефиниции «коррупция», познакомить с формами проявления коррупции;
2. Развивающая: расширять кругозор учащихся, формировать собственное понимание на проблемы современного общества;
3. Воспитательная: воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране;
Участники мероприятия: 8-9 класс. Члены жюри: УУП, учитель обществознания, социальный педагог, библиотекарь.
Методы: репродуктивный (объяснение учителя), продуктивный.
Формы работы: мозговой штурм, индивидуальная, работа в группах.
Оборудование: мультимедиа с ПК,  карточки с ситуациями, чистые листы формата А4, маркеры или фломастеры. 
Подготовительная часть мероприятия:
Заранее дети делятся по группам, выбирается инициативная группа, которая обыгрывает заранее подготовленные сценки, готовит информацию из истории. Оформление классной доски: эпиграф, «коррупция»– толковый словарь С.И. Ожегова, ассоциации на слово «коррупция»: приложение №1
Стендовое представление литературы:
1 стенд «Семейный кодекс», «Конституция РФ», закон об образовании, уголовный кодекс, Федеральные законы.
2 стенд: Художественная литература.
Ход мероприятия
I. Организационный этап. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!
Сегодня на нашем мероприятии присутствуют уважаемые гости, они же будут являться членами жюри (представление). В конце мероприятия они подведут итоги вашей работы.
II. Вызов. Просмотр видеоролика, беседа с учащимися, о чём этот ролик.
Учитель: Что такое коррупции? – (По толковому словарю С.И.Ожегова, "Коррупция - это моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами».
Какие ассоциации вызывает у вас слово коррупция? (каждый ученик называет свою ассоциацию, учитель пишет их на доске столбиком: произвол, взятка, власть, подкуп, чиновники, МВД, карман и т.д.) Как вы считаете, тема нашего мероприятия соотносима со словом коррупция? Докажите.
Учитель: Предлагаю сделать решительный шаг. На полу расположены таблички с надписями «Совершенно согласен», «Согласен с оговорками». Перед вами стоит вопрос выбрать правильное направление по нашей теме: «Незнание не освобождает от ответственности» и встать на ту табличку, который считаете нужным. На решение дается 20 секунд. 
Предлагаю вам обсудить в группах, и доказать свое мнение методом мозгового штурма. Дается 3 минуты.
Учитель: Во время обсуждения ваше мнение может измениться, таком случае разрешаю вам пересесть в другую группу, так как за 20 секунд человек может принять неправильное решение.
И так, время истекло, и мы слушаем мнение 1 группы, который попытается убеждать нас, что «Незнание не освобождает от ответственности».
Ответ 1 группы.
(Варианты ответов)
-Да, мы живем очень сложное время, в котором все решают деньги. Но не в деньгах счастье. Есть такие вещи, как честь, честность, долг перед страной, клятва Гиппократа и.т.д.
Можно поступить в ВУЗ без денег – можно. Для этого нужны знания.
Можно вылечить больного бесплатно - можно. Просто нужно помнить, что ты тоже человек и когда -нибудь можешь заболеть.
Можно получить военный билет бесплатно - конечно. Выполни долг перед страной, будь мужчиной!
Наше мнение такое. Мы сами виноваты, что коррупция процветает.
Учитель: Спасибо.  Вы на правильном пути. Слово передаю 2 группе.
Ответ 2 группы.
(Варианты ответов)
- Мы конечно, согласны с мнением 1 группы, но с оговорками. Почему? Потому что бывают такие моменты, что решается вопрос о жизни и смерти. Например, ребенок болен, нужна операция (без очереди), а ждать  нет времени. Как быть? Конечно, родители готовы дать взятку и спасти своего ребенка. Мы сделали бы так же, если оказались таком положении.
- Да коррупция была, есть и будет, пока не придумают жестокие меры наказания. На сегодняшний день есть законы, наказывают некоторых (но не всех), а потому коррупция процветает.
Нужно написать хорошую программу антикоррупционную. Проводить мероприятия в школах, чтобы дети понимали это с детства.
Учитель: Дорогие ребята, у каждого из вас, есть свое мнение. Я не буду говорить кто из вас прав или не прав. Самое главное – это проблема беспокоит каждого и хотелось бы, чтобы никто из вас не стал участником данного преступления!
III. История коррупции.
Учитель: К сожалению, коррупция существует почти во всех сферах жизни общества и проявляется в самых разнообразных формах и видах. Давайте обратимся к закону. Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» дано следующее определение коррупции: «а) злоупотребление служебным положением, дача взятки,
получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц. 
Как же долго существует коррупция? Давайте обратимся к истории.
Выступление инициативной группы. В России коррупция зародилась еще в древности, тогда это не считалось чем-то необычным, а было просто обыденностью. Первые упоминания о коррупции, которая определялась понятием «мздоимство», исходят  из русских  летописей.
Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности было    осуществлено в царствование Ивана III. 1556 г. – отмена кормления.
Учитель: Вспомните что такое кормление?
Ученики: Кормление - система жалования должностных лиц за счет местного населения.
Выступление инициативной группы.  Во время правления Ивана IV, впервые ввелась смертная казнь в наказание за чрезмерность во взятках.
 Петр 1 грозился издать указ, что любой укравший деньги из государственной казны, на которую можно купить будет веревку, на этой веревке и будет повешен. На что генерал-прокурор Ягужинский сказал: «Вы - император рискуете после такого указа остаться без подданных. Все мы воруем, кто больше, кто меньше». На что Петр 1 махнул рукой и сказал: «Пес с вами, воруйте!» Последующие правители в деятельности по искоренению коррупции не отмечались.
 Александр II впервые в России ввел в практику декларирование имуществ государственных служащих.
По декрету 1918 г. о взяточничестве полагалось тюремное заключение на 5 лет с конфискацией имущества. 1922 г. по Уголовному кодексу за взяточничество – расстрел. 1957 г. - официальная борьба приостановлена, так как коррупция считалась редким явлением. Но из курса истории мы уже знаем, что в 70-80 е гг. XX в. коррупция достигла своего апогея. На многих местах сидели родственники и приближенные Л.И. Брежнева. Была попытка искоренения коррупции Андроповым, но после его смерти последующие правители не ставили в своей политике задачу борьбы с коррупции.
С 2004 года по инициативе ООН 9 декабря отмечается «Международный день по борьбе с коррупции».
Учитель: Молодцы, а теперь давайте вспомним формы коррупции:
Взятка;
Растрата;
Волокита - форма вымогательства, когда дело специально затягивается с целью получения взятки,
Вымогательство;
Фаворитизм - в государственной и общественной жизни страстное покровительство любимцам (фаворитам) и назначение любимцев на высокие должности, несмотря на то, что они не обладают ни способностями, ни знаниями, необходимыми для их службы.
Злоупотребление должностными полномочиями;
Кумовство;
Группы получают карточки с ситуациями, им следует определить форму коррупции.
Ситуации:
При нарушении правил дорожного движения, водитель заплатил сотруднику ГИБДД, который  вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил водителя. (взятка.)
Комендант общежития принимала деньги от жильцов, выдавая им квитанции, но деньги сдавала в кассу не все (Растрата)
Родственникам  больного главврач недвусмысленно говорит, что ему требуется экстренная  операция, но в общей очереди операцию придется «ждать очень долго».  (Вымогательство)
Городская администрация в течении долгого периода затягивает решение вопроса с земельным участком по заявлению предпринимателя   (волокита)
Учитель:  1 июня 2011 года Госдума приняла в первом чтении президентский законопроект по борьбе с коррупцией. Он обязывает чиновников и депутатов каждый год предоставлять сведения о доходах и имуществе своей семьи, наказывает увольнением за неполную декларацию или скрытое участие в работе бизнес-структур.
Учитель: Работа в группах «Последствия коррупции», «Способы борьбы с коррупцией». Обсуждение.
На столах лежат листы и маркеры, вам необходимо в течение 5 минут заполнить таблицу:
Последствия коррупции Способы борьбы с коррупцией
Ученики: работают в группах. По истечению времени представители от каждой группы зачитывают, что записали. Идет обсуждение.
IV. Вашему вниманию инициативная группа подготовила сценки на следующие ситуации:
I ситуация: Инструктор по вождению не допускает вас к экзамену несколько раз. Всем своим видом (а может и напрямую) он дает понять, что нужно заплатить. Ваши действия.
II ситуация: Вам срочно нужно разрешение на временное проживание. А его можно получить только через 60 дней. Ваши действия.
Учитель: Какой вывод мы можем сделать?
Ученики: Есть люди, которые берут взятки, и люди, которые дают.
V.  Заключение.
Учитель: Коррупция - это улица с двухсторонним движением. Если есть те, кто берет, то обязательно есть те, кто дает. Бороться необходимо на всех направлениях.  Борьба с коррупцией – дело каждого!
Командам составить проект-коллаж согласно теме мероприятия. Используя представленный материал. ( Высказывания, афоризмы, ассоциации, вырезки из журналов).
Защита проектов.
Учитель: Пока жюри подводит итоги, слово предоставляется библиотекарю с литературой о коррупции.
А теперь давайте заслушаем наше уважаемое жюри. Приложение№2
Подведение итогов. Награждение. (команда, победившая в мероприятии награждается грамотой, лучший знаток права награждается медалью).
Приложение №3
Источники и литература:
Правовой сайт КонсультантПлюс http://www.consultant.ruОфициальный сайт Президента РФ: http://www.kremlin.ru/articles/corrupt.shtml Национальный план противодействия коррупции. 2008. 31 июля
Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // Российская газета. 2009. 19 мая.
Уголовный кодекс Российской Федерации (в редакции от 13.02.2009 г.). Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета. 2008. 30 декабря.
Антикоррупционная политика. Учебное пособие для вузов. / Под ред. Г.А. Сатарова. М., 2004.
Антикоррупционные документы и инструменты: международный и национальный опыт борьбы с коррупцией. М., 2004.
Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. М.: «Вентана-Граф», 2009.
Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник / Под ред. П.А. Кабанова. М., 2008.
Коррупция и борьба с ней: Роль гражданского общества / Под ред. М.Б. Горного. СПб., 2000.
Взятка и коррупция в России. СПб., 19 Кирпичников А.И.
Приложение №1
-Коррупция напоминает клубок ниток, где нет ни начала, ни конца. Она похожа на этот предмет, потому что в нем сложно разобраться, также как и в коррупции.
-Коррупция похожа на сточные трубы, которые загрязняют чистую реку. Сразу понятно, что река – это наша страна, а сточные трубы – коррупция, которая портит нашу жизнь.
-У меня коррупция ассоциируется с пауком, потому что паук затягивает свою жертву. Так и коррупция затягивает людей.
-Болото, которое засасывает нас все глубже и глубже.
-Осьминог, который хватает своими щупальцами добычу. Плющ, который опутывает своими побегами все, что ему попадется на пути, и его трудно удалить. Зыбучие пески, которые засасывают в себя любой предмет.
-Темный лабиринт, из которого трудно найти выход.
-Коррупция – это коррозия. Как ржавчина разъедает металл, так коррупция разрушает государственный аппарат и разъедает нравственные устои общества
-Коррупция – следствие общественной слепоты и обманчивой страусиной политики в процессе социально-политического взаимодействия.
Приложение№2
Протокол.
№ Задание 1 команда 2 команда
1 Выступление инициативной группы 2 Перечисление форм коррупции (кто больше назовёт форм) 3 Решение ситуаций 4 Последствия коррупции и способы борьбы 5 Инсценировка ситуации 6 Защита проектов Оценивание по пяти бальной шкале.
Приложение№3