Конспект урока по литературе на тему П. Бажов Серебряное копытце (2 класс)


Литературное чтение
Урок 17.
Тема раздела: «Там на неведомых дорожках».
Тема: Чему учат сказы и сказки (П. Бажов «Серебряное Копытце»).
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
Ход урока:
I. Организационная часть. Работа в парах.
Цель: стимулировать к самостоятельной поисковой творческой деятельности. Учить преодолевать психологический барьер в процессе выполнения письменного задания.
1) Работая в группах, составьте текст, используя данные слова (слова на доске):
Кокованя, Подарёнка, бурая, хризолиты, охотник.
Пояснение: для составления рассказов даны незнакомые слова: Кокованя, Подаренка, хризолиты.
Слова были выбраны с целью выхода на главных героев произведения.
Рассказы детей (Например)
Собрался охотник в лес на охоту. По дороге он видел как распускаются белые цветы - хризолиты. Рядом пролетела красивая бабочка подаренка. Среди деревьев мелькнуло что-то бурое и большое. Это была его собака Кокованя.
2) Проверка устно
3) Оценивание
2 балла- группа, которая составила текст без корректировки одноклассников
1 балл- группа, которая составила текст с корректировкой одноклассников
0 баллов- группа, которая не составила текст
II . Постановка проблемы
-Прочитайте фамилию автора. Знаком ли он вам. Слайд №1.
о П.П. Бажове.
-Кто из вас может назвать произведения Бажова? . Слайд №2.
Оценивание
1 балл за каждое правильно названное произведение
Откройте с.52, рассмотрите иллюстрацию. Кого видите? Есть ли что-то сказочное на иллюстрации? А в названии? Как вы думаете, это главный герой изображен на рисунке? Кто им может быть?
3) Заполнение таблицы. Слайд №3.
Цель: определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста. Подтверждение того, что знали ранее.
Учитель: Дайте определим значение каждого слова, заполняя в бортовом журнале столбец «Знаю, могу рассказать » (таблица раздается каждому ученику) с помощью знака "+"
«Знаю, могу рассказать » «Узнал»
Кокованя Охотник Бурая Подаренка
Хризолиты
Оценивание в паре
За каждое правильное значение слова - 1 балл Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
II. Развитие умений. Работа со сказом П. Бажова «Серебряное Копытце».
I. Работа с текстом вовремя чтения. Слайд №4
-Прочитайте текст в учебнике 1 часть, с. 50, делая пометки на полях
+ знаю,
- не знаю, не понял,
V не знал, приму к сведению
Учитель начинает чтение, затем дети читают текст до конца самостоятельно.
-Читаем плавно, с ударением на "О".
Словарная работа
Взять в дети- усыновить или удочерить
Барский- принадлежит барину
Рукодельня- мастерская, где используется ручной труд
Бурый- коричневый с красноватым отливом
Подаренка -приемная дочь (По Даренка, Дарья, Дарьюшка)
Балалайка -русский народный щипковый музыкальный инструмент
Пожитки -мелкое имущество, домашние вещи
Похлебка -жидкая пища, род супа из картофеля или крупы
. Работа с текстом после чтения.
1. Выборочное чтение.
– Рассмотрите иллюстрации к тексту. Какие моменты изобразил художник на иллюстрациях на с. 52-1вариант, 55-2 вариант? .
– Подберите и прочитайте соответствующие фрагменты текста.
Оценивание
Подобрали точный фрагмент текста к иллюстрации-1 балл
Не справился с заданием- 0 баллов
2. Обобщающая беседа после чтения.
– Как вы думаете, почему козлик Серебряное Копытце показался именно Дарёнке и Коковане? Какие они были по характеру?
Выполняется задание 4, с. 9 тетради, уточняется значение слов, называющих черты характеров героев.
Оценивание по образцу соседом по парте
Подчеркнул все нужные слова- 2 балла
Не подчеркнул 1 слово-1 балл
Не подчеркнул более 1 слова-0 баллов
– Вспомните, какой была старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. (Жадной, алчной.) .
– Мог бы козлик показаться такой старухе?
– А кому из девочек-героинь сказки Одоевского «Мороз Иванович» мог бы показаться козлик Серебряное Копытце? Почему? Объясните.
Далее выполняется задание 5 на с. 9 тетради (основная мысль сказа, выбор самой точной формулировки).
Оценивание по образцу
1 балл- выбрали самую точную формулировку
0 баллов- не смог найти точную формулировку
II. Работа с авторским текстом (с. 64–65 до вопросов).
Чтение вслух учащимися.
– О чём писал П. Бажов в сказах?
– Захотелось ли вам прочитать другие сказы П. Бажова?
Чем сказы отличаются от сказок?
III. Сравнение сказки и сказа.
1. Беседа.
– Назовите волшебных героев сказа. (Мурёнка, Серебряное Копытце.)
– Как они связаны в сказе? (У них один язык, они понимают друг друга. Оба окружены тайной.)
– А где ещё мы встречаемся с волшебными героями? (В сказке.)
– Чем ещё похожи сказка и сказ?
– Как вы поняли из объяснений деда Слышко, в чём главное отличие сказки от сказа? (Ответы. Подвести к выводу о том, что сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях. Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик.)
2. Работа с таблицей в тетради на с. 9 (задание 6).
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстра-цией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.
2. Гражданско-патриотическое воспитание.
3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
ΙΙΙ.
Рефлексия
Заполнение таблицы. Слайд № 8-9.
Цель: «конструирование» собственного знания через поисковую деятельность
Учитель: Заполните столбик таблицы «Узнал», опираясь на текст. Если возникают затруднения, можете обратиться к соседу по парте.
«Знаю, могу рассказать» «Узнал»
Кокованя название,
имя,
кличка животного Это имя старика. Он большой, бородатый, любит сказывать сказки. Семьи у него нет, воспитывает сиротку. Характер добрый, покладистый (взял кошку), весёлый, ласковый, не жадный (взял камней полшапки).
Охотник человек, промышляющий охотой. Кокованя был охотником. Жил в лесу в балагане. Летом добывал золото, зимой охотился на козлов. Его мечта – встретить Серебряное копытце.
Бурая цвет,
кличка Цвет шерсти кошки и козла. Оттенок коричневого цвета.
Подаренка сестренка,
подарок,
игрушка,
корова Девочка Дарёнка - Дарьюшка (подарок судьбы). Сирота. Её воспитывает охотник. Она сирота, ей 5 лет, большая помощница, смелая девочка, любит животных.
Хризолиты камни, лекарство,
цветы Самоцветные камни.
Итог. Анализ работы по таблице.
Учитель: Сравните свои предположения в столбике «Знаю» с выводами в столбике «Узнал».
Учащиеся указывают, где они были правы, и где допустили ошибки.
Учитель: Что общего было у Коковани и Подаренки?
Учащиеся: мечта увидеть Серебряное копытце, чистота души, доброта.
Учитель: Были ли они счастливы?
Учащиеся высказывают свою точку зрения и аргументируют свой ответ.
ΙV
Итог. – Каким человеком, по-вашему, был автор уральских сказов Павел Бажов? Объясните.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
– Какие качества людей привлекают автора?
– Кому должны открываться сокровища земли?
– О трудовых людях писал свои сказы Павел Петрович Бажов. В одном из них говорится: «Работа – она штука долговекая, человек умрёт, а дело его останется». Давно уже с нами нет уральского сказочника, а работа его – «штука долговекая» – осталась, и до сих пор читаем мы сказы дедушки Бажова. V . Домашнее задание.
1. Подготовить выразительное чтение 2-й части. Подготовиться к чтению по ролям.
2. Составить рассказ о Серебряном Копытце. (Выборочный пересказ.) Задание выполняется в тетради (задание 2 на с. 8). Оценивание 13-16 баллов-"5"
10-12 баллов- "4"
7-9 баллов- "3"
4-6 баллов-"2"
2-3 балла-"1" Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.
– Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения.