Конспект занятия. Квест-игра Рождественский переполох


Квест-игра для воспитанников подготовительной группы д/с "Рождественский переполох»
Цель: формирование у детей высокой мотивации и заинтересованности при выполнении заданий, умение действовать сообща.
Задачи: - знакомить и закреплять о традиционном русском народном празднике «Святки», его происхождении, обычаях и традициях русского народа в святки в форме квест-игры.
- развивать творческую активность, воображение, поощрять инициативу ребенка;
- воспитывать любовь к своему народу, традициям, развивать дружеские отношения со сверстниками.
Действующие лица:
-Марьюшка-Хозяюшка, кукла Благополучница, Хозяйка, Скоморох.
Реквизит:
Конверты с заданиями, костюмы, маршрутные листы, письма, план-схема, музыка , колядки.
Ход занятия:
(Детей встречает воспитатель в русском народном костюме) - Марьюшка-хозяюшка.
МХ: Дорогие детушки! Здравствуйте, добро пожаловать! Присаживайтесь, кому, где удобно будет меня слушать!
Собрались мы с вами для беседушки,
Собрались мы с вами для забавушки,
Как когда – то ваши прадедушки,
Ну а с ними ваши прабабушки
Приходили на весёлые Святки
На песни всем миром да загадки.
Праздник этот самый длинный
Он весёлый и старинный
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
От Рождества и до Крещения
Приготовив угощение.
Пели разные колядки,
По дворам ходили в Святки
Наряжались и шутили
Праздник ждали и любили
 МХ:  Сегодня мы с вами будем говорить о Святках. А кто знает, что такое Святки?
Дети: Это такой зимний праздник.
 МХ: Правильно. Святки- от слова «святой». Святки, или как их ещё называют, Святочные вечера – зимний народный праздник, который начинается на Рождество и длится целых две недели, до самого Крещения.
-Кто знает, почему праздник называется Рождество?
Дети: В этот день родился Иисус.
МХ: Правильно, в этот день – 7 января родился Иисус Христос – сын Божий. - Послушайте, пожалуйста, очень хорошее стихотворение о Рождестве.
Ребенок: Григорий Зобин РОЖДЕСТВО
Пушистый снег
Покрыл дремучий лес,
Уснула тихим сном земля,
Померкнул свод небес.
 
Сегодня отдых от труда,
Забвенье всех забот...
Зажжётся первая звезда —
И к нам Христос сойдёт.
 
Сойдёт, чтоб в каждую семью
Внести покой и мир,
Всем благость проявить свою,
Устроить детям пир.
МХ: - В праздник Рождества славят, хвалят, прославляют Христа, Новый год, будущий урожай.
Ребенок: - Святки-это двухнедельные новогодние празднества, которые отмечали наши предки. В святочные вечера на РУСИ устраивали праздничные гуляния -по дворам ходили ряженые, колядовали, гадали, играли в игры, водили хороводы.
Ребенок:- Новый год во все времена и для всех народов значил обновление мира, это пора взаимных угощений, веселья, радости.
М.Х. - Гости мои дорогие, сегодня утром я обнаружила письмо от моего друга Скомороха, вот что он написал:
"Доброе время суток ,Марьюшка-хозяюшка. Как поживаете? Хорошо, иль не очень? А у меня грустные вести...Собирался я к вам на святки погостить, но не тут то было, Баба-Яга проказница, заколдовала меня и все пути к святочным забавам , и пока вы их не разгадаете , она меня не расколдует. Очень надеюсь на вашу помощь! Скоморох."МХ: Как же быть? Нужно другу Скомороху помочь, ведь он один из главных званых гостей на Святках. Поможем ребята?(Да). К письму прилагалось задание. Баба Яга предлагает нам сыграть с ней в квест-игру. И как только мы отгадаем все ее задания мы придем к заколдованному Скомороху.
Прилагаются конверты с заданиями.
М.Х .-Ребята Баба Яга прислала план-схему (показывает), в нем три дороги к каждой дороги задание, если мы с вами отгадаем эти задания мы обязательно найдем Скомороха и он будет веселиться вместе с нами.
Задание № 1 - Читает Марьюшка-хозяюшка.
Не смотрел в окошко - Был один Антошка, Посмотрел в окошко - Там второй Антошка! Что это за окошко, Куда смотрел Антошка? - Зеркало - ребята ищут зеркало.
М.Х. – Ребята, какой обряд на Святках проходит с зеркалом?
Дети: - Гадание. (заходят в дом к хозяюшке).
*Зеркало*Хозяюшка: Присаживайтесь поудобнее и поговорим о гадании. Я вам давала задание спросить у бабушек и у дедушек о том, гадали ли они когда были молодые и какие гадания они помнят. Кто хочет ответить?
Дети: Моя бабушка гадала – бросала за ворота валенок; моя бабушка гадала перед зеркалом, хотела увидеть дедушку, и т.д.
  Хозяюшка: Молодцы, что расспросили и узнали! Да, есть много гаданий. Гадают по  вечерам и ночью молодые парни, и особенно девушки. На Руси гадание стало народной забавой. Гадания передавались от старых – молодым, ведь молодым людям особенно хотелось узнать свою судьбу. Гаданий существовало огромное множество. Гадали все – и взрослые, и дети. Очень любили люди эту забаву. Девушки сапожок выбрасывали за ворота, – в какую сторону «нос» его посмотрит, оттуда и жених приедет; ставили свечку у зеркала и ждали, что в нем привидится; жгли бумагу и смотрели, как пепел ляжет. Много было и других разных гаданий. Не все верили в гадания, но все равно гадали, так, для веселья.
Хозяюшка: - Ребята, а вы что хотите узнать?
Дети: - Нам нужно узнать, в кого заколдовала Баба Яга нашего друга Скомороха и где она его прячет?
 А сейчас мы погадаем,
                    Что вас ждет – сейчас узнаем!
                    Кому вынется – тому сбудется,
                    Скоро сбудется, не минуется!
Хозяюшка:- Зеркальце у меня не простое, сейчас я ему нашепчу слова и оно мне даст ответ…..Послушайте ребята загадку в кого заколдовала Б.Я. вашего другаС.
В лохмотьях, заросший, седой
С вечно всклоченной бородой
В лесу он обитает
Грибников заманивает и пугает.(ответ детей)
Хозяюшка: -Вот теперь вы знаете в кого заколдовала Б.Я вашего друга. Ну а для того, что бы узнать где он находится ,нужно выполнить еще одно задание.
.
После получают следующий конверт.
Задание № 2.
М.Х. : - Ребята, для того что бы узнать ,где находится С. Мы должны выполнить второе задание. Как назывался обряд, когда ходили по дворам с поздравительными песнями?
Дети: Колядование!
Святочные колядки Колядование - древний обычай хождения по домам с поздравительными песнями. Песни, которые исполнялись, назывались колядками и смысл их сводился к пожеланиям здоровья, обильного урожая, благополучия. Колядка всегда заключалась просьбой о подаянии .За такие колядки хозяева угощали колядовщиков пирогами, булками, конфетами, «козюльками». Пелись колядки под Рождество, под Старый Новый год. Колядование – песнопение, славление Рождества Христова. Перед традиционными праздниками обычно делали кукол, она была неотъемлемой частью праздника, и каждая обозначала семейно-бытовой обряд.
М.Х.: - Ребята в задании от Б.Я. она спрашивает, какая кукла оберегала дома?
Дети:- Кукла-оберег « Благополучница».
М.Х. Показывает несколько картинок с куклами, а дети находят Благополучницу и она им указывает по какой дороге нужно двигаться. Подходят к дому с различными куклами и поют Колядки.
Мы ходили, мы искали коляду святую,
По всем дворам, по проулочкам,
А нашлась коляда да у нашего двора!
Коля, коля –коляда, я у мамы одна,
Дай мне тетя молока.
Молоко не сладко, дай шоколадку!
Коляда, коляда, жили-были три кота,
Три кота и котик, дайте срочно тортик!
Тетенька добренькая, продай что-нибудь сдобненько Пышку да лепешку, да свиную ножку.
Дети получают угощения.
М.Х. : Но случалось, хоть и редко. Что хозяева жадные попадались. Ряженых ничем не угощали, а прочь от ворот гнали. Для таких жадин тоже колядки имеются, специальные, ругательные.
1.Кто не даст лепёшки -
Завалим окошки,
Кто не даст пирога –
Сведём корову за рога!
2. Кто не даст хлеба –
                                       Уведём деда,
                                       Кто не даст ветчины –
                                       Тому поколем чугуны!
3. Коляда – моляда!
Не дашь пирога –
Мы корову за рога,
Коня за хвост – уведём на мороз!
Благополучница вручает конверт с заданием и прощается.
М.Х отдает ребятам следующий конверт.
Задание №3.
М.Х.: На Руси Святки праздновались всеми, но в основном это было время молодежи. Для потешных игр парни и девушки загодя готовили маски зверей и птиц, шутовские одеяния. Обойдя множество домов и набрав мешок угощений, молодежь собиралась в чьей-нибудь избе на посиделки: расшалившись и нагулявшие аппетит парни и девчата высыпали все на стол, что наколядовали, и устраивали пирушку. Подкрепившись, пели, плясали и играли в народные игры. И нам с вами Баба Яга прислала кроссворд «Русские народные игры» (Бабка, Гуськи, Краска, Прялица, Горелки, Горшки, Водяной)
и после того, как мы с вами отгадаем кроссворд с нашего друга Скомороха сойдет закленание и поиграет с нами в народною игру.Появляется Скоморох, потому что он услышал знакомые названия игр, благодарит детей за то что они его спасли и предлагает детям повеселиться и поиграть в эти игры.
Находят ее, а она им загадки про Святки задает.
Она загадывает загадки и после прохождения задания отправляет ребят к Марьюшке-Хозяюшке.
МХ:
МХ: А в конце нашей беседы, давайте пройдём в весёлом святочном хороводе.
(Дети встают в круг, берутся за руки и исполняют хороводную попевку  «Овсень»).
Овсень, овсень, завтра новый день,
Не дадите пирога – мы корову за рога,
Не дадите лапку – стащим с печки бабку.
Не дадите хлеба – стащим с печки деда!
Ой, мороз, мороз, мороз,
Не велел долго стоять,
Велел денег подавать:
Открывай сундучок, подавай пятачок,
Пяточка мало, давай кусок сала,
Куска сала мало -
Открывай банку, подавай баранку! Игра «Золотые ворота».
Девочка и мальчик встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом (мальчик, девочка) и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка проходит под «воротиками» под русскую народную мелодию «Как под наши ворота».
«Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов музыка останавливается, «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».
Поводырь:
- Ну, Мишка, хорошо ребята играют! Возьмем их с собой.
Тут входят ряженые ребята в русских костюмах, но без атрибутов колядования.
Скомарох:
-Ну, какое тут веселье! А ряженых сколько! Тут и Мишка и Коза….
Один из мальчиков играет на гармошке и все пускаются в пляс.
МХ: Молодцы, присаживайтесь! Вот и выполнили мы все задания Бабы-Яги! Теперь точно Скоморох в гости ко мне пожалует. Спасибо Вам ребята, за помощь. И играли мы сегодня и пели, а о каком празднике мы с вами говорили и когда он празднуется?
Дети: Мы говорили о  Святках. Этот праздник празднуется после Рождества и до Крещения.
МХ: Правильно. А что интересного происходит в эти дни?
Дети: Все люди ходят в гости по домам и колядуют, просят угощение, а ещё по вечерам гадают. В эти дни все играют, наряжаются и веселятся.   
МХ: Святки – это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. У разных народов этот праздник  проходит по-разному, но самое главное то, что у всех людей на Земле принято перед святочными  праздниками прощать друг другу обиды, желать всем только мира, добра и здоровья