Конкурс знатоков истории Эрудит


Внеклассная работа по истории (в форме викторины)
«Конкурс эрудитов»
Цель: расширить и углубить знания учащихся по всемирной и отечественной истории
Задачи игры:
- закрепить знания учеников по истории
- выявить творческие способности учащихся
- развить логическое мышление и память учеников, вызвать желание больше знать по истории своей Родины
- сформировать дружеские отношения и умение работать в коллективе
Подготовительная работа
Ученикам заранее сообщается о проведении игры. Учитель знакомит детей с её условиями и правилами. Ученики формируют команды по 6 человек и выбирают капитанов. Формируется жюри в составе 3-х человек. Игра состоит из 5 раундов. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Роль ведущего выполняет учитель
Заранее готовятся дополнительные средства для игры: чистые листы бумаги, цветные карандаши, карточки для капитанского конкурса
Оборудование помещения: в центре – стол для жюри, столы для команд
Ход игры
Ведущий здоровается с командами и объявляет тематику игры, критерий оценки. Начинается первый конкурс.
Конкурс «разминка» на общую эрудицию
Командам задаются вопросы. На обсуждение даётся 30 секунд. Команда, желающая отвечать, сигнализирует поднятием руки. Правильный ответ – 1 балл
Река, на которой родилась первая человеческая цивилизация (Нил)
Кто сказал фразу: «Не в силе Бог, а в правде» (Александр Невский)
Древнейший народ в Междуречье (шумеры)
Что означает выражение «разрубить Гордиев узел»? Кто из великих полководцев древности сделал это, не сумев его развязать? (решить проблему, Александр Македонский)
Первый легендарный правитель Рима (Ромул)
Верховный бог у древних славян (Перун)
Кто совершил первое кругосветное путешествие (Фернан Магеллан)
Имя основателя ислама (Мухаммед)
Монах, сразившийся с Челубеем на Куликовом поле.(Пересвет)
Искусство писать красиво (каллиграфия)
Что означает выражение «Перейти Рубикон»?(начать действовать решительно)
Кто из русских князей предупреждал противника «Иду на Вы»? (Святослав)
Река, которую жители называли «рекой тысячи бедствий». (Хуанхэ)
Перечислите рукотворные сооружения, видные из космоса (великая китайская стена, огромный 65 метровый розовый кролик, надпись «ленину 100 лет» на границе Курганской обл и Казахстана, протяженность надписи из деревьев 600м, высота 80 м.)
Конкурс «История Курской области»
Командам задаются вопросы. На обсуждение даётся 30 секунд. Команда, желающая отвечать, сигнализирует поднятием руки. Правильный ответ – 1 балл
1.Назовите народы – предков славян (венеды), склавы, анты).1. В какое из древних княжеств на протяжении нескольких веков входила Курская земля? (новгород-северское княжество)
2.Оружие для метания в противника, короче 2 метров, называлось (дротик)
2. Прямой нож, длиной от 50 до 100 см, затачивался с обеих сторон, применялся для ближнего боя. (меч)
3.Есть ли в Курске Красная площадь? Как она называлась в 17 веке?(да, Навозная)
3. Как называлась древняя торговая дорога, проходившая через наш район (Становое, в 17 веке Становой колодезь)? (Муравский щлях)
4.На гербе этого районного центра курской области есть отрезанная кабанья голова. (Рыльск)
4. На гербе этого районного центра Курской области изображен атом (Курчатов)
5. В Тимском районе есть хутор Кабицы. Обозначает это слово одно из присваивающих занятий населения. Какое? (бортничество)
5.
Вехи истории (4 балла)
(6,8,9) «В лето 6731(1223) года по грехам нашим пришли народы незнаемые..»так начинается горестное повествование «О погибели земли русской». О каком народе говорит летописец, какое событие произошло в этот год? Кто объединил народ, ставший поработителем русской земли? (монголы, битва на Калке, Чингисхан)
(6,8,9)О каком событии идет речь в данном отрывке: «И пришли мы к грекам, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали- на небе мы или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом».(выбор православной веры князем Владимиром Великим)
(5,6,8,9) О каком народе здесь говорится?: «Числа они обозначали так: вертикальная черточка – это единица, стебель – тысяча, сидящий на корточках человек с высоко поднятыми от удивления руками – миллион. Они умели складывать и вычитать, умножать и делить числа, год делили на 12 месяцев по 30 дней, начиная с июня, к концу года прибавляли 5 праздничных дней. Отлично знали внутреннее устройство человека, могли лечить 450 заболеваний и знали более 700 лекарств».
(6,8)Какими именами называется Единый Бог в Ветхом Завете? (Яхве, Йегова, Саваоф)
(5, 6, 8,9) О какой вере рассказывает Иван Бунин?
От зноя травы сухи и мертвы,
Степь без границ, но даль синеет слабо.
Вот остов лошадиной головы.
Вот снова – Каменная Баба.
Как сонны эти плоские черты!
Как первобытно-грубо это тело!
Но я стою, боюсь тебя…А ты
Мне улыбаешься несмело.
О, дикое исчадье древней тьмы!
Не ты ль когда-то было громовержцем?
- Не Бог, не Бог нас создал. Это мы
Богов творили рабским сердцем. (язычество)
О каком народе идет речь? «Все эти народы не управляются одним человеком…выгодные и невыгодные дела ведут сообща…. Вступая же в битву, большинство идет на врагов пешими, имея небольшие щиты и копья в руках, панциря на себя не надевают… Они высоки и сильны, телом же и волосами не слишком светлые и не темные, но все чуть красноватые… легко переносят зной и стужу, и дождь и наготу тела, и нехватку пищи… К прибывающим к ним иноземцам добры и дружелюбны..» (славяне, византийский историк Прокопий Кесарийский о славянах).
О каком храме эта история? По окончании войны 1812 года было решено построить памятник храм в «благодарность к промыслу Божию за спасение России. Недалеко от Кремля в сентябре 1829 года был заложен храм грандиозных размеров, но легкостью и красотой напоминавший старинные русские церкви. Освящен храм в 1883 году при коронации Александра 3. Но в 1931 году чудо-храм был взорван. Ныне храм возрожден. Вновь над Москвой-рекой золоченые купола, разнесся перезвон куполов. (Храм Христа Спасителя).
«Хотите властвовать, хотите побеждать, говорил Мамай своим подчиненным- следуйте мудрому завету нашего предка Чингисхана- завоевал народ – дели на своих и чужих, хвали чужеземные порядки, ругай стариков и льсти молодым, и тогда захваченное государство станет подобно источенному червями дереву». Скажите эту речь устами древних римлян. («разделяй и властвуй»)
Личность в истории: (4 балла)
Наш земляк, написавший 30-томный труд «Деяния Петра Великого». В.Г.Белинский писал о нем: «Явись …у англичан, французов, немцев, - не было бы конца толкам о нем, не было бы счета его биографиям, гипсовые изображения его продавались бы со статуйками Наполеона, Вольтера, Руссо…» (купец Иван Голиков)
Он родился в 1904 году во Льгове. В Гражданскую войну пошел в Красную Армию – добровольцем, в пятнадцать лет командовал ротой, в 17 –полком. Детская психика не выдержала военного перенапряжения, его комиссовали и он стал детским писателем. Обо всем писал без сюсюканья, без нарочитого упрощения, ярко и занимательно. (Аркадий Голиков- Гайдар)
«Царю предложили купить неукротимого коня, но никто из царской свиты не мог его оседлать. Царь рассердился, и решил отказаться от покупки.
- Если позволишь, то я с ним справлюсь – уверенно сказал его юный сын. Он смело подошел к коню, схватил его за узду и повернул головой против солнца….» Назовите имя сына царя и кличку коня (Ал-др Македонский, Буцефал)
4. «Ей было 15 лет, когда князь взял ее в жены. История их любви романтична – девушка- перевозчица на реке пленила князя своей красотой и умом. Незнакомка не испугалась и не смутилась, когда князь начал высказывать ей свои вспыхнувшие чувства, она напомнила князю о его достоинстве и даже пригрозила, что бросится в реку…Но с ее именем связана и жестокая, кровавая страничка истории – мщение за убийство мужа- она наказала и вновь покорила древлян, учредила государственные оброки и дань, разделила землю на погосты и волости. В стране на многие годы сохранила мир и покой. О Руси при ней узнала вся Европа. А потом заканчиваются ее государственные дела и начинается эпоха в церковной истории» (княгиня Ольга)
5. «Ему удалось объединить разобщенные княжеские наделы и стать князем всей Руси. Сам набожный, немало усилий положил на укрепление христианской веры. В Киеве построил великолепную церковь, украшенную мозаикой из смальты, настенной росписью, и посвятил храм Святой Софии. Живы и возрождены и «Золотые ворота» - часть мощной оборонительной стены вокруг города. Он мечтал, чтобы его столица была вторым Царьградом. Он заботился о жизни по-христиански: издал закон, ограничивший кровную месть». Назовите князя (Ярослав Мудрый)
Конкурс капитанов
Вызываются капитаны. Каждый из них вытягивает листок с фамилией исторической личности. Например:
- Александр Невский;
- Дмитрий Донской.
На подготовку даётся несколько минут, после чего капитаны по-очереди рассказывают о жизни и деятельности выпавшей им знаменитости. Конкурс оценивается по десятибалльной шкале.
Жюри оглашает итоги конкурса
Конкурс плакатов
Командам предлагается нарисовать плакат на тему: «21 век», в котором они отображают своё видение XXI столетия. Для этого им выдаются чистые листы бумаги, цветные карандаши. На работу отводится 10 минут. Оценивается конкурс по десятибалльной шкале.
Жюри оглашает итоги конкурса