Сборник заданий для самостоятельной работы по учебной дисциплине География


Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение
«Михайловский экономический колледж-интернат»
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
специальность 43.02.11 Гостиничный сервис
Сборник заданий для самостоятельной работы
по учебной дисциплине
ГЕОГРАФИЯ

Михайлов, 2016
Сборник заданий для самостоятельной работы по учебной дисциплине ГЕОГРАФИЯ ФКПОУ «МЭКИ» Минтруда России, Михайлов, 2016 г. стр. 17
Авторы: Баранов В.М.., преподаватель первой квалификационной категории ФКПОУ «МЭКИ» Минтруда России
Рецензент: Алексеева Л.В. - преподаватель ФКПОУ «МЭКИ» Минтруда России
Одобрен цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин ОГСЭ
Протокол № _______1______ от _______29.08.16_______
Председатель ЦК _______________ Колотилина Л.А.
Содержание
Тема работы стр.
Пояснительная записка 4
Виды внеаудиторной самостоятельной работы и ее распределение по темам 6
Методические указания по организации самостоятельной работы 7
Задания для самостоятельного выполнения по учебной дисциплине «География» 8
Тема 5.2.: География отраслей первичной сферы мирового хозяйства 8
Самостоятельная работа № 1 8
Тема 5.3.: География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства 9
Самостоятельная работа № 1 9
Тема 5.4.: География отраслей третичной сферы мирового хозяйства 10
Самостоятельная работа № 3 10
Тема 6.5.: Страны Мира 11
Самостоятельная работа № 1 11
Тема 8.1.: Географические аспекты современных глобальных проблем 13
Самостоятельная работа № 2 13
Тема 8.2.: «Глобальные проблемы современности» 14
Самостоятельная работа № 1 14
Информационное обеспечение 17
Пояснительная записка
Самостоятельная работа является важнейшей формой обучения.
Самостоятельные внеаудиторные занятия нацелены на закрепление знаний, полученных на аудиторных занятиях, расширение изучаемых источников и литературы, приобретение навыков самостоятельной работы с первоисточниками. В процессе самостоятельной работы студенты ориентированы не только на усвоение на репродуктивном уровне знаний, но и научный поиск.
Основой самостоятельной работы студента является выполнение специальных заданий по завершению изучения каждого раздела учебной дисциплины.
Процесс изучения учебной дисциплины «география» состоит из следующих этапов:
1. Проработка теоретического и прикладного материала по рекомендованной литературе.
2. Работа на практических занятиях под руководством преподавателя, где разбираются конкретные ситуации с обязательным применением изученных приемов и методов.
3. Сдача тестов по итогам теоретического обучения и практических занятий.
4. Выполнение студентами письменных заданий и проверка их преподавателем.
5.Сдача дифференцированного зачета по итогам теоретического обучения и выполнения практикумов по окончанию изучения дисциплины.
Программа учебной дисциплины построена таким образом, чтобы сформировать целостное представление о современной географии мира..
Основная учебная литература, представленная учебниками и учебными пособиями, охватывает все разделы программы по учебной дисциплине. Она изучается студентами в процессе подготовки к практическим занятиям, для выполнения самостоятельных работ, подготовки к тестам, контрольной работе и дифференцированному зачету.
Дополнительная учебная литература рекомендуется студентам для самостоятельной работы по подготовке к практическим занятиям.
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
В рамках изучения учебной дисциплины используются следующие виды заданий для самостоятельной работы:
- самостоятельное изучение темы теоретического курса;
- выполнение домашних заданий;
- подготовка к практическим занятиям;
- подготовка индивидуальных проектов по заданной теме;
- подготовка к тестовым заданиям по усвоению материала;
- подготовка к контрольной работе и зачету.

Виды внеаудиторной самостоятельной работы и ее распределение по темам
Темы №
работы Вид
самостоятельной работы Кол-во
часов
Тема 5: «Мировое хозяйство»
Тема 5.2.:
География отраслей первичной сферы мирового хозяйства 1 Самостоятельная работа обучающихся с дополнительной литературой и интернетом по подготовка работы: «Характеристика отраслей мирового хозяйства» 3
Тема 5.3.:
География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства 1 Самостоятельная работа обучающихся с дополнительной литературой и интернетом по подготовка работы: «Характеристика отраслей мирового хозяйства» 3
Тема 5.4.:
География отраслей третичной сферы мирового хозяйства 1 Самостоятельная работа обучающихся с дополнительной литературой и интернетом по подготовке к контрольной работе «Мировое хозяйство» 1
Тема 6: «Регионы Мира»
Тема 6.5.: Страны Мира 1 Самостоятельная работа обучающихся с дополнительной литературой и интернетом по подготовке к уроку-конференции «Страны мира» 2
Тема 8: «Географические аспекты современных глобальных проблем»
Тема 8.1.: Географические аспекты современных глобальных проблем 1 Самостоятельная работа обучающихся с дополнительной литературой и интернетом по подготовке к уроку-конференции «Глобальные проблемы современности» 2
Тема 8.2.: «Глобальные проблемы современности» 1 Самостоятельная работа обучающихся с дополнительной литературой и интернетом по подготовке к зачетному занятию по курсу География 1
Итого 12
Методические указания по организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов по изучению учебной дисциплины должна складываться из нескольких этапов, что позволит лучше усвоить пройденный материал. Работу целесообразно начинать с прочтения конспектов лекций и учебных пособий (учебников), затем следует приступить к выполнению заданий. Указания по выполнению заданий, источники и литература приведены после самих заданий.
Время выполнения самостоятельной работы варьируется в зависимости от сложности темы изучения. Необходимо пользоваться рекомендуемой литературой и справочными материалами в входе выполнения самостоятельной работы. Студент представляет отчет или в электронной версии или в бумажном варианте. Отчет по работе в печатном варианте выполняется студентом на листах формата А4.
Алгоритм проверки теоретического вопроса: оценивается глубина освоения материала, степень самостоятельности выводов, общая культура.
Для оценки выполнения самостоятельной работы применяется обычная пятибалльная система.
оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если:
-выполнил работу без ошибок и недочетов;
-допустил не более одного недочета;
оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если:
-не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
-или не более двух недочетов;
оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если:
-не более двух грубых ошибок;
-или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
-или не более двух-трех негрубых ошибок;
-или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
-или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов;
оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если:
-допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
-или если правильно выполнил менее половины работы.

Задания для самостоятельного выполнения по учебной дисциплине «география»
Тема 5.2.: География отраслей первичной сферы мирового хозяйства
Самостоятельная работа №1
Самостоятельная работа обучающихся с дополнительной литературой и интернетом по подготовка работы: «Характеристика отраслей мирового хозяйства»
Задание:
Используя конспект и ресурсы Internet, а также план характеристики отрасли и схему «Структура Мировой экономики», дайте характеристику в тетради одной из отраслей первичного сектора мировой экономики
Схема: структура Мировой экономики:
Первичный сектор Вторичный сектор (обрабатывающая промышленность) Третичный сектор (сфера услуг)
Сельское хозяйство, охота и рыболовство Пищевая Образование, здравоохранение, культура
Добыча полезных ископаемых Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, полиграфия Туризм, индустрия развлечений и отдых
Лесное хозяйство Легкая Оптовая и розничная торговля
Химическая, включая нефтепереработку Транспорт
Производство стройматериалов Телекоммуникации и связь
Металлургия (черная и цветная) Финансовая, банковская, кредитная и страховая деятельность
Машиностроение и металлообработка Информационные технологии, консалтинг
Энергетика Риэлтерские услуги
Строительство План характеристики отрасли:
Название и определение отрасли
Значение отрасли
Состав отрасли
Факторы размещения
География размещения
Проблемы и перспективы отрасли
Форма контроля самостоятельной работы: оценивается по пятибалльной системе по отчету в тетради.
Тема 5.3.: География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства
Самостоятельная работа №1 Самостоятельная работа обучающихся с дополнительной литературой и интернетом по подготовка работы: «Характеристика отраслей мирового хозяйства»
Задание:
Используя конспект и ресурсы Internet, а также план характеристики отрасли и схему «Структура Мировой экономики», дайте характеристику в тетради одной из отраслей вторичного сектора мировой экономики
Схема: структура Мировой экономики:
Первичный сектор Вторичный сектор (обрабатывающая промышленность) Третичный сектор (сфера услуг)
Сельское хозяйство, охота и рыболовство Пищевая Образование, здравоохранение, культура
Добыча полезных ископаемых Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, полиграфия Туризм, индустрия развлечений и отдых
Лесное хозяйство Легкая Оптовая и розничная торговля
Химическая, включая нефтепереработку Транспорт
Производство стройматериалов Телекоммуникации и связь
Металлургия (черная и цветная) Финансовая, банковская, кредитная и страховая деятельность
Машиностроение и металлообработка Информационные технологии, консалтинг
Энергетика Риэлтерские услуги
Строительство План характеристики отрасли:
Название и определение отрасли
Значение отрасли
Состав отрасли
Факторы размещения
География размещения
Проблемы и перспективы отрасли
Форма контроля самостоятельной работы: оценивается по пятибалльной системе по отчету в тетради.
Тема 5.4.: География отраслей третичной сферы мирового хозяйства
Самостоятельная работа №1,
Самостоятельная работа обучающихся с дополнительной литературой и интернетом по подготовке к контрольной работе «Мировое хозяйство»
Задание – Используя ресурсы сети Internet и конспекты лекций, составьте краткую шпаргалку по следующим вопросам:
1)Что такое международное географическое разделение труда?
2)Каковы, по вашему мнению, положительные и отрицательные стороны процесса глобализации?
3)Что такое НТР?
4)Состав топливно-энергетической промышленности?
5)Почему большинство развитых стран стремиться перейти от традиционных методов получения энергии к нетрадиционным?
6)Какие отрасли входят в состав металлургии?
7)Назовите факторы, определяющие размещение черной металлургии.
8)Что отличает цветную металлургию от черной?
9)Какие отрасли входят в состав машиностроения?
10)Почему уровень развития машиностроения определяет уровень развития страны?
11)Приведите примеры международной специализации в выпуске продукции машиностроения.
12)Перечислите отрасли, входящие в состав химической промышленности.
13)Назовите мировых лидеров в выпуске разных видов химической продукции.
14)Каковы особенности размещения лесной и деревообрабатывающей промышленности.
15)Какие сдвиги происходят в географии лёгкой промышленности?
16)Назовите основные направления растениеводства.
17)Назовите основные направления животноводства.
18)Перечислите существующие виды транспорта.
19)Какие виды транспорта являются основными в мировом грузо- и пассажирообороте?
20)Перечислите основные виды внешнеэкономических связей.
Форма контроля самостоятельной работы: оцениваются совместно с контрольной работой
Тема 6.5.: Страны мира
Самостоятельная работа №1
Самостоятельная работа обучающихся с дополнительной литературой и интернетом по подготовке к уроку-конференции «Страны мира»
Задание - Используя ресурсы сети Internet, учебник, записи в тетради составьте презентацию к сообщению по теме «Страны мира»
1)Подготовьте сообщение по предмету «География» по теме «Страны мира», выбрав наиболее интересную Вам страну. Выбор страны согласуйте с преподавателем.
При подготовке сообщения используйте следующий план:
Основные черты ЭГП.
Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.
Основные черты воспроизводства, структуры и размещения населения.
Общая характеристика хозяйства.
Основные черты размещения промышленности.
Основные черты размещения сельского хозяйства.
Основные черты географии транспорта.
Главные экономические районы.
Роль и география внешнеэкономических связей.
Общий вывод; перспективы развития
Оформите сообщение на отдельных листах с титульным листом, на котором отразите: сообщение по предмету «География» по теме «Страны мира», укажите свою страну, группу, фамилия, имя.
Подготовьте к сообщению презентацию, иллюстрирующую Ваше сообщение. Для подготовки презентации используйте следующий алгоритм:
Пояснение к работе:
Презентация является иллюстрацией Вашего сообщения – в ней должно быть минимум текста.
В презентацию обязательно включаются следующие моменты:
Определения понятий
Статистические данные
Содержание презентации должно соответствовать вашему сообщению
При работе используйте следующий алгоритм:
АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Открыть РоwerPoint:
ПУСК – Все программы – Microsoft Office - Microsoft Office РоwerPoint 2007, или кликнуть ярлык на рабочем столе.
Сохранить презентацию: Файл – сохранить как…
Создать слайд –Титульный слайд
Заголовок слайда – Ввести название презентации
Подзаголовок слайда – Вести фамилию, имя, отчество создателя (при необходимости добавить фото: Вставка – рисунок, или клип)
Дизайн– Выбрать подходящий шаблон
Настроить анимацию смены слайда:
Анимация – Настройка анимации смены слайда
Настроить звук смены слайда:
Анимация – Настройка звука смены слайда
При необходимости настроить анимацию объектов слайда:
Анимация – Настройка анимации
Выделить объект на слайде
Выбрать нужный эффект – Добавить эффект в правом раскрывшемся окне
Настроить эффект
Настроить смену слайдов:
Анимация – галочка смена файлов по щелчку, либо убрать галочку, также можно настроить точное время смены слайдов.
Создать слайд – выбрать подходящий макет
Внести на слайд информацию и оформить его согласно пунктам 4-9
Повторить пункты 10-11 для создания необходимого количества слайдов
При необходимости к презентации можно добавить звук, или фильм:
Вставка – звук, или фильм.
Воспроизведение звука, или фильма настраивается при вставке, или на вкладке Настройка анимации.
Сохранить презентацию:
Файл – сохранить.
Запустить презентацию на выполнение клавишей F5 или с помощью Показ слайдов.
Форма контроля самостоятельной работы: оцениваются на уроке-конференции «Страны мира»
Тема 8.1.: Географические аспекты современных глобальных проблем Самостоятельная работа №1
Самостоятельная работа обучающихся с дополнительной литературой и интернетом по подготовке к уроку-конференции
«Глобальные проблемы современности»
Задание – - Используя ресурсы сети Internet, учебник, записи в тетради составьте презентацию к сообщению по теме «Глобальные проблемы современности»
Пояснение к работе:
Презентация является иллюстрацией Вашего сообщения – в ней должно быть минимум текста.
В презентацию обязательно включаются следующие моменты:
Определения понятий
Статистические данные
Содержание презентации должно соответствовать вашему сообщению
Для подготовки презентации используйте следующий алгоритм:
Открыть РоwerPoint:
ПУСК – Все программы – Microsoft Office - Microsoft Office РоwerPoint 2007, или кликнуть ярлык на рабочем столе.
Сохранить презентацию: Файл – сохранить как…
Создать слайд –Титульный слайд
Заголовок слайда – Ввести название презентации
Подзаголовок слайда – Вести фамилию, имя, отчество создателя (при необходимости добавить фото: Вставка – рисунок, или клип)
Дизайн– Выбрать подходящий шаблон
Настроить анимацию смены слайда:
Анимация – Настройка анимации смены слайда
Настроить звук смены слайда:
Анимация – Настройка звука смены слайда
При необходимости настроить анимацию объектов слайда:
Анимация – Настройка анимации
Выделить объект на слайде
Выбрать нужный эффект – Добавить эффект в правом раскрывшемся окне
Настроить эффект
Настроить смену слайдов:
Анимация – галочка смена файлов по щелчку, либо убрать галочку, также можно настроить точное время смены слайдов.
Создать слайд – выбрать подходящий макет
Внести на слайд информацию и оформить его согласно пунктам 4-9
Повторить пункты 10-11 для создания необходимого количества слайдов
При необходимости к презентации можно добавить звук, или фильм:
Вставка – звук, или фильм.
Воспроизведение звука, или фильма настраивается при вставке, или на вкладке Настройка анимации.
Сохранить презентацию:
Файл – сохранить.
Запустить презентацию на выполнение клавишей F5 или с помощью Показ слайдов.
Форма контроля самостоятельной работы: оцениваются на уроке-конференции «Глобальные проблемы современности», совместно с практической работой №9.
Тема 8.2.: «Глобальные проблемы современности»
Самостоятельная работа №1
Самостоятельная работа обучающихся с дополнительной литературой и интернетом по подготовке к зачетному занятию по курсу География
Задание – Используя ресурсы сети Internet, а также записи в тетради и др. информационные источники, составьте краткую шпаргалку по следующим вопросам:
1)Что изучает социально-экономическая география?
2)Какие этапы можно выделить в развитии географической науки?
3)Какие традиционные методы географических исследований существуют?
4)Какие существуют виды монархий?
5)Какие страны называются развивающимися?
6)Что такое валовой внутренний продукт?
7)Как рассчитывается естественный прирост населения?
8)Дайте определение понятиям: "трудовые ресурсы", "экономически активное население".
9)Какие расы называют основными?
10)Перечислите мировые религии.
11)Что такое плотность населения? Чему равно ее среднемировое значение?
12)Каковы побудительные причины и виды миграций?
13)Какие существуют виды природных ресурсов?
14)Какие существуют виды рудных ископаемых?
15)Какие бывают виды нерудных ресурсов?
16)Что называется земельными ресурсами?
17)Какую роль играет лес в жизни человека?
18)Почему, несмотря на огромные запасы, водные ресурсы относятся к разряду исчерпаемых?
19)Какие источники энергии можно считать альтернативными?
20)Что такое рекреационные ресурсы?
21)Что такое международное географическое разделение труда?
22)Приведите примеры ТНК.
23)Какие отрасли входят в состав машиностроение?
24)Какова главная тенденция в развитии современного машиностроения?
25)Каков состав топливно-энергетической промышленности?
26)Какие отрасли входят в состав металлургии?
27)Перечислите отрасли, входящие в состав химической промышленности.
28)Каковы особенности размещения лесной и деревообрабатывающей промышленности.
29)Какие сдвиги происходят в географии лёгкой промышленности?
30)Назовите основные направления растениеводства.
31)Назовите основные направления животноводства.
32)Перечислите существующие виды транспорта.
33)Перечислите основные виды внешнеэкономических связей.
34)Каковы главные тенденции в развитии современной международной торговли?
35)Что отличает страны с открытой экономикой?
36)В чём заключаются преимущества свободных экономических зон и почему?
37)Назовите известные вам международные организации (правительственные и неправительственные), деятельность которых связана со спортивной, научной и культурной сферой жизни современного общества.
38)Назовите особенности экономики различных регионов мира.
39)Назовите основные цели внешнеэкономической политики России
40)Какие проблемы относят к глобальным?
Форма контроля самостоятельной работы: оцениваются совместно с зачетом.
Информационное обеспечение
Основные источники:
Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
Дополнительные источники:
Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Дидактические материалы: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Контрольные задания: учебное пособие студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.