Сборник заданий для самостоятельной работы студентов по дисциплине Обществознание по разделу Человек и общество


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ ВО «ВОРОНЕЖСКИЙ политехнический техникум»
СБОРНИК ЗАДАНИЙ
для самостоятельной работы
по дисциплине «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Темы:
«Человек как результат биологической и социокультурной эволюции».
« Деятельность – способ существования людей».
« Проблема познаваемости мира. Истина».
Для студентов специальностей
15.02.08 Технология машиностроения.
19.02.10 Технология продукции общественного питания.
Выполнил студент группы
_____________________________________________________________
Подпись Фамилия, И.О.
Проверил преподаватель
_____________________________________________________________
Подпись Фамилия, И.О.
Общая оценка____________________________________
Воронеж 2016
УДК 3(075.32)
Составитель: преподаватель Жеребятьева Е.Н.
Компьютерный набор и верстка выполнены Жеребятьевой Е.Н.
Воронеж, ГБПОУ ВО «ВПТ», 2016, с
Учебное пособие для самостоятельного контроля знаний студентов (для технических специальностей). Воронеж, «ВПТ», 2016 – с.
Пособие предназначено для самостоятельного контроля знаний студентов по дисциплине ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, а также в аудитории под руководством преподавателя.
Рецензент:
Издается по решению
методического совета
ГБПОУ ВО «ВПТ», 2016
© ГБПОУ ВО «ВПТ», 2016

Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc341202850 \h 4Задание 1. PAGEREF _Toc341202851 \h 5Задание 2. PAGEREF _Toc341202852 \h 11Задание 3. PAGEREF _Toc341202853 \h 16Задание 4. PAGEREF _Toc341202854 \h 19Задание 5. PAGEREF _Toc341202855 \h 21

ВведениеЗадания составлены по одной из тем дисциплины «Обществознание» – «Природа человека, врожденные и приобретенные качества» и являются продолжением работы по интенсификация учебного процесса. Одним из методов уменьшения непроизводственных затрат времени преподавателя и студента может стать создание системы выполнения заданий.
Задания разделены на группы: тестовые, задания на сочетания и соотношения, творческие задания ( в том числе по конкретным текстам разных авторов).
Задания разработаны с целью закрепления у студентов знаний.
При выполнении задания:
внимательно прочтите вопрос;
ответьте на данный вопрос;
впишите ответы в соответствующие графы.
Задание 1. Дайте ответы на вопросы теста:
1. Верны ли следующие суждения о происхождении человека?
А. Человек является продуктом биологического развития.
Б. Человек является продуктом культуры.
1.Верно только А;
2.Верно только Б;
3.Верны оба суждения;
4.Оба суждения неверны.
2. В отличие от животных человек:
1.Возводит жилище;
2.Заботится о потомстве;
3.Реагирует на внешние раздражители;
4.Способен к самопознанию.
3. . Человек, в отличие от животного:
1.Имеет потребности;
2.Способен к целесообразному поведению;
3.Обладает сознанием;
4.Умеет использовать готовые предметы для своих нужд.
4. . Верны ли следующие суждения о возникновении и формировании личности?
А. Личность формируется благодаря духовно-нравственному развитию человека.
Б. Личность формируется в процессе воспитания и социализации.
1.Верно только А;
2.Верно только Б;
3.Верны оба суждения;
4.Оба суждения неверны.
5. .Сознательная устремленность человека на выполнение тех или иных действий для достижения цели - это:
1.Самопознание;
2.Воля;
3.Авторитет;
4.Деятельность.
6. Особенность социального познания состоит в том, что:
1.Используется эксперимент;
2.Выдвигаются гипотезы;
3.Объект и субъект познания совпадают;
4.Применяются методы рационального познания.
7. Верны ли следующие суждения, характеризующие человеческие способности и возможности?
А. Человеческие способности и возможности полностью определяются социальной средой.
Б. Человеческие способности и возможности полностью обусловлены биологически.
1.Верно только А;
2.Верно только Б;
3.Верны оба суждения;
4.Оба суждения неверны.
8.В отличие от животных человек:
1.Имеет потребности;
2.Реагирует на действие природных факторов;
3.Имеет врожденные инстинкты;
4.Способен к самоанализу.
9. Субъективные переживания человека по поводу явлений действительности - это:
1.Ценности;
2.Эмоции;
3. Познание;
4. Мотивы.
10. Верны ли следующие суждения об индивидуальности?
А. Индивидуальность всецело основывается на биологических особенностях человека.
Б. Индивидуальность формируется и проявляется в процессе воспитания, образования и социализации.
1.Верно только А;
2.Верно только Б;
3.Верны оба суждения;
4.Оба суждения неверны.
11.Показателем предписанного социального статуса личности является:
1.Профессиональная компетенция;
2.Уровень образования;
3. Социальное происхождение;
4. Культурный кругозор.
12.Верны ли следующие суждения о социализации?
А. Она включает в себя воспитание и взросление.
Б. Она включает в себя образование.
1.Верно только А;
2.Верно только Б;
3.Верны оба суждения;
4.Оба суждения неверны.
13. Верны ли следующие суждения о человеке и обществе?
А. Становление человека шло в неразрывной связи с формированием общества.
Б. Понятие общества включает в себя формы объединения людей.
1.Верно только А;
2.Верно только Б;
3.Верны оба суждения;
4.Оба суждения неверны.
14. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личность невозможна без ответственности.
Б. Личность невозможна без гражданства.
1.Верно только А;
2.Верно только Б;
3.Верны оба суждения;
4.Оба суждения неверны.
15. Верны ли следующие суждения об особенностях научного познания?
А. Научное познание опирается на индукцию и дедукцию.
Б. Научное познание опирается на озарение и откровение.
1.Верно только А;
2.Верно только Б;
3.Верны оба суждения;
4.Оба суждения неверны.
16.Согласно научным представлениям появление человека вызвано:
1.Божественным промыслом;
2.Биологической эволюцией;
3.Космическими пришельцами;
4.Развитием цивилизации
17. Верны ли следующие суждения о мировоззрении человека?
А. В современную эпоху мировоззрение людей основывается только на научных представлениях.
Б. С переходом к индустриальному обществу число людей, имеющих религиозное мировоззрение, возросло.
1.Верно только А;
2.Верно только Б;
3.Верны оба суждения;
4. Оба суждения неверны.
18.Нацеленность на обретение истины свойственна:
1.Трудовой деятельности;
2.Коммуникативной деятельности;
3.Познавательной деятельности;
4.Повседневной деятельности.
19. Положение, занимаемое человеком в обществе, выражается понятием:
1.Социальная роль;
2.Социальный статус;
3.Социализация;
4.Стратификация
20.Верны ли следующие суждения о характере инстинктивной деятельности?
А. Инстинктивная деятельность осмыслена.
Б. Инстинктивная деятельность сознательна.
1.Верно только А;
2.Верно только Б;
3.Верны оба суждения;
4.Оба суждения неверны
21.С научной точки зрения личностью считается:
1. Любой человек с момента рождения;
2.Индивид, обладающий выдающимися способностями;
3.Человек, вызывающий уважение у окружающих;
4.Человек со сформировавшимися социально значимыми качествами.
22.Верны ли следующие суждения о мировоззрении?
А. Мировоззрение личности - это совокупность ее взглядов на мир.
Б. Мировоззрение исторически изменчиво.
1.Верно только А;
2.Верно только Б;
3.Верны оба суждения;
4.Оба суждения неверны.
23.Научное познание отличается от обыденного:
1.Сочетанием чувственного и рационального мышления;
2.Опорой на практику;
3.Экспериментальной проверкой полученных результатов;
4.Использованием обобщенных понятий.
24.Верны ли следующие суждения о формировании личности?
А. Моральная личность неизбежно формируется в результате образования.
Б. Моральная личность неизбежно формируется в результате внутреннего духовного развития.
1.Верно только А;
2.Верно только Б;
3.Верны оба суждения;
4.Оба суждения неверны
25 .Особенностью социального познания является:
1.Использование научных понятий;
2.Преимущественно индивидуальный характер познавательной деятельности;
3.Совпадение объекта и субъекта познания;
4.Преобладание фактического материала над теоретическими обобщениями
26. Люди в отличие от животных:
1.Заботятся о потомстве;
2.Живут группами;
3.Сооружают укрытия;
4.Имеют предварительный план действий.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26
Задание 2. Установите соответствие между понятием и определением.
1.Антропогенез — 1.это существо биологического вида Homo sapiens (человек разумный), которое является продуктом биологической эволюции.
2.Экзогамия — 2. становление человека.
3.Язык — 3. становление общества.
4. Социогенез — 4. брачные связи внутри группы особей.
5.Эндогамия — 5. брачные связи вне данного человеческого стада.
6.Неолитическая революция — 6.представления о происхождении своего племени от общего предка, в большинстве случаев от животного.
7.Тотемизм — 7.это процесс передачи информации с помощью звуков, объединенных в смысловые речевые конструкции.
8.Человек — 8. это переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.
9.Социологическая концепция – 9. теория, утверждающая первичность биологических начал в человеке.
10.Биологическая концепция – 10. теория, абсолютизирующая социальное начало в человеке.
11.Коммуникация – 11. воздействие обучающего на обучаемого с целью привить ему определенный комплекс знаний, умений и навыков.
12.Этикет — 12. это взаимодействие между людьми.
13.Ритуальное общение —13. это общение, которое связано со способностью человека улавливать психическое состояние собеседника, чувствовать его.
14.Перцептивное общение — 14. это общение с помощью слов, т.е. речевое общение.
15.Бытовое (повседневное) общение — 15. это общение, которое возникает при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.
16.Вербальное общение — 16. это общение между близкими людьми (родственниками, друзьями, знакомыми) при решении возникающих каждый день бытовых вопросов.
17.Убеждающее общение — 17. это общение, которое осуществляется на работе, в процессе совершения трудовых обязанностей, оно проявляется в виде приказов, инструкций, указаний и имеет цель достижения положительных результатов трудовой деятельности.
18.Интерактивное общение — 18. это общение, которое проявляется во влиянии одного человека на другого с целью изменить его убеждения и поведение.
19.Деловое (служебное) общение —19. это взаимодействие людей в процессе приобщения к культурным ценностям.
20.Межкультурное общение — 20. это общение, которое сопровождает исследовательскую деятельность.
21.Культурное общение — 21. это общение, которое происходит между людьми, разделяющими разные культурные ценности.
22.Общение —22. это выполнение заранее предписанного поведения.
23. Научное общение – 23. совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к окружающим.
24.Бессознательная информация — 24. это наука, изучающая систему идей, взглядов на мир и место в нем человека.
25. Реальное бытие — 25. это категория, которая означает существование, основанное на положении «я есть».
26. Идеальное бытие — 26. это бытие, которое имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально и неповторимо и означает действительное существование вещи или человека.
27. Самосознание — 27. это бытие, которое представляет собой сущность предмета, оно лишено временного, практического характера, остается неизменным, им обладают идеи, ценности, понятия.
28. Бытие — это ощущения, восприятия, эмоции, чувства, которые не были переработаны сознанием.
29. Бессознательное — это свойство человеческого мозга воспринимать, осмысливать и акшвно преобразовывать окружающую действительность.
30.Общественная психология — 30. это вид общественного сознания, который отражает общественное бытие с позиций интересов тех или иных социальных групп, классов, партий.
31.Сознание — 31. это вид общественного сознания, характеризующий душевную, эмоционально-волевую жизнь людей на обыденном, бытовом уровне.
32. Общественная идеология — 32. это осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям.
33.Личность — 33. это существо, принадлежащее к биологическому виду Homo sapiens.
34.Человек — 34. это представитель человеческого рода, наделенный особыми, отличными от других людей чертами.
35.Талант — 35. специфические черты, которые выделяют человека из совокупности себе подобных.
36.Индивид — 36. это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.
37.Индивидуальность — 37. это осознание своей неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена общества.
38.Воспитание — 38. человек, способный к активной социальной деятельности.
39. Социальный субъект — 39. это человек, разделяющий те же культурные образцы, что и большинство членов данного общества, это тип личности, наиболее распространенный на данной территории и в данный момент времени.
40.Нормативная (базисная) личность — 40. это устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества.
41.Социальные отношения — 41. это индивидуально-психические качества человека, которые позволяют ему успешно приобретать знания, умения и навыки.
42.Социализация —42. это ярко выраженная способность.
43. Самовоспитание — 43. это талантливый человек, постоянно развивающий свои способности и достигший высоких результатов в своей деятельности.
44.Способности — 44. это процесс освоения социальных ролей, приобретения социальных статусов и накопления социального опыта.
45.Модальная личность – 45. принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры.
46.Гений – 46. процесс, при котором человек сам воздействует на себя, заставляя совершать те или иные поступки.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 Задание 3.
Прочитайте текст. Охарактеризуйте правила поведения на улице и в транспорте. Почему их необходимо соблюдать? Сталкивались ли вы с нарушениями этих правил? Стараетесь ли вы сами их соблюдать?
Н. М. Гончарова: «На улице правила хорошего тона предписывают не сорить, не плеваться, не показывать пальцем, не кричать на детей, не останавливаться внезапно посередине дороги, не пробивать себе дорогу к витрине, расталкивая всех локтями, не оборачиваться часто, идя по улице, а мужчинам — не оглядываться вслед проходящим женщинам, не делать громких замечаний по поводу одежды, роста и выражения лица прохожих, не есть на ходу, не спрашивать у знакомого, встреченного на улице, куда он идет, и не останавливать приятеля, который идет не один. Нельзя ходить по улице вчетвером. Когда вы идете втроем, середина отводится лицу, более уважаемому, — женщине или пожилому человеку. Мужчина идет в центре, если он с двумя женщинами. Вдвоем с мужчиной женщина идет с правой стороны. Он может поддерживать идущую с ним женщину под руку. Мужчина всегда пропускает женщину вперед, но если он сам идет впереди, то предлагает женщине руку.
Мужчина всегда помогает идущей с ним женщине нести сумку с продуктами и вещами, но дамскую сумку, свой плащ, жакет или зонтик женщина несет сама.
Мужчина курит на улице, хотя по правилам хорошего тона этого делать не следует. Женщина на улице не курит. Если просят прикурить, вежливее протянуть спичку, а не сигарету.
Нетактично сказать незнакомому человеку, что у него пальто забрызгано грязью, но можно сообщить женщине, что у нее открылась сумка.
В дверях магазина или учреждения сначала надо пропустить выходящих, а уж затем входить.
В транспорте также необходимо помнить о соблюдении определенных правил приличия. При посадке в автобус — придерживаться очереди, уступая первенство старшим, стоящим рядом, мужчины уступают женщинам. Если женщина находится в обществе мужчины, то в транспорт они садятся согласно своей очереди. Женщина не должна стараться подняться в вагон трамвая или в автобус первой, пользуясь своим преимуществом и оставляя при этом спутника. Если все же случилось, что он оказался далеко позади своей спутницы, ю ему вовсе не следует нетерпеливо устремляться вперед, расталкивая при этом других женщин. Не произойдет ничего ужасного, если на короткое время вас с вашей знакомой толпа разделит.
Воспитанный мужчина сядет в транспорте только в том случае, если вблизи не стоит ни одна женщина. И старается тотчас же предложить свое место женщине, которая, войдя в вагон, встала рядом с ним. Его обязанностью является уступить место пожилой женщине, женщине с тяжелой сумкой или знакомой.
Женщина, которой уступили место, должна тотчас же за это поблагодарить. Не годится в таких случаях на освобожденное место сажать своего здорового ребенка, даже младшего школьного возраста».
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитайте текст. О какой форме самосознания идет речь? Что является фактором формирования самосознания? Объясните мнение автора о том, что является главным в человеческом бытии. Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свой ответ.
К.Ясперс: «Человек обретает самого себя лишь в коммуникации с другими, что никогда не достигается только через посредство одного знания. Мы становимся собой лишь в той мере, в какой становится самим собой "другой", и обретаем свободу только в той мере, в какой обретает свободу "другой" <...> В конечном счете все идеи можно проверить и испытать, применяя один критерий: способствуют они коммуникации или препятствуют ей. Это мерило приложимо даже к самой истине: истина — то, что нас связывает. Можно сказать иначе: ценность истины следует измерять истинностью той связи, которую она делает возможной <...>
Главное в человеческом бытии — чтобы отдельный человек был причастен ко всей жизни в целом, в то же время делая нечто незаурядное в своей сфере деятельности. Если бы все были только узкими специалистами, человечество легко стало бы добычей того, кто подчинит массу своей воле посредством насилия».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Прочитайте высказывания. Какой смысл вкладывают авторы в понятие «человек»? Какие качества человека они считают наиболее значимыми?
А.Н.Радищев! «Только тогда станешь человеком когда научишься видеть человека в другом».
М. Ю.Лермонтов: «Тот самый человек пустой, кто весь наполнен сам собой».
И. Кант: «Человечность — это способность участвовать в судьбе других людей».
Э. Межелайтис: «Стать человеком — большая работа».
В. Г. Белинский: «Хорошо быть ученым, поэтом, воином, законодателем и прочим, но худо не быть при этом человеком».
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитайте высказывания о воспитании. Какие качества отличают воспитанного человека? Почему воспитание необходимо для социализации и для формирования личности?
Платон: «Воспитание есть усвоение хороших привычек».
Домострой: «Воспитай дитя в запретах и найдешь в нем покой и
Д. Карнеги: «Не подражайте другим. Найдите себя и будьте собой».
А.П.Чехов: «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой».
К. Маркс: «Воспитатель сам должен быть воспитан».
И.Шиллер: «Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5.А) Установите соответствие между видами деятельности и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию второго. Ответ впишите в таблицу.
Пример Потребности
А. температурная среда
Б. питание
В. общение
Г. самореализация 1. социальные
2. биологические
А Б В Г
Б) Установите соответствие между основными потребностями человека и их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию второго. Ответ впишите в таблицу.
Признак Вид деятельности
А. результатом является создание материальных и духовных благ
Б. сущность является освоение опыта предыдущих поколений
В. результатом является обмен мнениями
Г. Результатом является победа в соревнованиях 1. Учение
2.Труд
3. Игра
4. Общение
А Б В Г
В) Установите соответствие между конкретным фактом и типом социального статуса: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию второго. Ответ впишите в таблицу.
Факт Тип статуса
А. пешеход
Б. брат
В. школьник
Г. рабочий
Д. водитель
Е. мужчина
Ж. муж
З. жена
И. отец 1. приобретенный
2. предписанный
А Б В Г Д Е Ж З И