Внеклассное мероприятие по окружающему миру на тему: Экологическое ассорти

Внеклассное мероприятие
по природоведению
для начальных классов


«Экологическое ассорти»



(игра)


Провела: учитель начальных классов
Шевчук Н.П.






Предварительная работа с детьми: знакомство с природой родного края, систематические наблюдения в природе, чтение природоведческой литературы, экскурсии и целевые прогулки в природу.

Объявление о предстоящем мероприятии в следующей форме:
«Всем! Всем! Всем! Только у нас вы можете стать победителями игры «Экологическое ассорти». Для этого предлагается повторить все то, что вы знаете о жизни растений, зверей, птиц и насекомых. Место проведения Время Спешите выиграть!»

Подготовка: класс оформлен изображениями птиц, цветов, животных, насекомых; 2 столика для команд; 1 столик для ведущей. Лототрон или диск, состоящий из 6 секторов, каждый сектор из 5 делений. На столе ведущего 6 конвертов разных цветов: красного, зеленого, синего, желтого, белого, черного. В них карточки с вопросами, причем цвет конверта определяет цвет сектора:
Зеленый – о растениях;
Красный – о животных;
Синий – о птицах;
Желтый – о насекомых;
Белый – вопросы - фотозагадки, вопросы-иллюстрации, вопросы-рисунки;
Черный – экологические ситуации.
2 кубика: 1 – с номером вопроса, другой – с цветом сектора.

Ведущий:
Сегодня мы с вами поиграем в игру, которая называется «Экологическое ассорти». Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете родную природу. Она, как никогда, сегодня нуждается в защите, заботе, любви. В игре победит тот, кто действительно хорошо знает жизнь зверей, птиц, растений, насекомых, умеет правильно вести себя на природе, готов ее оберегать.
Итак, мы начинаем игру, которая будет состоять из 3 этапов. На 1 этапе вы будете отвечать на вопросы, посовещавшись 30 с. Какой вопрос вам достанется – будет зависеть от того, как вы бросили кубики. Номер и цветовая грань кубиков определяют ваш вопрос. За каждый правильный ответ команда получит 1 очко.
Начинаем 1-й этап! Любой из вашей команды бросает кубики и достает карточку, Отвечают на 5 вопросов та и другая команды.
На 2-м этапе вопросы будут задавать каждому участнику отдельно, совещаться нельзя. Команда-соперница сама достает любой вопрос конкретному члену другой команды.
На 3-м этапе за одну минуту нужно ответить на большее количество вопросов. Если вы не знаете ответ, говорите: «НЕ знаю», отвечает кто-то один из команды. На сколько вопросов ответите, столько получите очков.

Вопросы к зеленому сектору

Назвать пословицы и поговорки о лесе. ( Много леса – не губи, нет леса – посади. Лес зимой согревает, летом прохладу дает, осенью накормит. И т. д.)

Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет? ( На срубе четко видны годовые кольца. Сколько колец, столько лет.)

Что за трава, которую и слепые знают? ( Крапива.)

Какие деревья нашего пришкольного участка и зимой остаются зелеными? ( Ель, сосна, туя.)

Назовите дерево – символ нашей Родины. ( Калина.)

Какие лекарственные травы лечат простуду? ( Мать-и-мачеха, подорожник, душица, мята и др.)

Самое сладкое дерево на нашем пришкольном участке. ( Липа.)

Какая ягода бывает черной, красной, белой? ( Смородина.)

Назовите ядовитые ягоды, которые растут в лесу. ( Волчье лыко, вороний глаз.)


Вопросы синего сектора

1. Перед какой погодой птицы перестают петь? ( Перед дождливой.)

2. Пингвин птица или нет? ( Да.)

3. Какая птица подбрасывает свои яйца в другие гнезда? ( Кукушка.)

4. Зимуют ли птицы в скворечниках? ( Нет.)

5. Почему снегиря так назвали? ( Прилетает с первым снегом.)

6. Где зимой и осенью спят вороны? ( В садах, в рощах.)

7. С прилетом каких птиц считаем мы, что началась весна? ( Грачей.)

8. Загадать загадку о птице.

Пропеть куплет песни, в которой говорится о птицах.

Какая птица выводит птенцов зимой? ( Клест.)

Вопросы красного сектора

Какие животные живут в наших лесах?

Загадать не меньше трех загадок про животных.

Кто меняет шубу 2 раза в год? ( Лиса, белка, заяц.)

Что теряет лось каждую зиму? ( Рога.)

Назовите животное наших лесов, похожее на кошку. ( Рысь.)

Что случается с пчелой после того, как она ужалит? ( Умирает.)

Какой хищный зверь падок до малины?

Каких зайцев называют листопадничками?

Какие животные спят зимой. ( Медведь, еж.)

Куда зайцу бежать удобнее, с горы или в гору? ( У зайца передние ноги короткие, а задние длинные, легче бежать в гору, с горы заяц катится кубарем.)


Вопросы белого сектора

Назовите правила друзей природы. ( Например, нельзя разорять птичьих гнезд, нельзя уносить лесных животных домой, нельзя ловить насекомых, бабочек и др.)

Фотография-загадка: какое время года изображено на картинке? (Весна.)

Фотография-загадка: какое время года изображено на картинке? (Осень.)

Что неправильно художник нарисовал в картине о лете?

С какого дерева лист?

С какого дерева шишка?

Фотография-загадка: какое животное изображено на картине? ( Лось.)

Угадай на вкус. ( Лесные дары.)


Вопросы желтого сектора

Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? ( Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы.)

Куда осенью деваются бабочки ( Большинство гибнут с холодами, Некоторые прячутся в щели, под кору, и там зимуют.)

Почему насекомых так называют? ( От слова «насекать» - у них на брюшке насечки.)

Какую пользу приносят черви? ( Рыхлят землю.)

Кто охраняет лесную полянку от вредных мух? ( Стрекозы.)

Не птица, а летает, не слон, а с хоботом, никто не приручает, а на нос садится. ( Муха.)

У кого уши на ногах? ( У кузнечика.)

Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может. ( Гусеница.)

Не зверь, не птица, носок, как спица,
Летит – кричит, сядет – молчит. ( Комар.)

Два рога – а не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит – воет,
Сядет – землю роет. ( Жук.)


Вопросы черного сектора
( ситуации)

1. На день рождения Кате подарили щенка, Наконец-то сбылась ее мечта. Она так долго просила родителей купить ей щенка. И вот теперь у нее появился новый друг. Катя каждую минуту играла с ним, кормила, гуляла с ним. А потом ей подарили говорящую куклу. О щенке Катя вспоминала все реже, а когда он заболел, сказала маме: «Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице».
Правильно ли поступила девочка?

2. Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов
- Что ты делаешь? – спросила бабушка.
- Пчел прогоняю, они жалят цветы.
Бабушка улыбнулась и, подозвав к себе внука, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами:
- А я и не знал об этом.
Что рассказала Олегу бабушка?

3. Идя на экскурсию в лес, дети увидели сон-траву. Гена хотел сорвать и принести в класс, а Ира предложила выкопать и посадить на пришкольном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав.
Ответ: Сон-траву рвать нельзя, она взята под охрану. Пересаживать тоже нельзя. Осенью нужно собрать семена и посадить в не слишком затемненном месте.

4. Сережа рассказал о том, что когда они гуляли с папой по лесу, то развели костер и пекли картошку. Папа потом залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал. Как убедить папу Сережи в том, что в лесу разжигать костер нельзя?
Ответ: кострище в лесу не зарастает 5 – 7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет; полиэтиленового пакета – 200 лет.

5. Телеграмма: «Мне нужна помощь! Срочная! Вылезли жуки, лезут на деревья, жуют все подряд. Зимой они сидели в земле – на 2 метра вглубь запрятались, а сейчас напали на деревья. Я работаю за двоих, но все равно не справляюсь – их много. Нужна срочная помощь! Передайте это ребятам . Срочно!»
Ваш дятел.

Телеграмма: «Мы – первая зелень и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распуститься первыми в лесу. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам. Это очень больно, когда тебя ломают. Очень! Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, Лесная сирень».
Какие ответы вы пошлете на эти телеграммы? Какую помощь можете оказать?


Блиц

У каких птиц самки больше и сильнее самцов? ( У хищных.)

У кого самый чуткий «нос»? ( У бабочки.)

Какой низкорослый кустарник не знает листопада? ( Клюква, брусника, вереск.)

Назовите месяц весенних первоцветов. ( Апрель.)

Чемпион по скорости роста среди деревьев. ( Эвкалипт.)

Какая однолетняя трава выше двора? ( Хмель.)

Назовите грибы-подснежники. ( Строчки, сморчки.)

Кто спит вниз головой? ( Летучая мышь.)

На следах каких хищных зверей нет когтей? ( У рыси.)

Для чего птице хвост? ( Управлять полетом; держаться на деревьях.)

Кто бежит задними ногами вперед? (Заяц.)

Название какого растения говорит о том, где оно растет? (Подорожник.)

Какой цветок лето начинает? ( Колокольчик.)

Разноцветные грибы. ( Сыроежки.)

С какого дня по народному календарю начинается осень? ( С 21 сентября.)

Листья каких деревьев осенью краснеют? ( Рябины, осины, клена.)

Какая птица имеет очень длинный хвост? ( Сорока.)

Какую пользу приносят синицы? ( Поедают жуков и личинок.)

Назовите любимое лакомство аистов. ( Лягушки.)

Что используют пчелы для строительства сот? ( Воск.)

Чем еж на медведя похож? ( Спит зимой.)

Каких насекомых зовут как животных? ( Жуки: олень, носорог, коровка.)

Чем питается медведь, когда спит в берлоге? ( Запасом жира.)


Ведущий:
Дорогие ребята! Мне очень приятно было встретиться с вами, я рада, что вы приняли участие в этой игре. Проигравших в ней нет: в выигрыше все. Надеюсь, что вы еще больше будете любить родную природу, проявлять к ней интерес, оберегать ее. Наша игра показала, что вы много знаете и наша задача – обогатить и расширить эти знания, но главное – воспитать бережное отношение к природе. Спасибо за участие!


Награждение победителей и участников.

















15