Сценарий внеклассного мероприятия для начальной школы Экологическое ассорти

Внеклассное мероприятие «Экологическое ассорти».
Учитель начальных классов МОУ «Гимназия №1» Прыткова С.Н.

Цели: воспитывать у учащихся экологическую культуру; прививать интерес к окружающему миру; развивать навыки общения со сверстниками, активность и самостоятельность, воображение и творческие способности учащихся.
Оборудование: эмблемы для классов животных; коробка с «конфетами» того же цвета, что и эмблемы; 3 кроссворда «Насекомые»; гербарий, рисунок «Где росло дерево?»; загадки – «заморочки», 3 альбомных листа, 3 фломастера; рисунок зайца, белки и ежа, слова на карточках для игры «Где чей домик?»; 3 рассказа «Воскресенье в лесу», знаки экологической тревоги; иллюстрации к сказкам; аудиозапись частушек, мелодия песни «Волшебники», 3 воздушных шарика.


Ход мероприятия.


Оргмомент.
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Оно называется «Экологическое ассорти».
- Вспомните, что такое «экология»?(ответы детей)
- Да, это наука о добром соседстве человека и природы, о бережном отношении человека к природе.
- А знаете ли вы, что такое «ассорти»?
- Правильно, это конфеты. Я принесла вам целую коробку конфет. Но эти конфеты необычные. Они все разного цвета: конфеты с сюрпризом, о котором я сообщу позже. В соревновании участвуют три команды: «ГАВ», «МЯУ» и «ЧИК-ЧИРИК». Мы желаем успеха всем командам и начинаем игру. (Команды по очереди берут из коробочки «конфеты» и выполняют задания).

1. Растения.
а)Загадки Богини Флоры. (отвечают по очереди)
1.Какие цветы росли в поле, на котором заснул Лев в сказке «Волшебник Изумрудного города»? (маки)
2.Какой цветок всегда следует за солнцем? (подсолнух)
3. Какой цветок носит имя звёзд? (астра)
4. Какой цветок возвращает память тем, кто забыл о своих близких? (незабудка)
5. какой цветок символизирует любовь? (роза)
6. В честь какого цветка назван цвет? (сиреневый)

б) «Где росло дерево?»
-Постарайтесь объяснить, какое из этих деревьев росло в обычном лесу, какое в густом лесу, а какое на полянке. Почему?

в) Узнай растение по ветке
- тополь (быстрее всех растёт и очищает воздух )
- берёза ( единственное дерево с белой корой)
- клён (музыкальное дерево, из его древесины изготавливают музыкальные инструменты)
- рябина (от неё рябит в глазах)
- А какие деревья вам ещё известны? А может быть, кто-то из вас сажал деревья или другие какие-то растения? Расскажите.

2. Насекомые
- Кто быстрее справиться с заданием и заполнит все строки кроссворда правильно.
- Назовите насекомых, названия которых вы вписали?
- Как ещё называют муравьёв? Почему они заслуживают такого названия?

3. Рыбы
а) «Заморочки из бочки»
1. У этой речной рыбы фантастическая жадность. В её желудке находят не только других рыб, но и мышей, крыс, мелких и средних птиц, а ещё часы, монеты – видимо, хищница принимает их за рыбку с яркой чешуёй. Что это за рыба? (щука)
2. Это самая большая из пресноводных рыб, обитающих в России. У неё нет чешуи. Предпочитает жить на дне водоёма, где её часто не отличишь от бревна. У этой рыбы есть даже усы. (сом)
3. В теле этой хищной морской рыбы что-то вроде живых батареек. Каждая в отдельности слабенькая, но все вместе дают довольно сильный ток. Своё электрическое оружие рыба пускает в ход, если чувствует опасность или во время охоты. (скат)
Резерв
4. Эта удивительная рыба обитает на морском дне и очень умело маскируется. Её очень трудно различить на песке. Большую часть жизни рыба проводит на боку, оба глаза смещены на другой бок. (камбала)

б)Конкурс рисунков «Где у рыбки глазки? Где у рыбки хвост?»
С завязанными глазами нарисуй глаз рыбки, сделай поворот кругом. Нарисуй плавник, присядь 2 раза. Нарисуй тело рыбки, 2 шага назад, 2 шага вперёд, нарисуй хвост, развяжи шарф на глазах.
- У кого получилось лучше?
- А чтобы могли сказать людям рыбы, если бы они умели говорить?


4. Звери
а)Игра «Угадай, кто я?»
- Вы задаёте мне вопросы о животном, изображённом на рисунке, на которые я отвечаю «да» или «нет». После того, как все вопросы будут заданы, вы должны угадать, кто здесь нарисован. (заяц, ёж, белка)
- Как это животное приспособилось, чтобы защищаться от своих врагов?
- А человек может быть опасен для зверей? В каких случаях?


б)Игра «Где чей домик? (собери пары)
- Каждый вид животных строит своё собственное жильё, в котором отражаются образ жизни его обитателей, их привычки, характер. Подберите каждому зверю свой дом.
К каждому домику может подходить не один обитатель.
Нора – лиса, сурок, суслик.
Берлога – медведь.
Хатка – бобр.
Норка – мышка.
Кустик – заяц.
Логово – волк.
Дупло – белка.
- Эти дома хороши и, особенно те, в которых обитателей никто не тревожит.

5. Птицы

а)Конкурс на лучшее знание сказок
- Все мы – и взрослые, и дети – любим сказки. Следующий конкурс так и называется «Конкурс на лучшее знание сказок». Каждой команде предлагается посмотреть на рисунки с изображением героем разных сказок. Одним из действующих лиц в них обязательно является птица. Вспомните названия сказок и их авторов.
Галчонок – Э Успенский «Дядя Федор, пёс и кот»
Сова – А. Милн «Вини Пух и все, все, все»
Ласточка – Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка»
Лебедь – Г.-Х. Андерсен «Дикие лебеди»
Петушок – А. Пушкин «Сказка о золотом петушке»
Жар-птица – П.Ершов «Конёк-горбунок»

в) Домашнее задание
- Вам дома надо было подобрать как можно больше пословиц о птицах.
Посмотрим, что у вас получилось. Называете пословицы по очереди, не повторяясь.
- Какую помощь птицам, зимующим в нашей местности, можем оказать мы с вами? (показать кормушку)

6. Экологическая тревога
а) Найди ошибки
- Предлагаю вам прочитать экологический рассказ «Воскресенье в лесу». Найдите ошибки, допущенные ребятами.(11 ошибок)
б) Знаки экологической грамотности
- Что ещё нужно помнить, выезжая на природу? Расскажите.
г)Лесные правила
(стихи или частушки)

Резерв

7. Весёлая минутка «Наперегонки с шарами»
а) зайчики (бег, шары в руках)
б) ветверогие (головой)
в) бегемоты (зажав шары коленями)

8. Крылатые выражения
- Когда так говорят? Объясните.
На ухо медведь наступил - человек лишён музыкального слуха.
Кто в лес, кто по дрова – нестройно, вразброд.
Комар носа не подточит – не к чему придраться.
Яблоку негде упасть – очень тесно, мало места.
Крокодиловы слёзы – лицемерные слёзы, притворное сожаление, применяется к людям, притворяющимися сильно огорчёнными несчастьем кого-либо. Основано на древнем поверье, будто у крокодила, перед тем как он съест свою жертву, текут слёзы. На самом деле крокодилы как бы потеют слезами.
Собака на сене – сам не пользуется и другим не даёт.

9. Итог
- Вы на славу сегодня потрудились, открыли для себя что-то новое, рассказали о том, что человек должен жить в мире с природой, соблюдать её законы, учились общаться со своими товарищами.
- Подводя итоги, можно сказать, что:
Команда «ГАВ» оказалась лучшим знатоком
Команда «МЯУ» оказалась лучшим знатоком
Команда «ЧИК-ЧИРИК» лучший знаток
Поздравляю всех, потому что все старались, и без победы каждого из вас не было бы общей победы.
Закончим наш классный час песней о природе. («Ты природу полюби»)

15