Диагностические задания по темам 4 класса Предложение, Звуки и буквы, Имя существительное, Имя прилагательное, Глагол


Оценочная деятельность учителя при обучении русскому языку в начальной школе
Важнейшей задачей учителя является проверка и оценка результатов обучения учащихся как в процессе усвоения курса, так и по его завершении.
На современном этапе развития начальной школы определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:
качество усвоения предметных знаний, умений, навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;
степень сформированности учебной деятельности младшего школьника;
степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);
уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности.
Предлагаемая система оценочных работ, ориентирующая на указанные критерии контроля, позволит учителю не только определять уровень (качество) усвоения базовых знаний и умений, установленных обязательным минимумом (стандартом) образования в начальной школе, но и организовать текущий контроль, диагностируя формирование интеллекта, учебной деятельности, личностных качеств учащихся в процессе обучения, т.е. представить продвижение каждого ребенка в его образовании и развитии.Диагностические задания, выполняемые в начале и в конце изучения темы (курса), дают представление об уровне подготовки, на котором находится каждый ученик, и вместе с те отражают его продвижение в учении, сформированность учебной деятельности, самостоятельности, навыков самоконтроля и самооценки, а также влияние обучения на развитие учащихся.
Уровень учебной деятельности устанавливается по таким критериям, как умения планировать свои действия до начала работы, проверять себя в процессе работы и после ее окончания.
Оценка задания (отметки не ставятся):
0 баллов – работа не начата, или выполнена неправильно, или допущено три ошибки;
1 балл – выполнена часть задания или допущено две ошибки;
2 балла - большая часть задания выполнена правильно или допущена одна ошибка;
3 балла – задание выполнено правильно.
Результаты выполнения разноуровневых диагностических заданий помогут учителю внести необходимые коррективы в свою работу, оказать практическую адресную помощь каждому ученику, ориентируясь на четкую перспективу его индивидуального развития.
Диагностирующие работы, позволяющие определить уровень овладения учащимися учебно-познавательной деятельностью (по В. Н. Максимовой). Такие работы содержат шесть заданий: 1-е, 2-е – соответствуют репродуктивной деятельности (узнавание и запоминание); 3-е, 4-е – требуют частично поисковой деятельности (понимание и установление связей внутри темы); 5-е, 6-е – выявляют наличие элементов системного мышления (установление связей между темами и учебными предметами).
За каждое задание ученик получает определенное количество баллов. Чтобы определить уровень обученности класса в целом, нужно количество всех полученных детьми баллов разделить на количество учащихся в классе. Оценивать диагностическую работу учитель может так: 10-13 баллов – отметка «3», 14-17 – отметка «4», 18-21 – отметка «5».
4 класс
Повторение. Звуки и буквы.
Диагностические задания.
Задание 1. Цель: проверить умения учащихся различать звуки и буквы, устанавливать соответствие или несоответствие произношения написанию.
Выберите слова, в которых букв больше, чем звуков. Докажите выбор.
Брошь, семья, семейка, бассейн, тростник, груздь.
Примечание. Правильное выполнение задания: брошь [брош] – 4 звука, 5 букв; бассейн [бас,эй,н] – 6 звуков, 7 букв; груздь [грус,т,] – 5 звуков, 6 букв; тростник [трас,н,ик]- 7 звуков, 8 букв.
Задание 2. Цель: проверить понимание детьми звукового строя языка, умение соотносить звуковой состав слова и его написание.
Прочитайте слова.
Режиссёр, аллея, стоп, дождь, мелочь.
Выберите слова, в которых одинаковое количество звуков и букв. Докажите правильность выбора.
Примечание. Правильное выполнение задания: стоп [стоп] – 4 буквы, 4 звука; аллея [ал,эй,а]- 5 букв, 5 звуков.
Задание 3. Цель: проверить умения различать пары звонких и глухих согласных, устанавливать несоответствие произношения написанию.
Прочитайте слова.
Брошка, гибкий, сказка, зыбкий, сапог, посадка.
Выберите слова, в которых все согласные звуки глухие.
Примечание. Правильное выполнение задания: сказка [скаска], сапог [сапок], посадка [посатка].
Задание 4. Цель: проверить знание учащимися пар звонких и глухих согласных, понимание несоответствия произношения написанию, внимание к орфограммам.
Прочитай слова.
Гладкий, булавка, подушка, ошибка, ложка, сладкий, лёгкий, просьба, заморозки, изморозь.
Выбери слова, в которых согласные звуки не соответствуют буквам Докажите правильность выбора.
Примечание. Правильное выполнение задания: гладкий [глаткий,], булавка [булафка], ошибка [ашыпка], ложка [лошка], сладкий [слаткий,], лёгкий [л,охк,ий,], просьба [проз,ба] заморозки [замараск,и], изморось [измарас,].
Предложение. Однородные члены предложения.
Диагностические задания.
Задание 1. Цель: проверить понимание учащимися смысловой и грамматической связи слов в предложении; представление о главных членах как на основе предложения.
Прочитай слова.
Освещает, яркое, стройные, дубы, солнце, берёзки, осинки, коренастые, трепетные.
Составьте из данных слов предложение. Выделите главные члены предложения. Найдите и обозначьте однородные члены предложения.
Примечание. Правильное выполнение задания: Яркое солнце освещает стройные берёзки, коренастые дубы, трепетные осинки.
Задание2. Цель: проверить умение распознавать однородные члены предложения.
Прочитайте текст.
На всей земле нет птиц красивее наших лебедей. Весной и осенью их можно видеть у берегов Финского залива. Над берегом моря пролетает воздушный путь птиц. В темноте ночи лебеди пролетают над освещенными городами над широкой Невой над Ладожским озером. Лебеди очень привязаны к родным озёрам. В каждом маленьком озере живёт пара лебедей.
Поставьте знаки препинания. Выпишите предложения к схемам:
23583904445018440404445001272540444509010654445058674044450[ , , ]. [ и ].
Примечание. Правильное выполнение задания:
1 схема - В темноте ночи лебеди пролетают над освещенными городами. над широкой Невой. над Ладожским озером.
2 схема - Весной и осенью их можно видеть у берегов Финского залива.
Задание 3. Цель: проверить понимание детьми существенных признаков словосочетания.
Найдите словосочетания. Обоснуйте правильность выбора.
Светит солнце. Яркое солнце, Светит осенью. В парке. Гуляет в парке. Светит ярко.
Примечание. Правильное выполнение задания:
Яркое (какое?) солнце, Светит (когда?) осенью. Гуляет (где?) в парке. Светит (как?) ярко.
Имя существительное.
Диагностические задания.
Первый уровень.
Задание 1. Цель: проверить умение распознавать род имён существительных, стоящих в начальной и косвенной форме.
Прочитайте текст. Выделите законченные мысли. Поставьте знак препинания в конце первого предложения. Обозначьте начало второго предложения.
Белым ровным слоем покрыл снег всю землю лесные поляны теперь, как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги.
(по В. Бианки)
Укажите род имён существительных.
Задание 2. Цель: проверить умения учащихся применять знания в необычной ситуации, распознавать род имен существительных в необычной ситуации, распознавать род имён существительных с шипящими на конце, правильно их писать.
Прочиайте словосочетания с «зазеркальными» словами. Подумайте, какого рода могли бы быть эти имена существительные и как их нужно написать. Докажите ответ.
Весёлый курш…, глухая перч…, молодая сморш…, голубая верч…, светлый кранш…, устный жорч…, звёздная чапрч… .Примечание. Правильный ответ: род подсказывает согласующее с существительным прилагательное.
Весёлый курш – м. р., глухая перчь – ж. р., молодая сморшь – ж. р., голубая верчь – ж. р., светлый кранш – м. р., устный жорч – м. р., звёздная чапрчь – ж. р..Задание 3. Цель: проверить умение детей распознавать тип склонения имён существительных.
Распределите слова на три группы. Обоснуйте признак классификации.
Храбрость, морковка, алмаз, дружба, суффикс, изгородь, иней, осмотр, свет, освещение, диво, долина, радость, улыбка, метель, фасоль, гавань, корабль, ковыль, жимолость, Емеля, соль, веснушки, печаль.Задание 4. Цель: проверить умение распознавать падеж имён существительных.
Прочитайте сочетание слов.
Находился в трамвае. Поедем в четверг. Прокатимся с горки. Берег речки. Идёт пароход. Написал в тетради. Мало соли.
Определите падеж каждого существительного.
Задание 5. Цель: проверить умение рассуждать, применять алгоритм написания безударных окончаний имён существительных.
Вставьте окончания, докажите верность выбора.
нашли в ветош…, нуждался в помощ…, жили в глуш…, трудно без гуаш…, были в погреб…, повалились от бур…, в медвежьей берлог…, нежился в постел…, подъезжают к теплиц…, укрываются в ельник…, находился на площадк…, состоялись на площад…, не хватает смелост…, ветки сирен… и яблон…
Задание 6. Цель: проверить умение учащихся понимать способы образования имён существительных и применять их на практике.
Определите, от каких слов и с помощью какой части слова образованы данные слова.
Берёзка - ….
Учитель - ….
Стёклышко - …
Примечание. Правильное выполнение задания:
берёзка – берёза (суффиксальный способ)
учитель – учит (суффиксальный способ)
стёклышко – стекло (суффиксальный способ)
Второй уровень
Задание 1. Цель: проверить умение учащихся различать имена существительные среди других частей речи.
Найдите имена существительные. Объясните выбор.
1 вариант. 2 вариант.
Боль, болеть, больничный. Дежурство, дежурить, дежурный.
Примечание. Слова «больничный», «дежурный» в зависимости от контекста (в предложении) могут быть как именами прилагательными, так и именами существительными.
Задание 2. Цель: проверить знание учащимися грамматических признаков имён существительных, стоящих в начальной и косвенной форме.
Подчеркните правильный ответ.
Имена существительные имеют следующие грамматические признаки: род, склонение, время, число, падеж, лицо.
Примечание. Правильный ответ: род, склонение, число, падеж.
Задание 3. Цель: проверить умение учащихся доказывать правильное написание безударных окончаний имён существительных.
Вставьте окончания, докажите правильность выбора.
Выросли возле тропинк…, нет на тропинк…, шёл по улиц…, в глубине улиц…, работал в библиотек…, не было библиотек…, спрятались в шалаш…, не нашёл вещ…, нуждался в помощ…, стоят на круч…
Задание 4. Цель: Проверить умение писать безударные окончания имён существительных, осуществлять верный выбор.
Вставьте окончания. Подчеркните имена существительные с окончанием –е. Объясните написание.
На ветке сиен…, упал с крыш…, увидел в окошк…, шёл по пустош…, вспоминал без груст…, скакал на лошад…, работал на завод…, лежит на ладон…, приехал из Сибир… .Задание 5. Цель: проверить умения учащихся устанавливать связь слов, находить слово, от которого зависит падеж имени существительного.
Выпишите имена существительные с безударными окончаниями вместе со словами, к которым они относятся. Укажите связь слов.
Утренний иней быстро исчез с крыши сторожки. На пригорке обсохла земля. В роще было тихо.
Задание 6. Цель: проверить знание падежных окончаний имён существительных во множественном числе.
Исправьте ошибки Незнайки.
Вчера в магазине купили два килограмма яблоков, пять килограммов моркови, два килограмма апельсин, три килограмма помидоров, два килограмма мандарин, пять килограммов картофелей.
Примечание. Правильное выполнение задания.
Вчера в магазине купили два килограмма яблок, пять килограммов моркови, два килограмма апельсинов, три килограмма помидоров, два килограмма мандаринов, пять килограммов картофеля.
Имя прилагательное
Диагностические задания.
Задание 1. Цель: проверить развитие аналитического мышления, умения применять знания на практике, использовать алгоритм проверки орфограмм, правильно писать родовые окончания имён прилагательных.
Прочитайте. Вставьте окончания имён прилагательных.
Вишнёв… варенье, земляничн… джем, яблочн… повидло, весёл… настроение, весёл… песня, ранн… утро, ранн… весна, чудн… картина, чудн… место, син… лента, син… небо, словесн… портрет.Задание 2. Цель: проверить умения учащихся распознавать имена прилагательные, правильно определять их падеж, опираясь на знание грамматических признаков имён существительных.
Прочитайте. Надпишите падежи имён прилагательных.
Один из чудесных цветков весны – это ландыш. В мае раскрываются его маленькие бутончики. И вот уже на тонкой ножке висят крохотные белые колокольчики. И все смотрят в оду сторону. Дружные растения.
Ландыш цветёт недолго. И скоро вместо фарфоровых колокольчиков появляются зелёные ягоды. Потом они становятся красными. Это плодики ландыша, в которых находятся семена.
(Ю. Дмитриев)
Задание 3. Цель: проверить развитие аналитического мышления, умение правильно писать падежные окончания имён прилагательных, опираясь на связь с именами существительными и знание их грамматических признаков.
Прочитайте. Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных.
В глубок… снегу, ненастн… утром, глубок… снегом, в прозрачн… воде, хорош… речью, с повинн… головой, ранн… весной, (нет) волшебн… зелья, космическ… кораблём, солнечн… утром.Задание 4. Цель; проверить представления о морфемной структуре и способах образования имён существительных.
Разберите по составу имена прилагательные болотный, городской, длинный.
Объясните, от каких и как образованы данные имена прилагательные:
болотный - ….
городской - …
длинный - ….
Глагол
Диагностические задания
Задание 1. Цель: проверить аналитическое умение распознавать число и время глаголов по существенным признакам – моменту совершения действия и вопросу.
Прочитайте стихи. Определите время глаголов в предложении.
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
(С. Есенин)
Задание 2. Цель: проверить умение учащихся анализировать слова, узнавать неопределенную форму глаголов.
Установите неопределенную форму глаголов.
Решает, бросит, произносишь, строит, ходишь, построит.
Задание 3. Цель: проверить умение применять полученные знания на практике – распознавать спряжение глаголов по их ударному окончанию, а безударные окончания – по неопределенной форме.
Определите спряжение глаголов.
Ворчал, гудит, пытается, свистит, радуется, прогудит, закричит, удивлялся, устранится, светило, зреет, приготовят, представит.Задание 4. Цель: проверить умение распознавать спряжение глаголов с ударными и безударными окончаниями.
Определите спряжение глаголов. Запишите их по группам.
Встречать, молчать, волноваться, светить, гудеть, кричать, удивляться, удивится, зреть, готовить, дышать, ставить.Задание 5. Цель: проверить умение применять полученные знания на практике – правильно писать безударные личные окончания глаголов.
Вставьте личные окончания глаголов 2-го лица.
Люб…, обега…, застро…, дыш…шь, устел…, мысл…, рыщ…, мечта…, зарыда…, перегон…, наблюда…, корм…, светле…, рыбач…, посад…, меша…, сдерж…, погас…, загора…, запуга…, груз… .Задание 6. Цель: проверить орфографическую зоркость учащихся, умение определять орфограммы в разных частях глаголов.
Выделить орфограммы в корнях слов. Какое слово лишнее? Почему?
Промолчать, засветиться, веселиться, серебрится, осмелеть, запестреть, растворится, подсмолил, подкрался, похвалялся, приласкать, захрипел.Примечание. Правильное выполнение задания: промолчать, засветиться, веселиться; лишнее слово – подкрался, т.к. гласный звук в корне ударный, остальные глаголы – с безударными гласными в корне.Используемая литература:
Шукейло В. А. Русский язык : 1 – 4 классы : сборник проверочных и контрольных работ / В. А. Шукейло. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Вентана – Граф, 2015. – 360 с. – (Начальная школа : результаты обучения).