Развитие творческих способностей учащихся


Все - гении!
Еще древнегреческий философ Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) учил смело и самостоятельно мыслить. Возникла идея исследования как метода познания мира и метода обучения. Однако в советской школе это метод был подчинен все же одной идее – воспитанию коммунистической личности, которая должна мыслить не самостоятельно, а стандартно. Учитель представлял собой некий эталон, который знал правильные ответы на все вопросы, поставленные и литературой, и жизнью. Ученик должен был выучить ответы и смело идти по жизни дальше. Однако мы забываем, что знать ответы на все вопросы ни один человек не может, поэтому учитель был по сути большим грешником, заставляя детей не только мыслить одинаково, но и не сметь иметь суждений, отличных от общепринятых.
С изменением общества, строя произошло изменение ориентиров образования: оно стало более демократичным, гуманным. Приоритетным стало направление формирования и развития творческой личности, способной решать все более сложные задачи, а при определенных условиях способной создать что-то новое, необычное, найти выход даже в безвыходной ситуации. И не стоит забывать, что мы не клонов создаем в школе, а ЛИЧНОСТИ, которые не только откроют в будущем новые миры, но и будут способны спасти мир, Землю от глобальных катастроф. Появлению таких личностей способствует творческое развитие детей в школе, именно в школе, когда ребенок еще представляет собой податливую мягкую массу, способную принимать любую форму, прежде чем застыть на всю оставшуюся жизнь, когда надо дать ему почувствовать, что он может мылить свободно, не так как все, и это правильно. Кстати здесь вспомнить одно из известных выражений, что «в споре рождается истина». А ведь спор не что иное, как высказывание своих мыслей, взглядов, предположений на проблему, событие и т.д. В конце концов в споре побеждает не умнейший, не справедливейший, а более талантливый, сумевший найти такие слова, факты и аргументы, которые стандартной личности и не снились.
Поэтому считаю, что развитие творческих способностей детей позволяет воспитать не ограниченную личность, а развить ее особенности, таланты и дать возможность ребенку проявить себя в той сфере деятельности, которая ему наиболее удается.
Самые обычные, вполне традиционные приемы работы можно преподнести как поисково-творческие. Написать сочинение на необычную или не изучаемую в школе тему и позволить высказать свои мысли и чувства, придумать свою тему сочинения, задать свой вопрос по произведению товарищу и пусть он ответит, сочинить загадку, пословицу, нарисовать афишу к пьесе, поместив на ней все обязательные атрибуты рекламы спектакля, составить диктант, который запишет весь класс, сочинить сказку за три минуты, используя три словарных слова, выученных дома, например: жюри, брошюра, парашют, вместо пересказа попросить нарисовать карту пути, который прошел главный герой и т.д. Главное, дать возможность разгуляться творческой мысли. Конечно, мы ограничиваем детей определенными темами, условиями, словами, рамками, но важно принять работу ребенка такой, какая она есть, не разбивая в пух и прах. Лучше всего предоставить ребенку возможность защитить свое «произведение», подтвердить аргументами, что его работа достойна существования.
Такая работа отличается от всех других работ тем, что она по содержанию является единственной, и у учителя нет эталона правильного ответа. Он должен принять ее такой, какой создал ученик, и не исправлять, а помочь дополнить, улучшить.
Недавно в 5 классе в качестве домашнего задания дала придумать свою загадку о школе. Одна девочка прочитала следующее: «Не лает, не кусает – учиться заставляет». Было грустно-смешно узнать в этой загадке себя, учителя (а ответ именно такой!). Поучительной оказалась загадка. На вопрос, почему такое не очень приятное скрытое сравнение использовала, она ответила, что ведь плохое нельзя произносить вслух (по поверью древних), чтобы не сбылось, а взрослые иногда так сильно ругаются. Пусть они будут поласковей. Так ребенок защитил свою работу, а меня заставил задуматься.
Такие задания всегда будут побуждать детей обращаться к научным источникам, справочникам, потребуют самостоятельности в подборе и анализе разнообразных произведений, научат высказывать свою точку зрения и доказывать ее. Это одна из самых трудных форм работы для детей. Многие ребята начинают ныть, что надо что-то придумывать, куда-то лезть, не легче ли просто сделать упражнение из учебника. Но крупный ученый-литературовед Г.А.Гуковский проницательно заметил: «И кто сказал, что школа должна учить тому, что легко?.. Школа должна учить трудному, но так, чтобы освоение этого трудного было творческим, то есть радостною победой». Поэтому чем больше в уроке творческих заданий, тем больше у ребенка возможности самостоятельно познать мир, дать оценку какому-либо явлению, сопоставить его с общепринятым мнением, сделать полезные для себя выводы.
В любой сфере человеческой деятельности работа может выполняться или по готовому образцу, или с внесением каких-то элементов нового. Возможен и такой путь, когда открываются принципиально новые знания или пути их добывания. Рождается научное открытие или изобретение. Именно к этому надо вести наших детей, развивая в них творческие способности, а дешевой рабочей силы во все времена России хватало. Да и пора восстановить творческий потенциал страны, который уплыл вместе с русским дворянством после революции 17 года.