Урок: «Размножение. Виды размножений. Бесполое размножение и его формы».

Тема урока: «Размножение. Виды размножений. Бесполое размножение и его формы».


Цель урока:
углубление знаний учащихся об основных типах размножения в природе

Задачи:
охарактеризовать размножение как один из этапов индивидуального развития организмов;
расширить и углубить знания о бесполом размножении (способы бесполого размножения и его практическое значение).


Тип урока:
изучение нового материала.


Методы, используемые на уроке:

репродуктивные, частично-поисковые, проблемные.


Ход урока.

Организационный момент. Проверка отсутствующих в классе. Подготовка рабочего места к уроку.
Изучение нового материала.
Самовоспроизведение или размножение – одно из фундаментальных свойств живого, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни на Земле.
Размножение – это способность организмов воспроизводить себе подобных, при этом обеспечивается непрерывность и преемственность жизни.
Принято различать два основных типа: бесполое и половое размножение.
Половое размножение осуществляется между двумя физиологически различными особями (мужской и женской). Они формируют половые клетки (гаметы), при этом гены родителей смешиваются, поэтому потомки генетически отличаются друг от друга.
В процессе бесполого размножения участвует только одна особь. Образование гамет не происходит. Организм либо делится на две и более частей, либо формирует специальные структуры, из которых восстанавливаются индивиды, генетически идентичные материнской особи.
Постановка проблемы: почему бесполое размножение обеспечивает постоянство набора хромосом в поколениях?
Бесполое размножение широко распространено в природе у одноклеточных и многоклеточных организмов. Для них характерны следующие особенности:
в основе размножения лежит митоз;
потомки идентичны и являются точными генетическими копиями материнской особи;
основное преимущество – быстрое увеличение численности;

Различают следующие типы бесполого размножения:
Деление (бинарное) исходная материнская клетка делится митотически на две или более одинаковых дочерних клеток (амеба обыкновенная).
Множественное деление (шизогония) материнские клетки распадаются на большое количество более или менее одинаковых дочерних клеток (малярийный плазмодий)
С размножение спорами специальных клеток растений или грибов. Если споры имеют жгутик и подвижны, то это зооспоры ( хламидомонада)
Почкование характерно для кишечнополостных (гидра). На теле материнской особи появляется бугорок с зачатками всех структур и органов, характерных для материнского организма, а затем происходит отделение (отпочковывание).
Фрагментация разделение особей на две или несколько частей, каждый из которых развивается в новую особь (у растений – спирогира, а у животных – кольчатые черви). В основе этого типа бесполого размножения лежит свойства регенерации.
Вегетативное размножение от материнского организма отделяется достаточно хорошо дифференцированная часть (отводки, усы, корневые отпрыски) или же образуются особые структуры, специально предназначенные для вегетативного размножения (клубни, корни, корневища).
Изучите материал о вегетативном размножении растений, и заполните таблицу:
Способ размножения
Пример

1. Черенками


2. Усами


3. Клубнями


4. Корневищами


5. Листовыми черенками



Полиэмбриония размножение во время эмбрионального развития, при котором из одной зиготы развивается несколько зародышей близнецов (однояйцовые близнецы у человека, потомство всегда одного пола)
Клонирование искусственный способ бесполого размножения. В естественных условиях этот тип бесполого размножения не встречается. Клон – это генетически идентичное потомство, полученное от одной особи в разряде того или иного бесполого способа размножения.

Закрепление изученного материала на уроке.

Дайте определение процессу «размножению».
С какими видами размножений вы сегодня познакомились на уроке?
Почему при всем разнообразии способов бесполого размножения новые организмы в точности повторяют генотип материнского организма?
Какой цитологический процесс приводит, что бесполое размножение не сопровождается повышением генетического разнообразия?

Рефлексия: решение проблемы, поставленной в начале урока.
Домашнее задание: конспект урока, заполнить таблицу (вегетативное размножение).

15