Проект «Развитие социальной инициативы обучающихся средствами гражданско-патриотического воспитания».


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верещагинская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
Проект
«Развитие социальной инициативы обучающихся средствами гражданско-патриотического воспитания».
Разработала: Ольга Евгеньевна Бизяева (педагог 1квалификационной категории).
Г. Верещагино 2017 г.Содержание:
стр
Актуальность проекта………………………………………………… 3
Проблема ………………………………………………………………...3
Цель, задачи, новизна проекта……………………………………….4
Содержание проекта……………………………………………………6
Нормативно-методическая модель взаимодействия………………7
Этапы проектной деятельности………………………………………8
План – график реализации проекта………………………………….9
Ожидаемые результаты проекта……………………………………..11
Список литературы……………………………………………………12
Аннотация проекта
Данный проект направлен на развитие социальной инициативы обучающихся с интеллектуальными нарушениями средствами гражданско-патриотического воспитания.
Актуальность проекта.
В стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года говорится о том, что необходимо обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций.
Согласно ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) включает в себя программу внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию, где одним из главных направлений является патриотическое воспитание.
Патриотизм - это любовь к своей Родине, который проявляется глубокими и сильными человеческими чувствами. Это нравственный принцип отношения людей к своей стране.
Жизнь общества сегодня ставит серьезные задачи в области воспитания и обучения нового поколения.
Проблема
Формирование патриотических качеств у подрастающего поколения в том числе, у детей с нарушением интеллекта, является сложным, несмотря на то, что про патриотизм пишут в публицистической, а также в научно-популярной и методической литературе.
Л.С. Выготский считал, что школьному возрасту характерен активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в общественной жизни, о взаимоотношениях разных людей, о выбора того или иного способа поведения. Формирование патриотических чувств является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается, этому способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.
Таким образом, вопросы воспитания патриотических качеству детей с нарушением интеллекта, обучающихся в условиях коррекционной школы представляются важными и актуальными. Этим объясняется выбор темы исследования.
Основание для разработки проекта:
Конвенция ООН о правах ребёнка.
Конституция РФ.
Закон РФ "Об образовании".
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (в редакции от 13 января 2015 г.).
Федеральные государственные образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения).
Объект исследования – наличие патриотических качеств у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Гипотеза исследования: заключается в предположении того, что специально организованная система проведения разного рода мероприятий патриотической направленности в урочное и внеурочное время, обеспечивает эффективную коррекцию патриотических качеств у обучающихся.
Цель: создание условий для развития социальной инициативы обучающихся с интеллектуальными нарушениями средствами гражданско-патриотического воспитания.
Новизна: Разработка новых и современных форм обучения и воспитания детей (индивидуальные и групповые проекты,  исследовательская деятельность, виртуальные экскурсии, серии презентаций, фестивали фильмов, ролевые игры), а также диагностический материал по оценке качества патриотического воспитания.
Задачи:
1. Изучить нормативно-методическую литературу.
2. Разработать нормативно-методическую модель взаимодействия образовательного учреждения, государственных и общественных структур проекта.
3. Разработать диагностику по изучению патриотических качеств, социальной активности обучающихся, как гражданина и патриота своей Родины.
4. Разработать и реализовать образовательную программу дополнительного образования «Патриот».
5. Апробировать инновационные формы деятельности по патриотическому воспитанию детей: индивидуальные и групповые проекты,  исследовательская деятельность, виртуальные экскурсии, серии презентаций, фестивали фильмов, ролевые игры.
6. Провести мастер-классы на темы: «Формирование нравственных чувств обучающихся посредством интеграции урочной и внеурочной деятельности»; «ИКТ - как средство развития познавательного интереса у детей с интеллектуальными нарушениями в области патриотического воспитания».
7. Проведение мониторинга.
8. Опубликовать опыт работы в СМИ.
Содержание проекта
Проект рассчитан на 3 года. Возраст детей от 10-17 лет.
В качестве форм патриотического воспитания используются: индивидуальные и групповые проекты,  исследовательская деятельность, виртуальные экскурсии, серии презентаций, фестивали фильмов, ролевые игры, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, викторины, выставки рисунков, конкурсы сочинений, экскурсии, ведение кружков патриотической направленности, а также конкурсы и фестивали разного уровня.
Реализация проекта предполагает:
МБОУ «Верещагинская школа – интернат»



ВНЕШНИЕ СВЯЗИ:
МБУ ДО «Школа искусств»;
МАУ ДО «СЮН»;
МБУК «ГЦК и Д»;
МАУ ДО «СЮТех»;
МАУ ДО «СЮТур»;
МБУК Дворец досуга;
МБДОУ;
Верещагинская районная организация Пермской краевой организации «Всероссийское общество инвалидов»;
Верещагинский ДИПИ (дом-интернат для престарелых и инвалидов).
ВНУТРЕННИЕ СВЯЗИ:
Воспитатели;
Классные руководители;
Педагоги дополнительного образования;
Учитель истории и географии;
Педагог-организатор;
Социальный педагог;
Заведующая библиотекой

Нормативно-методическая модель взаимодействия образовательного учреждения, государственных и общественных структур для развития социальной инициативы обучающихся с интеллектуальными нарушениями средствами гражданско-патриотического воспитания
МБОУ «Верещагинская школа-интернат»
ВНУТРЕННИЕ СВЯЗИ
Учитель
истории
Совместная деятельность специалистов и
педагогов школы
Государственные учреждения
Изучение проблемы и системная характеристика гражданско-патриотического воспитания
Дополнительное
образование
Педагог-организатор
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Критерии
Показатели
ВНЕШНИЕ СВЯЗИ
Учитель
географии
Воспитатели
Кл. рук-ли
Учителя трудового обучения
Социальный
педагог
Заведующая
библиотекой
Педагоги доп.
образования
Учитель
литературы
Ребенок с особыми образовательными
потребностями.
МБ
Д
О
У
В
ОИ
Д
И
П
И
МБУ ДО
«шк. иск.»
МБУК
«ДД»
МБУ ДО
«СЮН»
МБУК
«ГЦК и Д»
МБУ ДО
«СЮТех.»
МБУ ДО
«СЮТур»

Этапы проектной деятельности
1 этап – подготовительный:
Подбор методической литературы.
Формирование материальной базы.
Разработать диагностический материал.
Разработка модели взаимодействия образовательного учреждения, государственных и общественных структур проекта.
2 этап – практический:
Провести диагностику детей на начальном этапе работы;
Разработка и реализация программы по внеурочной деятельности «Патриот».
Реализация модели взаимодействия образовательного учреждения, государственных и общественных структур проекта.
3 этап - аналитический:
диагностика детей;
участие детей в мероприятиях разного уровня.
План – график реализации проекта:
№ Мероприятия Ответственные Сроки
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Проведение диагностики по оценке качества патриотического воспитания.
Изучение и подбор методической литературы.
Разработать нормативно-методическую модель взаимодействия образовательного учреждения, государственных и общественных структур.
Разработка и реализация образовательной программы дополнительного образования «Патриот».
Провести мастер-классы на темы:
1. «Развитие социальной инициативы обучающихся как гражданина и патриота средствами игровой деятельности»;
2. «Формирование нравственных чувств обучающихся посредством интеграции урочной и внеурочной деятельности»;
3. «ИКТ - как средство развития познавательного интереса у детей с интеллектуальными нарушениями в области патриотического воспитания».
Индивидуальные и групповые детские проекты «Мой край родной», « Я – гражданин».

 Исследовательская деятельность «Жизнь до… и после…» (про воинов ВОВ, спасибо за жизнь).
Виртуальные экскурсии (музеи боевой славы).
Серии презентаций.
Ролевые игры.
Участие в мероприятиях разного уровня (концерты, фестивали, конкурсы, акции, творческие встречи).
Школа
Район
Край
Россия (интернет-конкурсы)
Международный (интернет-конкурсы).
Выставка рисунков: «Край мой родной», «Мамина улыбка», «Россия – родина моя!», «Не отнимайте солнце у детей!», «Спасибо за жизнь!», «Подвиг солдата!», «Эхо войны…».
Волонтерское движение.
Мониторинг реализации проекта.
Е.А. Селукова
Е.А. Селукова, О.Е. Бизяева.
Е.А. Селукова, О.Е. Бизяева.
Все субъекты в образовательном процессе.
Е.А. Селукова.
Е.А. Селукова, О.Е. Бизяева.
Е.А. Селукова, О.Е. Бизяева.
Е.А. Селукова, О.Е. Бизяева.
Учитель истории и географии.
Педагог-организатор.
Заведующая библиотекой.
Педагог-организатор, воспитатели.
Педагог-организатор.
Педагог-организатор, учитель ИЗО.
Педагог-организатор, воспитатели.
Е.А. Селукова, О.Е. Бизяева Сентябрь 2017 – май 2018 год.
Февраль 2017 г.
Март 2017 г.
Сентябрь 2017 по май 2020 года
Февраль 2018
Ноябрь 2018
Март 2019
Декабрь 2019
Декабрь 2019
Согласно реализации программы «Патриот».
В течении реализации проекта.
В течении учебного года.
В течении реализации проекта.
В течении реализации проекта.
Май 2020
Ожидаемые результаты проекта:
1. Нормативно-методическая модель взаимодействия образовательного учреждения, государственных и общественных структур проекта.
3. Диагностика по изучению патриотических качеств, социальной активности обучающихся, как гражданина и патриота своей Родины.
4. Программа дополнительного образования «Патриот».
5. Внедрение инновационных форм деятельности по патриотическому воспитанию детей.
6. Привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников.
7. Опубликован опыт работы в СМИ.
Таким образом, воспитание патриотов своей Родины – ответственная, сложная и одна из приоритетных воспитательных задач современной школы. Планомерная, систематическая работа, использование новых и современных форм обучения и воспитания детей, объединяя общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Список литературы:
Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учеб.-метод. пособие. СПб., 2001. - 416 с.
Белкин А.С., Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы. - М.: Педагогика, 1977.
Бгажнокова И.М. Психолгия умственно – отсталого школьника. – М,: Просвещение, 1987.
Буфетов Я. М. Нравственное воспитание во вспомогательной школе. Алма-Ата: Мектеп, 1988
Голошумова Г. С. Программа курса "Основы духовности и нравственности" для младших школьников // Школьные технологии. – 2003. - N 2. - С. 146-151.
Громова Т. В. Младший школьный возраст: системный эффект нравственного воспитания // Воспитание и дополнительное образование. - 2010. - N 1. - С. 22-26.
Данилюк А. Я. Воспитание и социализация младших школьников // Педагогика. - 2009. - N 5. - С. 7-27.
Долгобородова Н. П. Воспитание учащихся вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1968.
Данилюк А. Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников // Педагогика. - 2008. - N 9. - С. 88-93.
Диагностика нравственных приоритетов школьников // Сельская школа. – 2006. - N 3. - С. 72.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в современных условиях // Начальное образование. - 2010. - N 2. - С. 3-8.
Дьячкова М. А. О роли педагога в духовно-нравственном воспитании школьников // Вестник развития науки и образования. - 2007. - N 6. - С. 101-105.
Ерзунова Е. А. Добром наполним мир // Начальное образование. - 2009. - N 3. - С. 42-47.
Ермолич С. Я. Подготовка социального педагога к формированию нравственно-правовых представлений младших школьников // Преподаватель XXI век. - 2007. - N 1. - С. 188-189.
Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе Начальная школа. — 2007. — № 7. — С. 29—33.
Кристен У. Поддерживающая коммуникация. /Пер. с нем.// Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями. Псков: ПОИПКРО, 1999, с. 93. 
Котруца Л. Н. Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2007. - N 3. - С. 185-192.
Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М. : ПЕР СЭ, 2002 – 192 с.
19.Леонтьев А.А. Патриотическое воспитание и национальное образование Начальная школа: плюс и минус. — 2002. — № 4. — С. 4—6.
20. Савотина Н. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития Воспитание школьников. — 2003. — № 5. — С. 17—18.