УРОК МУЗЫКИ В 6 КЛАССЕ ТЕМА: «В ЧЕМ СИЛА МУЗЫКИ В.А.МОЦАРТА?»













УРОК МУЗЫКИ В 6 КЛАССЕ

ТЕМА: «В ЧЕМ СИЛА МУЗЫКИ В.А.МОЦАРТА?»





Учитель музыки: Еременко Н.М.








Цель: помочь учащимся понять, что музыка Моцарта «очищает душу и поднимает ее до идеалов совершенства». (И. Тургенев.)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Жанр: творческий портрет.
Музыкальный материал: «Спи, моя радость, усни», «Турецкий марш», Рондо (из «Маленькой ночной серенады»), «Лакримоза» (из «Реквиема»), «Весенняя песня» В.А.Моцарта.

Ход урока:
(Дети входят в класс под музыку – «Спи, моя радость, усни» В.А.Моцарта.)
У: Здравствуйте, ребята, знакома ли вам музыка, которая сейчас звучала? (ответы детей)
Да, это колыбельная, которую вы хорошо знаете, а знаете ли вы композитора, который написал эту музыку? (ответы детей)
У: Это музыка великого Австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта, именно о нем мы сегодня будем говорить, познакомимся с его творчеством и послушаем его произведения, а в конце урока попытаемся ответить на вопрос, который является темой нашего сегодняшнего урока – «В чем сила музыки Моцарта», откройте тетради и запишите тему урока. (на доске портрет композитора и годы жизни)
У: Ребята, запишите себе в тетради годы жизни композитора. Я уверена, что музыка Моцарта покажется вам знакомой, мы прослушаем несколько его произведений, а в процессе слушания будем заполнять табличку, посмотрите, она лежит у вас на столах. В прослушиваемых композициях вам нужно будет определить темп, лад и динамику, а также отметить свое отношение к данному произведению. Ну, начнем?
В.А.Моцарту было всего 3 года, когда его отец, скрипач и композитор, начал учить его играть на клавесине. С первых занятий отец был поражен способностями мальчика: он разучивал новые произведения с быстротою, какая редко доступна и зрелому музыканту. Вскоре уже весь Зальцбург знал: в доме Моцарта растет чудо-ребенок.
К шести годам он уже прекрасно играет на клавесине, импровизирует, сочиняет, вместе с сестрой дает концерты. Кстати, клавесин был излюбленным инструментом композитора, посмотрите на его изображение – какой современный музыкальный инструмент он вам напоминает? (на доске иллюстрация клавесина). Моцарт много сочиняет, много путешествует с концертами, его называют «музыкальным чудом 18 века».
А сейчас мы с музыкой Моцарта отправимся в очень необычную страну – Турцию. Сам Моцарт никогда не был в Турции, хотя очень много путешествовал. Сейчас мы послушаем пьесу, которая так и называется «Рондо в турецком стиле» или «Турецкий марш». Во время прослушивания попытайтесь заполнить первую строку в нашей табличке.
(слушание музыки)
У: А сейчас я хочу вас спросить, слышали вы эту музыку раньше? (ответы детей)
Кто хочет озвучить свои выводы по поводу прослушанного? Какой в музыке был темп, лад, динамика и понравилось ли вам это произведение? (отвечают желающие)
У: Отлично, все согласны с данным мнением или кто-то думает по-другому?
Скажите, ребята, была ли здесь музыка, которая повторялась?
Д: Да.
У: Она повторялась два или несколько раз?
Д: Несколько.
У: А новая музыка звучала между повторами?
Д: Да.
У: Такая форма написания называется Рондо, запишите себе это слово в тетрадь, а также название произведения, которое мы сейчас слушали. Рондо - в переводе означает – «круг» - это музыкальная форма, основанная на многократном повторении главной темы, она повторяется не менее трех раз. (дети записывают определение в тетрадь)
У: Ну давайте продолжим наше знакомство с творчеством композитора. Как вы уже поняли, Моцарт был необычайно талантливым ребенком, но , став взрослым, о его славе скоро все забывают и ему приходится служить придворным музыкантом у капризного епископа. Каждый день ему приходится выстаивать вместе с прислугой в передней господина и выслушивать распоряжения на день. Не выдержав, Моцарт подает в отставку. Именно в это время он создает свои лучшие произведения – «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Маленькая ночная серенада».
Вам знакомо слово серенада? (дети отвечают)
Сейчас мы послушаем последнюю часть сюиты, которая тоже называется – рондо, а заодно заполняем табличку, определяем темп, лад, и свое отношение.
(слушание музыки)
«Маленькая ночная серенада» - настоящий шедевр, я уверена, что эта музыка вам знакома. Где вы слышали ее? Давайте попробуем пропеть главную тему рондо, послушайте, я вам ее сыграю. (проигрывание главной темы и исполнение вместе с детьми на слоге «та»)
Моцарт жил в постоянной нищете. Содержанием и смыслом его жизни был труд, неустанный, многодневный. Даже перед смертью, он старался писать музыку.
За несколько месяцев до смерти к Моцарту пришел таинственный незнакомец, который захотел остаться неизвестным, и заказал «Реквием» - предсмертное произведение. Заказ взволновал композитора. Получилось так, что писал он «Реквием», будучи тяжело больным, и ему казалось, что пишет он его для самого себя, так и получилось, Моцарт не успел закончить произведение и его дописали ученики композитора. «Реквием» Моцарта – это волнующая поэма о жизни и смерти. Давайте послушаем заключительную часть «Реквиема», которая называется – «Лакримоза» - самая короткая и самая чудесная часть – кульминация всего произведения. Не забывайте заполнять свои таблички.
(слушание музыки)
Сейчас я хочу послушать ваши впечатления о прослушанной музыке, понравилась ли она вам или нет.(отвечают желающие)
За свою недолгую жизнь, всего 35 лет, он написал более 600 произведений – опер, симфоний, концертов, сонат, ансамблей, песен. Им восхищались, ему аплодировали.
В 1891 году Моцарта не стало, когда он умер, его тут же забыли. Не нашлось даже денег на достойные похороны: его похоронили в общей могиле для бедняков.
«Вечно солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт», - этими словами заслуженно оценил музыку Моцарта А.Рубинштейн.
Осталось очень много прекрасной музыки, которая жива до сих пор и радует своих слушателей. Среди них естьи песни для детей, одну из них мы сейчас с вами разучим. Тексты песен лежат у вас на столах, я играю, пою, а вы внимательно слушайте и следите глазами по тексту. (слушание песни Моцарта – «Весенняя песня», разучивание слов и мелодии)
У: Наш урок подходит к концу и в заключении я хотела бы спросить увас, с творчеством какого композитора мы сегодня познакомились?
Д: Моцарта.
У: Понравилась ли вам музыка Моцарта?
(ответы детей)
У: Давайте попытаемся ответить на главный вопрос сегодняшнего урока – В чем сила музыки Моцарта? (ответы детей)
У: Сила музыки в том, что она неподвластна времени, она бессмертна, через много столетий она радует нас своим солнечным светом.
И.Тургенев говорил: «Мелодия Моцарта льется для меня совершенно естественно, так, как льется какой-нибудь прекрасный ручей или источник Моцарт подобен Рафаэлю – красота его мелодий очищает душу и поднимает ее до идеалов совершенства»
(Дети выходят из класса под музыку Моцарта – «Спи, моя радость, усни»)


Произведение
Средства музыкальной выразительности


Лад
Темп
Динамика
Впечатление от произведения (нравится, не нравится)

«Турецкий марш»






«Маленькая ночная серенада» - Рондо





«Реквием» - Лакримоза





«Весенняя песня»













Произведение
Средства музыкальной выразительности


Лад
Темп
Динамика
Впечатление от произведения (нравится, не нравится)

«Турецкий марш»






«Маленькая ночная серенада» - Рондо





«Реквием» - Лакримоза





«Весенняя песня»









15