План – конспект урока по русскому языку


План – конспект урока по русскому языку
Тема урока «Подбираем проверочные слова для названий предметов».
Цели урока:
Познавательная: создать условия для осознания общего способа решения задач, понимания необходимости новых знаний для применения этого способа в конкретных ситуациях; черпать необходимую информацию из учебника, при этом понимать информацию, представленную как словесно, так и знаково-символическими средствами, в том числе в виде моделей и схем, использовать приобретённую информацию для решения задач. Переносить имеющиеся знания и умения в новые условия, действовать по аналогии.
Коммуникативная: создать условия для формирования умения участвовать в коллективном поиске, в совместном решении задач, в парной работе; распределять роли, договариваться и принимать общее решение; проверять друг друга; понимать затруднения другого, оказывать поддержку и помощь. Строить понятные для партнёра высказывания; отвечать на вопросы, слушать ответы других. работать в парах, группах; воспитание доброжелательного отношения друг к другу; воспитывать у учащихся взаимопомощь, взаимовыручку.
Регулятивная: создать условия для формирования планировать учебную задачу, выстраивать последовательность необходимых операций, корректировать свою деятельность. Осознавать, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать коллективно выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, планировать и выполнять учебные действия. Контролировать ход и результаты деятельности (своей и чужой); использовать речь для регуляции своих действий. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоления
Личностная: создать условия для развития орфографической зоркости, логического мышления, интереса к русскому языку, формирования познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся, самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Планируемые результаты:
- личностные: формирование познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся; формирование ценностных отношений друг к другу; формирование умений воспринимать, перерабатывать полученную информацию, выделять основное содержание; готовность пользоваться приобретёнными знаниями и совершенствовать умения; осознание значимости понимания значения слова для решения задач письма; формирование учебно-познавательный интереса к процессу учения, к способам решения возникающих задач; формирование самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.
- метапредметные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний; организация учебной деятельности, планирования, развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты.
- предметные: осуществлять анализ языкового материала, моделировать выводы, использовать их в практических целях; устанавливать причинно-следственные связи, обобщать полученные сведения; на основе выводов и обобщений проводить синтез, сравнение, классификацию и группировку материала, подбирать свои примеры.
УУД общенаучные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
УУД личностные: оценивать свои и чужие поступки; проявление доверия, внимательности, доброжелательности; умение работать в паре, выражать положительное отношение к процессу познания.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
- Народная мудрость гласит: «Пиши не пером, а умом». Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Пусть эта пословица будет девизом нашего сегодняшнего урока.
Актуализация знаний
- Ребята, вчера мы начали изучать новый раздел. Давайте вспомним, как он называется.
На экране: «Учимся решать главные орфографические задачи» Слайд 1
Слайд 2 : в.да, в.дичка, подв.дный, в.дяной- Прочитайте группу слов. Что вы можете о них сказать? (Это родственные слова). Докажите. Выделите корень.
- Во всех ли словах нужны «окошки»? (Нет, в слове подводный не нужны.). Почему? Какой буквой обозначим этот звук на письме?
- Поможет ли нам это слово вставить буквы на месте «окошек» в других словах? Какой «секрет» мы с вами знаем?
- Выпишите из этой группы сначала проверочное слово, а потом проверяемые, объясните выбор букв. (Самостоятельно)
- Проверим, что у вас получилось. Какое слово является проверочным? Почему? А проверяемыми?
3. Постановка темы и целей с опорой на проблемный вопрос.
На доске:
б.льницапро.ьба- Какие орфографические задачи нужно решить в этих словах? Можем ли мы их решить? Как?
- Какова же будет тема нашего урока? Какие цели поставим перед собой?
- Существует несколько способов подбора проверочных слов. Сегодня мы познакомимся с одним из них.
4. Открытие нового знания.
Слайд 3 - 5
сосна – сосны столы - стол
звезда – звёзды холмы - холм
гриб – грибы шары - шар
- Прочитайте пары слов. К какой группе русского языка они относятся все эти слова? В каждой паре записаны родственные слова или изменения одного и того же слова?
- Как изменяются слова в парах? (по числам)
- Давайте поработаем с 1 группой слов. В каком числе употреблены слова 1 столбика? А второго?
- В словах какого столбика нет орфограммы в корне слова? (второго). А в словах первого?
- Где проверочные слова, а где проверяемые?
(Аналогичная работа со второй группой слов)
- Что помогает решать орфографические задачи в данных парах слов. (изменение слов по числам). Слайд 6 Схема
5. Физкультминутка
6. Первичное закрепление. Проговаривание во внешней речи.
- Ребята, откройте учебник на с.41 упр.358 (по заданию в учебнике с комментированием у доски). Прочитайте слова.
- Выпишите в столбик слова с орфограммами гласных, а ниже – согласных; «окошки» сохраняйте.
- Справа пишите проверочные слова, вставляя и объясняя буквы.
9. Самостоятельная работа
ТПО с. 20 упр. 356, 357 (по вариантам)
- Слова какого числа были проверочными, а какого проверяемыми?
10. Итог урока.
- Какую цель мы ставили с вами в начале урока?
- Достигли ли мы её?
- С какой группой слов мы работали?
- С каким способом подбора проверочных слов познакомились?
Можем ли мы изученным способом решить орфографические задачи в словах больница, просьба?
- Значит, нам предстоит решить данную задачу на следующих уроках.
11. Рефлексия учебной деятельности.
- Оцените уровень своих знаний. В конце работы зелёной ручкой поставьте нужную цифру. Слайд 7«1» - Понял и могу помочь другим
«2» - Понял
«3» - Понял, но ещё нужна помощь
«4» - Ничего не понял
12. Домашнее задание
А) Учебник с. 41 правило
Б) Упр. 359 (устно выполнить полностью, а письменно один из столбиков, по желанию выполнить более трудно задание).