План-конспект на тему: «Волшебный цветик – семицветик! И всё это – Бах !»


Ход урока:
1.Музыкальное приветствие.
2. Тема: «Волшебный цветик – семицветик! И всё это – Бах !»
У: - Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?
Д: - Весна!
У: - Совершенно верно! И как вы знаете, именно весной природа просыпается, и распускаются первые цветы! Посмотрите, какой цветок расцвел у нас в классе сегодня!(на доске рисунок) .
У: - Вы видите, что каждый лепесток имеет определенное название. Этот волшебный цветок перенесет нас в мир музыки. Посмотрите еще раз на цветик-семицветик. Что находится в его сердцевине?
Д: - Интонация!
У: - Верно! Все лепестки выросли из этого главного свойства музыки – интонация. Речь человека наиболее связана с таким музыкальным жанром, как песня. А без чего у нас не могло бы быть песни? Что является «душой музыки»?
Д: - Мелодия!
У: - Правильно! Мелодия - это основа любой песни, любого музыкального произведения.
Еще два средства музыкальной выразительности, без которых не может быть музыки - это лад и динамика. Про лад мы с вами уже говорили раньше. Скажите, какие лады вы знаете?
Д: - Мажор и минор!
У: - Хорошо! Какой из них придает музыке темную краску, а какой - светлую?
Д: - Минор - темную, мажор - светлую.
У: - Замечательно. Также у нас есть сила звучания - это Динамика . Кто знает, что означают буквы f и p?
Д: - f - громко, p - тихо.
Еще у нас есть темп. Темп определяет скорость исполнения музыкального произведения - быстро, умеренно, медленно. А сейчас, сядьте все прямо и ровно и положите правую руку на сердце. Что вы чувствуете?
Д: - Удары, биение сердца.
У: - Верно. У кого-то сердце бьется быстро, у кого-то медленно. У каждого по-разному. Так и в произведениях - каждое исполняется в своем темпе - в том, которое указал композитор. Иногда, как мы уже убедились, в произведении меняется темп. А еще, у каждого из вас сердце бьется в разном ритме! У одних - ровно, у других - нет. Этот ритм присутствует и в музыке.
У: - У нас с вами осталось еще 2 лепестка: тембр и регистр. Что же такое регистр? Это высота звучания голоса или инструмента. Посмотрите: существует высокий, низкий и средний регистр. (на инструменте).
У: - Высокий? Д: - птице.
У: - Средний? Д: - человеку.
У: - Низкий? Д: - медведь.
У: - Правильно! У каждого инструмента разные возможности, например, фортепиано обладает всеми регистрами, а скрипка - только высоким! И мы всегда сможем отличить звучание скрипки от фортепиано. В этом нам помогает последнее средство музыкальной выразительности - тембр.
Тембр - это окраска звучания. У каждого инструмента свой тембр. Так же, как и у каждого человека свой, ни на чей не похожий, голос. И именно благодаря различию тембров мы легко отличаем один инструмент от другого.
У: - Молодцы, активно работали!!! Мы с вами рассмотрели все лепестки нашего волшебного цветика-семицветика!(записывают в тетради)
Давайте теперь перейдем к нашей 2ой теме и обратим внимание на доску.
У: - Иоганн Себастьян Бах. Бах - это великий немецкий композитор… «Бах», по-немецки значит ручей. Но другой немецкий композитор-Бетховен сказал о Бахе: «Не ручей – море ему имя!». Открывает наш концерт «Менуэт». Менуэт - старинный французский танец.
У: Какой инструмент вы услышали?
У: Ребята, а вы знаете, как звучит волынка?
Д: - Нет!
У: - послушаем звучание волынку. А также произведение Баха «Волынка». Какое по характеру произведение?
Д: - ….!
У: - Ребята обратите внимание, какой инструмент звучит в произведении Токката ре минор И.С.Бах.
Д: - Орган.
У: - Правильно. Орган – это старинный музыкальный инструмент.300 лет назад музыку для органа писала И.С. Бах.
Молодцы ребята!
Теперь можно приступить к исполнению песни, которую разучили на прошлом уроке.
3. Звучит песня «Прадедушка» в исполнении учащихся 1 куплет. Разучивание 2 куплета.
4. Итог:
У: - Итак, давайте с вами еще раз вспомним, какие средства музыкальной выразительности мы теперь знаем?
У: - Молодцы! Какие инструменты мы сегодня с вами слышали?
У: - Хорошо! А с каким композитором познакомились? Как переводится его фамилия?
У: - Замечательно! Вы сегодня очень хорошо поработали! Наш урок окончен!
5.Музыкальное прощание.