Конспект урока по музыке на тему Волшебный цветик-семицветик (2 класс)


Класс: 2
Учебник (программа): УМК «Школа России»
Критская Е.Д. Музыка. 2 класс / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2014. – 128 с.
Тема урока: Волшебный цветик-семицветик.
Цель: создавать условия для закрепления знаний о средствах музыкальной выразительности через слушанье и обсуждение музыкальных произведений.
Задачи:
- закрепить знания о различных средствах музыкальной выразительности;
- развивать умение сравнивать музыкальные произведения, находить отличительные особенности;
- формировать умение формулировать свое мнение о музыке, высказывать его, слушать товарищей;
- развивать музыкальные способности детей;
- продолжать развивать хоровые навыки исполнения.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Планируемые результаты обучения:
- развитие музыкального слуха;
- развитие музыкально-эстетического чувства;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях музыкального произведения;
- формирование умения сравнивать, анализировать содержание и особенности музыкального произведения;
- закрепить понятие «ритм», «темп», «мелодия», «динамика», «тембр», «лад», «регистр», «интонация».
Музыкальный материал: м. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева «Колыбельная медведицы», Ю. Чичков «Волшебный цветок», С. Прокофьев «Симфоническая сказка Петя и волк» (вступление), П.И. Чайковский пьесы из детского альбома «Мазурка», «Игра в лошадки», «Неаполитанская песенка», «Болезнь куклы», «Новая кукла». Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орг. момент - Приветствие, проверка готовности к уроку. Проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются
Определение темы урока - Ребята сегодня мы познакомимся с новым разделом. Откройте стр. 104 -105 в учебнике и прочитайте его название.
- Как вы думаете, о чем расскажет нам этот раздел?
- Какие темы входят в состав данного раздела?
- Как звучит первая тема раздела? Открывают учебник на нужной странице и читают тему раздела «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».
Высказывают предположения
Перечисляют темы раздела
Волшебный
цветик–семицветикПостановка учебно-познавательной задачи - Как вы думаете, чему мы посвятим сегодняшний урок? Что будем делать? Высказывают предположения: узнаем что какие лепестки включает в себя волшебный цветик-семицветик применительно к музыке..
Введение в тему урока - Ровно семь цветов у радуги,
А у музыки семь нот.
На земле для нашей радости
Вечно музыка живет!
- Вот и у нашего цветка, тоже 7 лепестков. Посмотрите на свои волшебные цветочки, скажите, что находится в сердцевине?
- Все лепестки выросли из этого главного свойства музыки. Ребята, скажите, с каким музыкальным жанром наиболее связана речь человека?
- А какую песню человек слышит практически с первого дня своей жизни?
- Давайте вспомним и споем «Колыбельную медведицы».
Исполняют «Колыбельную медведицы»
- Скажите, какая интонация прозвучала в этой песне?
- Ребята, а без чего у нас не могло бы быть песни? Что является «душой музыки»?
- Один лепесток мы назвали. Следующее вам задание: послушайте и скажите, чем отличаются два музыкальных произведения?
Слушанье: П.И. Чайковский «Болезнь куклы» и П.И. Чайковский «Новая кукла»
- Вы определили верно, следующий лепесток называется – лад.
- Давайте, послушаем еще раз пьесы П.И. Чайковского и найдем еще одну отличительную черту.
Повторное слушанье пьес П.И. Чайковского
- Громкость звучания музыкального произведения называется динамикой, это следующий лепесток нашего цветка.
- А теперь давайте послушаем пьесу Чайковского «Неаполитанская песенка» и вспомним, что же в этой песенке такого необычного?
Слушанье П.И. Чайковский «Неаполитанская песенка»
- Скорость звучания музыки называется темпом. И это следующий лепесток нашего цветка.
- Чтобы узнать название следующего лепестка, вам нужно послушать следующие музыкальные произведения и определить чем они отличаются.
Слушанье П.И.Чайковский «Мазурка» и «Игра в лошадки».
- В действительности, пьеса «Мазурка» имеет пунктирный ритм, а пьеса «Игра в лошадки» - ровный ритм. Подпишите название лепестка.
- У нас осталось еще два лепестка. Догадаться о названии нам поможет начало к Симфонической сказке Петя и Волк.
Послушайте и скажите, какие музыкальные инструменты звучали?
Слушанье «Симфоническая сказка Петя и волк» С. Прокофьев (вступление)
- Как мы можем на слух определить звучание каждого инструмента?
- Высота звучания голоса называется регистром. Подпишите лепесток.
- Окраска голоса называется тембром.
- Откройте учебник на стр. 106 – 107 и проверьте, правильно ли мы назвали лепестки нашего цветка. Слушают учителя, проявляют эмоциональные реакции
Рассматривают свои цветики-семицветики, в серединке цветка читают – интонация.
Опираясь на имеющиеся знания в субъективном опыте, отвечают на вопросы:
- с песней
- колыбельную
Поют «Колыбельную медведицы»
- успокаивающая, убаюкивающая, нежная…
- мелодия (записывают на лепестке)
Слушают пьесы П.И. Чайковского и сравнивают, делают вывод, что пьесы отличаются по настроению. Первая пьеса – грустная, написана в минорном ладе, а вторая – веселая, радостная, написана в мажорном ладе.
Слушают задание
Повторно слушают пьесы П.И. Чайковского и делают вывод, что они отличаются по громкости.
Дети записывают название
Слушают задание
Слушают пьесу Чайковского и приходят к выводу, что в начале пьеса звучит спокойно, а потом ускоряется.
Подписывают следующий лепесток
Слушают задание
Слушают пьесы П.И. Чайковского и приходят к выводу, что отличаются ритмом.
Подписывают название лепестка.
Слушают задание
Слушают вступление к симфонической сказке, перечисляют звучавшие инструменты (флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна, литавры, большой барабан). Высказывают предположения
- инструменты звучат одни высоко, а другие низко
- отличается по окраске голоса
Подписывают название лепестка
Подписывают последний лепесток.
Открывают учебник на нужной странице и сверяют название лепестков цветка в тетради с учебником.
Проверка освоенности умения - Сегодня я предлагаю послушать и разучить новую песню, которая называется «Волшебный цветок»
Слушанье Ю. Чичков «Волшебный цветок»
- Соответствует ли название содержанию песне? Докажите строчками из песни.
- Пользуясь нашим волшебным цветком, давайте дадим характеристику песне.
- А сейчас давайте исполним песню. Слушайте музыку и тихонечко подпевайте.
Исполнение песни «Волшебный цветок» Слушают учителя
Слушают новую песню
Опираясь на услышанное, и текст песни отвечают на вопрос и, пользуясь цветком, характеризуют песню.
Хоровое исполнение
Итог урока рефлексия - Какую задачу мы поставили в начале урока?
- Что нового и интересного вы узнали на уроке? Учащиеся обобщают полученные знания, рассказывают, что новое узнали и что их больше всего заинтересовало.