Открытый урок по русскому языку на тему Что такое корень? Что такое однокоренные слова?


Тема урока. Что такое корень? Что такое однокоренные слова.
Педагогическая цель:
Способствовать отработке умения находить корень в однокоренных словах; создать условия для ознакомления с правописанием словарных слов.
Тип урока: 
Решение учебной задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Личностные результаты (предметные):
Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Универсальные учебные действия (метапредметные).
Регулятивные: учитывают правило в планировании и контроле способа решения.
Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические - осуществляют анализ, сравнение, обобщение.
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий.
Оборудование:
-интерактивная доска;
-плакат с изображением дерева, карточки со словами;
-учебник «Русский язык», автор В.П.Канакина, В.Г.Горецкий;
Ход урока.
1.Организационный момент (приветствие учащихся).
- Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да).
- Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет так же тепло и уютно. А теперь за работу!
2.Актуализация знаний
1) Чистописание (выполняют письмо по образцу)
Я Я А
яма
2) Орфографическая минутка
-Запишите по картинкам название слов.




(Проверка. Сверка с образцом на доске.)Ветер, лопата, береза, осина, рисунок.
-В каком слове все согласные звонкие? (Береза)
-В каком слове ударный первый слог? (Ветер)
- Это слово начинается с гласной буквы? (Осина)
- В каком слове согласных букв больше, чем гласных? (Рисунок, ветер)
3. Самоопределение к деятельности.
(На доске записаны слова.)
Часовщик, часто, часы, часики, часовой, часть.
- Выпишите только однокоренные слова. (Часовщик, часы, часики, часовой.)
-Выделите общую часть родственных слов. (Час-.)
- Как называется общая часть родственных слов? (Корень.)
- Сегодня продолжим учиться находить однокоренные слова, обозначать в них корень.
4.Усвоение новых знаний и способов действий.
1) -Откройте учебник на с. 61 и прочитайте правило.
Запомни!
1)Общая часть родственных слов называется корнем.
2)В корне заключено главное значение слова.
3)Корни  родственных слов пишутся одинаково.
4)Родственные слова, имеющие общий корень называют однокоренные, например:
шутка, шутить, шут, шутливый
 
Инструкция: как найти корень слова
1 шаг: смотрю значение слова
2 шаг: подбираю «родственников»
3 шаг: выделяю общую часть
-Почему корень- главная часть родственных слов? ( В ней заключен общий смысл родственных слов.)
(Учитель читает стихотворение.)
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым-
Был он только словом.
Разрастаться стало вскоре
Это слово, слово- корень,
И плоды нам принесло-
Стало много новых слов.
-Сейчас мы с вами познакомимся с необыкновенным деревом из этого сада.
(На доске плакат с изображением дерева. В корне дерева написано слово лес. Дети читают слова, записанные на карточках, и прикрепляются к кроне дерева те слова, которые являются однокоренными. Слова на карточках: лесок, лесник, лесовичок, лесть, лесная, перелесок, лестница.)2) Однокоренные слова ( упр.87, 88)
- Прочитайте стихотворение. Найдите в нем однокоренные слова. Объясните, как вы их узнали. Спишите 1-е предложение, обозначьте корень.
-Ёж - ежиха, чиж – чижиха - чижонок, стриж – стрижиха – стрижонок.( Списывают, обозначают корень в словах.)
3) Физкультминутка.
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз , два, три, четыре-
Вот летит ракета ввысь.
4) Нахождение однокоренных слов ( упр. 90)
Учитель объясняет задание в учебнике, контролирует выполнение.
Дети находят однокоренные слова, эаписывают группами, обозначают корень.
5. Рефлексия.
(На доске запись.)
Грусть, унылый, печальный, грустный, грустить, веселый.
-Прочитайте. Найдите среди данных слов синонимы, антонимы, однокоренные слова.
-Сколько разных заданий в этом упражнении? (Три.)
-Что такое синонимы? (Слова, близкие по значению.)
- Назовите синонимы. Выпишите их в первую строку. ( Унылый- печальный - грустный)
- Что такое антонимы? (Слова с противоположным значением.)
- Назовите антонимы. Выпишите их в третью строку. ( Грустный - веселый)
- Назовите однокоренные слова. Выпишите их в третью строку. ( Грусть – грустный - грустить)
(Самопроверка. Сверка с образцом, который записан на обратной стороне доски. Самооценка.)«!»- нет ошибок, молодец.
«+»- одно из заданий выполнено неверно, нужно быть внимательнее.
«-»- с работой не справился, много ошибок.
6. Подведение итогов урока.
-Что такое корень?
-Какие слова мы называем родственными (однокоренными?)
7. Домашнее задание.
Выполнить задание по карточке.
Карточка№1.
1.Какое слово здесь лишнее?
 Гора, горит, горняк, пригорок.
Вода, водяной, водитель, водный.
Лето, летать, полёт, лётчик.
Смех, смешить, смешать, смешинка.
 Спиши только однокоренные слова. Выдели корень.
Поставь ударение. Подчеркни слово с ударным гласным в корне.
 2. Подбери пару однокоренных слов. Запиши пары, выдели корень.
буква                            зимнийходить                         букварь
зима                              поход