Технологическая карта урока русского языка в 7 классе Слитное и раздельное написание производных предлогов


7 класс
РУССКИЙ ЯЗЫК
Технологическая карта урока
ТЕМА «Слитное и раздельное написание производных предлогов»
ЦЕЛЬ УРОКА: научить учащихся правильному написанию производных предлогов; отличать производные предлоги от синонимичных частей речи;
правильно употреблять в речи производные предлоги.
Тип урока: комбинированный. Методы обучения: беседа, исследование, наблюдение, упражнение, творческая работа. Планируемый результат Предметные умения уметь отличать производные предлоги от омонимичных сочетаний существительных с предлогом;
уметь правильно писать производные предлоги;
уметь подбирать предлоги – синонимы;
уметь составлять предложения с предлогами;
уметь правильно употреблять в речи производные предлоги
уметь составлять заявление в официально-деловом стиле Организация пространства
Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
Литература Фронтальная, в парах, в группе, индивидуальная 1. Русский язык 7 класс. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А
Организационный момент. Самоопределение к           деятельности Личностные : самоопределение;
регулятивные : целеполагание;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникамиI этап. Мотивация к деятельности
Цель – мотивировать учащихся на изучение темы Утром, как обычно, предлог в течение отправился на работу в свой учебник. Не успел он разместиться на странице тетради Пети Иванова, как почувствовал головокружение и, цепляясь за соседние буквы, точки, страницы, всхлипывая и моля о пощаде, хлопнулся в течение разных событий. Бурный поток уносил его из одной шпаргалки в другую, бедняжка весь измок, исцарапался, но никак не мог зацепиться за тетрадь какого-нибудь грамотея.
Неизвестно, куда бы унесло в течение бурным течением, если бы словарный диктант случайно не заглянул в тетради Пети Иванова и его соседа по парте Вани Петрова. Он рассердился, что мальчишки не выучили правил, но и пожалел их: поставил все на место.
1) Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков?
2) Как помогает нам текст отличить производный предлог от омонимичной формы – имени существительного с предлогом?
Мы должны помочь героям этой лингвистической сказки «поставить все на место». Что для этого нам надо знать и уметь? (Уметь правильно писать производные предлоги и отличать их от других омонимичных частей речи)
II этап. Учебно – познавательная деятельность. Последовательность изучения Обучающие и развивающие задания и упражнения на «знание» (З),
«понимание» (П), «умение» (У) УУД
Актуализация знаний
Цель – повторить и закрепить ранее изученный материал о предлоге Но прежде мы повторим материал, изученный на прошлых уроках.
Что называется предлогом? (Предлог — служебная, часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении.)
Для чего служит предлог? (Для выражения различных отношений.)
Какие отношения выражает? (Временные - приехать под вечер; причинные - не приехать из-за болезни; пространственные – приехать в город; целевые – приехать для переговоров и др.)На какие две группы по происхождению делятся предлоги?
( Производные и непроизводные.)
Почему непроизводные предлоги так называются?
( Непроизводные предлоги – это предлоги, которые всегда относились к этой части речи)
Приведите примеры . ( Без, в, к, за, из).
Какие предлоги называются производными? (Предлоги, образованные от самостоятельных частей речи: существительных, наречий, деепричастий)
Приведите примеры . ( Благодаря, в течение, вопреки).
Какие непроизводные предлоги пишутся через дефис? (Из-за, из-под, по-над, по-за) Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков
личностные: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Цель – учить школьников правильно употреблять предлоги в речи Перепишите, исправляя, где необходимо, ошибки в употреблении предлогов (У)
1)      Мы встретимся по окончанию фильма.
2)      По прошествие часа машина выехала на мостовую.
3)      Купить билеты на обратный путь нужно сразу по прибытию в город.
4)      По приезду домой мы принялись разбирать вещи.
5) Благодаря болезни я не был в театре.
6 ) Согласно графика мы управились во время. Постановка учебной задачи
Цель –учить школьников различать производные предлоги и омонимичные части речи Наблюдение (З)
Посмотрите на доску и прочитайте словосочетания:Был в течение дня – находиться в течении рекиНаходилась в продолжение лета – написано в продолжении книгиСказал в заключение выступления – декабристы находятся в заключении Приобрёл вследствие болезни – обнаружились в следствии об аварии
Что Вы наблюдаете? (Одинаково слышащиеся слова пишутся по-разному)
Исходя из Ваших наблюдений, сформулируйте тему и цели нашего урока.( Правописание производных предлогов. Цели: уметь отличать производные предлоги в течение, в продолжение, в заключение, вследствие от существительных; правописание предлогов) Личностные: целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности;
регулятивные : формированию действий целеполагания;
коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели;
логические-формулирование проблемы
Построение проекта выхода из затруднения
Цель –учить школьников различать производные предлоги и омонимичные части речи; правильно писать производные предлоги Исследовательская работа (П)Запишите предложения в тетради и на доске:а) В течении этой горной реки встречается много непроходимых порогов.б) В течение нашей мирной жизни неожиданно ворвалось тревожное известие.в) В течение часа необходимо решить контрольную работу.
г) В продолжение трех лет он писал книгу.
д) В продолжении книги появляются новые герои.Посмотрите, от каких членов предложения зависят эти первые слова, выделите словосочетания, определите падеж, где это возможно:Встречается (где? В чем?) в течении (предложный падеж существительного течение). Речь идёт о течении реки.Ворвалось (куда? Во что?) в течение (винительный падеж существительного течение). Речь идёт о течении жизни.Решить ( когда? за какое время? в течение чего?) в течение часа. Речь идёт о времени. Выражение можно заменить синонимичным сочетанием с предлогом за час.Сделайте вывод.Вывод: в третьем предложении перед нами предлог, образованный из сочетания существительного с предлогом .( Предлог- неизменяемая служебная часть речи, значит всегда пишется одинаково, к нему часто можно подобрать синонимичный предлог: в течение суток- за сутки, в течение жизни- за жизнь, в течение некоторого времени- за некоторое время. Предлог имеет временное значение. К предлогу нельзя поставить вопрос, он не является членом предложения. На конце производного предлога пишется –Е.
Написание существительных в 1 –м и 2- м предложениях зависит от падежа.
Аналогично объясняем правописание предлога в продолжение, который по смыслу равен предлогу в течение.
Используйте рифмованный алгоритм, применяя который вам удастся избежать смешивания столь похожих словоформ:
Предлоги в течение и в продолжение Нам говорят о движении времени.Спроси: как долго? или когда? В конце пишем е и раздельно всегда.
Вследствие снегопада машины не пошли в город.
В следствии по делу допущен ряд ошибок.
(Производный предлог вследствие = из-за и отличается от существительного слитным написанием и конечной –е).
Вы заметили, что предлог вследствие отличается по написанию от созвучного сочетания существительного с предлогом уже в двух позициях – слитное написание и конечное –е.
Вам следует знать, что существительное в сочетании в следствии выступает только в значении «судебное следствие»: в следствии по делу, в остальных случаях вследствие – производный предлог, его можно заменить предлогом из-за:
Вследствие снегопада машины не пошли в город. (Из-за снегопада машины не пошли в город)- вследствие - предлог, пишется слитно с -е на конце слова.
Но: В следствии по делу допущен ряд ошибок.
(В чем? в (судебном) следствии по делу... В этом предложении в следствии – существительное, а потому пишется раздельно и с -и на конце.
Вследствие – из-за,ясно вполне:слитно напишем,конечная – е. Личностные: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
регулятивные : планирование, прогнозирование;
познавательные: моделирование,
логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Цель – учить школьников заменять производные предлоги синонимами Работа с таблицей. (П)
Все производные предлоги не имеют лексического значения, к ним нельзя поставить вопрос, они не являются членами предложения и могут иметь синонимичную замену. Посмотрите на таблицу .
Производные предлоги
Слитно Раздельно
Ввиду (болезни) = из-за. в виде (варенья)
вместо (себя) = зав качестве (сувенира)
впереди (отряда) = передв продолжение (отпуска) = около
вроде (помощника) = наподобиев связи с (болезнью)
вслед (уходящим) = зав течение (месяца) = около
вследствие (ошибок) = из-за в целях (самообороны)
навстречу (друзьям) = кза счет (перегрузки)
наподобие (шляпы) = вроде по мере (приближения)
напротив (гостиницы) Не путать! Наречие впоследствии
насчет (отпуска) = о Но: иметь в виду. (сущ.)
посреди (поля)
сверх (меры)
несмотря на = хотя не смотря на (дееприч.) = не глядя
невзирая на = хотя
Первичное закрепление
Цель – учить школьников заменять производные предлоги синонимами Пользуясь таблицей, замените производные предлоги непроизводными: (П)
Вследствие положения (из-за); в течение дня (за); спустя несколько лет (через); ввиду приближения каникул (из-за); пробираться сквозь заросли (через); сидеть возле костра (у). послать вместо себя (за), идти навстречу другу (к),играл в продолжение часа (около) Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;
коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера
Здоровьесберегающие технологии
(Стих + физкультминутка – действия придумывает учитель)
Чудесный выдался денёк,
А я учу предлоги…
Я должен твердо знать урок –
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
Что значит ПО?
Что значит ЗА?
И ЗА и ПО – предлоги.
А хорошо бы за порог
И мчаться по дороге!
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач
Цель – учить школьников правильно писать производные предлоги, отличая их от омонимичных частей речи Орфографическая разминка «Не верь ушам своим» (У)
Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Укажите, какой частью речи являются проверяемые слова. Условия выбора комментируются вслух.
Шли по долине в течени… целого дня.
В течении… реки следует опасаться водоворотов.
Нелегко отыскать ошибки (в)следстви… .
Ошибка допущена (в)следстви… невнимательности.
В течени… дня река неузнаваемо изменилась.
В продолжени… романа появляются новые герои.
В продолжени… часа слышались шорох и шепот.
В быстром течени… реки мелькнула лодка.
(В)следстви… непогоды мы задержались в пути.
( ключ к упражнению на слайде)
Личностные: способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.
Коммуникативные: Высказывание своего мнения. Аргументация своего мнения.
Регулятивные: Выполнение действий по заданному алгоритму.
Контроль деятельности по ходу выполнения задания. Анализ, синтез, сравнение и обобщение.
Познавательные: развитие стратегии смыслового чтения и работы с информацией
Выборочное списывание (У)
Задание:
I вариант выписывает предложения, в которых проверяемые слова являются существительными.
II вариант выписывает предложения, в которых проверяемые слова являются предлогами.
Графически объясните свой выбор. Расставьте пропущенные знаки препинания, графически объясните их постановку.
(Предложения представлены на слайде)
В продолжени… двух дней мои дела продвинулись.
(В)следстви… сильного ветра была нарушена телеграфная связь.
Он участвовал (в)следстви… о подж…ге как свидетель.
В продолжени… трех дней мы не могли переправиться через бурную в течени…речку.
В продолжени… романа который готовится к выпуску мы узнаем о судьбе героя.
Яма была довольно узкая и я в течени… получаса пробовал уп..раясь руками в стенки выбраться наверх.
Постройте схему последнего предложения.
Цель – учить школьников правильно употреблять производные предлоги в речи Употребление производных предлогов в речи (У)
– Ребята, как вы думаете, где на практике чаще всего используются производные предлоги? В каком стиле речи?
(В официально-деловом стиле. Производные предлоги часто используются в деловых бумагах, носящих объяснительный характер: заявлениях, объяснительных записках).– Перед вами отрывок из повести Ф. Искандера. Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
В течени.. всей своей сознательной жизни брат мечтал стать ш…фером. Каждый клоч…к бумаги он заполнял где(то) вычита…ым заявлением:Директору транспортной конторыПрошу пр..нять меня на работу во вере…ую Вам организацию, так как я являюсь шофером третьего класса.
Личностные: формирование компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности
Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве ; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
Цель- учить школьников составлять заявление в официально-деловом стиле Корректировка текста. (У)
– Прочитайте заявление, которое написал мальчик. Какие нарушения допущены при оформлении заявления? Напишите заявления в исправленном виде. Для этого придумайте фамилию, имя и отчество директора транспортной конторы, а также фамилию, имя, отчество и адрес мальчика. Необходимо ли в заявлении такого типа указывать причину просьбы?
(Учащимися записывается заявление в исправленном виде с соблюдением определенного стандарта, обязательного в его оформлении).
III этап. Интеллектуально – преобразовательная деятельность
Цель – установить степень усвоения учащимися изученного материала Создание собственного текста. (У)
(Работа в парах)
– Только ли в официально- деловом стиле могут использоваться производные предлоги?
В карточках, которые вы получили, записаны слова. Ваша задача: используя данные слова, а также предлоги в течение, в продолжение, в заключение и вследствие, придумать небольшой репортаж на тему: «Февраль в деревне Софьино»
Зима, день, ночь, туман, снег, снегопад, видимость на дорогах, заносы, сугробы, расчистка, синоптики, температура, ветер, столбик термометра и т.д.Вариант созданного текста.
Из сводки погоды
В деревне Софьино в течение всей прошедшей ночи шел снег. Вследствие этого на дорогах образовались сугробы и заносы. В продолжение сегодняшнего дня техника работает на расчистке дорог.
И в заключение синоптики сообщают: в течение следующих суток столбик термометра не опустится ниже – 7°С, вследствие тумана видимость на дорогах ухудшится, ветер юго-западный, умеренный, возможен снегопад. Личностные: гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании
Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формировать действия по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действияРефлексия деятельности
Цель – подвести итоги урока. Итоги и рефлексия (У)
А теперь вернемся в начало урока и вспомним героев сказки и ответим на поставленные вопросы:
1) Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков?
2) Как помогает нам текст отличить производный предлог от омонимичной формы – имени существительного с предлогом?
- Достигли ли мы цели, которые были поставлены нами в начале урока?
- Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?
- Выберете любое начало фразы и продолжите ее (рефлексия)
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог… Личностные : адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности,
понимать личную ответственность за результаты деятельности
Самооценка на основе критерия успешности.
Регулятивные: рефлексия способов и условий действия.
Оценивать свою деятельность на уроке.
Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать мнения одноклассников при выработке коллективного решения.
Домашнее задание дифференцированное :Подготовить связный ответ на вопрос: Как доказать, что слово является предлогом, а не омонимичной ему частью речи.
1 вариант: упр. 297 (Задание: спишите, подчеркните как члены предложения ;2 вариант: Составить текст на тему «Учеба в моей жизни», используя следующие производные предлоги: благодаря, вследствие, ввиду, вокруг, в продолжение, путем, в связи (с), в течение, около.