Методический материал на тему : Методы ознакомления дошкольников с природой


HYPERLINK "http://xn----7sblbdvnabhb7abb0bp0h3d.xn--p1ai/metodicheskiy-material-metodi-oznakomleniya-doshkolnikov-s-prirodoy.htm" Методический материал «Методы ознакомления дошкольников с природой»
Инновационная деятельность, Родителям на заметкуПри выборе методов обучения следует руководствоваться возрастными особенностями ребенка. Для детей дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром используют наглядные, практические, словесные методы, как наиболее эффективные для этого возраста.
 
1. Наглядные методы основываются на специальном наглядном материале и пособии. Наглядные методы могут быть кратковременными (наблюдения за объектами природы, животными) и длительными (наблюдение за ростом растений, за сезонными изменениями). Наглядные методы – это не только наблюдения, к ним так же относят рассматривание картин и иллюстраций, демонстрацию кинофильмов и диафильмов.
 
2. Практические методы основаны на том, что ребенок может сделать сам. К практическим методам можно отнести:
 Моделирование (создание дневников наблюдений, гербарий, создание муляжей и др.)
Трудовая деятельность в природе (полив растений, окучивание растений, посадка растений, уход за животными, уборка участка от листьев, снега и т.д.)
Игровая деятельность. Это различные игры настольно-печатные, ролевые, дидактические, подвижные, которые, так или иначе, связаны с экологическим воспитанием.
Эксперименты и опыты.
3. Словесные методы. Это чтение художественной литературы, рассказ взрослого, беседа на экологическую тематику.
 
Эти методы помогают сделать процесс обучения доступным для дошкольников, интересным и эффективным.
 
Целью является разработка и апробация системы использования игровых обучающих ситуаций, как средства получения элементарных экологических знаний детьми 5-6 лет.
Задачи опытно-экспериментальной работы:
1.       Подобрать и провести диагностику сформированности экологических знаний у детей  старшего дошкольного возраста.
2.       Разработать методику совершенствования работы по экологическому воспитанию в процессе использования игровых обучающих ситуаций
3.       Выявить динамику сформированности экологических знаний.
Детям было предложено выполнить следующие задания.
Задание 1.
Цель: выявить представления детей о характерных особенностях каждого сезона, закономерной повторяемости изменений в жизни природы от сезона к сезону (изменения в неживой природе, в растительном и животном мире, сезонный труд людей в природе).
Ребенку предлагают выбрать и рассмотреть картинку с изображением природы летом (осенью, зимой, весной). Целесообразно подобрать картинки, отображающие характерные признаки каждого сезона, особенности жизни людей, растений и животных.
Вопросы и задания:
1.       Как ты узнал, что на картинке изображено лето (осень, зима, весна)?
2.       В какое время года холоднее (теплее) всего?
3.       Какое сейчас время года? Как ты определил, что сейчас весна (лето, осень, зима)?
4.       Какое время года наступит после весны?
5.       Какая погода бывает весной (летом, осенью, зимой)? (Попросить ребенка словом определить состояние погоды: солнечно, пасмурно, дует ветер и т. д.). Как светит солнышко? Когда дует холодный (теплый) ветер, идет снег (дождь)?
6.       Почему весной распускаются листья на деревьях и кустарниках, расцветают цветы?
7.       В какое время года много травы, цветов? Найди картинки и назови известные тебе цветы.
8.       Почему летом на лугу много бабочек?
9.       Когда вянут трава и цветы, желтеют и опадают листья с деревьев?
10.  Разложи карточки с изображением дерева в разные сезоны по порядку и расскажи, что происходит с ним осенью, зимой, весной, летом.
11.  Как животные готовятся к зиме? (Птицы улетают, белка делает запасы, заяц становится белым и др.)
12.  Кто из животных спит зимой? Спят ли зимой заяц, волк, лиса?
13.  Что делают люди весной (летом, осенью) в огороде, поле, саду?
14.  Какое время года нравится тебе больше: зима или лето? Почему?
Задание 2.
Цель: выявить представления детей о живом (неживом), растениях и животных как живых существах; умение определять принадлежность объектов природы к живым существам на основе выделения признаков живого (дышит, питается, растет и изменяется, передвигается и др.).
Ребенку предлагают выделить все живое из предметного окружения группы. В случае затруднения задают вопрос: животные (растения) – живые? Почему?
Задание 3.
Цель: выявить характер, содержание и объем знаний детей о растениях разных морфологических групп (умение узнавать и правильно называть растения, особенности внешнего вида, потребности растений, способы ухода и др.).
Ребенка просят назвать знакомые комнатные растения, показать и определить словом их части.
Вопросы и задания:
1.       Какое комнатное растение похоже на дерево (куст, траву)?
2.       Чем дерево отличается от кустарника (травы)? Назови знакомые тебе деревья (кустарники, цветы).
3.       Что нужно для того, чтобы растение росло?
4.       Как ты ухаживаешь за комнатными растениями?
5.       Что произойдет, если не поливать растение (поставить его в темное место, холодное помещение)?
В случае затруднения перед ребенком раскладывают картинки с изображением древесных и травянистых растений, того, что нужно для их роста и развития (солнце, дающее свет и тепло, вода, земля); фотографии, отображающие знакомые детям способы ухода, особенности состояния растений при недостатке влаги, света, тепла.
Затем выявляют содержание знаний о растениях естественных и искусственно созданных биоценозов.
Вопросы и задания:
6.       Выбери растения леса (огорода, сада, цветника).
7.       Где растут овощи (фрукты, цветы)?
8.       Кто посадил цветы на клумбе (овощи в огороде)? Назови знакомые тебе цветы (овощи).
9.       Могут ли овощи расти в лесу?
10.  Из чего выросли овощи (цветы)?
11.  Расскажи, как мы выращивали цветы (сеяли семена, поливали, рыхлили землю, пропалывали и др.).
Выявляя знания об изменениях во внешнем виде хорошо знакомых растений, детям предлагают картинки с изображением разных стадий роста гороха, просят разложить их в определенной последовательности, объяснить свои действия.
Представления о садовых цветах, овощах, фруктах целесообразно выявлять с помощью настольно-печатной игры "Во саду ли, в огороде".
Задание 4.
Цель: определить уровень представлений дошкольника о животных уголка природы и ближайшего природного окружения (характерные признаки внешнего вида, голосовые реакции, потребности, особенности поведения, среда обитания и др.).
Из разложенных на столе иллюстраций ребенку предлагают отобрать зверей, птиц, рыб, домашних и диких животных.
Вопросы и задания:
1.       Где живут рыбы (птицы, звери)? Чем они питаются, как передвигаются, какие издают звуки?
2.       Выбери животных, которые плавают (бегают, прыгают, ползают, летают).
3.       Назови домашних животных. Почему они так называются? Могут ли домашние животные жить без помощи человека?
4.       Каких диких животных ты знаешь? Где они живут?
5.       Назови птиц, которых ты знаешь. Почему ты думаешь, что это птицы? (Если ребенок выбирает по картинкам, то "Как ты узнал, что это птица?").
Всего в ходе диагностики ребенку необходимо было ответить на 31 вопрос.
Ответы детей оценивались по трех бальной системе.
Критерии оценки ответов:
1 балл – нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается
2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов
3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы.
В соответствии с критериями нами было определено три уровня сформированности у детей экологических знаний: высокий, средний и низкий.
Характеристика уровней:
Высокий уровень (93—78 баллов) -знания носят обобщенный, системный характер (дошкольник не только перечисляет растения и животных, но и дает характеристику существенных признаков, объясняет значение процессов ухода за обитателями, сообразуясь с их потребностями). Ребенок уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.
Средний уровень (77-47 баллов) – имеется определенный объем фактических знаний о потребностях растений и животных, делаются попытки обосновать свои действия по уходу за ними, опираясь на знания; системность и обобщенность знаний прослеживаются слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может объяснить их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя; указывает на общую адаптацию или одну конкретную зависимость приспособленности живых организмов к среде обитания без выделения адаптивных признаков.
Низкий уровень (46-31 баллов)– ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов уголка природы; не умеет выделить существенное в объекте (явлении), не способен к установлению связей и зависимостей.
В своей работе с детьми мы использовали такие игры- путешествия, как
«Рассели животных по Земле», целью которой явилось ознакомление детей с животными, обитающими в разных климатических поясах Земли; «Фотоохота в лесу», « Путешествие в зоопарк», «Зимняя экспедиция в Арктику - на Северный полюс» и др.
С целью обучения детей умению классифицировать животных со средой их обитания была проведена игра « Исправь ошибку».
Созданием игровой ситуации «Кто поможет малышу?», мы уточнили знания детей о приспособлении животных к этой среде обитания. Содержание игровой ситуации заключалось в том, что педагог выбирал картинку с одним из животных, картинка «оживала», т.е. появлялась игрушка животного, изображенного на картинке. Один из детей бросал кубик на котором изображены разные среды обитания (море, пустыня, лес и т.д.). Игрушка отправлялась в ту среду обитания, которая выпала на кубике.
Животное отправляется в путешествие – хочет вернуться в свою среду, но на пути встречает много препятствий. Для спасения путешественника дети должны подобрать другое животное, которое в данной ситуации может оказать помощь. Повторно называть одних и тех же животных нельзя. Выигрывает тот, кто нашел большее количество помощников. Например, педагог выбрал зайца. Заяц упал в море. Кто поможет бедному зайчику? Помог кит, дельфин, краб. Снова бросаем кубик. Пустыня. Кто поможет? и т.д. Продолжительность игры зависела от познаний детей в этой области.
Параллельно с закреплением у детей знаний об уже известных им животных мы знакомили их с новыми, им незнакомыми животными. Так, было проведено занятие «Муравьи и муравейники». (Приложение 9). Главным персонажем этой игровой ситуации был игрушка-муравей.
После проведенного цикла наблюдений за золотыми рыбками была проведена игровая обучающая ситуация с игрушками-аналогами.
Создание данной обучающей ситуации имело цель - закрепить у детей представление о золотых рыбках, которые живут в аквариуме и за которыми они наблюдали достаточно длительное время; показать отличие игрушки от живых рыб по следующим признакам: живые рыбы живут в воде, из которой их нельзя вынимать, сами плавают, едят, за ними надо ухаживать - ежедневно кормить специальным кормом; за живыми рыбками можно наблюдать - смотреть, как они плавают, как едят; игрушечные рыбки - это предметы, с которыми можно играть (брать в руки, изображать, как они плавают, понарошку кормить, укладывать спать), они похожи на живых (у них есть туловище, голова, хвост, на голове рот и глаза).Для создания игровой ситуации воспитатель готовил таз с водой, игрушечных рыбок (по числу детей и для себя), кукольную посуду. Педагог сажал детей перед аквариумом и начинал сравнение: просил сказать, кто живет в аквариуме, как называются рыбки. Спрашивал, делая акцент на последнем слове: «Это игрушечные рыбки или живые?»
Подтверждал, что это живые золотые рыбки, они живут в аквариуме в воде, вынимать их нельзя. Затем показывал детям игрушечную рыбку, спрашивал, что это такое, живая рыбка или игрушечная (акцент на последнем слове), подтверждал: «Это игрушка, эту рыбку можно брать в руки, она игрушечная, а не живая».
Затем воспитатель направлял внимание детей на аквариум, спрашивал, что делают рыбки. После их ответов уточнял: «Рыбки плавают в воде. Они живые - плавают сами, никто им не помогает». Клал игрушечную рыбку в таз с водой, просил детей посмотреть, что делает игрушка. Уточнял: «Игрушка лежит на воде, не плавает. Эта рыбка игрушечная, неживая, она сама плавать не может. С ней можно поиграть». Изображал рыбкой движение в воде, предлагал двум-трем детям повторить игру.
Сопоставление продолжалось - воспитатель кормил рыб в аквариуме, дети наблюдали, как они едят, а взрослый подчеркивал: «Золотые рыбки живые, их надо кормить каждый день, иначе они могут умереть. Живые рыбки сами едят корм: увидят его, подплывут и ртом хватают. Они живые - сами едят». Затем воспитатель выяснял, как надо кормить игрушечных рыбок: сыпал рыбий корм перед игрушкой, которая лежит на воде в тазу, предлагал посмотреть и сказать, ест ли она его. Уточнял: «Эта рыбка не ест - она игрушечная, неживая. С ней можно поиграть - покормить ее понарошку». Воспитатель вынимал игрушку из воды, вытирал, просил детей дать кукольную посуду, показывал, как он кормит рыбку кашей из тарелки. Предлагал нескольким детям покормить ее, напоить чаем, а потом погулять с ней, побаюкать, покатать в машине.
В завершение воспитатель подчеркивал: с живыми и игрушечными рыбками допустимы разные виды деятельности: «На живых можно смотреть, наблюдать за ними очень интересно - как они сами едят корм, плавают в воде. А с игрушечными рыбками можно играть, брать их в руки. Теперь, если кто хочет, останьтесь возле аквариума и понаблюдайте за золотыми рыбками. Тому, кто хочет играть, я дам игрушечных рыбок, и вы с ними поиграете».
Для формирования у детей практических умений и навыков трудовых умений в природе были использованы игровые обучающие ситуации с использованием такого литературного персонажа, как Карлсон. Данный персонаж приходил в гости к детям и вместе с детьми заботился о растениях в уголке природы.
Игровой персонаж Чиполлино, помогал детям выращивать лук, а Колобок знакомился вместе с детьми с жизнью лесных обитателей.
Для стимулирования гуманных отношений к живому было проведено занятие – игра «Оказание помощи планете «Северное сияние».(Приложение 10)
Спроектированная модель экологического воспитания детей включала в себя не только работу с детьми, но и также методическую работу. В рамках этой работы с воспитателями была проведена консультация на тему «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» (Приложение 11).
В рамках работы с родителями было организовано родительское собрание, тема которого была «Роль игры в развитии детей» (Приложение 12).
На этом работа формирующего эксперимента была завершена.
2.3 Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента
С целью определения эффективности проделанной работы по использованию игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании дошкольников экспериментальной группы был проведен контрольный эксперимент