Индивидуализация тренировки легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции на основе разделения спортсменов на типологические группы.


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 33 Дзержинского района Волгограда»
Индивидуализация тренировки легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции на основе разделения спортсменов на типологические группы.
Составитель:
учитель физической культуры
первой квалификационной категории
МОУ СШ № 33
Скрипкин Алексей Сергеевич
Волгоград 2016
Анализ содержания фундаментальных публикаций, формирующих современную методологию индивидуально ориентированного построения тренировочного процесса юных спортсменов, показывает, что разработанность двух основных составляющих ее компонентов далеко не равнозначна. Достаточно полно определено понимание того, что необходимо учитывать различные средства, подходы и компоненты при индивидуализации тренировки, гораздо хуже обстоит дело с инструкциями, как это осуществлять.
В этой связи всё более убедительной становится необходимость выработки частных концепций индивидуализированного моделирования тренировочного процесса для юных спортсменов. В этой связи основной упор в тренировке должен быть сделан на использовании тех упражнений, которые в большей мере соответствуют особенностям ритма развития двигательной функции подростков. Поэтому оказывается очень важным подбор средств и методов тренировки.
В последние годы все большее количество специалистов приходят к выводу, что воздействие таких средств, как спортивные и подвижные игры, комплексы специально-подготовительных упражнений, близких по структуре к легкоатлетическим видам, должно быть в основном направлено на дальнейшее развитие физических качеств.Мнения специалистов по поводу вопроса об использовании значительных объемов собственно спринтерского бега в первые годы занятий разделились. Одни авторы считают, что тем самым появляется опасность искусственно «заузить» круг тренировочных средств, придать тренировке излишне специализированный характер. Другие напротив, не видят в этом линии на форсирование тренировочного процесса. В этой связи разработка педагогической технологии индивидуально ориентированного построения многолетнего тренировочного процесса юных спринтеров является актуальной научной и практической задачей. Кроме того, необходимо чётко определить целесообразное место каждого из таких заданий в общей структуре специфической двигательной деятельности.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных легкоатлетов 12-14лет на начальных этапах многолетней спортивной подготовки
Предмет исследования: индивидуализация тренировочного процесса юных легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции на начальных этапах спортивной подготовки.
Цель: выявить критерии тренированности и разработать методику индивидуализации подготовки юных легкоатлетов-спринтеров 12-14 лет.
Гипотеза:
Уровень спортивного мастерства легкоатлетов будет успешно сформирован, если:
предварительно выявить и обобщить передовые теоретические представления и методические взгляды на построение занятий с юными легкоатлетами-спринтерами на различных этапах многолетней подготовки;
выявить критерии становления мастерства в спринтерском беге, определить основные факторы, влияющие на состав тренировочных средств, параметры нагрузок в подготовке спринтеров
спроектировать тренировочные задания для данного контингента занимающихся, исходя из уровня их физической подготовленности.
Задачи исследования:
1.Установить основные закономерности и типы становления спортивного мастерства у сильнейших спринтеров.
2.Выявить структуру развития физических способностей у легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции различной спортивной квалификации
3.Разработать и экспериментально обосновать методику индивидуализированного подхода юных легкоатлетов-спринтеров 12-14лет на основе разделения спортсменов на типоспецифические группы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ и обобщение литературных источников;
- педагогическое наблюдение;
- хронометрирование;
- обобщение передового практического опыта;
- антропометрические измерения;
- спирометрия;
- методы определения половой зрелости;
- оценка функционального состояния нервно-мышечного аппарата;
- педагогические контрольные испытания;
- динамометрия;
- медико-биологические методы исследования;
- педагогический эксперимент;
- методы математической статистики.
Основной педагогический эксперимент проводился на базе СДЮСШОР-10 г.Волгограда в период с 2012-2014 годы.
Цель осуществленного педагогического эксперимента состояла в том, чтобы усовершенствовать методику подготовки юных бегунов на короткие дистанции.
Учебные занятия в контрольной группе проводились по календарному плану, составленному на основе типовой учебной программы ДЮСШ, применялась общепринятая методика проведения учебных занятий. В экспериментальной группе использовалось построение тренировочного процесса юных бегунов на короткие дистанции на основе разделения на типологические группы.
С целью выявления характерных особенностей динамики спортивных результатов мы изучили спортивные биографии 37 сильнейших спринтеров мира (средний результат в беге на 100м – 10.06 с) и 11 бегунов сборной команды России (средний результат – 10,16 с). При этом принимались во внимание: возраст, в котором показан первый результат; исходный уровень результатов; возраст достижения высших результатов и продолжительность этапа их улучшения; интенсивность (темпы) роста результатов. Анализ показал, что все сильнейшие бегуны мира обладали очень высоким исходным уровнем спортивных результатов (средний показатель – 11,34 с). Вот наиболее яркие примеры: Э. Харт в 14 лет показывал 10,8 с, Д. Хайнс в 15 лет – 10,5 с, В. Борзов в 15 лет – 10,8 с., М.Грин в 21год – 9,88с., У.Болт в 21год – 10,03с.
Большая часть сильнейших спринтеров мира (32 человека) приступила к специализированным тренировкам в возрасте 13-18 лет, а пятеро начали выступления в спринте после 19 лет. Этим объясняется и различный исходный уровень результатов. У группы бегунов, начавших специализированную тренировку в 13-14 лет, первоначальные результаты в беге на 100 м равнялись в среднем 11,69 с, в то время как у тех, кто начал специализироваться в 17-18 лет – 11,15 секунды. Иными словами, чем позже начиналась узкая специализация, тем более высоких результатов достигали спортсмены в первых стартах.
По нашим данным, оптимальная зона достижения высоких спортивных результатов у мужчин в беге на 100м следует считать возраст 26-29 лет.
Результаты нашего исследования показали, что наибольшая изменчивость показателей специальной физической подготовленности юных спринтеров наблюдается в возрасте 14-15 лет. Среди них выделяются силовые и технические характеристики, которые требуют дифференцированного подхода.
Для разделения занимающихся по типологическим группам нами использовался способ оценки тестовых заданий, характеризующих уровень разносторонней физической подготовленности.
Определив индивидуальный профиль физической подготовленности юного спринтера, выделяем её принадлежность к одной из типологических групп по признаку доминирования физических способностей.
Типоспецифичность тренировки зависит от индивидуальных особенностей спортсменов, а акцентирование тренирующих воздействий на отдельных этапах многолетней подготовки во многом зависит от методических установок тренеров.
В количественном отношении превалирует «силовой» тип (38,9%), а наименьшее количество занимающихся отнесено к «скоростному» типу (17,8%). Промежуточное положение занимают спринтеры «технического»(18,9%) типа. Соотношения данных контингентов во многом определяются методическими подходами тренеров.
Корреляционный анализ показал специфику взаимосвязи показателей специальной физической подготовленности и спортивных результатов у различных контингентов юных спортсменов. В возрасте 14-15 лет у спортсменов «силового» типа наиболее информативными являются следующие характеристики: относительная сила подошвенных сгибателей стопы (r = -0,734), относительная сила мышц разгибателей ноги (r = -0,710), двойной прыжок в длину на маховой ноге (r = -0,701). У спортсменов «скоростного» типа к таким характеристикам отнесены результаты бега на 100м (r = 0,890), бега на 60м (r = 0,874), бега на 30м с ходу (r = 0,840), у «технического»- бега на 100м (r = 0,804), бега на 60м (r = 0,781).
Результаты бега на 100м взаимосвязаны со всеми показателями, характеризующими уровни специальной физической подготовленности данных типов легкоатлетов.
У спринтеров скоростного типа выявлено 17 достоверных взаимосвязей между показателями специальной физической подготовленности и только две при однопроцентном уровне значимости. Наиболее тесно взаимосвязаны показатели тройного прыжка с места и десятерного прыжка с места (r = 0,880), бега на 100м и бега на 60м (r = 0,878).Результаты наших исследований убеждают в том, что необходимо проблему подготовки юных спринтеров решать на основе их типологических особенностей, выделяя «скоростной», «силовой», «технический» типы. Не целесообразно выполнять одинаковые нагрузки для данных контингентов легкоатлетов. Сочетание специальной физической подготовленности с ритма- темповыми характеристиками спринтерского бега – важнейшая проблема подготовки спортсменов, занимающихся данным видом легкой атлетики.
Выявленные нами закономерности в определенной мере вписываются в начальные этапы многолетней тренировки юных спринтеров: предварительной подготовки, начальной специализации и углубленной тренировки.